Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF PRACTICAL SKILLS IN BASIC LIFE SAFETY FOR SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Ziyatdinova A.I. 1 Mustaev R.Sh. 1 Salikhov N.R. 1 Misbakhov A.A. 1 Kuznetsova O.Yu. 1 Sanatullov A.E. 2
1 Kazan (Volga region) Federal University
2 MBOU Lyceum No. 177
Based on the study, the effectiveness of extracurricular work in the process of forming practical skills in the basics of life safety was analyzed. The program of extracurricular activities on the formation of practical skills of safe road behavior for schoolchildren of the 5th grade of urban and rural schools was tested. The results of the ascertaining stage determined a low level of knowledge of the rules of the road among schoolchildren, as 45?% of children from a city school and 60?% from a rural school do not know the rules of the road. At the control stage, after the implementation of our program for studying traffic rules, the following data were obtained: 70?% of city school students have a high level of knowledge, which is 15?% more than the results of children studying in a rural school. Moreover, the low level of knowledge of the rules of the road between the studied groups did not have significant differences. In our program for the prevention of childhood injuries, the main focus was on the acquisition of knowledge and skills with the direct participation of the students themselves, their parents, a life safety teacher, with the involvement of employees of the state traffic safety inspectorate. The study revealed that extracurricular activities contribute to the formation of practical skills in the field of traffic rules and, accordingly, injury prevention among students in the 5th grade.
schoolchildren
safety
extracurricular activities
health
traffic rules

В содержании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» модуль «Безопасность на дорогах» занимает одно из центральных мест и является одним из основных в профилактике и сохранении здоровья подрастающего поколения. Профилактика детского транспортного травматизма возможна не только при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде, но и сформированности у них транспортной культуры [1]. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, заказом системы образования на подготовку детей к безопасной жизни и деятельности в условиях развивающейся транспортной среды. В качестве одной из приоритетных задач Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. отмечено уменьшение показателя смертности населения, которое рассматривает взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий с демографическими потерями. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.» отражает основные задачи в сфере повышения безопасности дорожного движения [2]. Проблема безопасности является актуальной, так как это обусловлено в основном нарушением здоровья, как трудоспособного так и детского населения. А также общество несет огромные экономические потери и убытки от несчастных случаев, пожаров, аварий, катастроф [3]. В результате аварий Россия ежегодно теряет 2 % ВВП, по мнению руководства ГИБДД, в будущем следует ожидать гибель на дорогах по «прогрессивному сценарию» [4]. Дорожно?транспортные происшествия и количество населения пострадавшего в них считаются самыми серьёзными социальными проблемами в мире.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить следующие противоречия между необходимостью формирования практических навыков основ безопасности жизнедеятельности школьников и недостатком использования потенциала внеклассной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Деятельность должна быть направлена на расширение и углубление знаний учащихся, на формирование и развитие их практических умений оказания первой помощи пострадавшим. При этом внеклассная работа со школьниками должна иметь практико-ориентированный характер и быть направлена на достижение планируемых образовательных результатов [5, 6]. В настоящее время образованность осознается обществом как владение технологией работы с информацией, совершенствование навыков самообразования и мотивации собственной деятельности.

В связи с этим нами определена цель исследования: изучить эффективность внеурочной деятельности в процессе формирования практических навыков безопасного поведения на дорогах у школьников 5-х классов.

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании участвовали мальчики и девочки 5-х классов лицея № 177 г. Казани и школы поселка городского типа Балтаси Республики Татарстан, общее количество – 168 учащихся. Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Методы: анкетирование, тестирование – проверка уровня знаний правил дорожного движения (ПДД) проводилась по критериям: высокий уровень – допускалась 1 ошибка или отсутствие ошибок при ответах на вопросы; средний уровень – 2–3 ошибки; низкий уровень – 4 и более ошибок.

Результаты исследования и их обсуждение

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводится средствами урочной и внеурочной деятельности, однако отсутствует комплексный подход в решении данной проблемы. Поскольку данное направление является очень актуальным, то исследования были направлены на формирование навыков в сфере безопасности дорожного движения школьников.

По статистике, в дорожно-транспортное происшествие (ДТП) чаще всего попадают школьники в возрасте от 7 до 13 лет – более 60 % всех аварий с участием детей. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие с участием детей заканчивается серьезными последствиями, они получают различные виды травм, каждая четвертая авария происходит по вине самих детей, самым распространенным нарушением стал переход дороги в неустановленном месте. Причин травматизма много: учащиеся не владеют навыками по безопасному поведению; многие пренебрегают и не знают элементарные правила дорожного движения; не могут анализировать дорожную обстановку, у них возникает состояние страха; в их действиях проявляется несформированность экстраполяционных рефлексов.

Современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуре личной безопасности.

Урочная работа по ОБЖ должна способствовать самосовершенствованию, формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных, нравственных качеств личности ребенка. Она может проводиться на следующих уровнях:

I уровень – использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ, в основном проявляется инициатива учителя; II уровень – развить и поддержать интерес учащихся к предмету, учитываются индивидуальные особенности учащихся; III уровень – самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.

Работа по ознакомлению с ПДД начинается в начальной школе, проводится в ходе изучения предмета «Окружающий мир» или «Основ безопасности жизнедеятельности», но так как этого оказалось недостаточно, соответственно, нами была разработана рабочая программа внеурочной деятельности по направлению безопасности на дорогах – «Азбука юного пешехода» (таблица). Программа (10 ч в год) составлена по трем основным видам деятельности: обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий, теоретические знания правил дорожного движения и безопасного поведения на улице; творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде); практическая отработка двигательных умений, координации движений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Тематический план внеурочной деятельности «Азбука юного пешехода»

Разделы

Всего часов

1

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

2

Разметки на дороге

1

3

Движение пешеходов

1

4

Разновидности светофоров

1

5

Городской транспорт

1

6

Регулировщик. Жесты регулировщика.

1

7

Права и обязанности велосипедиста

1

8

Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания)

2

9

Причины возникновения ДТП

1

Итого часов

 

10

В предложенной программе по профилактике детского травматизма на дорогах использовались мероприятия, которые не требовали каких-либо специальных ресурсов, но в то же время стали эффективными методами и формами работы. Во внеурочной работе использовали: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры, видеоуроки по соблюдению правил дорожного движения, креативные задания.

В процессе исследования на констатирующем этапе детям была предложена анкета с вопросами, которые позволили определить знания о правилах дорожного движения. Проанализировав ответы учащихся, выявили следующее: что 45 % детей из лицея и 60 % из сельской школы считают, что не знают правил дорожного движения (ПДД); а 37 % и 31 % соответственно узнают о ПДД только на уроках ОБЖ, а остальные 18 % и 9 % респондентов получают информацию от родителей. Отвечая на вопросы анкеты, 46 % родителей в начале исследования не придавали особого значения правилам безопасного поведения детей на дорогах, особенно родители учащихся сельской школы.

В эксперименте были запланированы и проведены мероприятия совместные с родителями учащихся, так как обучать детей безопасности поведения на дорогах один из элементов воспитания, а дети копируют поведение родителей, в частности, ведут на дорогах себя так же, как и они. Таким примером является правило перехода дороги вместе с ребенком, необходимо крепко держать его руку, точно следовать ПДД; нельзя торопиться и переходить на бег.

При тестировании знаний (констатирующий этап) на вопрос «С какого возраста можно управлять велосипедом?» правильно ответили 59 % учеников, остальные ответили неправильно. На третий вопрос «Какие знаки помогут пешеходу перейти дорогу?» только 38 % учащихся сельской школы правильно ответили, тогда как на данный вопрос у 62 % городских школьников отмечен высокий результат. Вопрос «Как правильно переходить дорогу от остановки, где остановился автобус?» не вызвал затруднений среди исследуемого контингента, 52 % учащихся сельской школы и 60 % лицея допустили 1–2 ошибки. На десятый вопрос «Что означает непрерывная сплошная линия на дороге?» правильно ответили всего 42 % учеников лицея и 28 % детей, проживающих в сельской местности. Таким образом, при анализе ответов респондентов на констатирующем этапе определены основные направления по изучению вопросов правил дорожного движения.

Результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость проведения дополнительных занятий по изучению правил дорожного движения и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Учитывая, что в настоящее время не во всех школах существует специальная база с опытом работы по данному направлению, в основном это занятия в рамках уроков по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», нами определена необходимость повысить эффективность внеурочной деятельности.

Формирование положительной мотивации и познавательного интереса к занятиям по программе «Азбука юного пешехода» осуществлялось в форме подведения итогов: тестирование, турнир «Знатоки дорожного движения», игра «Безопасное колесо», были определены личностные результаты школьников. Данная программа в процессе ее реализации вызвала большой интерес у детей, так как для овладения знаниями преобладал наглядный и практический методы. Дети имели возможность познакомиться со спецификой работы инспектора ГИБДД, прокатиться в патрульном автомобиле, изучить разметку и дорожные знаки, а также особенности дорожно-патрульной службы. По мнению авторов, такое обучение не может быть полноценным, если в этот образовательный процесс не вовлечен руководитель органа внутренних дел [7].

В процессе совместных бесед педагога, психолога школы, представителя ГИБДД акцентировали внимание на формировании безопасности личности: с учетом физиологических особенностей данного возраста, темперамента, стрессовых ситуаций на дорогах и отсутствия стабильности в поведении ребенка.

Анализ тестовых заданий (контрольный этап) определил осознанный интерес к изучению учащимися правил дорожного движения, а также к профилактике травматизма на дорогах. При тестировании нами выявлен высокий уровень знаний дорожных знаков у 78 % учащихся лицея и 55 % сельских школьников, они допустили при ответах 1–2 ошибки (рисунок).

zijt1.wmf

Уровень знаний дорожных знаков учащихся 5-х классов (контрольный этап)

Существенное значение во всех исследуемых группах вызвали практические, наглядные и игровые методы обучения правилам безопасного поведения. При этом низкий уровень знаний отмечен у 6 % лицеистов и 10 % учащихся сельской школы. По теме «Городской транспорт и движение пешеходов» (таблица) знания улучшились на 16 % в большей степени у школьников, а у учащихся лицея на 12 %, в целом общий уровень знаний в обеих группах высокий.

Нами было выявлено, что в игровой форме у детей незаметно для них самих приобретаются навыки безопасного поведения на дороге, а также лучше закрепляются знания по изучению дорожных знаков. Самое же главное – это нужно заинтересовать детей, а также их родителей в изучении безопасного поведения на дорогах, используя разные педагогические методы и формы. В своих исследованиях учитывали принцип адекватности, любая нагрузка в учебно-воспитательном процессе должна соизмеряться с возрастом детей.

Участниками, формирующими безопасное поведение в дорожно-транспортной среде, должны быть: родители, учитель ОБЖ, психолог, весь педагогический коллектив, работники ГИБДД, органы полиции и здравоохранения, средства массовой информации (разработка специальных программ для школьников).

Заключение

Таким образом, проведенные исследования выявили, что учащиеся с большим интересом участвуют во внеурочной работе по предмету ОБЖ, которая является основой формирования навыков в соблюдении правил дорожного движения.

На основе полученных данных определено, что на безопасное поведение детей на дорогах влияют полученные знания о правилах дорожного движения, особенно владение навыками. По результатам анкетирования установлено, что в процессе использования различных средств во внеурочной работе у школьников возросла мотивация к изучению основ безопасного поведения. Многие родители совместно с детьми участвовали в мероприятиях по профилактике детского травматизма на дорогах и совершенствовали свои знания в этой области, что подтверждается ответами на вопрос анкеты «значение знаний о безопасном поведении на дорогах для детей», 74 % родителей ответили положительно (контрольный этап).

При сравнении полученных результатов тестирования среди детей 5-х классов (констатирующий и контрольный этапы) нами установлено, что уровень знаний о безопасном поведении на дорогах повысился у учащихся лицея и сельской школы на 22 % и 15 %, соответственно.

Следовательно, подтверждена гипотеза исследования о том, что процесс формирования практических основ безопасности жизнедеятельности у школьников будет эффективным при следующих педагогических условиях:

– учёт возрастных особенностей;

– использование потенциала внеурочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, комплексное применение форм и средств в процессе обучения.

Таким образом, систематическое изучение правил овладения навыками безопасного поведения на дорогах, для учащихся 5-х классов является важным аспектом в учебно-воспитательном процессе и началом формирования личности безопасного типа поведения. Это, безусловно, цель в деятельности учителя ОБЖ для достижения которой должны быть использованы как основные формы проведения занятий, так и внеурочная деятельность учащихся.