Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE INTRODUCTION OF AN «ENRICHING MODEL» OF LEARNING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE SCHOOL

Saveleva N.N. 1 Zheleznyakova O.V. 2 Lebedeva E.A. 2
1 Far Eastern Federal University
2 Municipal budgetary educational institution Secondary school No. 15
The relevance of the study is due to the need to review the content of school education towards the intellectual education of students. We consider intellectual education as a special form of organization of the educational process, which consists in enriching the mental (intellectual) experience of pupils. Various teaching models that were used in educational practice are considered and a solution to the problem of developing the student’s intellectual capabilities through a specific subject content and organization of the content environment into which the student is «immersed» in the learning process through the introduction of an «enriching model» of learning is presented. The characteristic of the «enriching model» of education is given, in which the means of specially designed educational texts are used for the intellectual education of primary school students based on the enrichment of their mental (intellectual) experience. The article describes the pedagogical conditions that ensure the introduction of an «enriching model» of education in the educational process of the school, which are associated with changes in the teaching staff of the school: 1) advanced training of teachers; 2) the creation of a team of teachers – designers; 3) the development and implementation by teachers of the school of developing educational texts in various subject areas. The research results presented in the article indicate that the implementation of the proposed conditions contributes to the implementation of the «enriching model» of education in the educational process of the school.
«enriching model» of learning
mental experience
intellectual education
the content of school education
developing educational texts

Общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, который самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Сейчас уже понятно, что выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Поэтому вопрос о том, какой быть школе, отнюдь не относится к разряду риторических.

Знаниевый подход к образованию устарел и не имеет перспектив. Ведущие ученые страны (М.А. Холодная, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подчеркивают, что модель классической школы, основанной на знаниево-просветительской образовательной парадигме, сегодня не соответствует требованиям времени.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что именно школе как образовательному учреждению отводится особое место в обеспечении каждого учащегося возможностью быть интеллектуально воспитанными, а важнейшим условием интеллектуального воспитания является перестройка содержания школьного образования.

Интеллектуальные возможности личности являются базовыми психологическими ресурсами для развития самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности, М.А. Холодная рассматривает интеллектуальное воспитание как особую форму организации учебного процесса, заключающуюся в обогащении ментального (умственного) опыта учащихся [1].

Мы предположили, что, если внедрить «обогащающую модель» обучения в образовательный процесс школы, это может способствовать обогащению умственного опыта учащихся.

В российской школе неоднократно наблюдались попытки определиться с моделью обучения и внедрить ее в практику образования. Модель обучения понимается нами как определенный план действий педагога при осуществлении учебного процесса; основу этого плана составляет преобладающая учебная деятельность учащихся, которую выстраивает учитель, базовым основанием для разграничения разных моделей обучения является заложенный в них в качестве ориентира характер учебной деятельности [2].

Существует многообразие моделей обучения: свободная, диалогическая, личностная, развивающая, формирующая, активизирующая, структурирующая. Дадим описание некоторых из них (табл. 1).

Таблица 1

Модели обучения в практике образования

Модель

Характеристика

Авторы

Свободная модель

Разновидности этой модели («свободный день», «свободный класс» и т.п.) объединяет неформальное отношение к процессу обучения: отсутствие классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся

Р. Штайнер,

Ф.Г. Кумбе,

Ч. Сильберман и др.

Диалогическая модель

Признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе возможность для ребенка самостоятельного, «одинокого» учения (дома, за книгой)

В.С. Библер,

С.Ю. Курганов и др.

Развивающая модель

Характеризует такой тип обучения, который ориентирован на развитие теоретического мышления в младшем школьном возрасте

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов,

В.В. Репкин и др.

Активизирующая модель

Направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства

А.М. Матюшкин,

М.И. Махмутов,

М.Н. Скаткин,

Г.И. Щукина и др.

Формирующая модель

Основывается на утверждении, что влиять на умственное развитие ребенка – значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений

Н.Ф. Талызина,

И.П. Калошина,

В.П. Беспалько и др.

Нужно отметить, что все перечисленные модели способствуют повышению качества школьного образования, поскольку на первом плане оказывается ученик как субъект деятельности, и основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, необходимо обеспечить развитие интеллектуальных возможностей ученика через определенное предметное содержание; с другой стороны, сама содержательная среда, в которую «погружается ученик» в процессе обучения, должна создавать условия для его интеллектуального роста.

Поэтому нами выбрана «обогащающая модель» обучения, предложенная авторским коллективом под общим руководством Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной, в которой средствами специально сконструированных учебных текстов осуществляется интеллектуальное воспитание учащихся основной школы на основе обогащения их ментального (умственного) опыта [3].

«Обогащающая модель» обучения предполагает: ориентацию на качественное изменение знаний, умений, навыков учеников; оценку индивидуальных достижений не только с учетом нормативных требований по типу «сравнение меня с другими», но и с точки зрения своеобразия индивидуальных интеллектуальных ресурсов по типу «сравнение меня с самим собой»; наличие образовательного пространства, которое предоставляет ученику возможность выбора индивидуальной траектории обучения с опорой на его личный опыт; создание условий не только для усвоения готового знания, но и самостоятельного открытия новых знаний [4].

Материалы и методы исследования

Базой исследования была средняя образовательная школа № 15 г. Владивостока. В исследовании приняли участие 15 учителей, директор школы, научный консультант.

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, выводы); эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

Мы предположили, что следующие педагогические условия будут способствовать внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы:

1) повышение квалификации учителей и как результат осмысление феномена «обогащающая модель» обучения в образовательном процессе школы;

2) создание команды учителей-проектировщиков, работающих в одном смысловом пространстве;

3) разработка учителями-предметниками развивающих учебных текстов как средства интеллектуального воспитания учащихся в рамках «обогащающей модели» обучения.

На начальном этапе эксперимента нами было проведено обследование с целью выявления уровня готовности педагогов к внедрению в образовательный процесс школы «обогащающей модели» обучения, результаты представлены на рис. 1.

sav1.tif

Рис. 1. Уровень готовности педагогов к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (констатирующий этап)

Из представленной диаграммы видно, что большинство учителей школы не имеют представлений об особенностях организации образовательного процесса в «обогащающей модели» обучения. Имеют недостаточно знаний о создании развивающих учебных текстов по своей предметной области и не имели опыта организации образовательного процесса в школе, направленного на интеллектуальное воспитание учащихся. Вместе с тем ответы респондентов свидетельствуют о достаточном уровне мотивации к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы.

На формирующем этапе эксперимента последовательно реализовывали педагогические условия внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (табл. 2).

Таблица 2

Конструирование процесса внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы

Условия

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

1. Повышение квалификации учителей

Осмысление участниками образовательного процесса феномена «обогащающая модель» обучения

– Прохождение учителями курса программы профессиональной переподготовки «Управление педагогическими проектами» (270 ч);

– повышение квалификации: авторский курс О.В. Холодной «Интеллектуальное воспитание учащихся» (36 ч);

– повышение квалификации: курс «Обогащение ментального (умственного) опыта учащихся» (36 ч)

Подготовка к защите проекта «Внедрение обогащающей модели обучения в образовательную деятельность» на городском фестивале

Повышение уровня осмысления феномена «обогащающая модель» обучения

2. Создание команды учителей-проектировщиков, работающих в одном смысловом пространстве

Внедрение «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы

– Научное руководство процессом реализации проекта (консультации, методическая помощь, обсуждение);

– создание рабочей группы учителей предметников по внедрению проекта;

– учебно-методическая помощь (консультации, семинары, лекции, открытые просмотры, коллективные обсуждения)

Создана команда единомышленников, способных: к профессиональной рефлексии; проявлению субъективной позиции в профессиональной деятельности; демонстрации положительного опыта в педагогическом сообществе города

3. Разработка учителями-предметниками развивающих учебных текстов как средства интеллектуального воспитания учащихся

Разработка и апробация развивающих учебных текстов

– Создание комплексов развивающих учебных текстов для учащихся пятых классов на предметном содержании: история, русский язык, биология, технология;

– проведение открытых просмотров по включению развивающих учебных текстов в образовательный процесс школы;

– коллективное обсуждение

Предъявление разработанных развивающих текстов для учителей на педагогических мероприятиях города (методических объединениях, фестивале, семинарах)

Внедрение «обогащающей модели» обучения отразилось в изменениях учебного плана школы. Приведем выдержку из учебного плана 2018–2019 у.г., как варианта внедрения «обогащающей модели» обучения.

Цели основного общего образования:

– создание благоприятных условий для обогащения ментального (умственного) опыта учащихся средствами развивающих учебных текстов.

Задачи:

– внедрить «обогащающую модель» обучения в образовательном процессе;

– обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;

– обеспечить эффективное сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников в «обогащающей модели» обучения.

В рамках внедрения «обогащающей модели» обучения в учебный план МБОУ СОШ № 15 определены основные мероприятия (на уровне основного общего образования):

– использование приобретенного учебно-методического комплекса для 5 класса, разработанного авторским коллективом под руководством Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ). Учебно-методический комплекс построен как образовательное пространство, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий (УУД), включает в себя:

а) учебник-навигатор;

б) учебную книгу на сюжетной основе;

в) практикум (разноуровневые задания и разные формы самоконтроля);

г) рабочие тетради для самостоятельной работы (разделы «Тренируемся», «Ищем закономерности», «Проектные и творческие задания»);

– включение в содержание преподаваемых дисциплин разработанных развивающих учебных текстов учителя- ми-предметниками;

– введение проектной деятельности в учебную деятельность школьников через факультатив «Обучение проектной деятельности» для учащихся 5–7 классов;

– введение факультативных занятий «Творчество как деятельность в ситуации неопределенности» для учащихся 5 классов.

В процессе реализации педагогических условий учителями школы были составлены развивающие учебные тексты для всех форм ментального опыта: когнитивного, понятийного, метакогнитивного и интенционального по содержанию своих предметных областей. Развивающие учебные тексты прошли совместное обсуждение с научным руководителем и рабочей группой, применены на практике при работе с учащимися 5 класса, а затем неоднократно представлялись на педагогических мероприятиях различного уровня (города и края).

Приведем примеры некоторых типов развивающих учебных текстов, разработанных учителем истории Е.А. Лебедевой, основанием которых является психодидактическая типология развивающих учебных текстов, предложенная авторами проекта МПИ (М.А. Холодной и Э.Г. Гельфман) [5, 6].

Таблица 3

Развивающие учебные тексты по истории

Тип учебного текста – освоение символики

Составление карты. Цель: овладение учащимися исторической символикой как одним из способов кодирования информации, умением использовать знакомые исторические символы в практической деятельности.

Задание: Составьте карту придуманного вами государства, используя известные знаки, а также придумайте даты событий и обозначьте их так, как это принято в исторической науке. Объясните получившуюся схему.

Ученик в произвольной форме рисует карту придуманного им государства, наносит на нее объекты, используя специальные топографические значки. В легенде карты указывает события: битвы, название страны, городов и других объектов, также необходимо указать даты (год и век события)

Тип учебного текста – лабораторная работа

Изготовление макетов первобытных орудий труда и посуды. Цель: стимулировать предметную деятельность учащихся.

А) Изготовить с помощью любого пластического материала, а также подручных средств и природного материала орудия труда первобытных людей;

Б) С помощью пластилина или глины придумать различные способы изготовления посуды.

Сначала учащиеся знакомятся с учебными текстами, в которых рассказывается о способах изготовления орудий труда и посуды. Затем им дается задание подумать, что из возможных материалов можно использовать для изготовления макетов первобытных орудий труда и посуды. На следующем уроке проводится лабораторная работа, на которой учащиеся предлагают свои способы решения задачи

Тип учебного текста – моделирование

Реформа братьев Гракхов. Цель: осваивать умения строить исторические модели. Развивать способность к концептуализации (мысленному конструированию теоретических представлений на основе абстрагирования связей по отношению к конкретному предметному содержанию).

Класс можно разделить на две группы и раздать им карточки с названием их группы (Современники братьев Гракхов, Люди, живущие в наше время). Учащимся предлагается решить задачу улучшения положения крестьян с точки зрения тех людей, чья позиция досталась им в группе. После прочтения текста ученики создают «проекты» своих реформ. Затем презентуют их классу

Тип учебного текста – прогноз в ситуации неопределенности

«Что было бы, если бы…?» Цель: развивать умение учащихся решать задачи с недостающими, избыточными и противоречивыми данными, которые вынуждают учащихся мыслить в режиме «что будет, если…»

Учащиеся читают текст «Миф о Парисе и яблоке раздора», после прочтения делают предположения о событиях, которые могли бы произойти. Предположениям могут помочь те части текста, в которых богини, участницы спора, предлагают Парису свои подарки

Тип учебного текста – перенос понятия в новую ситуацию

Игра «Машина времени».

Цель: соотнести свой прошлый опыт с содержанием нового понятия, использовать известные методы для изучения новых объектов.

Текст: «Нам удалось изобрести машину времени, и мы хотим проникнуть в древнейшее прошлое человечества, чтобы удостовериться, что мнение ученых по поводу того, что многие механизмы были изобретены в древние времена, – верно».

Алгоритм выполнения задания: Детям раздаются карточки, на которых изображены различные изобретения. Они должны отложить те карточки, на которых изображены те предметы, которые были изобретены в Древнем мире, но активно используются в наше время. И соотнести их с современными предметами. Примечание: целесообразно в этой игре использовать этимологию слов и место происхождения изобретения

Результаты исследования и их обсуждение

На итоговом этапе эксперимента нами проведено повторное обследование уровня готовности педагогов школы к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы, результаты представлены на рис. 2.

sav2.wmf

Рис. 2. Уровень готовности педагогов к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (итоговый этап)

По результатам обследования видно, что большинство учителей научились разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию и считают, что необходимо продолжать опыт внедрения «обогащающей модели» обучения. Сравнительные данные представлены в табл. 4.

Таблица 4

Сравнительные результаты эксперимента по внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Имею представление об «обогащающей модели» обучения

13

2

Имею опыт внедрения «обогащающей модели» обучения в практику преподавания своего предмета

14

1

Знаю и умею разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию

13

2

Хочу внедрить «обогащающую модель» в преподавание своих дисциплин

8

4

3

Результаты итогового этапа эксперимента

Имею представление об «обогащающей модели» обучения и знаю о ее внедрении в образовательный процесс школы

8

5

3

Знаю и умею разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию

7

6

2

Включаю разработанные учебные тексты в преподавание своей дисциплины

7

6

2

Необходимо продолжать опыт внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный

10

5

Выводы

Из представленной таблицы видно, что уровень представлений учителей о внедрении «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы значительно повысился.

Учителя научились составлять развивающие учебные тексты и апробировали их в практике преподавания своих учебных дисциплин. Большинство из них считают, что необходимо продолжать работу по внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы. Кроме этого, педагоги отмечают, что у детей повысился не только интерес к изучению предметов, на которых используются развивающие учебные тексты, но и успеваемость по этим предметам.

Таким образом, предложенные нами педагогические условия способствовали процессу внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы.