Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDY OF KNOWLEDGE OF STUDENTS IN DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE AND SPORT»

Bodyukov E.V. 1 Berdysheva E.V. 1 Sorokina L.A. 1
1 Altai State Technical University named after I.I. Polzunov
The article discusses the problem of increasing the theoretical preparedness of university students in the discipline «Physical Culture and Sport», which is taught at universities in the form of lecture classes. The introductory part of the study provides a brief overview of the main scientific works of leading scientists in the framework of the problem being solved. The relevance of improving the knowledge component in the methodology of the formation of students’ physical culture is substantiated. Based on the interconnectedness of the theory and practice of physical education, the authors tried to emphasize the need to educate students’ needs in mastering the theoretical aspects of the value potential of physical education and sports. The importance of improving the content of lectures, organizational forms, methods and means used is justified by a relatively new pedagogical phenomenon – the receipt of non-specific (unprofessional) higher education in the field of physical education by university students. In this regard, there are tasks to improve the quality of scientific and pedagogical control not only in educational and methodical and practical classes, but also in the section of the theoretical block (training module) of knowledge. There is a problem of objectification of methods for checking the theoretical readiness of students. The content of the article shows the possibility of using Google Forms in testing knowledge and the results of didactic testing, organized as part of the study. The most complex topics of the theoretical section for students in the discipline «Physical Culture and Sport» are identified. A correlation analysis of knowledge and the need-motivational component of a person’s physical culture is carried out. Based on the findings, promising areas for further research are outlined in the framework of the scientific problem under consideration.
knowledge
students
physical culture
sports
theoretical course
university

Актуальность исследования обосновывается необходимостью решения проблемы, сущность которой заключается в повышении значимости неспецифического высшего образования студентов вузов в области физической культуры (ФК). В основе проблемы лежит противоречие между существенным влиянием знаний на отношение студентов к теории и практике ФК и недостаточной информационной осведомлённостью специалистов о наиболее слабых сторонах теоретической подготовленности обучающихся, на которые следует направить педагогические усилия лекторов.

Весомый исследовательский вклад в данное направление вносят работы Л.И. Лубышевой [1–3], а также труды М.Я. Виленского и его коллег, которые развили в теории и практике идеи формирования физической культуры личности [4].

В последние годы, с введением в вузы теоретического курса «Физическая культура и спорт», в ряд важнейших задач выходит знаниевый компонент личной физической культуры студента, его теоретическая подготовленность в области ФК. Знания по физической культуре и умения применять эти знания в практике являются основой гармонического биосоциального развития студента как личности. Этому способствует написание учебных пособий, с успехом применяемых в лекционных занятиях со студентами.

Так, для интериоризации вузовской молодёжью теоретических аспектов физической культуры Ю.И. Евсеевым подготовлены учебные пособия, получившие широкое распространение в системе высшего физкультурного образования. В одном из них автор пишет: «Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая – физическая культура – направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, специалиста…» [5, 6].

Знания входят в мотивационный компонент личности, создавая определённые образы в мышлении студентов, стимулирующие их к систематическим занятиям физическим воспитанием. Роль мотивационно-ценностной составляющей физической культуры личности раскрывается в трудах многих известных учёных, в передовых рядах которых можно выделить одно из последних исследований В.К. Бальсевича [7].

Необходимость решения задач, связанных с повышением качества теоретической подготовленности студентов в ФК, подтверждается анализом приведенных ниже данных, которые были получены в процессе тестирования. В общем виде, результаты практического исследования убеждают в недостаточном уровне знаний студентов вуза по ряду аспектов теории ФК.

Таким образом, анализ научных работ и фактические данные нашего исследования обусловливают не только актуальность проблемы, но и актуальность темы статьи в контексте получения студентами высшего неспециального образования по физической культуре.

Мы считаем, что более высокий уровень знаний по ФК создаёт условия для целенаправленного повышения уровня двигательной активности студентов через осознание положительных эффектов физических упражнений, повышение мотивации и формирование умений и навыков воспитания физических качеств и основанных на них умений и навыков как на учебных занятиях физическим воспитанием, так и в форме самостоятельных физических тренировок.

Цель исследования: провести анализ качества знаний студентов первого курса в рамках теоретического модуля дисциплины «Физическая культура и спорт».

Материал и методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы; тестирование; методы математико-статистической обработки данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова.

В первом семестре студентам 1 курса (n = 246) было предложено пройти тестирование и ответить на различные вопросы, касающиеся физической культуры личности. При разработке дидактического теста мы исходили из предположения о том, что определённый уровень теоретической подготовки по физической культуре студенты получили в общеобразовательной школе.

Тестовые задания были разработаны на базе поисковой системы Google в разделе Google Формы в стандартном шаблоне. Вопросы и варианты ответов теста подверглись экспертному оцениванию и были сформулированы с учётом коэффициента конкордации экспертов. Результаты оценивались по 100-балльной шкале с градацией: 0–24 балла – «неудовлетворительно»; 25–49 баллов – «удовлетворительно»; 50–74 баллов – «хорошо»; 75–100 баллов – «отлично».

Были проведены лекционные занятия по тематическим разделам «Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов», «Медико-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья». Лекционные аудитории были оснащены мультимедийной аппаратурой.

Из общего количества тестируемых (рис. 1) только 9 студентов (3,66 %) не набрали минимума баллов (25 баллов), необходимого для оценки «зачтено». Диапазон оценок данной подгруппы – от 0 до 24 баллов.

bodjk1.wmf

Рис. 1. Качество знаний

Количество обучаемых оценочного диапазона 25–49 баллов – 38 человек (15,45 %). Это студенты, показавшие знания теории физической культуры на оценку «удовлетворительно».

От 50 до 74 баллов получили 64 обучающихся (26,02 %). Данный уровень знаний оценен как «хорошо».

Отличников с результатами от 75 до 100 баллов было выявлено 135 человек (54,88 %).

Минимальное значение оценки составило 16 баллов (n = 1). Максимальное количество баллов, которое смогли набрать студенты – 100 (n = 5).

Медиана ряда чисел составила 62 балла. Мода статистического ряда распределения – 92 балла (n = 18).

Нами было выявлено, что к тематическим аспектам, в которых студенты часто давали неправильные ответы, относятся: основные задачи физического воспитания студентов; содержание нормативов физической подготовленности студентов; восстановление организма после физических нагрузок; основы силовой подготовки.

Анализ показал, что из 246 студентов 104 (42,28 %) не ответили на вопрос о сущности задач физического воспитания (ФВ), на основе которых выстраивается методическая база формирования личной физической культуры в условиях учебно-тренировочных, методико-практических, теоретических и контрольных занятий (рис. 2).

bodjk2.wmf

Рис. 2. Ответы на вопрос о задачах ФВ

Незнание целей и задач приводит к непониманию студентами тех результатов, к которым необходимо стремиться на каждом физкультурном занятии. Из этого следует нарушение принципа сознательности и связанной с ней активности обучающихся в рамках дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическое воспитание».

Сложным оказался вопрос о физических упражнениях и численных данных, составляющих основу нормативов подготовленности студентов (рис. 3).

bodjk3.wmf

Рис. 3. Ответы на вопрос о нормативах физической подготовленности

Из общего количества тестируемых 99 человек (40,24 %) ответили неверно. Это может говорить о непонимании модели физической подготовленности, которая является ориентиром для гармоничного развития биологических показателей студентов. Нечёткий образ цели негативно отражается на конкретике двигательных заданий, к которым нужно быть более внимательным, уделять больше времени и усилий.

В количестве 110 тестируемых (44,72 %) были даны неправильные ответы на вопрос об интенсивности нагрузки, оптимальной для решения конкретных двигательных задач в зависимости от психофизической подготовленности (рис. 4).

bodjk4.wmf

Рис. 4. Ответы на вопрос о физической нагрузке

bodjk5.wmf

Рис. 5. Ответы на вопрос о значении восстановления в ФВ

Отсутствие знаний о параметрах дозирования нагрузки в физической культуре и спорте с необходимостью приводит к неадекватному самоконтролю влияния объёма упражнений, степени физиологической напряжённости организма, периодов восстановления.

Многие студенты не понимают влияния интервалов отдыха между упражнениями на работоспособность и на кумулятивный эффект от нагрузки (рис. 5). К этой подгруппе относились 76 тестируемых (30,89 %).

Пробелы в знании о том, что отдых в физическом воспитании является одним из важнейших компонентов, связанных с нагрузкой, могут способствовать развитию состояния перетренированности или недотренированности. В первом случае студент вынужден будет использовать средства реаблилитации, которые, безусловно, усложнят достижение запланированных результатов формирования личной физической культуры. В случае недотренированности становится очевидной нецелесообразная трата времени в ходе прошедших занятий физическими упражнениями.

Теоретический аспект силовой подготовки, как один из важнейших компонентов общей физической подготовки, вызвал затруднения у значительной части тестируемых. Так, не знают значения базового понятия «сила» 113 опрошенных (45,93 %). Не смогли выбрать верный ответ к вопросу о взрывной силе 120 студентов (48,78 %). Отсутствует знание о сущности стартовой силы у 105 человек (42,68 %). Неверные ответы об ускоряющей силе выявлены у 128 тестируемых (52,03 %).

На данном этапе исследования методом корреляционного анализа установлена зависимость между знаниями и потребностью в занятиях физическим воспитанием (таблица).

Коэффициенты корреляций знаниевого компонента физической культуры личности с интегральной потребностью в физической культуре (коэффициенты корреляции по Пирсону)

Отдельные компоненты

физической культуры личности

Знания

Сентябрь

2019 г.

Октябрь

2019 г.

Ноябрь

2019 г.

Декабрь

2019 г.

Интегральная потребность в физической культуре

0,565

0,665

0,679

0,798

Понятие интегральной потребности и методика её оценивания подробно изложена в диссертации Е.И. Шеенко [8].

Из табличных данных видно, что корреляционная зависимость существенна и прогрессирует в процессе овладения студентами теоретического модуля программы по физическому воспитанию.

Коэффициенты корреляций дают основания предполагать существенную связь не только между знаниями и потребностью, но и компонентами физической подготовленности студентов.

Выводы

Результаты тестирования студентов показали, что наиболее сложными оказались следующие вопросы: о задачах физического воспитания в вузе; об обязательных двигательных тестах и оценочных критериях в учебной программе по физическому воспитанию; о закономерностях психофизического восстановления после физических упражнений; об основных видах силовых способностей человека.

Преподавателям физического воспитания следует учитывать слабые стороны теоретической подготовленности студентов в области физкультурного образования. Необходимо акцентировать педагогические усилия на общем и частном целеполагании в каждом из практических занятий, на постановке общих и частных задач и объяснении их сути. Важно добиваться понимания студентами запланированных результатов физического воспитания в ближней перспективе и в стратегическом отношении. Следует более скрупулезно обучать способам концентрации мышления на конкретных модельных характеристиках и способах их воплощения в личной физической культуре.

К актуальным темам физкультурного образования студентов относятся вопросы планирования и применения физической нагрузки, способы педагогического контроля и самоконтроля физического состояния занимающихся, методы управления объёмом и интенсивностью упражнений и интервалами отдыха между ними.

Результаты исследования показывают недостаточно ценностное отношение студентов к знаниям о сущности силовых способностей, которые лежат в основе многих двигательных способностей, умений и навыков воспроизведения двигательных действий. В этой связи важно доносить до сознания студентов негативные и позитивные стороны физического развития при использовании упражнений силовой направленности с различным объёмом и интенсивностью нагрузки, а также методов использования средств силовой подготовки.

Прогрессирующая среднесильная тенденция корреляционной связи знаний и потребности в использовании занятий ФК убеждает в эффективности лекционных форм обучения студентов в рамках программы по дисциплине «Физическая культура и спорт». Перспективным этапом исследования является выявление корреляции между знаниями и уровнем физического развития. Гипотетически можно полагать, что полученные студентами знания по теории ФК дают дополнительные возможности в форме организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, что приводит к большему приросту физических качеств, в сравнении со студентами, не знающими и, следовательно, не умеющими самостоятельно использовать средства и методы физического воспитания.

Полученные выводы открывают ряд новых вопросов и дают основания для дальнейшего научного поиска и обоснования эффективных педагогических подходов в области высшего неспециального (непрофессионального) физкультурного образования студентов.