Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF A TECHNIQUE OF DIAGNOSTICS OF INDIVIDUAL FEATURES OF MOTOR ACTIVITY OF THE GROWING PERSON

Grebneva V.V. 1 Sadovski M.V. 1
1 Belgorod State National Research University
In this article the technique of research of individual features of motor activity of children of preschool and primary school age is offered. In connection with the decline in health indicators and indicators of physical development of children, the problems of regulation of motor activity acquire state importance. The authors highlight the problem of research in the search for pedagogical opportunities to optimize the motor activity of a growing person in the preschool period of childhood. On the basis of the analysis of scientific publications, the technique of diagnostics of individual features of motor activity of the growing person was developed. We considered the signs of motor activity of the child, and especially changes in case of deviation in one direction or another from the norm. It is shown that the behavioral features of motor activity of children are due to the properties of the nervous system, basic needs and gender orientation. This allows you to effectively organize the process of formation of motor skills in children, based on the principle of naturalness and individual approach. The results of the study indicate its effectiveness, which consists in providing the possibility of distributing the sample on several grounds: behavioral characteristics of motor activity; individual typological properties of the nervous system; gender characteristics; the profile of the basic needs of the subjects.
motor activity
gender
individual characteristics
child
preschool age

Диагностика психологических и поведенческих особенностей ребенка дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего проводится с использованием метода наблюдения или опросников самого ребенка, а также его родителей. Метод наблюдения действительно является наиболее эффективным в плане изучения особенностей растущего человека. Хорошие результаты приносят и опросники. В то же время и тот и другой метод не достаточно глубоко проникают в суть наблюдаемого поведения или состояния, не объясняют его глубинные истоки и причины. Вследствие поверхностной констатации сложно создавать эффективные средовые условия, необходимые для развития ребенка. Возможно, это объясняется тем, что наблюдение и опросы могут проводиться воспитателем, учителем, родителем, поскольку не требуют специальных компетенций, необходимых для обработки данных. Да и используются они в большей степени для констатации того или иного факта, с целью описания особенностей поведения ребенка на педагогическом совете или родительском собрании, а также для описания результатов какого-либо проекта.

Цель исследования: на основе анализа научных публикаций разработать методики диагностики индивидуальных особенностей двигательной активности растущего человека.

Материалы и методы исследования

В своих исследованиях S. Iivonen и A.K. Sääkslahti отмечают, что основные двигательные навыки влияют на детское физическое, социальное и когнитивное развитие. Они отмечают необходимость выявления положительных детерминант двигательного развития, таких как стабильность опорно-двигательного аппарата, а также манипулятивных движений у детей в возрасте от трех до шести лет [1]. Hsien Liang Melvin Chung, Whye Lian Cheah и Helmy Hazmi провели исследование, направленное на определение двигательной квалификации у детей дошкольного возраста и их гендерных различий. Данные исследования подтверждают необходимость обеспечения гендерного разделения игр или спорта, так как мальчики и девочки могут достичь равного уровня двигательных навыков для участия в более широком диапазоне физических нагрузок [2]. Данная идея нашла свое подтверждение в работе Barbara Coiro Spessato, Carl Gabbard, Nadia Valentini и Mary Rudisill, которые в своем исследовании сравнивали статус двигательной активности бразильских мальчиков и девочек, 3–10 лет. Они пришли к выводу о гендерных различиях в двигательной активности детей [3]. Для наблюдения двигательной активности ребенка, разработанного нами на основе методики диагностики двигательной расторможенности дошкольников до 7 лет, разработанной американскими учеными Мэри Алворд и Патрисией Бейкер (Alvord, Baker & Associates) [4]. В отличие от авторов методики, авторы рассматривают приведенные в таблице признаки как двигательную активность ребенка, деформация которой происходит в случае отклонения в ту или иную сторону от нормы (таблица).

Бланк протокола наблюдения двигательной активности ребенка (образец)

Инструкция к заполнению. Отметьте наличие признака у ребенка. Переведите отмеченные варианты в баллы, соответственно инструкции: «Всегда» – гиперактивность (3 балла, повышенная); «Часто» – средняя активность (2 балла, норма); «Иногда» – гипоактивность (1 балл, сниженная).

Чаще бегает, чем ходит

Взбирается на мебель, парты, стеллажи

Суетлив (изворачивается, прыгает, раскачивается)

Делает все с шумом (роняет, спотыкается, переворачивает)

Все время играет и вовлекает других

 

часто

всегда

иногда

часто

всегда

иногда

часто

всегда

иногда

часто

всегда

иногда

часто

всегда

иногда

1

х

   

х

     

х

   

х

   

х

 

2

   

х

     

х

   

х

   

х

   

3

х

     

х

   

х

   

х

     

х

4

     

х

     

х

   

х

   

х

 

5

                             

6

х

       

х

   

х

   

х

   

х

Результаты исследования и их обсуждение

Подсчет и интерпретация результатов. Посчитайте средний балл по каждому ребенку (разделите полученную сумму баллов на количество признаков (в нашем случае их число – 5)*.

*Примечание. При желании или необходимости вы можете расширить список признаков, либо заменить их на другие.

Как показал наш опыт, на основании данного протокола можно распределить выборку испытуемых соответственно на три группы:

1-я группа – дети с нормальной (средней) двигательной активностью, уравновешены, жизнерадостны и доброжелательны, с интересом участвуют в совместной деятельности, обладают сформированным произвольным поведением и вниманием.

2-я группа – малоподвижные дети, со сниженной двигательной активностью малоактивны, держатся обособленно, выбирают пассивные игры, предпочитают пассивное наблюдение за деятельностью сверстников собственному участию в ней. Такие дети отличаются застенчивостью, нерешительностью, часто плачут и обижаются. Сниженные двигательные функции могут привести к задержке психического развития таких детей.

3-я группа – гиперактивные дети (повышенная двигательная активность), отличаются отсутствием опыта «играть по правилам», преобладанием непроизвольного внимания, импульсивны, не умеют считаться со сверстниками, что часто приводит к конфликтам с ними. Для них характерны вспышки агрессии и гнева. Любят играть в военные игры. Склонны к травматизации.

Особенности двигательной активности детей 2-й и 3-й группы могут являться своеобразным защитным механизмом в случае дезадаптации ребенка в социальной (семейной, образовательной) среде, а также свидетельствовать о врожденных свойствах нервной системы (типе темперамента). Не секрет, что ребенку с холерическим типом нервной системы свойственен и «холерический» (взрывной) тип двигательной активности. Она зачастую неуправляема, непредсказуема и импульсивна. Ребенок-холерик все время находится в движении, переживая гамму положительных и отрицательных эмоций. Ребенок-сангвиник более управляем, способен контролировать собственные эмоции и потребности в движении. Он – экстраверт и оптимист, с удовольствием включается в двигательные игры и действия совместно со сверстниками, оценивая свои собственные возможности и способности. Переживаемые им эмоции – в большей степени положительные. Меланхолики и флегматики, относящиеся к интровертированным типам, пассивнее двух предыдущих типов. Биологическая потребность в движении у них снижена. Активным играм со сверстниками они предпочитают пассивные игры в одиночестве. Меланхолики часто отказываются от активных игр из-за страха получить травму, или наказания со стороны взрослого, поскольку ориентированы к опыту отрицательных эмоций. Флегматик чаще всего безразличен к тому, что происходит вокруг, поскольку долго пытается вникнуть в суть происходящего, не успевая за сверстниками. Находит себе подобных и играет с ними, либо с удовольствием предается одиночеству. Конечно же «чистых» типов не существует, однако склонности к тому или иному типу можно выявить с помощью разработанной нами методики диагностики свойств нервной системы «Визуальные метафоры темперамента» [5]. Данную методику можно использовать для детей с трехлетнего возраста, поскольку она является проективной, обращенной к участку мозга, отвечающему за эмоции, а также и не требует определенного уровня интеллектуального развития. Для определения механизма действия метафор мы использовали два основополагающих аспекта, касающихся особенностей нервной системы: впечатлительность (внутренний рисунок) и импульсивность (внешний рисунок). Здесь мы опираемся на теоретические выводы С.Л. Рубинштейна, согласно которым темперамент индивида характеризуется «силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека» (впечатлительность), а также «силой побуждений, скоростью с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие» (импульсивность) [6, с. 614–619]. Другими словами, впечатлительность – это способность к проявлению бурной реакции на средовые стимулы, а также склонность к запоминанию объектов внешнего мира на длительное время. У детей с разным типом темперамента впечатлительность всегда индивидуальна и напрямую связана с эмоциональной сферой ребенка, реакция на впечатления которого выражается в быстроте, силе и устойчивости, соответствующих свойствам нервной системы. Импульсивность же связана с силой воли, с наличием потребности в деятельности (активности) и обуславливает скорость перехода побуждений в действие. Заручившись научными выводами относительно описанных нами свойств нервной системы, с применением визуальной метафоры мы разработали проективную диагностическую методику для детей дошкольного возраста, позволяющую достаточно быстро и эффективно провести скрининг свойств нервной системы детей по шкале «впечатлительность – импульсивность» (рис. 1).

Метафора флегматического темперамента (рис. 1.1) отражает слабую впечатлительность и малую импульсивность; холерического (рис. 1.2) – сильную впечатлительность и высокую импульсивность; сангвинического (рис. 1.3) – слабую впечатлительность и большую импульсивность; меланхолического – сильную впечатлительность и малую импульсивность.

grebn1.tif

Рис. 1. Визуальные метафоры динамических особенностей психической деятельности и поведения человека (В.В. Гребнева, 2014)

Инструкция. Перед ребенком выкладываются четыре рисунка (картинки). «Внимательно рассмотрите четыре картинки и выберите наиболее понравившуюся из них». Для детей можно варьировать инструкцию: «Какую картинку ты хотел бы нарисовать?», «Какую картинку ты подарил бы маме или папе?» и т.п. Опыт применения данной методики показал, что дети, которые ассоциируют значимого для них взрослого (родителя, воспитателя) или сверстника с той или иной картинкой, с большой вероятностью «угадывают» выбор той же понравившейся им картинки самим взрослым или сверстником.

Получив результаты диагностики по данной методике, можно сравнить их с результатами наблюдений, повысив, таким образом, достоверность первой и второй методик.

Исследуя особенности двигательной активности детей, часто приходится делить выборку испытуемых по гендерному признаку. Как правило, воспитатели делят ее на «девочек» и «мальчиков», упрощая путь исследования и искажая понятия «гендер» и «пол». Данные понятия не являются идентичными, поскольку в первом случае речь будет идти о культурном поле (гендере), во втором – о биологическом. Разделив выборку по половым биологическим признакам на девочек и мальчиков, мы можем не обнаружить значительных расхождений в особенностях проявления двигательной активности детей. Совсем иная картина наблюдается в случае разделения выборки в соответствии с гендерными свойствами детей: маскулинными (мужскими), феминными (женскими) и андрогинными (смешанными). В таком случае мы можем наблюдать феминные особенности активности некоторых мальчиков и, наоборот, маскулинные у девочек. Для диагностики гендерной принадлежности у взрослых наиболее часто используется поло-ролевой опросник Сандры Бем [7]. Для детей мы успешно применяем метод определения гендерной принадлежности по особенностям строения руки, разработанный и описанный в отечественной психологии В.П. Симоновым [8, с. 40–44].

Для женского (феминного) типа руки характерны утонченность и удлиненность пальцев, кроме того, указательный палец длиннее безымянного (Ф). Маскулинный (мужской) тип руки отличается от феминного более короткими и утолщенными пальцами. Имеются различия и между указательным и безымянным пальцами: указательный палец короче безымянного (М). Андрогинный (смешанный) тип можно наблюдать в двух вариантах: а) как на картинке, когда безымянный и указательный пальцы на обеих руках одинаково ровные (А); б) когда одна рука выглядит как феминная (Ф), другая – маскулинная (М). Наши наблюдения показывают, что чем больше расхождения между указательным и безымянным пальцами, тем ярче проявляется тот или иной гендерный признак у ребенка.

grebn2.tif

Рис. 2. Физические признаки гендерной асимметрии (на примере кистей рук детей спортсменов в возрасте 10 лет)

grebn3.wmf

Рис. 3. Методика диагностики ведущих инстинктов-потребностей («Инстинкт-профиль» В.И. Гарбузова)*. *Примечание: основные жизненные потребности: в самосохранении (1) и продолжении рода (2),альтруистические (3), потребности исследования (4), доминирования (5), свободы (6), сохранения достоинства (7)

Распределив выборку испытуемых по гендерному признаку, мы можем сравнить полученные результаты с особенностями профиля потребностей в каждой группе. Для этой цели мы рекомендуем использовать проективный вариант методики диагностики потребностей человека, разработанной В.И. Гарбузовым [9].

Врожденными ориентирами, формирующими систему индивидуальных потребностей и мотивов, установок, интересов, а также поведенческих стереотипов, являются инстинкты – это фундаментальные, эволюционно отобранные и генетически фиксированные основные жизненные потребности. Каждый ребенок обладает индивидуальным инстинкт-профилем, который следует учитывать при формировании мотивов двигательной активности. К примеру, доминирование феминной группы потребностей (1 и 2) может стать причиной формирования мотивации избегания неудач, в то время как маскулинные (4–7) потребности будут способствовать развитию мотивации достижения в учебной деятельности. Альтруистические потребности являются промежуточными, основной их функцией является «примирение» двух групп. Учителю или воспитателю не составит труда построить профиль инстинктов, применив проективную диагностическую карту, разработанную В.И. Гарбузовым в соответствии с модифицированной нами инструкцией [9]. «Выложите в ряд перед ребенком картинки в соответствии с указанным номером на обратной стороне (здесь номер указан на лицевой стороне условно). Предложите ребенку выбрать самый красивый значок и переверните его обратной стороной. Затем из оставшихся выбирайте еще один…и так до тех пор, пока перед вами не получатся картинки с номерами (например: 5 7 3 6 2 4 1). Набор цифр будет указывать на индивидуальные особенности инстинкт-профиля каждого ребенка, проинтерпретировать который вы сможете, обратившись к первоисточнику [9].

Как мы уже указывали, профиль потребностей состоит из феминных (самосохранения и продолжения рода) и маскулинных (исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства) признаков. Личность, отдающая предпочтения потребностям 1 и 2, является феминной, 4–5 – маскулинной. Полученные при помощи данной методики профили, подтверждаются физическими гендерными признаками, выявленными нами ранее по методике В.П. Симонова [8]. При этом если в первую тройку наиболее значимых потребностей попадает потребность в альтруизме, физические признаки у испытуемого как правило будут указывать на андрогинный тип личности.

Заключение

Предложенная и апробированная нами методика исследования индивидуальных особенностей двигательной активности детей на выборке испытуемых в возрасте от 5 до 8 лет (n = 285 чел.) подтверждает ее эффективность в возможности распределения выборки по следующим признакам: по поведенческим особенностям двигательной активности; по индивидуально-типологическим свойствам нервной системы; по гендерным признакам; по профилю основных потребностей испытуемых. В результате нами было установлено, что поведенческие особенности двигательной активности детей обусловлены свойствами нервной системы, базовыми потребностями и гендерной направленностью, что в свою очередь позволило нам более эффективно организовать процесс формирования двигательных навыков у детей, основываясь на принципе природосообразности и индивидуальном подходе.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00173.