Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL HERITAGE OF E.N. VODOVOZOVA IN MODERN THEORY AND PRACTICE OF PRESCHOOL EDUCATION

Ammosova V.G. 1 Nikolaeva L.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article analyzes the pedagogical works of E.N. Vodovozova from the standpoint of modernity. E.N. Vodovozova is a Russian teacher, student and follower Of K.D. Ushinsky, a children’s writer. She made a significant contribution to the theory of Russian preschool pedagogy. In August 2019, 175 years have passed since the birth of the outstanding teacher. In connection with this event, events were held about her work with the 2nd year students of the Department of preschool education. Initially, students ‘ knowledge about the work of E.N. Vodovozova was investigated, which showed a low level. As a result, classes were developed about the creativity of the teacher. The pedagogical views of E.N. Vodovozova, formed in the XIX century, in relation to the educational areas of the Federal state standard of preschool education are considered. The analysis of directions of modern preschool education and pedagogical views of E.N. Vodovozova allowed to come to a conclusion about relevance of ideas and creativity of the teacher in the conditions of modernization of preschool education. The pedagogical heritage of E.N. Vodovozova is successfully being introduced into the theory and practice of modern preschool education, they are relevant in the field of raising a gifted child, family education, the role of the mother in the early development of the child, and moral qualities of the younger generation.
preschool education
mental development
moral education
early development
speech development
humanism

В августе 2019 г. исполнилось 175 лет со дня рождения Водовозовой Елизаветы Николаевны. Е.Н. Водовозова – русский педагог, детская писательница, ученица и последовательница К.Д. Ушинского.

Е.Н. Водовозова родилась в Смоленской губернии, в небогатой дворянской семье. Окончила Смольный институт, была ученицей и последовательницей К.Д. Ушинского и В.И. Водовозова.

С 1860 г. изучала детские сады в Германии и Швейцарии. Е.Н. Водовозовой написано одно из первых пособий в России для родителей и воспитательниц детских садов «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871).

Сохранились ее произведения – рассказы для детей, мемуары и др.

Цель статьи: сформировать у студентов знания о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой и понимание вклада педагога в современную теорию и практику дошкольного образования.

Задачи исследования:

– познакомить студентов-бакалавров с педагогическим наследием Е.Н. Водо- возовой;

– показать значимость педагогических идей и взглядов педагога с современными тенденциями дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено на кафедре дошкольного образования в процессе занятий студенческого научного кружка «Студенческий научный форум». Цель работы кружка – активизировать научно-исследовательскую деятельность студентов, формировать навыки исследовательской работы.

В плане работы кружка запланированы следующие научные мероприятия: 175-летие Е.Н. Водовозовой, участие в ярмарке студенческих кружков, участие в конференциях кафедры, Педагогического института, университета, проведение конференции в рамках Международного студенческого научного форума 2019 РАЕ, выезд лауреатов конференции на очное итоговое участие Международного студенческого форума – 2019 в Москве. На проведение каждого мероприятия назначены ответственные студенты. Работа кружка началась с ознакомления с творчеством Е.Н. Водовозовой в связи с 175-летием со дня рождения. Тьютором мероприятия является студентка 2 курса В.Г. Аммосова

В начале исследования было проведено анкетирование студентов о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой. В анкетировании приняли участие студенты 2 и 4 курсов. В анкетировании были представлены вопросы по следующим темам: «Знание трудов Е.Н. Водовозовой», «Значение педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой в современном дошкольном образовании.

Критерии ответов:

Высокий уровень: студент знает труды Е.Н. Водовозовой. В своем ответе подробно раскрывает ее педагогические взгляды. Может сопоставить ее педагогические идеи в свете ФГОС ДО, проанализировать их с точки зрения современного дошкольного образования.

Средний уровень: студент знает только одно произведение Е.Н. Водовозовой. С затруднением отвечает на наводящие вопросы, дает неполный анализ педагогических взглядов педагога.

Низкий уровень: студент не знает трудов Е.Н. Водовозовой.

Ответы студентов показали следующие результаты: средний уровень – 10 %, низкий уровень – 90 %. Высокого уровня не оказалось. Выявлено, что студенты не знают педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой.

Далее были проведены циклы занятий кружка по следующим темам: «Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой», «Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой в теории и практике современного дошкольного образования», «Е.Н. Водовозова о семейном воспитании детей раннего возраста».

Результаты исследования и их обсуждение

После проведенных занятий состоялся круглый стол «Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой в теории и практике дошкольного образования». При проведении круглого стола была использована технология «Перевернутый класс». Данная технология предусматривает два этапа работы: внеаудиторный и аудиторный. В процессе внеаудиторной работы студенты осуществляют самостоятельный поиск информации по заданной проблеме, готовят презентации, выступления. На круглом столе обмениваются информацией, обсуждают, резюмируют ситуацию и делают выводы. На обсуждение были поставлены следующие темы:

– Педагогическая деятельность Е.Н. Во- довозовой.

– Педагогическое наследие Е.Н. Во- довозовой.

– Педагогические идеи и взгляды Е.Н. Водовозовой в теории и практике современного дошкольного образования.

– Е.Н. Водовозова о воспитании детей раннего возраста в семье.

– Идеи Е.Н. Водовозовой о воспитании одаренных детей

– Социально-коммуникативное развитие детей в трудах Е.Н. Водовозовой..

– Гуманизм педагогики Е.Н. Во- довозовой.

– Взгляды Е.Н. Водовозовой на проблему умственного развития детей.

– Реализация идей Е.Н. Водовозовой в ФГОС дошкольного образования.

В результате обсуждения тем студенты пришли к выводу, что педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой актуально и востребовано в современной теории и практике дошкольного образования. Педагогические идеи Водовозовой можно использовать по всем пяти образовательным областям ФГОС ДО.

Так, социально-коммуникативное развитие по ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, нравственное, патриотическое воспитание. Основная цель – «позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1]. Педагогические принципы Е.Н. Водовозовой находят практическое отражение в современных теориях гуманистического воспитания, в которых ребенок рассматривается как субъект воспитания, равноправный партнер, достойный уважительного и гуманного отношения.

Она считала, что «педагог должен найти что-то положительное в каждом ребёнке, вычленить эту позитивную составляющую и усилить своим доверительным отношением. В качестве мотива любви к детям выступает потребность педагога в самореализации личности ребёнка. Воспитатель должен стараться внушить ребёнку веру в свои силы, надежду на него. Позиция Е.Н. Водовозовой убедительно доказывает гуманизм в отношениях с детьми. Она считает, что старшим необходимо уважительно относиться к любому суждению ребёнка» [2]. Данные взгляды педагога реализуются в настоящее время в современных подходах к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии, такие как личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, развивающие, проектные, исследовательские, гуманно-личностные технологии и др., требуют отношения к ребенку как к субъекту деятельности. Педагог и ребенок выступают как равные партнеры на основе сотрудничества и уважения друг к другу. Ребенка учат не бояться высказывать свои мысли, принимается любое мнение.

Данный подход Е.Н. Водовозовой находит также свое применение при использовании технологии успеха. Большое значение здесь имеет прогнозирование развития ребенка в будущем и создания педагогических условий для раскрытия его творческого потенциала и развития его способностей.

В своей работе «Умственное развитие детей от первого проявления сознания до 8-летнего возраста» (1871) она подчеркивала: «Основная идея воспитания – раскрепощение детской личности, признание ее прав на известную самостоятельность, необходимость свободно высказывать свои суждения, всестороннее умственное и нравственное развитие ребенка и требование от родителей гуманного внимательного отношения к нему» [2].

Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой пронизаны любовью к детям, стремлением формировать у них такие нравственные качества, как доброта, эмпатия, открытость, дружелюбие. «Научить детей любить – это, по её мнению, первая заповедь в воспитании.

Е.Н. Водовозова призывала воспитывать в ребёнке такие качества, как забота о людях, любовь к ним, стремление разделить горе и радость товарища, доброжелательность. Педагог считала, что нужно «исключить принуждение и насилие над ребёнком», развивать добрые качества, без всяких наказаний» [3]. Эти педагогические взгляды перекликаются с этнопедагогическими основами воспитания детей дошкольного возраста. Недаром Г.Н. Волков назвал этнопедагогику «педагогикой любви» [4].

«Главной целью воспитания Е.Н. Водовозова считала гармоничное развитие ребенка, а основы семейного воспитания видела в приобщении детей к культурным традициям своего народа» [3]. Елизавета Николаевна отмечала, что главная цель воспитания – это «воспитывать человека – будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества» [2].

Большое внимание Елизавета Николаевна уделяла развитию речи детей. Как преемница Ушинского, она исходила из идеи народности воспитания. Ею составлена программа развития у детей дошкольного возраста родной речи на основе русского фольклора.

Развитие речи имеет огромное значение в личностном развитии детей, в социализации в обществе, со сверстниками, взрослыми, в подготовке к обучению в школе. Родной язык, язык матери, при этом является основным.

В современных условиях характерно билингвальное обучение и развитие детей, так как дети осваивают одновременно родной и русский языки. Использование якутского и русского фольклора для развития речи имеет огромное значение. Это – ознакомление детей с устным народным творчеством – сказками, легендами, стихами, пословицами, скороговорками, загадками, народным эпосом. Важное значение имеют детские народные песни, начиная с колыбельной. Песни-забавы, пестушки, потешки имеют нравственную направленность для маленьких детей. Они наполнены любовью и нежностью. Например, «Сорока», воспитавшая чуть ли не все поколения малышей. С возрастом меняются формы и тексты народных песенок. Появляются песенки об одевании, умывании, кормлении, заботе о близких, играх и др. У народа много песен, воспевающих красоту природы, доброго утра, восхода солнца, заката, стихи и песни о радуге, дожде, белом снеге. С раннего возраста детей учат любить и восхищаться природой, окружающим миром.

Затем начинается знакомство с памятниками устного народного творчества, к которым относятся мифы, легенды, героический эпос.

В мифах раскрываются представления народа о явлениях природы, которые люди не могут научно объяснить и придумывают фантастические сюжеты. В мифологии якутского народа жизнь на Земле представлена тремя мирами, Верхний, Средний, Нижний и объединяет их огромное дерево Аал – Лук – Мас. По поверьям якутов, в Верхнем мире живут боги, в Среднем мире – люди, а в Нижнем мире – чудовища – абаасы, олицетворяющие зло. Мифические сюжеты заложены также в героическом эпосе олонхо.

В РС (Якутия) востребована в настоящее время педагогика Олонхо. Олонхо – народный героический эпос. Выдающийся памятник якутского устного народного творчества олонхо признан ЮНЕСКО устным культурным нематериальным шедевром мира. Педагогика Олонхо призвана формировать у детей чувство любви и гордости за культуру, традиции, обычаи родного народа. В олонхо перед детьми предстают народные герои, их героические поступки. В эпосе дается описание старинного уклада жизни, жилища, одежды, утвари, обычаев и традиций народа. Г.Н. Волков писал: «Эпос служил одновременно и школой, и педагогической энциклопедией, и педагогическим шедевром» [4]. В образе народных героев запечатлена многовековая мечта народа о совершенстве человека, народного идеала. Народ украшал народный идеал самыми лучшими качествами. Герои Олонхо – якутские богатыри, красивые, сильные, благородные, готовые защитить Родину и народ от врагов. Туйаарыма Куо представляет собой идеал якутской девушки.

Героический эпос русского народа представлен былинами о русских богатырях. Певцов, исполнителей эпоса, называли сказителями.

Дети нередко осваивают также и третий язык – иностранный. Чем больше языков изучает ребенок, тем больше он развивается. Получают интенсивное развитие память, мышление, звукопроизношение, фонетические и фонологические навыки, познавательная активность.

«Актуально звучат идеи Е.Н. Водовозовой о личностной культуре ребенка, развитии эстетического чувства, использовании в воспитании произведений художественной литературы, в частности произведений устного народного творчества, приобщения ребенка к творческой деятельности» [3].

Большое значение Е.Н. Водовозова уделяла физическому воспитанию ребенка. Она подчеркивала, что «организация человека, как духовная, так и физическая, его органы и способности слабеют, разрушаются и атрофируются при покое, при недостатке упражнений, – это такой же неопровержимый закон, как и закон наследственности» [5].

Елизавета Николаевна подчеркивала, что начать воспитание ребенка надо с самого рождения. «Главные неудачи в воспитании, – писала она, – происходят преимущественно от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер ребенка уже более или менее сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление. Давно уже всеми признано, что соответственное возрасту умственное и нравственное развитие должно начинаться с первого проявления сознания в ребенке» [1, с. 232].

Данное положение учения Е.Н. Водовозовой мы можем использовать в практике воспитания одаренного ребенка. В настоящее время наиболее актуальной становится проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. В программе СВФУ «С самого начала…» говорится о том, что одаренного ребенка надо взращивать уже с перинатального возраста, до рождения и с самых первых дней рождения начать заниматься с ним [6].

В качестве основной проблемы семейного воспитания Е.Н. Водовозова выделяет факт, что родители мало уделяют времени для занятий, игр и бесед с детьми. Многие дошкольники большую часть времени предоставлены сами себе и занимают себя гаджетами и компьютерными играми. Дети не могут организовать свой досуг эффективно и мучаются бездельем и скукой. Ребенок страдает, так как его информационные запросы не удовлетворяются. По этой причине новые запросы на новые знания поступают реже и развитие ребенка замедляется. А детям необходима деятельность: игровая, творческая, изобразительная, конструкторская, познавательная. Не секрет, что многие мамы, сунув ребенку телефон или планшет, не разговаривают с ним, а сидят, уткнувшись в свой телефон. Результат очевиден.

А между тем в современном дошкольном образовании уделяется большое внимание раннему развитию детей с самого рождения, так как именно дошкольный возраст, начиная с раннего возраста до 7 лет, является самым сензитивным в плане развития. И важно не упустить эти уникальные моменты и наполнить жизнь ребенка эффективными педагогическими условиями. Поэтому именно от мамы зависит, как будет развиваться ребенок. Сама мама должна быть творческой, увлеченной в развитии малыша, неустанно общаться с ним, играть и заниматься. И тогда мы можем говорить о воспитании одаренных детей. И об этом говорила в свое время Е.Н. Водовозова. В своей книге она писала рекомендации, как организовать непрерывный ежедневный цикл разнообразных занятий, развивающих детей по различным направлениям.

Проведенный анализ работ Е.Н. Водовозовой показывает актуальность и востребованность ее работ в современной системе дошкольного образования.

Повторное анкетирование показало повышение знаний студентов о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой. Сравнительный анализ результатов показан в таблице.

Сравнительный анализ результатов викторины о педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой в начале и в конце исследования

Уровни знаний

Констатирующий этап

Контрольный этап

Знание трудов Е.Н. Водовозовой

Знание педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой в современном дошкольном образовании

Знание трудов Е.Н. Водовозовой

Знание педагогических взглядов Е.Н. Водовозовой в современном дошкольном образовании

Высокий

80 %

90 %

Средний

10 %

10 %

20 %

10 %

Низкий

90 %

90 %

На контрольном этапе по первому заданию высокий уровень показали 80 % студентов, средний уровень 20 %. По второму заданию высокий уровень – у 90 %, средний – у 10 % студентов. Низкого уровня не оказалось. Таким образом, цель исследования по данной проблеме достигнута.

Заключение

Проведенный научно-исследовательский анализ работ Е.Н. Водовозовой позволил прийти к выводу о том, что труды педагога имеют неоценимый вклад в теории и практике дошкольного образования и необходимости изучать и использовать ее педагогические идеи и взгляды в практике дошкольного образования. В перспективе считаем необходимым разработать факультативный курс «Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой в современной теории и практике дошкольного образования» для направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование», а также включить данную тему в программу курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования для распространения педагогического опыта в практику ДОО, что будет способствовать повышению качества дошкольного образования в работе с родителями.