Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SCIENTIFIC AND THEORETICAL BASES OF ECOLOGICAL AND CIVIL IDENTITY

Nesgovorova N.P. 1 Savelev V.G. 1 Ufimtseva M.G. 2
1 Kurgan State University
2 State Agar University of the Northern Trans-Urals
The article substantiates ecological-civil identity on the basis of integration of civil and ecological identity. Under the ecological and civil identity the authors understand meta-subject in terms of content and level of manifestation of the quality of personality, aimed at the inclusion of the individual in the conservation of the natural wealth of the planet, the state, the region, the environment of the individual and his health. In order to identify the possibilities of its formation in students of professional educational institutions, the analysis of scientific works relating to various aspects of civil identity (A.G. Asmolova, N.A. Galaktionova, E.A. Grishina, I.V. Kozhanova, N.Yu. Kravchenko, E.A. Cochina, R. Baumeisters), as well as environmental identity (M.V. Tereshina, I.S. Bashmakova, M. Thomashow, M. Gooch). In the process of experimental work to substantiate the content field of ecological and civil identity studied Federal state educational standards of higher education undergraduate and graduate following enlarged groups of specialties (UGS): the first group- «Earth Sciences», the second group – «Biological Sciences», the third group – «Physics and astronomy», the fourth group – «Mathematics and mechanics», the fifth group – «Education and pedagogical Sciences». In the texts of University standards, the content of the concept of «ecological and civil identity» can be identified within the GOS VO in the disciplines of the social, humanitarian and economic cycle of all specialties and disciplines of the General professional cycle of the specialty «Ecology». Within the framework of the FGOS VPO and VO content of ecological and civil identity can hardly be distinguished in the General cultural competencies of all areas of bachelor’s and master’s degree. In the content of General professional competences it is presented for the directions of preparation «Biology», «Geography», «Ecology and nature management». However, in professional competences of these directions it is represented poorly except for the direction «Ecology and nature management». Identity as a personal quality can be manifested at several levels: global (world, state), regional, and local. The integrating factor of these levels is nature, which gives the direction to the preservation of civil identity of its objects, therefore, it is worth talking about the ecological and civil identity.
civil identity
ecological identity
structure of ecological-civil identity

Проблема идентичности личности является традиционной философской проблемой, которую, с одной стороны, можно обозначить как проблему тождества личности, а с другой, как ее определенность. Идентичность, таким образом, есть тождество социального и индивидуального в человеке.

В концепции Д. Тернера социальная и личностная идентичности противопоставляются. В ней «Я-концепция» рассматривается как иерархически организованная система из трех уровней. Высший уровень – отожествление с человеческим существом, средний – отожествление себя как члена социальной группы; низший – личностное отожествление [1].

Знаменательным событием можно назвать «круглый стол» на тему «Об укреплении российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», проведенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, который состоялся в декабре 2018 г. Одним из значимых решений является обращение участников этого мероприятия к представителям системы высшего образования с просьбой содействовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в разработке приоритетных направлений в области укрепления общероссийской гражданской идентичности. По мнению авторов статьи, одним из таких направлений становится формирование эколого-гражданской идентичности у молодого поколения.

Цель исследования: обосновать структуру и содержание эколого-гражданской идентичности личности.

Предмет исследования вытекает из необходимости объединения двух составляющих – с одной стороны – содержательного поля гражданской идентичности (гуманитарного по своей сути) и экологической (формирующегося в процессе взаимодействия с природными объектами, материализованными по своей природе).

С позиции философов идентичность (от латинского identificare – «отождествлять», позднелатинского – identifico – «отождествляю») – соотнесенность чего-либо с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве («наблюдателем», рассказывающим о ней себе и «другим» с целью подтверждения ее саморавности) (философский словарь) [2].

В социологии рассматривается две точки зрения на идентичность как свойство индивида: в первой – это свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях; во второй рассматривается как результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других [3].

Материалы и методы исследования

В качестве теоретического обоснования эколого-гражданской идентичности проанализированы научные труды в содержательной области гражданской идентичности А.Г. Асмолова, Н.А. Галактионовой, Е.А. Гришиной, И.В. Кожанова, Н.Ю. Кравченко, E.A. Cochina, R. Baumeisters и других авторов. Для интерпретации экологической идентичности осуществлена опора на работы М.В. Терешиной, И.С.Башмакова, М. Thomashow, М. Gooch и другие [4–6].

В Стратегии национальной безопасности указано, что основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры [7].

В процессе опытно-экспериментальной работы для обоснования содержательного поля эколого-гражданской идентичности изучены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования бакалавриата и магистратуры следующих укрупненных групп специальностей (УГС): первая группа – «Науки о Земле», вторая группа – «Биологические науки», третья группа – «Физика и астрономия», четвертая группа – «Математика и механика», пятая группа – «Образование и педагогические науки».

Результаты исследования и их обсуждение

В статье «Гражданская идентичность и формирование гражданственности» Н.Л. Иванова и Г.Б. Мазилова справедливо отмечают, что в настоящее время существует большое разнообразие терминов, обусловливающих национальное самосознание: гражданская, общегражданская, государственная, национальная идентичность. Авторы статьи предлагают собственный подход к обоснованию гражданской идентичности, отмечая, что она отличается от государственной [8].

В работах разных научных направлений их принято считать тождественными понятиями, обосновывая широкое понимание людьми их содержательного поля. Так, при ответе на вопрос «Кто я?» большинство ответят: россияне, понимая под этим представления, чувства, права, обязанности и др., что подтверждает Н.Ю. Кравченко в работе «Гражданская идентичность современной России» [9]. Он делает вывод о том, что гражданская идентичность – это и осознание принадлежности, и тождественность, и процесс, и феномен надындивидуального сознания. Автор статьи отмечает: чтобы процесс становления гражданина прошел успешно, необходим ряд предпосылок: сформированная общегражданская нация и устойчивые мировоззренческие стереотипы (в плане оценки исторического пути нации, ее места в мире). Также необходимы индивиды, идентифицирующие себя как граждане, обладающие развитым самосознанием.

Под экологической идентичностью М.В. Терешина, И.С. Башмаков понимают степень осознания экологических проблем и соответствующее поведение, которое основывается на ощущении единства с природой и окружающей природной средой и создает определенные социальные нормы, максимизируя полезность действий индивидов в том случае, если они соответствуют нормам [10].

Экологическая идентичность, по мнению М. Thomashow, это различные способы восприятия себя в окружающей среде, что проявляется в ценностях, действиях, чувстве собственного Я, а природа выступает в качестве объекта идентификации, отмечая при этом, что составной частью экологической идентичности является экологическая грамотность [11]. Сходный смысл Р. Wilson вкладывает в понятие экологического Я.

Поведенческая составляющая экологической идентичности, как считают М.В. Терешина, И.С. Башмаков, включает любовь к малой родине, готовность соблюдать экологические нормы.

Экологическая идентичность, как считают ученые, наиболее ярко проявляется под воздействием природных катастроф. В такие периоды происходит осознание зависимости человека от природы.

Даже краткий анализ трудов ученых позволяет сделать вывод о том, что экологическая идентичность – это осознание человеком себя по отношению к окружающей природной среде.

В текстах вузовских стандартов содержание понятия «эколого-гражданская идентичность» можно выделить в рамках ГОС ВПО в дисциплинах социально-гуманитарно-экономического цикла всех специальностей и дисциплин общепрофессионального цикла специальности «Экология».

В рамках ФГОС ВПО и ВО содержание эколого-гражданской идентичности можно с трудом выделить в общекультурных компетенциях всех направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. В содержании общепрофессиональных компетенций она представлена для направлений подготовки «Биология», «География», «Экология и природопользование». Однако в профессиональных компетенциях этих направлений они представлена слабо за исключением направления «Экология и природопользование» [12].

Идентичность как личностное качество может проявляться на нескольких уровнях: глобальном (мировом, государственном), региональном и локальном. Интегрирующим фактором данных уровней является природа, которая придает гражданской идентичности направление на сохранение ее объектов, следовательно, стоит говорить об эколого-гражданской идентичности.

Индикаторами, по мнению авторов, уровневой характеристики эколого-гражданской идентичности можно назвать (рис. 1):

– на глобальном (мировом и государственном) уровне осознание:

важности сохранения мирового природного наследия как объектов природного наследия из источников информации об окружающей нас природной среде (геологии, гидрологии, геохимии, почвоведения, биологическому разнообразию, разнообразию ландшафтов),

уникальности территорий, особо значимых для духовного развития человека,

их ценности с позиции рекреационных ресурсов;

– на региональном уровне осознание:

оригинальности природных комплексов, предназначенных для сохранения или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным их использованием,

уникальности природных объектов, имеющих научное, реликтовое, эколого-просветительское, здоровьесберегающее значение;

– на локальном уровне:

сохранение природы проявляется в виде конкретных действий человека по благоустройству среды жизни, участию в экологических акциях [13].

Следовательно, эколого-гражданская идентичность проявляется через виды деятельности, направленные на сохранение природы, социума, здоровья человека (рис. 2).

Природа обладает ценностью, как для человека, так и для себя самой. Ценность для человека складывается из ее материальной, эстетической, духовной и др. составляющих. Ценность природы для себя с позиции экологической этики состоит в стремлении к жизни, размножению. К тому же природа обладает исторической ценностью для человека. Она способствует проявлению любви к Родине, восприятию ее как святого пространства.

Природа – это источник любви к ней, уважения, доброты. Она обладает научной, воспитательной, образовательной ценностями, является основным источником интеллектуальной и духовной свободы, содержит потенциал вдохновения.

nesgor1.tif

Рис. 1. Уровни проявления эколого-гражданской идентичности

nesgor2.tif

Рис. 2. Направленность деятельности в рамках эколого-гражданской идентичности

nesgor3.tif

Рис. 3. Схема эколого-гражданской идентичности

Содержательное поле эколого-гражданской идентичности позволяет индивиду направить на природу свою привязанность и заботу, почувствовать ответственность за благополучие природы, ощутить чувство близости и единения с ней, осознать творческую силу природы, увидеть в ней полноценного субъекта, собеседника (рис. 3).

С позиции общественных отношений следует выделить отношение к социоприродному окружению как среде обитания, сообществу людей, среди которых человек живет или вырос. Это отношение еще называют патриотическим, а конкретное место обитания – Родиной. Данное отношение важно сформировать не только к узкому конкретному месту, его следует расширить до планетарного уровня. Отношения в сообществе нужно выстраивать на принципе гармонии.

С позиции человека, индивида, личности особо значим его «багаж ценностей». Человек выступает как субъект, от которого исходят ценности. А в трудовой деятельности проявляется ценность самого человека. Деятельность человека по отношению к какому-либо объекту, нацеленная на его благополучие, называется заботой. Идеальным объектом может стать другой человек, природа. Сохранение здорового человека в природе способствует сохранению человека в природе, поддержанию гармоничных отношений с ней.

Заключение

Интегрирующим фактором в выделении содержательного поля эколого-гражданской идентичности является природа. Она нацелена на сохранение мирового природного наследия, национальной природы, природы региона, места жительства, человека и его здоровья.

Основной направленностью эколого-гражданской идентичности является деятельность по сохранению природы, социоприродной среды обитания, здоровья и благополучия человека.

Эколого-гражданская идентичность – это метапредметное в содержательном плане и уровневое по проявлению качество личности, направленное на включение личности в деятельность по сохранению природного богатства планеты, государства, региона, среды обитания индивида и его здоровья.