Современное российское общество переживает сегодня сложный период реформирования всех значимых систем. Ориентация на динамичное развитие общества предполагает усиленное внимание к проблемам образования, в частности к подготовке и повышению квалификации специалистов в области обучения и воспитания.
Подготовка педагогических кадров на современном этапе предполагает формирование у будущих педагогов акмеологических качеств и навыков высокого уровня. Высокий образовательный уровень должен обеспечиваться всеми уровнями современной системы образования. При этом педагогу принадлежит специфическая роль в связи с тем, что он выступает в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. От компетентности и профессионализма педагогов непосредственно зависят такие факторы, как качество образовательного процесса и административный потенциал учреждения образования.
Материалы и методы исследования
В качестве основных методов исследования заявленной темы послужили такие, как аналитический (анализ теоретической и методической литературы по теме исследования), а также метод обобщений.
Результаты исследования и их обсуждение
Специфика педагогической деятельности заключается в том, что ведущим механизмом воздействия педагога на подрастающее поколение выступает он сам, его личностные характеристики. Подобная особенность работы преподавателей актуализирует задачу повышения профессиональных качеств и личностного роста педагога. В связи с этим на современном этапе требуется пересмотр подходов к вузовской подготовке будущих педагогов, которые были разработаны ранее и функционировали до недавнего времени. Теперь перед вузами стоит задача подготовки педагогов, которые обладают способностями к выработке стратегически верного направления в образовательной деятельности, достижению заданных целей, эффективной рефлексии, творческому подходу.
В настоящее время стремление к интеграции становится одной из ведущих тенденций мирового развития. Данное направление становится актуальным не только на мировом уровне, но и затрагивает каждую личность в отдельности на уровне социальных институтов и внутреннего личностного развития.
В связи с этим современная система вузовского обучения в значительной мере ориентирована на подготовку кадров, которые обладают набором характеристик, необходимых для достижения высоких результатов в предстоящей профессиональной деятельности. Это должны быть кадры, которые способны к эффективной социализации, творческому подходу, рефлексии и профессиональной конкурентоспособности.
Акмеология представляет собой достаточно молодую научную дисциплину, сформировавшуюся в результате новых потребностей общества, возникших в XX в. данная наука посвящена изучению способов, закономерностей и инструментов достижения вершин в различных сферах деятельности человека. «Акме» представляет собой слово греческого происхождения и означает апогей, высшую точку развития человеческой личности. «Акме – этап наивысшего расцвета творческой деятельности» [1].
На современном этапе акмеология как научная дисциплина ориентирована на исследование многоаспектной проблемы личностной самореализации с гуманистической и прогрессивной точки зрения. Кроме того, акмеология рассматривает проблемы саморазвития, творчества и личностной профессионализации. В ряде сфер акмеология как научная дисциплина сближается с психологией, педагогикой и другими науками, за счет чего она формируется как интеграционная отрасль знания.
Для акмеологии как относительно молодой науки особенно значимыми вопросами являются проблемы успешности, профессионального роста, саморазвития и самоактуализации человека. Наиболее полно акмеология как наука о самореализации человека начала раскрываться в 1990-е гг.
Современные исследования в области акмеологии базируются на обширном комплексе теоретических работ таких отечественных ученых, как В.Н. Максимова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Г. Зазыкин.
Особо необходимо отметить значительный вклад в исследование акмеологических проблем А.А. Бодалева, который является автором ряда работ, посвященных акмеологии как новой парадигме образования. В частности, исследователь отмечал, что «предметом акмеологии выступают субъективные и объективные факторы, которые, в тесном взаимодействии, препятствуют либо содействуют прогрессивному развитию взрослого человека, а также механизмы и закономерности, открывающие перед личностью возможности достижения вершин, которые обозначаются понятием «акме» [2].
В настоящее время акмеологический подход может считаться одним из наиболее перспективных и прогрессивных для образовательной системы. Исследователи полагают, что «суть акмеологического подхода состоит в реализации комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, достигающего стадии зрелости. На этой стадии субъектно-деятельностные, личностные и индивидуальные черты исследуются во взаимосвязях и диалектическом единстве» [3].
Акмеологический подход к технологиям воспитания и обучения, содержательному компоненту образования, управлению высшей школой выходит в настоящее время на первый план. Подобный подход становится фактором повышения качества образовательной системы и усовершенствования технологий воспитания и обучения в вузе. Познавательные мотивы приобретают значение систематизирующих факторов, а процесс обучения переходит на уровень внутренней потребности личности. Ведущей формой деятельности личности становится переосмысление действительности на творческой основе.
Акмеологические методики и приемы позволяют использовать эффективные формы достижения профессионального и личностного успеха. В настоящее время становится очевидной значимость акмеологического подхода в административном и учебно-воспитательном процессе вузовского образования. Подобное обстоятельство непосредственно взаимосвязано с социальным заказом, который выдвигается обществом к выпускникам высших учебных заведений. Ожидается, что по окончании вуза общество получит креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.
Актуальность акмеологии на современном этапе связана с повышенным интересом к образованию и педагогике. В последние годы расширяется и углубляется процесс изыскания наиболее эффективных механизмов и способов, оказывающих воздействие на качество образования, прежде всего в рамках высшей школы. На современном этапе генерируются обновленные педагогические технологии, так как к настоящему времени осознана недостаточная актуальность традиционной образовательной системы. Старая система не отвечает обновленным экономическим и общественным условиям и требует оптимизации.
Категориальный и методологический аппарат акмеологической науки в настоящее время развивается, совершенствуются технологические и методические приемы и инструменты. Все это открывает широкие возможности в деле повышения качества образования, прежде всего вузовского.
Акмеология представляет собой отрасль научного знания, которая сформировалась на стыке гуманитарного, обществоведческого и естественнонаучного знания. Многоаспектность данной научной дисциплины связана, прежде всего, с тем, что она исследует способы, закономерности и инструменты достижения вершин в различных сферах деятельности взрослого человека, а также саморазвитие, творчество и личностную профессионализацию.
На современном этапе акмеология как научная дисциплина подразделяется на несколько направлений. К таким направлениям правомерно отнести: спортивную, военную, педагогическую, управленческую акмеологию.
Необходимо отметить вклад отечественных исследователей в развитие отдельных направлений акмеологии. Например, в исследовании В.Н. Максимовой «Акмеология: новое качество образования» обращается особенное внимание на педагогическую акмеологию. «Акмеология образования изучает условия и факторы достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов процесса образования: ученика и педагога» [4].
Для современной отечественной системы вузовского образования качество образования приобретает особенное значение, формируя обновленную парадигму развития высшей школы в нашей стране. Качество образования – это комплекс его свойств, определяющий адаптацию образования к реализации социальных целей по формированию и развитию личности.
Современные акмеологические технологии и методики ориентированы на повышение профессионализма, развитие личностного потенциала человека, самореализацию, усовершенствование адаптационных способностей и развитие рефлексии. Так как акмеология выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, акмеологические технологии и методики разрабатываются на стыке гуманитарных и естественных наук.
На современном этапе акмеологические технологии имеют следующую структуру:
– цель и задачи технологии;
– методологическая основа;
– принципы разработки;
– условия технологического процесса;
– анализ конкретной ситуации;
– характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;
– этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;
– способы прогнозирования результатов;
– внедрение [5].
Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время акмеологические технологии отличаются значительным разнообразием, причем основными из них можно назвать следующие:
– игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования);
– технологии психоконсультирования;
– тренинговые технологии;
– технологии развивающего обучения;
– технология личностно-ориентированного обучения;
– метод проектов [6].
Формирование педагогического профессионализма в настоящее время предполагает повышенную степень развития проектировочных умений и навыков. Педагог должен обладать развитыми способностями к моделированию, прогнозированию, мониторингу и диагностике педагогического процесса.
Значимость проектировочных навыков для педагога-акмеолога в настоящее время обусловлена необходимостью определения профессиональных задач, достижение которых связано с повышением мастерства и профессиональным ростом.
Современная акмеология в своем развитии сформулировала ряд основополагающих принципов, в качестве основных из которых можно назвать следующие:
– принципы личностного развития в направлении к достижению профессионализма. В данную группу принципов могут быть включены принципы: активности, рефлексивности, оптимальности, формирования позитивной Я-концепции личности, субъекта и субъектности, моделирования;
– принципы изучения и анализа продуктивной педагогической деятельности и ее субъекта. В данную группу принципов могут быть включены принципы: комплексности, взаимодействия, развития, системности, детерминизма [7].
Строгое соответствие данным принципам позволяет надеяться на формирование и развитие у учащихся высшей школы навыков, умений и качеств, способствующих в дальнейшем эффективной профессиональной деятельности и достижению высоких личностных результатов.
В качестве одного из ведущих компонентов проектировочной культуры педагога с точки зрения современной акмеологии выступает целеполагание. Выдвижение значимых жизненных целей потенциально несет в себе для человека творческий элемент. Но не все люди могут реализовать подобные тенденции. Выделяются три основные категории людей. Для первой группы характерно пассивное ожидание, они не склонны к процессу активного целеполагания. В противоположность данной категории, существуют личности, выдвигающие значимые цели самостоятельно, на основе собственных ценностей и установок. Промежуточная категория людей характеризуется наличием черт обеих рассмотренных выше групп.
Таким образом, становится очевидным, что одним из ведущих компонентов профессиональной культуры учителя становится на современном этапе способность к творчеству.
Рефлексивные и аналитические способности выступают в качестве не менее значимых компонентов профессиональной культуры современного педагога. В рамках этого умения речь идет, прежде всего, о способности педагога к обобщению и систематизации собственного педагогического опыта, профессиональной рефлексии, выделению наиболее значимых и перспективных направлений личностного роста. Уровень развития у педагога рефлексивных и аналитических способностей оказывает непосредственное воздействие на результативность педагогического труда и эффективность методической работы. Таким образом, в конечном итоге данные характеристики педагога становятся важным фактором повышения качества образования.
Особенная роль на современном этапе принадлежит также здоровьесберегающему фактору. Здоровье взрослого человека выступает как ценность, основы которой закладываются в раннем возрасте. Современная трактовка категории «здоровье» предполагает интегративный подход. Это означает, что духовное и нравственное благополучие личности также является компонентом здоровья. Полноценное здоровье должно включать в себя нравственное, социальное, психическое и соматическое.
В акмеологии категория «акме» применяется и в более узком понимании, как достигнутый личностью наиболее высокий жизненный и профессиональный уровень, когда поведение человека оказывается отмечено наиболее ярким поступком, имеющим позитивную, социально значимую окраску. На таком этапе подъема деятельность человека проявляется в максимально возможном и получающем духовное либо материальное выражение в определенных итогах его творчества.
Образование, соответствующее современным стандартам качества, предусматривает комплекс таких свойств и черт объекта, которые определяют собой его адаптивные возможности в отношении осуществления социальных целей. Данные цели в настоящее время связаны, прежде всего, с процессами становления и личностного развития человека в качестве носителя таких свойств, как воспитанность, общая культура, обученность, выраженность физических, психических и социальных аспектов личности.
Достижение уровня качественного образования в настоящее время должно выступать как интегративная цель всех уровней и структурных частей системы образования. Ключевым звеном современной образовательной системы правомерно считать педагога в качестве одного из ведущих участников процесса воспитания, обучения подрастающего поколения и носителя административного потенциала учреждения образования.
Выводы
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что акмеология на современном этапе выступает в качестве научного знания, имеющего интегрированный характер, формирующегося на стыке таких научных дисциплин, как психология, педагогика и теория управления. Сочетание в методологии и категориально-понятийном аппарате современной акмеологии основ гуманитарных и естественных наук способствует существенному изменению акцентов в области профессиональной подготовки специалистов педагогического профиля. При акмеологическом подходе делается акцент на формирование креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, которые обладают способностями построения индивидуальной модели развития и навыками эффективной профессиональной деятельности.
Развитие акмеологических аспектов в общей структуре вузовской педагогической подготовки открывает широкие возможности по поиску выпускниками вузов индивидуальных путей продвижения к профессионализму. Помимо этого включение акмеологических аспектов в систему педагогического обучения в вузах способствует росту в педагогическом труде креативности и творчества, расширяет представления студентов о педагогическом мастерстве.
Ставшие к настоящему времени компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе, акмеологические принципы открывают широкие возможности по формированию новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности обучающегося и педагога.