Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

COEVOLUTIONARY APPROACH IN THE SYSTEM OF ECOLOGICAL EDUCATION AND UPBRINGING

Belozerova I.A. 1
1 Belgorod State Agrarian University named after V.Ya. Gorin
The purpose of the article is to reveal the relevance of the coevolutionary strategy of social and natural interaction and to determine the effective forms of implementation of the coevolutionary approach in the educational process. The significance of this approach is found in several aspects. In cognitive terms, it involves combining heterogeneous Sciences; methodology – focuses on comprehensive solutions to problems in the philosophy represents the world as a whole, the harmony of its components. The coevolutionary approach carries a philosophical, humanistic meaning, as it contributes to the preservation of man as a biological species and social being. The author’s research is based on monitoring of mass ecological consciousness in order to identify the place of coevolutionary views in human consciousness. The author identified three types of cultural and ecological ideal: harmonic (coevolutionary), recognizing the coordinated development of man and the natural environment; technocratic, asserting the unlimited power of technology and naturalistic, limiting scientific and technological progress. The harmonic type of cultural-ecological ideal correlates with the concept of coevolution. However, at the present time he has pronounced narrowly selfish and personal aspirations. These circumstances lead to the designation of effective forms of implementation of the coevolutionary approach in the system of education and upbringing.
environmental education
environmental education
co-evolution
co-evolution approach
environmental awareness

В современный период сложилось убеждение о приоритетной роли экологического образования и воспитания в формировании нравственного отношения человека к природе для предотвращения дальнейшей деградации естественных экологических систем. Одной из политических задач государства относительно экологического развития Российской Федерации на отдаленную перспективу является развитие экологической культуры, формирование экологического воспитания и образования [1].

Для решения поставленной задачи предполагается ориентированность процесса образования и воспитания в учебных заведениях на развитие экологически ответственной деятельности посредством внедрения в федеральные государственные образовательные стандарты социокультурных требований к формированию высокого уровня экологической грамотности обучающихся» [1].

Особенность экологического обучения и воспитания в настоящее время требует реализации идеи коэволюционного подхода к решению проблем социоприродных отношений. Под «коэволюцией» с научной точки зрения понимают вид совместной эволюции организмов (эволюционных взаимодействий между сообществами, при которых обмен генетической информацией между ними отсутствует или минимален), находящихся в тесных экологических взаимозависимостях и селективных взаимодействиях [2].

С философской точки зрения термин «коэволюция» означает совместное, согласованное, гармоничное развитие компонентов целостной системы [3]. В основе коэволюционного подхода заложен принцип рационального использования природной среды с одновременной переориентацией прагматической модели социоприродного взаимодействия на духовно-нравственную, гуманистическую, ценностную.

Основные проблемы экологического воспитания и образования представлены в трудах Н.М. Верзилина, A.M. Захлебного, В.М. Сенкевича, А.П. Сидельковсого, Л.Г. Наумовой, где исследуются теоретические и методологические основы экологического образования, раскрываются цели и задачи экологической подготовки молодого поколения.

Актуальность выбора коэволюционной стратегии взаимодействия человека и природы демонстрируется в философских концепциях В.А Кутырева, Н.Н. Моисеева, А.П. Огурцова. В данных исследованиях прослеживаются научные и философские аспекты принципа коэволюции, определяется характер коэволюционных взаимодействий; концепция коэволюции соотносится с концепциями устойчивого развития и глобального эволюционизма; ставится вопрос о коэволюционном развитии естественного и искусственного.

При анализе процесса экологизации мировоззрения, воспитания и образования фиксируется возрастание статуса экологических научных знаний о человеке и природе, определяется место экологических ценностей и ориентиров в современных социокультурных системах, рассматриваются структурные компоненты, виды и типы экологического сознания, демонстрируется роль процесса экологизации мировоззрения в решении современных экологических проблем (Н.Г. Васильев, Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, И.К. Лисеев, Ю.Г. Марков, А.П. Огурцов).

Данные работы фиксируют важные стороны экологической проблематики, однако не раскрывают подробно процесс возникновения и развития коэволюционных воззрений в истории общества, их трансформации в массовом экологическом сознании и значимости в практике обучения.

Цель исследования состоит в раскрытии сущности концепции коэволюции, определении места коэволюционных воззрений в массовом экологическом сознании и поиске эффективных форм и методов реализации коэволюционного подхода в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Методологическими основаниями исследования явились: анализ, сравнение теоретических источников (нормативно-правовых и периодических изданий, специализированной литературы); диагностические методы (наблюдение, социологический опрос через мобильную сеть WhatsApp по базе контактов авторов и рассылку вопросов по e-mail, анкетирование, педагогический анализ), позволившие осуществить теоретико-методологическое обоснование сущности и специфики функционирования коэволюционного подхода в системе экологического образования и воспитания.

При анализе проблем, раскрываемых в работе, привлекались материалы Государственных докладов, данные статистических сборников по экологической и социальной проблематике; труды классиков философской мысли, современных отечественных и зарубежных педагогов, культурологов, социологов.

Эмпирическим материалом послужили результаты собственных социологических исследований, проведенных среди жителей Белгородского района. Период исследования: 2017–2019 гг. Целевая аудитория – профессорско-преподавательский состав, студенты и аспиранты ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина», родители обучающихся. Общий объем выборки составил 410 респондентов. Для обработки ответов респондентов (n = 410) применялись методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами выявлено, что концепция коэволюции является интегративной моделью. Она имеет естественнонаучное и философское толкование, своеобразно трансформируется в массовом экологическом сознании. В естественнонаучном знании концепция коэволюции представляется через симбиоз, кооперативность, сопряженность, согласованность, соподчиненность. Означая совместное, взаимообусловленное развитие экологических систем и их структур, коэволюция объединяет самые противоборствующие процессы и явления. Она предполагает сохранение противоположных сторон на основе их совместного развития, где невозможно господство «интересов» одной стороны над другой.

В философском понимании коэволюционная концепция коррелирует с принципами целостности и гармонии, сопряженность которых положена в основу формирования принципа коэволюцинного гуманизма, позволяющий представлять человека как продукт коэволюционного развития с окружающим миром, и вводить в этический мир все природное окружение, делать его не только внешним по отношению к человеку.

В массовом сознании коэволюционная идея кроется на подсознательном уровне. Это зафиксировано в элементах народной культуры, которые через пословицы, поговорки, традиции, обычаи формируются в духовном мире человека, являются его обязательным спутником. Соответственно, в культурном менталитете и архетипе человека изначально содержатся коэволюционные представления. В повседневной жизни они отражаются в форме диалога, сотрудничества, компромисса, сопереживания, соучастия.

Однако примитивность, парадоксальность, ограниченность, иррациональность, алогичность, догматичность, стереотипность, противоречивость, наличие предрассудков и заблуждений массового сознания затрудняют формирование коэволюционных представлений. В то же время коллективная ориентированность, эмоциональная настроенность, психологическая направленность и локальная охваченность обыденного сознания помогают закрепить существование коэволюционных представлений в психологии масс.

В ходе анализа анкетных данных по вопросу перспектив дальнейшего социоприродного развития нами было выделено три вида культурно-экологического идеала: «гармонический» (52 %), ориентирующий на согласованное (коэволюционное) развитие человека и природы; «технократический» (28 %), предполагающий безудержное развитие науки и техники, отрицающий значимость оптимизации социоприродных отношений; «натуралистический» (20 %), предлагающий дальнейшее развитие человека в параллели с отказом от экономического роста и ограничением научно-технического прогресса в пользу развития природы. Полученные результаты представлены на рисунке.

beloz1.wmf

Виды культурно-экологического идеала

Носителями «гармонического» вида оказались преимущественно респонденты в возрасте 19–46 лет, со средним специальным и высшим образованием, по социальному статусу – рабочие и служащие, по половой дифференциации – женщины. Респонденты данной группы весьма обеспокоены современной экологической обстановкой. Природа для них – «родной дом», «земля-кормилица». Решение экологических проблем они связывают с осознанием нравственного долга перед природой.

Социальный портрет «технократов» – преимущественно, лица мужского пола, по социальному статусу – учащиеся и рабочие, по возрастному показателю – лица до 36 лет. Преобладает среднее и среднее специальное образование. Представители «технократического» вида имеют установки на эксплуатацию окружающей среды. Они игнорируют перспективы выживания природы, Для них характерно потребительское и безразличное отношение к окружающей среде. Природа для данного круга опрошенных – «сырье», способствующее удовлетворению потребностей человека.

Респонденты «натуралистического» вида – в основном со средним и высшим образованием, женского пола, в возрасте 26–50 лет. Они обладают повышенной встревоженностью, озабоченностью современным экологическим состоянием, представляют природный мир как самостоятельную ценность, человека – как часть природы, равноправную с ней. Природа для представителей «натуралистического» вида – это «божья милость», «живой организм», «красота», которую надо беречь и приумножать.

Нами замечено, что респонденты с «натуралистическим» и «гармоническим» видами имеют некоторые установки «технократов»: соответственно 30 % и 45 % опрошенных утверждают, что в современной экономической обстановке, прежде всего, надо поднять жизненный уровень человека и лишь потом заботиться о состоянии природной среды. В итоге, при всей своей встревоженности состоянием природной среды и осознании важности оптимизации социоприродных отношений, ориентиры населения сегодня имеют ярко выраженную экономическую, предметно-индустриальную, прагматическую направленность.

Противоречивость современного экологического сознания масс подкрепляется еще тем, что под общие разговоры о важности согласованного развития человека и природы наблюдается установка на другие ценностные ориентиры, отражающие личностные и прагматичные устремления. В особенности это наблюдается в сознании молодого поколения, 67 % которого не соотносит себя с экологическими установками и ориентирами. В их установках прослеживается индивидуализм, практицизм, пассивность, что явно идет вразрез с коэволюционными представлениями о социо-
природном взаимодействии. Так, из 67 % респондентов 39 % ориентируются в настоящее время в сторону обретения личного благополучия, 15 % – личной свободы и независимости, 13 % – деловой карьеры, нежели – образования, заботы о природе, душевного покоя, нравственного совершенствования и пр. При этом 45 % опрошенных скептически относятся к возможности решения экологических проблем, несмотря на то, что 30 % из них называет главным в выходе из сложившейся экологической ситуации необходимость оптимизации социоприродных отношений [4].

В итоге нами определено, что установка на целостное, гармоничное взаимоотношение человека и природной среды является декларативной, практически никак не включающей в себя коэволюционную составляющую. Коэволюционный гуманизм, как определенное мировоззрение и нравственный принцип, практически, не существует. В настоящее время наблюдается утверждение гуманизма, основанного на позициях антропоцентризма и технократизма. Следовательно, коэволюционизм еще не оформлен так убедительно, чтобы выступать регулятором поведения человека в мире природы в условиях глобальной экологической проблемы.

Нам представляется, что в процессе экологизации образования и воспитания наибольшую роль играет система биологических и гуманитарных знаний. Однако, как показал опрос, респонденты предпочитают обучение информатике, компьютерной грамоте, математике, иностранным языкам. В то время как необходимости обучения биологии респонденты отводят десятое место (из восемнадцати), общественным наукам – восьмое, философии – семнадцатое место. Не случайно значительная часть населения (70 %) не имеет объективных сведений о состоянии воды, воздуха, содержании вредных веществ в продуктах питания, об источниках загрязнения окружающей среды, научных способах решения экологических проблем, что говорит о сравнительно низком уровне знаний в области экологии и незначительном влиянии их на формирование экологического мировоззрения.

Между тем в процессе всероссийских опросов при ВЦИОМ обнаружилось, что общество ставит загрязнение природы на четвертое место в иерархии проблем, угрожающих здоровью и жизни населения России. Более опасными, чем плохая экологическая ситуация, опрошенные называют террористические акты, алкоголизм и наркоманию. Менее опасными они выделяют автокатастрофы, преступность, авиакатастрофы, плохие условия жизни, стрессовые ситуации, стихийные бедствия, СПИД и др. [5].

Заключение

В системе экологического образования и воспитания образовательные учреждения призваны решить одну из главных задач – сформировать новый образ мышления и новый тип поведения в отношении к окружающей среде, которые заложат основу формирования нравственной личности. Большую роль в этом плане играет коэволюционный подход к осмыслению социально-экологической проблематики.

Значение данного подхода обнаруживается в нескольких аспектах. В познавательном плане он предполагает объединение разнородных наук, в частности на реализацию концепции «производства экосоциального знания на основе взаимодействия социологических, естественных и технических наук» [6]. В методологическом плане коэволюционный подход ориентирует на комплексный подход к решению проблем, в мировоззренческом – представляет мир как целостное, гармоническое единство его компонентов.

Однако процесс функционирования коэволюционного подхода сопряжен с рядом и противоречий и трудностей. Данное обстоятельство подводит нас к необходимости выделения некоторых эффективных форм реализации коэволюционного подхода в системе экологического образования и воспитания. В системе специализированных наук необходимо обеспечить приобретение такого знания, которое будет способствовать нейтрализации возникшего несоответствия между комплексом знаний об использовании природного окружения и совокупностью знаний о способности и возможности ее сохранения, улучшения и воспроизводства.

Выделяя в системе экологического воспитания и образования научный, правовой, нравственный, эстетический, мировоззренческий и идеологический аспекты, каждый из них призван формировать и адаптировать коэволюционный подход к своей «почве». Этот процесс позволит осуществить реализацию данного подхода в следующих трех сферах: познавательной, объединяющей в единую целостность науку и культуру, к примеру биологию и культуру, отношение между которыми называют геннокультурной коэволюцией [7]; преобразовательной, учитывающей интересы взаимодействующих сторон; этико-эстетической, формирующей гуманное и гармоничное отношение человека к природе.

В процессе обучения мы предлагаем: пересмотреть современные научные и философские положения, закрепляющие монополизм человека в природе, а также современные программы образования с целью обеспечения их коэволюционной составляющей; активизировать деятельность средств массовой информации по пропаганде и закреплению коэволюционных воззрений в массовом сознании.

При разработке рабочих программ по дисциплинам учебных заведений мы рекомендуем следующее: гуманизацию комплекса образования и воспитания, способствующую преодолению технократизма в мышлении; реализацию системного подхода, способствующего интеграции знаний; распространение культурно-экологический идеала, предусматривающего поддержание устойчивого развития человека и природы; фундаментализацию экологического образования на основе биологического знания, дополняемого сведениями из других учебных дисциплин; формирование коэволюционного мировоззрения, основанного на философских принципах гармонии, целостности, коэволюционного гуманизма.

Данные рекомендации могут быть реализованы в образовательном процессе при разработке рабочих программ по техническим, экономическим и др. дисциплинам, в целях обеспечения экологически ориентированного развития экономики и использования экологически эффективных инноваций, что предусматривает государственная политика по вопросам экологического развития Российской Федерации на далекую перспективу [1].