Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH ORIENTATION WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Ilina G.V. 1
1 Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov
This article substantiates the effectiveness of the conditions for the implementation of modern sports and fitness technologies with preschool children: the creation of a developing subject-spatial environment for the physical development of preschool children using non-standard sports equipment; taking into account the relationship between the development of the cognitive sphere and the formation of spatial representations in preschool children in children’s physical activity; improving the willingness of teachers to implement health-saving technologies in professional activities, taking into account the formation of basic concepts, the use of problem-developing exercises, and the strengthening of a practice-oriented orientation. The conditions are developed taking into account the influence of factors on children’s health (heredity, ecology, economic and social conditions, socio-psychological conditions, healthy lifestyles, etc.), methodological support for the process of preparing teachers for the implementation of health-saving technologies in children’s continuous physical activity. The presented typology of teachers of preschool educational institutions in the context of their willingness to implement modern health-saving technologies in professional activities can be used in the preparation of future teachers of different levels of the educational system. The solution of the proposed conditions forms the value-motivational attitude of teachers to increase the psychophysical potential of children in a preschool educational organization and family.
pedagogical conditions
health-saving technologies
sports and health-improving orientation
physical activity
preschool age
readiness of teachers

Проблема сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста требует постоянного поиска новых форм физкультурно-оздоровительной работы, методов, механизмов, позволяющих повысить психофизический потенциал детей на пороге школьного обучения, когда потребуется определенный уровень физической готовности к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения. На наш взгляд, необходимо решать данную проблему с учетом влияния факторов на здоровье детей (наследственность, экология, экономические и социальные условия, социально-психологические условия, эффективная система здравоохранения, здоровый образ жизни и др.) и выбора оптимальных условий реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности детей дошкольного возраста.

Цель исследования: обосновать условия реализации технологий физкультурно-оздоровительной направленности с детьми дошкольного возраста. Разработать типологию педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте готовности их к реализации современных здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что качественной характеристикой здоровьесберегающего образования выступает совокупность используемых в образовании современных педагогических технологий, функционально и организационно отражающих структуру совместной физкультурной деятельности, основанной на знании психолого-педагогических и физиологических закономерностей развития ребёнка.

В исследованиях С.Г. Абольяниной, Л.Н. Волошиной, В.В. Душка, И.В. Сегал, С.А. Медведевой, Л.Т. Кузнецовой и др. здоровьесберегающие технологии обозначены как единая система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые реализуются в процессе совместного действия ребенка и педагога.

О.В. Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает «…систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования» [1, с. 94–98]. В работе А.К. Дьякова обосновано использование инновационных технологий и методик на спортивно-ориентированной деятельности детей [2, с. 99–102]. Мы определяем «здоровьесберегающие технологии» как систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Анализ диссертационных исследований Н.И. Войтиной, В.Г. Витуна, А.Г. Гусейнова, О.О. Денина, С.Н. Еремеева, И.А. Ильиной, О.Н. Песиной, Л.М. Степановой и др. позволил нам обобщить понятие «педагогические условия». Представить данное понятие «…как совокупность объективных возможностей содержания, методов и форм, направленных на решение поставленных задач в образовательном процессе. Данные условия создаются сознательно в образовательном процессе и реализуются с обеспечением эффективности его протекания» [3, с. 81]. Е.В. Митрофанова отмечает, что «…условия организации физического развития детей направлены на формирование у детей дошкольного возраста осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности» [4, с. 58–61].

В данном исследовании использованы методы теоретического анализа (концептуальный, структурно-логический), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение).

В исследования обозначены педагогические условия, которые способствуют эффективной реализации технологий физкультурно-оздоровительной направленности, определяют положительный результат развития двигательной сферы и здоровья детей дошкольного возраста, формируют готовность педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности.

Первое условие – создание развивающей предметно-пространственной среды для физического развития детей дошкольного возраста с использованием нестандартного спортивного оборудования. В пункте 3.3.4. ФГОС ДО отмечено, что среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [5, с. 40].

Второе условие – учет взаимосвязи развития когнитивной сферы и формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста в физкультурной деятельности детей дошкольного возраста. «Организационная работа по проведению занятий и ее содержание должны основываться и осуществляться на научной основе, учитывать новые, эффективные формы, методы и средства проведения занятий, с учётом возможностей, спортивной подготовки обучающихся» [3, с. 14]. Исследование психомоторного развития дошкольников в физкультурной деятельности [Г.Г. Поповым], Г.В. Тугулевой, Г.В. Ильиной и др. нацеливают педагогов учитывать в физкультурно-оздоровительной работе «…различные эмоциональные и поведенческие реакции детей с одним диагнозом на физическую нагрузку; парциальность (дробность) предлагаемых детям физических нагрузок по длительности и интенсивности в течение всего дня; использование специальных упражнений на крупную и мелкую моторику, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы; интеграцию элементов физического воспитания в бытовые процессы; стимуляцию самостоятельной двигательной деятельности сенсорной направленности» [6, c. 251–254].

Третье условие – совершенствование готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности с учетом формирования основных понятий, применения проблемно-развивающих упражнений, усиления практико-ориентированной направленности. Тестирование педагогов подтвердило необходимость расширения знаний о психомоторном развитии детей с учетом возможностей и потребностей детей. Нацелило на обогащение двигательного опыта детей с внедрением современных здоровьесберегающих технологий. Выявило недостаточный уровень просветительской работы с родителями по вопросу реализации здоровьесберегающих технологий с детьми в условиях семейного воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение

Первое условие. Результаты работы преподавателей кафедры дошкольного и специального образования со студентами (профиль подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование) ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», педагогами, родителями и детьми дошкольных учреждений № 24, 132, 135, 145 и др. г. Магнитогорска Челябинской области по созданию и использованию нестандартного оборудования и инвентаря (для игр в спортивном зале и спортивной площадке) представлены на ХI очно-заочной Международной научно-практической конференции в г. Магнитогорске [7]. Использование нестандартного спортивного оборудования позволяет добиться положительной динамики в физической подготовленности дошкольников, существенного снижения заболеваемости. Так, если в 2018 г. по дошкольным образовательным учреждениям № 24, 132, 135, 145 и др. г. Магнитогорска было пропущено по болезни одним ребенком 10,1 дня, то в 2017 г. 9,4 дня, а на начало 2019 г. 7,6 дней при среднем показателе по городу Магнитогорску 11,2 дня. Кроме этого на улучшение качества здоровья указывает переход детей из третьей группы здоровья во вторую: в 2017 г. – 3 %, в 2018 г. – 2 %, в 2019 г. – 4 % от списочного состава.

Второе условие. Проведенное психофизическое обследование дошкольников по всему комплексу исследуемых показателей на базах ресурсных центров г. Магнитогорска № 8, 77, 109, 100, 113, 135 и др., позволило выделить особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция формирования познавательной сферы и психофизического развития осуществлялась фрагментарными включениями в различные формы физкультурной деятельности двигательных заданий на развитие памяти, воображения и прочих познавательных процессов. В разработанной нами технологии планирования физкультурно-оздоровительной работы на психомотрное развитие детей старшего дошкольного возраста [8] представлены: физкультурные занятия с элементами хатха-йоги, фитбол-гимнастики, степ-аэробики, ритмопластики, стретчинга, психогимнастики, кинезиологических упражнений и др.; бодрящая гимнастика с дыхательными, пальчиковыми и язычковыми, ортопедическими упражнениями; физкультурные минутки и паузы с речитативами; игры с элементами спорта; физкультурные досуги и праздники и др. Планирование представлено с учетом оптимального двигательного режима, правильного распределения физических и интеллектуальных нагрузок, обогащения двигательного опыта, использования приемов релаксации и снятия напряжения. Апробировано в дошкольных образовательных учреждениях № 8, 12, 16, 60, 113, 151, 135, 139, 151, 154, 160, 165, МАОУ «НОШ № 1» (в том числе ресурсных центрах) и др. г. Магнитогорска [9]. Внедрено в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольных образовательных учреждений Челябинской области.

Третье условие. Разработанные нами курсы на совершенствование готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности осуществляются с 2016 г. и по настоящее время на базе института дополнительного профессионального образования ИДПО «Горизонт» Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Обеспечиваются: использованием робототехники и системы проблемно-развивающих упражнений для активизации творческого потенциала педагогов, рефлексивного анализа проделанной работы, понимания зависимости их личного отношения к здоровьесбережению и показателей здоровья их воспитанников; систематической самоподготовкой педагогов в области здоровьесбережения, которая необходима для самостоятельного проектирования собственной педагогической деятельности, направленной на здоровьесбережение воспитанников [10, с. 451]. Доказано, что формирование готовности педагогов к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста – это уровневый процесс. Представим разработанную нами типологию педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте готовности их к реализации современных здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности с учетом трех уровней.

Высокий уровень сформированности готовности к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Педагог проявляет интерес к вопросам здоровьесбережения, знаниям по вопросам здоровьесбережения с целью осознания способов и средств поддержания, сохранения и укрепления здоровья детей; активно изучает методическую литературу по вопросам здоровьесбережения, возможности применения здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности, стремится к овладению технологиями здоровьесбережения, нацелен на выстраивание собственной профессиональной деятельности в данном направлении; ориентирован на ведение здорового образа жизни, осознаёт необходимость сохранять и укреплять своё здоровье, не имеет вредных привычек, придерживается правильного режима труда и отдыха, активно проводит досуг, использует здоровьесберегающие технологии для поддержания и укрепления собственного здоровья; хорошо ориентируется в современных здоровьесберегающих технологиях, знаком с формами и методами их применения; умеет анализировать результаты диагностики состояния здоровья воспитанников, предоставляемые специалистами ДОО, родителями, и всегда ориентируется на них при проектировании образовательной деятельности; всегда находит возможности для продуктивного взаимодействия по вопросам здоровьесбережения с субъектами образовательного процесса, корректирует воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы максимально эффективно реализовывать здоровьесберегающие технологии в работе с детьми; прогнозирует результаты реализации здоровьесберегающих технологий, всегда отражает данную работу в ежедневном планировании, умеет поэтапно последовательно организовать ведение здоровьесберегающей деятельности в воспитательно-образовательном процессе.

Средний уровень сформированности готовности к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Педагог проявляет интерес к процессу присмотра и ухода за детьми, к вопросам здоровьесбережения детей, к способам поддержания и сохранения здоровья воспитанников, к теоретическим знаниям по данному вопросу, однако интерес этот выражен недостаточно; в случае необходимости знакомится с методической литературой по данному вопросу, проявляет интерес к практическому освоению здоровьесберегающих технологий; в своей жизни педагог частично ориентирован на ведение здорового образа жизни, осознаёт необходимость сохранять и укреплять своё здоровье, не во всём придерживается здорового образа жизни, однако хочет скорректировать образ жизни с учётом правил здорового образа жизни; владеет некоторыми теоретическими понятиями, связанными со здоровьесбережением; в целом ориентируется в видах здоровьесберегающих технологий, однако не всегда знает, как правильно их применять, в отдельных случаях путает формы и методы их применения; умеет проанализировать результаты диагностики состояния здоровья воспитанников, предоставляемые специалистами ДОО, родителями, иногда ориентируется на них при проектировании воспитательно-образовательной деятельности на данные диагностики; чаще всего находит возможности для взаимодействия по вопросам здоровьесбережения с некоторыми субъектами образовательного процесса, в отношении отдельных воспитанников корректирует воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы максимально эффективно реализовывать здоровьесберегающие технологии в работе с детьми; прогнозирует результаты реализации отдельных видов здоровьесберегающих технологий, отражает данную работу ежедневно.

Низкий уровень сформированности готовности к реализации современных здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Педагог не проявляет интереса к проблеме здоровьесбережения, безучастен к тому, здоровы ли его воспитанники и возможно ли помочь им сохранить здоровье; равнодушен к использованию здоровьесберегающих технологий, выполняет должностные обязанности формально, безынициативен в вопросах использования здоровьесберегающих технологий; не ориентирован на ведение здорового образа жизни, имеет вредные привычки, не видит необходимости менять образ жизни; не владеет теоретическими понятиями, связанными со здоровьесбережением; не знаком с современными здоровьесберегающими технологиями, путает виды здоровьесберегающих технологий, формы и методы их применения; не умеет анализировать результаты диагностики состояния здоровья воспитанников, предоставляемые специалистами ДОО, родителями, при проектировании образовательного процесса не ориентируется на них; не склонен взаимодействовать с субъектами образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения; не отражает в планировании образовательного процесса реализацию здоровьесберегающих технологий.

Экспериментальная проверка влияния третьего условия осуществлялась (с 2017 по 2019 г.) с учетом компонентов готовности педагогов (ценностно-мотивационный, теоретический, профессионально-практический). На основании полученных расчетных данных в Э1, Э2, подтверждается альтернативная гипотеза (Нi), т.к.c2набл. > c2крит. по ценностно-мотивационному 13,38 > 5,99, 10,81 > 5,99, теоретическому 9,43 > 5,99, 9,87 > 5,99, профессионально-практическому 11,17 > 5,99, 11,85 > 5,99 компонентам.

Выводы

Обоснована эффективность представленных условий, которые оказывают существенное влияние на реализацию современных технологий физкультурно-оздоровительной направленности с детьми дошкольного возраста.

Решение предложенных условий формирует ценностно-мотивационное отношение у педагогов к повышению психофизического потенциала детей в дошкольной образовательной организации и семье. Представленная типология педагогов ДОО в контексте готовности их к реализации современных здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности может использоваться с педагогами разных ступеней образовательной системы.

Благодарим МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», институт дополнительного профессионального образования ИДПО «Горизонт», руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений № 8, 12, 16, 60, 77, 73, 100, 109, 113, 151, 135, 139, 151, 154, 160, 165, МАОУ «НОШ № 1» г. Магнитогорска, Златоуста Челябинской области за возможность проведения эксперимента.