Диагностика психологических и поведенческих особенностей ребенка дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего проводится с использованием метода наблюдения или опросников самого ребенка, а также его родителей. Метод наблюдения действительно является наиболее эффективным в плане изучения особенностей растущего человека. Хорошие результаты приносят и опросники. В то же время и тот и другой метод не достаточно глубоко проникают в суть наблюдаемого поведения или состояния, не объясняют его глубинные истоки и причины. Вследствие поверхностной констатации сложно создавать эффективные средовые условия, необходимые для развития ребенка. Возможно, это объясняется тем, что наблюдение и опросы могут проводиться воспитателем, учителем, родителем, поскольку не требуют специальных компетенций, необходимых для обработки данных. Да и используются они в большей степени для констатации того или иного факта, с целью описания особенностей поведения ребенка на педагогическом совете или родительском собрании, а также для описания результатов какого-либо проекта.
Цель исследования: на основе анализа научных публикаций разработать методики диагностики индивидуальных особенностей двигательной активности растущего человека.
Материалы и методы исследования
В своих исследованиях S. Iivonen и A.K. Sääkslahti отмечают, что основные двигательные навыки влияют на детское физическое, социальное и когнитивное развитие. Они отмечают необходимость выявления положительных детерминант двигательного развития, таких как стабильность опорно-двигательного аппарата, а также манипулятивных движений у детей в возрасте от трех до шести лет [1]. Hsien Liang Melvin Chung, Whye Lian Cheah и Helmy Hazmi провели исследование, направленное на определение двигательной квалификации у детей дошкольного возраста и их гендерных различий. Данные исследования подтверждают необходимость обеспечения гендерного разделения игр или спорта, так как мальчики и девочки могут достичь равного уровня двигательных навыков для участия в более широком диапазоне физических нагрузок [2]. Данная идея нашла свое подтверждение в работе Barbara Coiro Spessato, Carl Gabbard, Nadia Valentini и Mary Rudisill, которые в своем исследовании сравнивали статус двигательной активности бразильских мальчиков и девочек, 3–10 лет. Они пришли к выводу о гендерных различиях в двигательной активности детей [3]. Для наблюдения двигательной активности ребенка, разработанного нами на основе методики диагностики двигательной расторможенности дошкольников до 7 лет, разработанной американскими учеными Мэри Алворд и Патрисией Бейкер (Alvord, Baker & Associates) [4]. В отличие от авторов методики, авторы рассматривают приведенные в таблице признаки как двигательную активность ребенка, деформация которой происходит в случае отклонения в ту или иную сторону от нормы (таблица).
Бланк протокола наблюдения двигательной активности ребенка (образец)
Инструкция к заполнению. Отметьте наличие признака у ребенка. Переведите отмеченные варианты в баллы, соответственно инструкции: «Всегда» – гиперактивность (3 балла, повышенная); «Часто» – средняя активность (2 балла, норма); «Иногда» – гипоактивность (1 балл, сниженная).
№ |
Чаще бегает, чем ходит |
Взбирается на мебель, парты, стеллажи |
Суетлив (изворачивается, прыгает, раскачивается) |
Делает все с шумом (роняет, спотыкается, переворачивает) |
Все время играет и вовлекает других |
||||||||||
часто |
всегда |
иногда |
часто |
всегда |
иногда |
часто |
всегда |
иногда |
часто |
всегда |
иногда |
часто |
всегда |
иногда |
|
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
2 |
х |
х |
х |
х |
|||||||||||
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
||||||||||
4 |
х |
х |
х |
х |
|||||||||||
5 |
|||||||||||||||
6 |
х |
х |
х |
х |
х |
Результаты исследования и их обсуждение
Подсчет и интерпретация результатов. Посчитайте средний балл по каждому ребенку (разделите полученную сумму баллов на количество признаков (в нашем случае их число – 5)*.
*Примечание. При желании или необходимости вы можете расширить список признаков, либо заменить их на другие.
Как показал наш опыт, на основании данного протокола можно распределить выборку испытуемых соответственно на три группы:
1-я группа – дети с нормальной (средней) двигательной активностью, уравновешены, жизнерадостны и доброжелательны, с интересом участвуют в совместной деятельности, обладают сформированным произвольным поведением и вниманием.
2-я группа – малоподвижные дети, со сниженной двигательной активностью малоактивны, держатся обособленно, выбирают пассивные игры, предпочитают пассивное наблюдение за деятельностью сверстников собственному участию в ней. Такие дети отличаются застенчивостью, нерешительностью, часто плачут и обижаются. Сниженные двигательные функции могут привести к задержке психического развития таких детей.
3-я группа – гиперактивные дети (повышенная двигательная активность), отличаются отсутствием опыта «играть по правилам», преобладанием непроизвольного внимания, импульсивны, не умеют считаться со сверстниками, что часто приводит к конфликтам с ними. Для них характерны вспышки агрессии и гнева. Любят играть в военные игры. Склонны к травматизации.
Особенности двигательной активности детей 2-й и 3-й группы могут являться своеобразным защитным механизмом в случае дезадаптации ребенка в социальной (семейной, образовательной) среде, а также свидетельствовать о врожденных свойствах нервной системы (типе темперамента). Не секрет, что ребенку с холерическим типом нервной системы свойственен и «холерический» (взрывной) тип двигательной активности. Она зачастую неуправляема, непредсказуема и импульсивна. Ребенок-холерик все время находится в движении, переживая гамму положительных и отрицательных эмоций. Ребенок-сангвиник более управляем, способен контролировать собственные эмоции и потребности в движении. Он – экстраверт и оптимист, с удовольствием включается в двигательные игры и действия совместно со сверстниками, оценивая свои собственные возможности и способности. Переживаемые им эмоции – в большей степени положительные. Меланхолики и флегматики, относящиеся к интровертированным типам, пассивнее двух предыдущих типов. Биологическая потребность в движении у них снижена. Активным играм со сверстниками они предпочитают пассивные игры в одиночестве. Меланхолики часто отказываются от активных игр из-за страха получить травму, или наказания со стороны взрослого, поскольку ориентированы к опыту отрицательных эмоций. Флегматик чаще всего безразличен к тому, что происходит вокруг, поскольку долго пытается вникнуть в суть происходящего, не успевая за сверстниками. Находит себе подобных и играет с ними, либо с удовольствием предается одиночеству. Конечно же «чистых» типов не существует, однако склонности к тому или иному типу можно выявить с помощью разработанной нами методики диагностики свойств нервной системы «Визуальные метафоры темперамента» [5]. Данную методику можно использовать для детей с трехлетнего возраста, поскольку она является проективной, обращенной к участку мозга, отвечающему за эмоции, а также и не требует определенного уровня интеллектуального развития. Для определения механизма действия метафор мы использовали два основополагающих аспекта, касающихся особенностей нервной системы: впечатлительность (внутренний рисунок) и импульсивность (внешний рисунок). Здесь мы опираемся на теоретические выводы С.Л. Рубинштейна, согласно которым темперамент индивида характеризуется «силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека» (впечатлительность), а также «силой побуждений, скоростью с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие» (импульсивность) [6, с. 614–619]. Другими словами, впечатлительность – это способность к проявлению бурной реакции на средовые стимулы, а также склонность к запоминанию объектов внешнего мира на длительное время. У детей с разным типом темперамента впечатлительность всегда индивидуальна и напрямую связана с эмоциональной сферой ребенка, реакция на впечатления которого выражается в быстроте, силе и устойчивости, соответствующих свойствам нервной системы. Импульсивность же связана с силой воли, с наличием потребности в деятельности (активности) и обуславливает скорость перехода побуждений в действие. Заручившись научными выводами относительно описанных нами свойств нервной системы, с применением визуальной метафоры мы разработали проективную диагностическую методику для детей дошкольного возраста, позволяющую достаточно быстро и эффективно провести скрининг свойств нервной системы детей по шкале «впечатлительность – импульсивность» (рис. 1).
Метафора флегматического темперамента (рис. 1.1) отражает слабую впечатлительность и малую импульсивность; холерического (рис. 1.2) – сильную впечатлительность и высокую импульсивность; сангвинического (рис. 1.3) – слабую впечатлительность и большую импульсивность; меланхолического – сильную впечатлительность и малую импульсивность.
Рис. 1. Визуальные метафоры динамических особенностей психической деятельности и поведения человека (В.В. Гребнева, 2014)
Инструкция. Перед ребенком выкладываются четыре рисунка (картинки). «Внимательно рассмотрите четыре картинки и выберите наиболее понравившуюся из них». Для детей можно варьировать инструкцию: «Какую картинку ты хотел бы нарисовать?», «Какую картинку ты подарил бы маме или папе?» и т.п. Опыт применения данной методики показал, что дети, которые ассоциируют значимого для них взрослого (родителя, воспитателя) или сверстника с той или иной картинкой, с большой вероятностью «угадывают» выбор той же понравившейся им картинки самим взрослым или сверстником.
Получив результаты диагностики по данной методике, можно сравнить их с результатами наблюдений, повысив, таким образом, достоверность первой и второй методик.
Исследуя особенности двигательной активности детей, часто приходится делить выборку испытуемых по гендерному признаку. Как правило, воспитатели делят ее на «девочек» и «мальчиков», упрощая путь исследования и искажая понятия «гендер» и «пол». Данные понятия не являются идентичными, поскольку в первом случае речь будет идти о культурном поле (гендере), во втором – о биологическом. Разделив выборку по половым биологическим признакам на девочек и мальчиков, мы можем не обнаружить значительных расхождений в особенностях проявления двигательной активности детей. Совсем иная картина наблюдается в случае разделения выборки в соответствии с гендерными свойствами детей: маскулинными (мужскими), феминными (женскими) и андрогинными (смешанными). В таком случае мы можем наблюдать феминные особенности активности некоторых мальчиков и, наоборот, маскулинные у девочек. Для диагностики гендерной принадлежности у взрослых наиболее часто используется поло-ролевой опросник Сандры Бем [7]. Для детей мы успешно применяем метод определения гендерной принадлежности по особенностям строения руки, разработанный и описанный в отечественной психологии В.П. Симоновым [8, с. 40–44].
Для женского (феминного) типа руки характерны утонченность и удлиненность пальцев, кроме того, указательный палец длиннее безымянного (Ф). Маскулинный (мужской) тип руки отличается от феминного более короткими и утолщенными пальцами. Имеются различия и между указательным и безымянным пальцами: указательный палец короче безымянного (М). Андрогинный (смешанный) тип можно наблюдать в двух вариантах: а) как на картинке, когда безымянный и указательный пальцы на обеих руках одинаково ровные (А); б) когда одна рука выглядит как феминная (Ф), другая – маскулинная (М). Наши наблюдения показывают, что чем больше расхождения между указательным и безымянным пальцами, тем ярче проявляется тот или иной гендерный признак у ребенка.
Рис. 2. Физические признаки гендерной асимметрии (на примере кистей рук детей спортсменов в возрасте 10 лет)
Рис. 3. Методика диагностики ведущих инстинктов-потребностей («Инстинкт-профиль» В.И. Гарбузова)*. *Примечание: основные жизненные потребности: в самосохранении (1) и продолжении рода (2),альтруистические (3), потребности исследования (4), доминирования (5), свободы (6), сохранения достоинства (7)
Распределив выборку испытуемых по гендерному признаку, мы можем сравнить полученные результаты с особенностями профиля потребностей в каждой группе. Для этой цели мы рекомендуем использовать проективный вариант методики диагностики потребностей человека, разработанной В.И. Гарбузовым [9].
Врожденными ориентирами, формирующими систему индивидуальных потребностей и мотивов, установок, интересов, а также поведенческих стереотипов, являются инстинкты – это фундаментальные, эволюционно отобранные и генетически фиксированные основные жизненные потребности. Каждый ребенок обладает индивидуальным инстинкт-профилем, который следует учитывать при формировании мотивов двигательной активности. К примеру, доминирование феминной группы потребностей (1 и 2) может стать причиной формирования мотивации избегания неудач, в то время как маскулинные (4–7) потребности будут способствовать развитию мотивации достижения в учебной деятельности. Альтруистические потребности являются промежуточными, основной их функцией является «примирение» двух групп. Учителю или воспитателю не составит труда построить профиль инстинктов, применив проективную диагностическую карту, разработанную В.И. Гарбузовым в соответствии с модифицированной нами инструкцией [9]. «Выложите в ряд перед ребенком картинки в соответствии с указанным номером на обратной стороне (здесь номер указан на лицевой стороне условно). Предложите ребенку выбрать самый красивый значок и переверните его обратной стороной. Затем из оставшихся выбирайте еще один…и так до тех пор, пока перед вами не получатся картинки с номерами (например: 5 7 3 6 2 4 1). Набор цифр будет указывать на индивидуальные особенности инстинкт-профиля каждого ребенка, проинтерпретировать который вы сможете, обратившись к первоисточнику [9].
Как мы уже указывали, профиль потребностей состоит из феминных (самосохранения и продолжения рода) и маскулинных (исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства) признаков. Личность, отдающая предпочтения потребностям 1 и 2, является феминной, 4–5 – маскулинной. Полученные при помощи данной методики профили, подтверждаются физическими гендерными признаками, выявленными нами ранее по методике В.П. Симонова [8]. При этом если в первую тройку наиболее значимых потребностей попадает потребность в альтруизме, физические признаки у испытуемого как правило будут указывать на андрогинный тип личности.
Заключение
Предложенная и апробированная нами методика исследования индивидуальных особенностей двигательной активности детей на выборке испытуемых в возрасте от 5 до 8 лет (n = 285 чел.) подтверждает ее эффективность в возможности распределения выборки по следующим признакам: по поведенческим особенностям двигательной активности; по индивидуально-типологическим свойствам нервной системы; по гендерным признакам; по профилю основных потребностей испытуемых. В результате нами было установлено, что поведенческие особенности двигательной активности детей обусловлены свойствами нервной системы, базовыми потребностями и гендерной направленностью, что в свою очередь позволило нам более эффективно организовать процесс формирования двигательных навыков у детей, основываясь на принципе природосообразности и индивидуальном подходе.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00173.