Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

RESOURCE BASIS OF INSTITUTIONS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Posokhova N.V. 1 Bovkunova Yu.V. 1 Shtanko E.S. 1
1 Belgorod State Institute of Arts and Culture
The article considers the resource base of socio-cultural activities, which is aimed at expanding the possibilities of using existing resources of the cultural sphere and improving the quality of services provided by cultural organizations. The authors of the article emphasize that today, modern cultural institutions have learned how to earn their own living, study the market, and establish new forms of management. These are the features of the economy of this sphere. Material products created in the field of culture are simultaneously the bearers of spiritual products (films on film, songs on records, etc.). The forms of consumption of cultural products can be active when the participant in the action is a choir, orchestra, dance group, and passive when he is only a spectator – cinema, theater, show games, etc. The results of activities in the field of culture are not goods, but have a presentation, a presentation, as they contain an element of value, costs; they are sold to the consumer for a fee. At the same time, the cost of works of art cannot be estimated by the amount of labor costs, since the socially necessary working time for reproducing the same consumer value is unknown. The results of activities in the field of culture are always unique, and the degree of their uniqueness varies. Cultural institutions offer to exchange services, the value of which is determined by the need of individual individuals, society as a whole, the cost of necessary working time, and the degree of their uniqueness. The article discusses the process of organizing the socio-cultural sphere. The mechanisms of the process are characterized in their ability to satisfy the diverse spiritual needs of people. The need for the formation of a steady interest in cultural and leisure activities is analyzed. The expediency of forming an effective resource base is substantiated. It is concluded that it is possible to implement the relevant problems if there is an effectively used sufficient level of resource potential of organizations in the socio-cultural sphere, which are called upon to carry out integrative, educational, educational, enlightening, aesthetic, accumulative, communicative, informational and entertaining functions, as well as open up opportunities for self-realization of personality.
socio-cultural activities
cultural institutions
resource base
socio-cultural sphere
potential

Радикальные изменения, произошедшие в современном обществе, затрагивают не только сферу экономики и политики, но и социально-культурную сферу. Учреждения культуры сегодня вынуждены адаптироваться к сложившимся рыночным отношениям. Усиление конкуренции в сфере предоставления культурно-досуговых услуг в области культуры, сокращение финансирования культурной сферы говорит о необходимости примениения новых, современных методов и подходов к управлению организациями сферы культуры. Более того, переход культурно-досуговой услуги в разряд коммерческой делает конкуренцию в этой сфере более напряженной. Вступая в борьбу за своих потребителей, учреждения культуры прибегают к современным маркетинговым технологиям, рекламе, PR, привлекают посетителей с помощью компьютерных технологий.

Современная система хозяйствования предполагает как бюджетное финансирование, так и создание других источников. Например, создание различных специальных фондов, а также реализацию предпринимательской и коммерческой деятельности, что дает возможность развивать материальную базу, выделять средства на приобретение необходимых ресурсов для осуществления эффективной функциональной деятельности [1, с. 145]. В сфере услуг производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Целью развития непроизводственной сферы является прямое удовлетворение потребностей человека [2, с. 62].

На сегодняшний день современные учреждения культуры научились сами зарабатывать средства на существование, изучать рынок, налаживать новые формы хозяйствования. Таковы особенности экономики этой сферы.

Не требует особого доказательства тесная связь между экономикой и развитием культуры. Эффективная экономика создает предпосылки для материального обеспечения учреждений культуры. В то же время сама экономика насыщается культурой. От этого зависит поведение людей и развитие самой экономики. Культура является своеобразным организационным элементом, способным выдержать более высокие нагрузки различных условий развития экономики. Ее задача сформировать новый образ мышления и действий, новую экономическую культуру, соперничества, производства, обращения [3, c. 412].

Таким образом, культурная деятельность имеет свои экономические особенности, служащие методологической базой совершенствования этой важной сферы. К примеру, степень удовлетворения культурных потребностей населения зависит не только от автора и создателя, но и от степени и уровня культурного развития потребителя. Поэтому в каждом творческом творении рожденном в сфере социально-культурной деятельности, состав и характеристика потребительской цены зависит от аудитории и участников культурных программ.

Цель исследования: разработка методики проведения анализа эффективности использования ресурсов в учреждениях культуры.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретические – анализ научной, социологической, культурологической, педагогической и психологической литературы; эмпирические – наблюдение, сравнение, контент-анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Материальная продукция, создаваемая в сфере культуры, одновременно является носителем духовной продукции (кино на пленке, песня на пластинке и т.д.). Формы потребления продукции культуры могут быть активными, когда человек сам участник действия – хора, оркестра, танцевальной группы, – и пассивными, когда он только зритель – кино, театр, шоу-игры и т.д. Результаты деятельности в сфере культуры не являются товаром, но имеют товарный вид, товарную форму, так как содержат элемент стоимости, затраты; реализуются они потребителю за плату. В то же время стоимость произведений искусств нельзя оценить по величине затрат труда, так как неизвестно общественно необходимое рабочее время для воспроизведения одной и той же потребительской стоимости. Результаты деятельности в сфере культуры всегда уникальны, и степень их уникальности различается. Учреждения культуры предлагают к обмену услуги, ценность которых определяется потребностью отдельных индивидов, общества в целом, затратами необходимого рабочего времен и степенью их уникальности [4, с. 128].

Сфера услуг требуется для того, чтобы сделать жизнь людей проще, комфортнее, приятнее. В сфере услуг производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Все вместе отрасли сферы услуг представляют собой социальную инфраструктуру общества.

Положительные условия для развития сферы услуг в России связаны с реформами в экономике, развитием малого и среднего бизнеса, приходом на отечественный рынок зарубежных компаний с большим опытом работы. Однако сфера услуг сталкивается и с определёнными негативными явлениями, в частности с недостатками законодательной базы, регламентирующей работу сферы услуг, что затрудняет деятельность учреждений этого сектора экономики [5, с. 96].

Ориентируясь на социальные признаки сферы услуг, можно определить их непроизводственную (социальную) основу, выполняющую функции обслуживания, удовлетворения духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности. Целью развития непроизводственной сферы является прямое удовлетворение потребностей человека.

Сфера культуры непосредственно относится к сфере услуг. Преимущества сферы социально-культурной деятельности выражаются в духовных богатствах и ценностях не подверженных фактора времени, инфляции и в то же время являющиеся реальным средством созидания и накопления. Деятельность учреждений культуры должна быть направлена на обеспечение общей доступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения, а также на осуществление государственной политики в сфере культуры. В данном случае задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является обеспечение полного комплекса услуг сферы культуры, формирующих социальную инфраструктуру каждой конкретной территории и её культурную политику.

Нами предложен вариант методики проведения анализа эффективности использования ресурсов. Осуществление эффективной деятельности в сфере культуры в значительной степени от наличия ресурсной базы. Их можно распределить на четыре основных группы: материальные; финансовые; трудовые; информационно-художественные.

В состав материальных ресурсов входят основные фонды, то есть средства груда, используемые длительное время в сфере культуры, и оборотные фонды – предметы труда, которые однократно используются в сфере культуры [6, с. 132].

К финансовым ресурсам относятся все денежные средства, участвующие в хозяйственном обороте учреждения культуры, находящиеся в банке, кассовая наличность, средства в расчетах, ценных бумагах, в пути.

Особую группу ресурсов составляют трудовые ресурсы, то есть занятые в отрасли культуры люди, их кадры, численный состав, квалификация.

Информационно-творческие ресурсы – это общественно значимые носители стиля, времени, мастерства, прогресса и красоты, зафиксированные в определенных формах, – песни, стихи, книги, картины, постановки, фильмы, пленки, сценарии, изваяния, экспонаты, нормативные документы [7, с. 296].

Как основные, так и оборотные средства служат основной цели, которая записана в Уставе учреждения – удовлетворение запросов населения в услугах сферы культуры. Чем больше проводится мероприятий, чем полнее используется оборудование и выше заполняемость залов, тем большую эффективность дают эти средства. Особенностью фондов отрасли культуры является то, что их стоимость не переносится на стоимость услуг, как в народном хозяйстве, нет амортизационного фонда, а износ начисляется лишь для определения изношенности фондов. В то время как в хозрасчетных структурах износ начисляется на полное восстановление (реновацию) – цирк и спортивно-зрелищные комплексы, киносеть [8, с. 635].

Особую группу ресурсов представляют трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы как экономическая категория весьма подвижны: происходит прием, увольнение, выход на пенсию, уход в армию. Технический прогресс меняет состав трудовых ресурсов в сторону увеличения специалистов, обладающих техническими навыками. Свой отпечаток на трудовые ресурсы накладывает рынок. Работников остается столько, сколько смогут себя содержать. Многие совмещают вакантные должности. Меняется и сам состав работников по профессиям, квалификации, возрасту, полу. В большинстве учреждений культуры требуются профессионально подготовленные режиссеры, хореографы, организаторы досуга, хозяйственники, руководители. Нельзя обойтись без творческих работников – музыкантов, певцов, танцоров, композиторов. Профессиональный уровень кадров – это накопленная ценность общества и каждого учреждения культуры, национальное богатство страны. Однако измерить суммарно трудовые ресурсы не представляется возможным. Их учитывают по количеству работающих и составу, на основе аттестационного разряда. Для каждого учреждения формируется штатное расписание. Исходя из имеющихся денежных средств на оплату труда и примерных штатов для определенной категории учреждений, установлен перечень должностей, на которые принимают работников (списочный состав). Категория, группа по оплате труда (их четыре) зависит от объема деятельности, количества досуговых объектов и клубных формирований [9, с. 124].

Большое значение в деятельности учреждений культуры имеют финансовые ресурсы. Все финансовые ресурсы можно представить тремя группами: выделенные из бюджета; внебюджетные средства (специальные); средства от предпринимательской и коммерческой деятельности.

Бюджетные средства выделяются учреждениям культуры в соответствии с установленными требованиями и нормами законодательства Российской Федерации. Учреждения могут получить также из бюджета целевые средства на строительство, реконструкцию и ремонт помещений, средства для проведения крупных культурно-досуговых мероприятий социально-культурной деятельности. Учредитель может выделить разовое ассигнование учреждениям на определенные цели. Внебюджетные средства могут быть получены за счет оказания платных услуг населению, реализации излишнего оборудования, выручки за аренду помещений, инструментов, сценических костюмов, за счет средств, полученных от предприятий промышленности, строек по целевым заказам, выручка от платных форм культурной деятельности – организации концертов, презентаций, дискотек и т. д.. В эту группу включаются средства спонсоров, меценатов, премии от предприятий. Часть финансовых ресурсов составляют поступления от предпринимательской и коммерческой деятельности, и учитываются отдельно от бюджетных и внебюджетных средств. Законность их обеспечивается включением этих видов деятельности в Устав учреждения.

Если по бюджетным и внебюджетным средствам эффективность использования оценивается по исполнению сметы и полученным результатам от вложенных средств, то по средствам от предпринимательской и коммерческой деятельности, эффективность обеспечивается распределением на развитие материальной-технической базы учреждений социально-культурной сферы. В этом случае они имеют льготу по налогам. Чем больше учреждения зарабатывают средств самостоятельно, привлекают внебюджетные средства, тем крепче их финансовое состояние и лучше материальная обеспеченность работников.

Более эффективным считается расходование средств не на оплату окладов работникам, а на финансирование мероприятий. Государство сегодня выступает заказчиком мероприятий, а индивидуальные запросы населения в большинстве случаев удовлетворяются за плату. Бесплатно оказываются лишь те услуги, которые формируют общую культуру населения – воспитание нравственности, традиций, обычаев и т.д. Не меньшее значение, чем перечисленные виды ресурсов, имеют информационно-художественные ресурсы, но они, к сожалению, редко оцениваются и учитываются на балансах учреждения. Некоторые по объективным условиям – в силу их уникальности, а некоторые из-за попытки упростить учет всего хозяйства, связанного с нотами, сценариями, записями, нормативной документацией. Сегодня идет активный процесс по выделению их в группу нематериальных активов, оценивание их по достоинству.

Оценку ресурсов и показатели эффективного их использования возможно определить по отношению к количеству мероприятий в расчете на единицу ресурсов, численности привлеченных посетителей, на единицу финансовых ресурсов и на одного работника учреждения культуры. Но оценивать эффективность использования ресурсов учреждения культуры необходимо не только с позиции затрат, а с учетом разумности этих затрат, их рациональности [10, с. 478].

Как отмечают Е.А. Бреусова и А.В. Загорулько, «в настоящее время не выделено единого подхода к определению и формированию механизма управления совокупными ресурсами учреждений сферы культуры, основанного на оптимизации совокупных затрат и направленного на повышение эффективности использования располагаемых ресурсов и максимизацию прибыли организации» [11].

Даже подчас в самых благоприятных внешних условиях учреждения культуры не могут разрабатывать и реализовывать корпоративную стратегию, а также выполнять институциональные функции. Роль ресурсов очень важна для учреждений культуры. Но с каждым годом все стремительнее появляются новые виды ресурсов. Новые ресурсы требуют адекватных методов, технологий и правил ресурсного обеспечения деятельности учреждений культуры. Но по своей сути ресурсное обеспечение не является основной целью деятельности учреждений культуры. Главенствующей задачей в деятельности учреждений культуры является производство культурного продукта при минимальных затратах для учреждения.

В процессе осуществления планирования происходит оценивание, субъектами хозяйствования своего финансового состояния, включая выявление возможности увеличения объема финансовых ресурсов, с целью последующего эффективного использования последних. Так же посредством осуществления планирования устанавливаются источники и величина финансовых ресурсов, определяются направления их расходования и уровень дефицитности ресурсов.

Процедура планирования осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая содержится в прогнозах социально-экономического развития, а также в статистической оперативной и бухгалтерской отчетности, которая в свою очередь должна быть достоверной и достаточно полной [12, с. 469].

Заключение

Учреждения культуры в современных условиях сегодня вынуждены адаптироваться к сложившимся рыночным отношениям. Усиление конкуренции в сфере предоставления культурно-досуговых услуг в области культуры, сокращение финансирования культурной сферы говорит о необходимости применения новых, современных методов и подходов к управлению организациями сферы культуры. Более того, переход культурно-досуговой услуги в разряд коммерческой делает конкуренцию в этой сфере более напряженной.

Авторами проанализирован достаточный потенциал ресурсной базы учреждений социально-культурной деятельности, а также предложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование управления ресурсной базой сферы культуры. Особую группу ресурсов представляют трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы как экономическая категория весьма подвижны: происходит прием, увольнение, выход на пенсию, уход в армию. Технический прогресс меняет состав трудовых ресурсов в сторону увеличения специалистов, обладающих техническими навыками. Свой отпечаток на трудовые ресурсы накладывает рынок. Работников остается столько, сколько смогут себя содержать. Многие совмещают вакантные должности. Меняется и сам состав работников: по профессиям, квалификации, возрасту, полу.

Синергетика субъектов составляющих структуру ресурсного потенциала позволяет значительно улучшить качество услуг в сфере социально-культурной деятельности. Таким образом, весь ресурсный потенциал учреждений социально-культурной деятельности представляет собой интеграцию кадровых, технических, финансовых, методических, информационных, административных и других ресурсов, которые всецело нужны и целесообразны для более эффективной деятельности учреждений социально-культурной сферы.