Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DEVELOPMENTS SCHEMES FOR A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION TEACHER READINESS TO PROJECT ACTIVITIES

Tregubova E.D. 1
1 Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov
The article studies on a secondary vocational education teacher readiness to project activities. This readiness being an integrative part of a secondary vocational education teacher’s personality is crucial for effective project activities. The author regards it as a set of motivation-and-value, cognitive, activity oriented, and reflexive-evaluative structural components. The process of forming the readiness under study is seen as a positive development the components named above via mastering the contents, techniques, methods and means of project activities. The author reveals the study results, both desk and experimental, on exploring the formation process of a secondary vocational education teacher readiness to project activities in terms of a professional education institution. The main methods of research include analysis, simulation, experiment, questionnaire survey, and peer review. The process involves the development and implementation of teaching networks, which consist of methodological, procedural and instrumental levels. The methodological level implies the provisions and principles of systems, activity-oriented individually oriented and project approaches. The procedural component is represented by the interlinkages between forms, methods, motivation, stimulation and training technologies on project activities, along with diagnostic methods, evaluation and correction ones for a secondary vocational education teacher readiness to project activities. The system developed is implemented through research and problem-serving, communication, simulation-role and reflexive technologies. The implementation of the system ensures a secondary vocational education teacher transition to a higher level of the readiness under study.
project activities
a secondary vocational education teacher readiness to project activities
the development of a secondary vocational education teacher readiness to project activities
teaching network
component

Актуальность исследования готовности педагога среднего профессионального образования (далее – СПО) к проектной деятельности и путей ее формирования обусловлена инновационными преобразованиями системы среднего профессионального образования. Решение стратегических задач по совершенствованию структуры, содержания и технологий СПО, развитие системы обеспечения его качества, повышение эффективности управления, актуализируют вопросы готовности педагога СПО к постоянным системным изменениям и с необходимостью влекут изменения требований к его профессионально-педагогической деятельности [1].

Среди наиболее значимых компонентов профессионально-педагогической деятельности педагога исследователи отмечают проектирование и управление проектами, как универсальные компетенции они становятся все более значимыми в условиях современного информационного общества [2–4]. Результаты педагогических исследований указанных компетенций педагогических работников и личный опыт автора свидетельствуют о явно недостаточном уровне их развития: 54,4 % педагогов СПО не проявляют свои компетенции в этой области, из них почти треть (28 %) имеют проблемы с методическим обеспечением проектной деятельности обучающихся [2, с. 254]. При этом пути формирования и развития готовности педагога СПО к проектной деятельности, определение возможностей профессиональной образовательной организации в решении этой проблемы остаются недостаточно исследованными.

Анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, педагогических исследований и практики проектной деятельности педагога СПО позволяет выделить противоречие между объективной востребованностью указанного вида его готовности и недостаточной теоретической разработанностью и научно-методической обеспеченностью процесса ее формирования в условиях профессиональной образовательной организации.

Готовность педагога СПО к проектной деятельности в рамках нашего исследования рассматривается как интегративное качество личности педагога СПО определяющее эффективное осуществление проектной деятельности. Структура готовности педагога СПО к проектной деятельности представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным компонентами [5].

Формирование готовности педагога СПО к проектной деятельности как позитивное изменение указанных компонентов посредством освоения содержания, методов и средств проектной деятельности представляет собой целенаправленный управляемый процесс, обеспечиваемый соответствующим содержанием и характером взаимодействия субъектов профессиональной образовательной организации, адекватностью применяемых педагогических, методических и дидактических средств. Формализация данного процесса требует разработки системы, реализация которой обеспечивала бы формирование и развитие исследуемого вида готовности педагога СПО.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации.

Материалы и методы исследования

Исследование основано на комплексе теоретических и эмпирических методов. Осуществлен анализ психолого-педагогической, нормативной и научно-методической литературы в контексте исследования; изучен, обобщен и систематизирован опыт организации и оценки проектной деятельности педагогов СПО профессиональных образовательных организаций; методом моделирования разработана педагогическая система формирования исследуемой готовности педагога СПО; в рамках педагогического эксперимента использованы эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, метод экспертной оценки.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии различных определений понятия «педагогическая система», все они строятся как проекции общего понятия «система» на педагогическую область. Система, как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой характеризуется целостностью, относительной обособленностью от окружающей среды при наличии связей с ней, подчиненностью всей ее организации некоторой цели. Интегративные качества системы определяются свойствами составляющих ее частей и связями между ними, при этом эти качества отличны от качеств ее составляющих.

Анализируя ключевые характеристики системы как объекта приложения системного подхода, рассмотрев и обобщив взгляды исследователей на понятие педагогическая система [4, 6], мы пришли к выводу, что наиболее обоснованным для нашего исследования является понимание указанной системы через ее педагогическое основание – педагогический процесс. Далее под педагогической системой мы будем понимать «систему, в которой реализуется тот или иной аспект педагогического процесса» [4, с. 96]. В данном контексте и с учетом принципа иерархичности педагогических систем профессиональная образовательная организация предстает как педагогическая система, в которой реализуется целостный педагогический процесс, процесс формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности, являясь педагогическим по сути, представляется как подсистема указанной системы.

Характеризуя исследуемую систему, в качестве ее элементов мы выделяем задачи, решаемые в рамках данного процесса, внешним системообразующим фактором является ее цель – повышение уровня готовности педагога СПО к проектной деятельности. В качестве внутреннего системообразующего фактора выступает уровень готовности педагога СПО к проектной деятельности. К необходимым и достаточным компонентам педагогической системы нами отнесены компоненты, определяющие содержание, технологию, условия организации и результат рассматриваемого процесса. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы, с учетом результатов констатирующего этапа эксперимента в процессе исследования нами определены содержательно-организационный, мотивационно-стимулирующий, процессуальный и оценочно-корректирующий компоненты системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности, уточнены их содержание и функции [7]. Взаимосвязь компонентов исследуемой педагогической системы представлена на рисунке.

tregub1.wmf

Взаимосвязь компонентов педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности

Логика разработанной и внедренной педагогической системы представлена методологическим, процессуальным и инструментальным уровнями.

Методологической основой формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности являются деятельностный, личностно-ориентированный и проектный подходы, их последовательная, взаимодополняющая разработка с позиций системного подхода позволила комплексно рассмотреть указанный процесс [4].

Деятельностный подход как методология формирования исследуемой готовности педагога СПО основывается на положении, что субъект деятельности формируется в ней, при этом предмет соответствующей деятельности определяет требования к ее субъекту. Предметом рассматриваемого вида деятельности педагога СПО является проект как «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [8, с. 42]. В данном контексте проект в исследовании представлен как результат, процесс и средство формирования готовности педагога СПО к указанному виду деятельности (проектный подход) [9]. Представление о строении и предметном содержании проектной деятельности педагога СПО позволило нам содержательно определить:

1) совокупность проектных задач (проблематизация; концептуализация; планирование; управление; рефлексия, экспертиза и оценка), к решению которых педагог СПО должен быть готов [3, 8];

2) обеспечивающие их успешное решение проектные, коммуникативные и рефлексивные умения;

3) критерии и показатели уровня его готовности к выполнению функций субъекта проектной деятельности [5].

Создание условий для развития у педагога СПО ценностных ориентаций и мотивов, актуализирующих проектную деятельность, выделенных умений, предполагает организацию обучения, индивидуальный учет и осуществление необходимой коррекции уровня исследуемой готовности педагога СПО на основе положений личностно-ориентированного подхода: ведущая ориентация на потребности, личный и профессиональный опыт педагога СПО, уровень актуального развития его проектных, коммуникативных и рефлексивных умений, учет особенностей педагога СПО как взрослого обучающегося.

Выделенные методологические подходы обусловили комплекс принципов, регулирующих исследуемый процесс: системности, согласования, деятельности, рефлексивности и обратной связи. Принцип системности позволяет рассматривать процесс формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности как систему, состоящую из совокупности отдельных взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом компонентов; принцип согласования основан на согласовании работы всех компонентов системы как между собой, так и с внешней средой; принцип деятельности предполагает, что формирование готовности педагога СПО к проектной деятельности возможно только при его включении в активную проектную деятельность; принцип практико- ориентированности предполагает разработку и реализацию педагогом СПО проекта полного жизненного цикла в условиях педагогического процесса; принцип рефлексивности позволяет задействовать личностно-смысловую позицию педагога СПО путем стимулирования механизмов самоанализа, саморегуляции и самооценки проектной деятельности, осознания мотивов и ценностей проектной деятельности; принцип обратной связи обеспечивает наличие оперативной информации о состоянии готовности педагога СПО к проектной деятельности.

Процессуальный уровень педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности представлен взаимосвязью форм, методов, технологий мотивации, стимулирования и обучения проектной деятельности, а также диагностики, оценки и коррекции готовности педагога СПО к проектной деятельности [7].

Решение задач процессуального уровня обеспечивается реализацией модели обучения взрослых на опыте (Experiential Learning) [9, 10]. В рамках организованного проектного обучения педагоги СПО разрабатывают и реализуют проекты, направленные на разрешение реальных профессионально-педагогических задач. Проект как результат проектной деятельности выступает как педагогическая система, реализующая тот или иной аспект педагогического процесса профессиональной образовательной организации. Модель и деятельностное проектное содержание обучения реализуются посредством комплексного применения образовательных технологий и соответствующих им техник, которые в свою очередь определили формы организации обучения: педагогическая мастерская, тренинг и проект [9]. В исследовании нами определены следующие технологии и техники: проблемно-поисковые (критический анализ конкретной проблемной ситуации, техника формулирования проблемы); коммуникативные (организация дискуссии, мозговой штурм, работа в малых и больших группах); имитационно-ролевые (организационно-деятельностные игры). В состав указанных технологий включены техники формирования рефлексивных умений как последовательности этапов рефлексии: анализ – критика – нормирование [10].

Процессуальный уровень предполагает разработку критериально-диагностического инструментария, позволяющего отслеживать состояние и развитие компонентов исследуемого вида готовности педагога СПО на выделенных этапах ее формирования: информационно-подготовительном, процессуально-деятельностном и рефлексивно-прогностическом. Нами определены количественные и качественные критерии и показатели исследуемой готовности педагога СПО, методы и методики их диагностики, а также уровни его готовности к проектной деятельности: высокий, средний, низкий [5]. Количественными показателями эффективности процесса формирования исследуемой готовности педагога СПО выступают методы и показатели математической статистики (табл. 1, 2).

Таблица 1

Результаты формирования компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности

Группа

Компоненты готовности педагога СПО к проектной деятельности

Этапы эксперимента

Абс. прирост по X %

Коэффициент эффективности (Кэфф.)

констатирующий

формирующий

Средний показатель (X %)

Средний показатель (X %)

ЭГ (29 человек)

мотивационно-ценностный

1,72

2,31

0,59

1,18

когнитивный

1,72

2,24

0,52

1,17

деятельностный

1,83

2,38

0,55

1,16

рефлексивный

1,76 %

2,34

0,59

1,2

КГ (23 человек)

мотивационно-ценностный

1,70

1,96

0,26

 

когнитивный

1,70

1,91

0,22

 

деятельностный

1,78

2,04

0,26

 

рефлексивный

1,74 %

1,96

0,22

 

Таблица 2

Результаты формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности

Группа

Уровень готовности педагога СПО к проектной деятельности

Этапы эксперимента

Абс. прирост по X %

Кэфф.

Абс. прирост по Кэфф.

констатирующий

формирующий

Кол-во

Средний показатель (X %)

Кол-во

Средний показатель (X %)

ЭГ (29 человек)

высокий

5

17,24

10

34,48

17,24

1,45

0,46

средний

12

41,38

16

55,17

13,79

1,08

0,13

низкий

12

41,38

3

10,34

–31,03

0,40

–0,66

КГ (23 человека)

высокий

4

17,39

6

26,09

8,70

средний

10

43,48

11

47,83

4,35

низкий

9

39,13

6

26,09

–13,04

Инструментальный уровень системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности связан с созданием проектно-ориентированной образовательной среды как совокупности возможностей и условий побуждения ее субъектов к проектной деятельности. В качестве таких возможностей и условий мы выделяем:

1) мотивацию проектной деятельности педагогов СПО как поэтапное формирование мотива через его осознание, принятие, реализацию, закрепление и актуализацию побуждения специально подобранными методами, формами и средствами;

2) моральное и материальное стимулирование проектной активности и самостоятельности педагогов СПО, в том числе через систему показателей рейтинговой оценки профессионально-педагогической деятельности;

3) разработку, внедрение и научно-методическое обеспечение программы внутрифирменного обучения педагогов СПО проектной деятельности на основе модели обучения взрослых на опыте;

4) организацию управляемой индивидуальной и коллективной проектной деятельности педагогов СПО как личностно значимого, рефлексивного процесса; последовательное, поэтапное вовлечение в нее педагогов СПО, прежде всего в проекты, реализуемые профессиональной образовательной организацией;

5) информационное и методическое обеспечение подготовки и осуществления проектной деятельности педагогов СПО, в том числе разработанная проектная документация, критерии оценки и экспертиза проектов и т.д.;

6) диагностика и индивидуальная оценка уровня готовности педагога СПО к проектной деятельности, ее коррекция при необходимости.

Экспериментальная работа по определению эффективности функционирования педагогической системы проведена в 2018–2019 гг. по типу формирующего эксперимента на базе многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». За указанный период нами проведены срезы показателей сформированности компонентов готовности педагога СПО к проектной деятельности с учетом их признаков (табл. 1). Все полученные данные свидетельствуют о позитивном влиянии системы и условий ее реализации на решение проблемы исследования.

В табл. 2 представлены сравнительные результаты диагностики уровня сформированности исследуемой готовности педагога СПО, полученные по итогам формирующего эксперимента. Указанные данные и их сравнение дают возможность сделать вывод о том, что увеличение числа педагогов СПО экспериментальной группы, перешедших на более высокий уровень готовности к проектной деятельности за время формирующего эксперимента по всем ее критериям и показателям, свидетельствует об эффективности системы при выполнении выделенных условий.

Заключение

Результаты исследования позволяют уточнить особенности формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности в условиях профессиональной образовательной организации. Предлагаемая педагогическая система характеризуется направленностью на конкретную цель – готовность педагога СПО к проектной деятельности; целостностью – выделенные компоненты взаимосвязаны между собой и работают на конечный результат – повышение уровня готовности педагога СПО к проектной деятельности; открытостью – система встроена в контекст надсистемы – педагогической системы профессиональной образовательной организации.

Реализация педагогической системы формирования готовности педагога СПО к проектной деятельности как совокупности всех ее компонентов, при выполнении комплекса условий обеспечивает переход педагога СПО на более высокий уровень исследуемой готовности, этот переход является главным критерием эффективности предлагаемой системы.