Российская Федерация исторически сложилась как крупное полинациональное, поликультурное государство. Сегодня мы всё чаще становимся свидетелями того, как представители той или иной национальности России стремятся сохранять свою уникальную культуру, пытаясь строить взаимоотношения с согражданами без ущерба для своей национальной идентичности. Нередко эти попытки терпят крах. Периодически мы становимся свидетелями роста конфликтов между гражданами нашей страны на национальной почве. И.С. Бессарабова в своей статье «Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы» отмечает, что современной России свойственен рост конфликтов на национальной почве [1].
Поликультурным в специальной литературе называется такое образование, которое ориентировано на приобщение детей к «…этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирования готовности жить в многонациональном мире» [2]. Культура должна трактоваться как исторически передаваемая система символов, ценностей, норм [3].
Образование в Российской Федерации, являясь частью мирового образовательного пространства, несомненно, должно ориентироваться как на усиление роли науки в своей организации, так и на внедрение передовых достижений в области техники. Одни из самых значимых изменений в модернизации процесса преподавания музыки в общеобразовательной школе связаны именно с регионализацией содержания музыкального образования, а также внедрением в него современных информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня, в рамках изменения содержания общего образования в целом и музыкального образования в частности повсеместно наблюдается модернизация образовательного процесса при сохранении специфики преподавания в данной предметной области.
Музыкальное образование, являясь часть общего образования, в поликультурном регионе может стать основой для развития взаимоотношений национальных культур, основой построения новой, надэтничекой общности, нивелирования межнациональных конфликтов. Информационно-коммуникационные технологии в поликультурном региональном музыкально-образовательном процессе могут оказать значительную помощь педагогам, проводящим уроки как с опорой на национально-региональный музыкальный материал, так и без него.
Вообще, по мнению Е.М. Печёнкиной, отмечающей в своей статье «Использование ИКТ на уроках музыки как средство повышения качества работы учителя», «информационно-компьютерные технологии сегодня рассматриваются как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса» [4].
Современные школьники находятся в чрезвычайно насыщенном информационном поле. В связи с этим их восприятие меняется, поскольку компьютер является более интенсивным собеседником. Музыка, выражая эмоции, чувства, переживания своих создателей, способна влиять на впечатлительность детей, их эмоциональность. Это ещё раз подчёркивает значимость внедрения информационно-компьютерных технологий в уроки музыки с национально-региональным компонентом.
Бесспорно, сегодня увеличивается и объём информации, которую учителю необходимо передать детям, ещё более увеличивая этот объём раскрытием специфики национально-регионального музыкального искусства. Значимым для современного учителя музыки видится стремление заинтересовать своих учеников как самим процессом обучения, постижения новых знаний, так и поддержка учеников, желание педагога скоординировать действия своих учащихся, сделать более продуктивным их путь постижения большого объёма информации, зачастую сложной, но чрезвычайно значимой для них. Большую помощь педагогу в этом процессе могут оказать современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В свете обозначенных выше проблем внедрения информационно-коммуникационных технологий в уроки музыки с национально-региональным компонентом, видится необходимым более подробное раскрытие некоторых аспектов данного процесса.
Материалы и методы исследования
В современной системе образования Российской Федерации, несомненно, отмечаются попытки решать проблемы регионализации образования. Сегодня проблемы регионализации общего образования, – сложного, многоаспектного процесса, – и музыкального образования, как его неотъемлемой части, несомненно, остаются острыми, но часть из них получила разрешение с принятием ФГОС общего образования.
«Главная цель введения ФГОС второго поколения – это создание условий для повышения качества образования и достижение результатов, соответствующих современным образовательным запросам личности и общества» [5, 6].
В ФГОС основного общего образования отмечается необходимость регионализации образования, формирования новой личности школьника – гражданина поликультурного, многонационального государства. ФГОС сегодня предлагает структуру внедрения регионального содержания в общеобразовательную школу. Однако конкретные рекомендации по включению национально-регионального материала в уроки музыки, до сих пор разработаны слабо.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки с национально-региональным компонентом могут раскрыть новые аспекты взаимодействия школьников с уникальной культурой региона проживания.
О.В. Балахнина в своей статье «Использование ИКТ на уроках музыки в условиях реализации ФГОС ООО» утверждает, что «данные технологии совершенствуют навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников» [7].
К сожалению, хочется отметить, что сегодня мы являемся свидетелями лишь первых проб как внедрения в школу национально-регионального компонента на уроках музыки, так и проведения уроков музыки в общеобразовательной школе с национально-региональным компонентом с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Учителя-практики, совершая попытки проведения подобных уроков, сталкиваются с отсутствием как специальной литературы по данному вопросу, так и отсутствием конкретных методических рекомендаций по проведению уроков с национально-региональным компонентом с использованием информационно-коммуникационных технологии, слабой материально-техничекой базой.
Однако, несмотря на все существующие изыскания в обозначенном направлении, сегодня мы вынуждены констатировать неразрешённость данной проблемы, её слабую методическую разработанность.
Результаты исследования и их обсуждение
Как уже отмечалось выше, этнокультурная составляющая музыкального образования способствует формированию личности, воспитанию подлинных социально значимых качеств личности гражданина поликультурной страны.
Музыкальное образование занимает значительное место в развитии образовании современных школьников. Переживание глубокого смысла музыки, творческое развитие детей, происходящее на уроках музыки в общеобразовательной школе, систематически развивают мышление, воображение, а также эмоциональную отзывчивость подрастающей личности.
Включение в уроки музыки с национально-региональным компонентом информационно-коммуникационных технологий может стать основой для более продуктивных воспитательного и образовательного процессов, способствуя более прочному усвоению ценностей как собственной культуры, так и других культур.
Информационно-коммуникационные технологии, представленные на уроке в виде качественной аппаратуры для воспроизведения музыки, могут усиливать глубину эмоционального восприятия музыкального произведения, как своей, так и иной национальности, поскольку они позволяют детям услышать музыку в аутентичном звучании, на оригинальном языке. Причём это касается как инструментального, так и литературного текста произведения. помимо этого, информационно-коммуникационные технологии позволяют детям услышать и оригинальное звучание народных национальных инструментов, многие из которых достаточно сложно увидеть, а тем более услышать в оригинальном звучании.
Также на уроке музыки с национально-региональным компонентом возможен полный или фрагментарный просмотр мультфильмов, видеофильмов (художественных или документальных) на национальном языке, это может сделать иллюстративный материал урока более ярким, красочным, доступным детям.
На уроке музыки с национально-региональным компонентом можно, применяя информационно-коммуникационные технологии, экономить время на записи текста на неродном для большинства детей языке, проецируя его на экран, избегая неверного произношения текста и исправления этого произношения.
Кроме того, информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки с национально-региональным компонентом способны усилить впечатления детей от произведения, исполняемого на родном или неродном языке, активизируя различные каналы восприятия у детей, обогащая представления школьников, повышая тем самым интерес детей к предлагаемой учителем объективно достаточно сложной для осознания информации.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки с национально-региональным компонентом, помимо всего перечисленного, способствуют становлению ученика как активного участника образовательного процесса. Например, используя метод проектов, предлагая ученику интересную, значимую для него тему, для изучения и раскрытия которой при ответе необходимо приложить усилия, учитель может предложить школьнику новые источники получения знаний в информационно-коммуникационном пространстве.
Контроль знаний по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе, в том числе и национально-региональной их составляющей, также можно проводить с использованием информационно-коммуникационных технологий. Помимо ставших традиционными тестов, на уроках можно использовать различные викторины, кроссворды и прочие задания, как составленные с помощью компьютерных программ, так и решаемые через специальные программы. Такими программами могут быть Microsoft PowerPoint, Movie Maker, Hot Potatoes и многие другие.
Информационно-коммуникационные технологии могут стать помощниками ученика при подготовке домашнего задания по музыке в целом, к уроку музыки с национально-региональным компонентом в частности. Дети могут самостоятельно изучать национально-региональный музыкальный материал, анализируя его в качественном, оригинальном звучании, делая определённые выводы. К информационно-коммуникационным технологиям школьники могут обратиться, выполняя задания по музыке: готовя сообщение, доклад, подбирая аудиоряд, создавая презентации для своих индивидуальных или групповых выступлений на уроках музыки с национально-региональным компонентом, их иллюстрации.
Помимо всего перечисленного, информационно-коммуникационные технологии способствуют более рациональному использованию времени учителя, отводимого им на подготовку к урокам музыки с национально-региональным компонентом – сокращается расход времени на поиск перевода названия или текста произведения, подготовку его исполнения на языке.
Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать образовательный и воспитательный процессы в школе более открытыми, привлечь к ним большее количество родителей. Что касается уроков музыки с национально-региональным компонентом, родители или представители более старшего поколения часто могут оказать посильную помощь педагогу в подготовке и проведении уроков, помогая ему как с музыкальным, так и теоретическим материалом, как в процессе подготовки урока, так и при проведении его. Организуя общение с родителями, прибегая к информационно-коммуникационным технологиям, а не действуя лично, что зачастую является проблематичным, учитель может узнать от родителей – представителей какой-либо национальной группы региона больше об особенностях культуры той или иной нации региона, получить через сеть Интеренет, личный сайт, от родителей аудио- или видеозаписи исполнения тех или иных национальных произведений.
Заключение
Итак, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки с национально-региональным компонентом – значимый аспект вопроса модернизации современной школы.
Сегодня значимость как национально-региональной составляющей образовательного и воспитательного процессов в общеобразовательной школе, так и немаловажность включения в них информационно-коммуникационных технологий, не вызывает сомнений. Очевидна также и слабость разработки данного вопроса в специальной педагогической литературе.
Положительные моменты использования информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки с включением национально-регионального компонента бесспорны: новая, зачастую сложная информация может быть представлена детям в интересной, доступной форме, в качественном виде.
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу образования может позволить современному учителю качественно изменить содержание, насыщая его, модернизировать как методы, так и организационные формы процесса обучения.
Главной целью включения информационно-коммуникационных технологий в современные образовательный и воспитательный процессы общеобразовательной школы может стать стремление учителя усилить интеллектуальные возможности учеников в современном информационном обществе, а также ориентированность на гуманизацию, индивидуализацию, интенсификацию самого процесса обучения, и, кроме того, направленность педагога на повышение качества обучения детей на всех ступенях образовательной системы.
Однако работа с компьютером на уроках должна быть дозированной, об этом необходимо помнить при внедрении информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательный процесс школы.
Уроки музыки в школе – одна из основ эстетического развития личности подрастающего поколения, а уроки музыки с национально-региональным компонентом – это, помимо прочего, одна из составляющих формирования личности гражданина многонационального, поликультурного государства, такого как Российская Федерация [8]. Информационно-компьютерные технологии, используемые на уроках музыки с национально-региональным компонентом, способствуют всестороннему развитию личности школьников, расширяют грани взаимодействия учителя с родителями, оптимизируют деятельность учителя при подготовке к урокам музыки с национально-региональным компонентом.