Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FOSTER FAMILIES WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Abramova I.V. 1 Saenko V.I. 1
1 M.E. Еvsevev Mordovian State Pedagogical Institute
At present, in Russia, a foster family as a form of living arrangements for orphans and children left without parental care, including children with disabilities, is gaining increasing importance and status. Today, there is an increase in foster families, who are ready to take up children with disabilities, each of them in need of comprehensive psychological and pedagogical support. This circumstance determines the relevance and importance of this study. The article presents the problems of foster families with children with disabilities, the reasons for the return of children with disabilities from foster families to government organizations. The authors present the results of the study of substitute families with children with disabilities, especially, socio-demographic information of the family, the relationship of foster parents to foster children with disabilities and the characteristics of the interaction of parents and children in such families. Also, the main directions of the implementation of the program of psychological and pedagogical support of foster families with children with disabilities are presented (diagnostic, information and education, values and motivation, psycho-correctional work, the development of personal assistance programs family).
children with disabilities
support
foster families

Проблема оказания помощи замещающей семье, как основной форме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время весьма актуальна. Она решается на всех уровнях государственного управления и является предметом изучения ученых, психологов, педагогов и др. Замещающая семейная забота выступает альтернативой групповым формам проживания детей-сирот в государственных учреждениях. Подтверждением тому является западная практика фостеринговых семей. Но если за рубежом замещающие родители проходят тщательную подготовку и лицензирование, перед тем как стать профессиональной замещающей семьей, то в России эта практика только зарождается. Поэтому, став замещающей, семья автоматически попадает в разряд проблемной, кризисной и требует сопровождения. Так, не получая необходимой психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, приемные родители затрудняются с выполнением обязанностей по опеке детей, в результате чего отменяется решение о передаче ребенка на воспитание в семью. В связи с этим мы имеем дело с вторичным сиротством детей, оставшихся без попечения родителей, которое наносит психологический вред ребенку.

Особую проблему представляют замещающие семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Многими исследователями (И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, В.В. Ткачевой и др.) проанализированы те трудности, с которыми встречаются в своей жизни родители ребенка с нарушениями в развитии. Авторы отмечают, что проблема детско-родительских отношений и неготовность родителей воспитывать приемных детей с ограниченными возможностями здоровья становятся причиной распада замещающих семей. По мнению Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, отношения в таких семьях очень напряженные и достаточно одного неосторожного слова родственника или специалиста, чтобы семья распалась [1, 2].

На сегодняшний день отмечается рост замещающих семей, готовых взять на воспитание детей с ограниченными возможностями, поэтому проблема нашего исследования является актуальной. Психолого-педагогическое сопровождение таких семей должно быть комплексным и постоянным. Такое сопровождение, как отмечают многие исследователи, способствует формированию профессиональных компетенций замещающих родителей, в частности, формирование личностных качеств кандидатов в замещающие родители, владение информацией о проблемах воспитания ребенка в замещающей семье, овладение навыками воспитания в условиях замещающей семьи, тьюторского сопровождения семей [3, 4].

На основе анализа психолого-педагогических исследований по обозначенной проблеме (Е. Байер, В.Н. Ослон) мы определили, что существует проблема, которая заключается в увеличении количества возвратов приемных детей с ограниченными возможностями здоровья из замещающих семей в государственные учреждения и малой разработанностью программ сопровождения таких семей в кризисный период [5, 6].

Таким образом, существует необходимость в целенаправленном исследовании детско-родительских отношений замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработке и апробации их комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Контекст данной статьи предполагает описание результатов исследования детско-родительских отношений замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и организационно-содержательных основ проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью профилактики вторичного сиротства.

Материалы и методы исследования

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента – исследовать детско-родительские отношения замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исследование осуществлялось на базе государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка»» Шатковского района Нижегородской области в период с января по декабрь 2018 г. В исследовании приняли 28 замещающих семей (31 человек в возрасте 33–75 лет), 20 человек из них состоят в зарегистрированном браке, 2 проживают гражданским браком, 3 человека – вдовы, 6 человек находятся в разводе, 9 семей воспитывают больше одного ребенка, детей с ограниченными возможностями в этих семьях – 45 человек, из них 20 человек с задержкой психического развития, 15 человек с легкой степенью умственной отсталости, 10 человек с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями в поведении. При выборе экспериментальных методов исследования учитывался тот факт, что специальные методики, выявляющие отношение замещающих родителей к приемным детям и их биологическим родителям, мотива принятия практически отсутствуют. В связи с этим нами были составлены анкета для замещающих родителей, выявляющая социально-демографические данные семьи, и анкета для замещающих родителей, выявляющая отношение к приемному ребенку. Так же в исследовании были использованы опросник «Взаимодействие Родитель – Ребенок» И.М. Марковской и адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.

Результаты исследования показали, что когнитивный компонент включает установки и ожидания замещающего родителя в отношении приемного ребенка, а также представления о способах взаимодействия с ним. В группе исследуемых родителей адекватное представление о замещающем ребенке сформировано у 77 % родителей. По мнению родителей данной группы, для развития приемного ребенка необходимы внимание, ласка со стороны родителя, развитие интересов, способностей ребенка, дружба с ровесниками. Также 23 % замещающих родителей считают важным для развития приемного ребенка успешную учебу, примерное поведение, уважение к старшим.

Эмоциональный компонент представлен тем, что положительные эмоции (радость, умиление, приятные ощущения) по отношению к приемному ребенку и взаимодействию с ним испытывают 44 % родителей; чувство тревоги, растерянности, грусти испытывают 22 % родителей; амбивалентные чувства (радость и грусть, тревога) – 33 % родителей.

Как отмечено, 81 % родителей настроены на длительные теплые отношения с приемным ребенком. Из них 65 % родителей настроены на то, что ребенок всегда будет членом семьи, даже если будет жить отдельно, 16 % родителей видят в детях опору на старости лет. Выявлено, что 19 % родителей настроены на то, что, став совершеннолетними, дети престанут в них нуждаться и вернутся в кровную семью. Нужно отметить, что из этих 5 семей – 2 семьи – опекунские – воспитывают детей, родители которых отбывают срок в местах лишения свободы, и поэтому естественно, настроены вернуть детей в кровную семью по освобождению их родителей. Остальные 3 семьи – приемные, 2 из которых имеют опыт повторной замещающей заботы. Родители этих семей являются представителями профессии человек-человек (учителя, специалист Центра социальной защиты населения), считают воспитание приемных детей своей профессиональной деятельностью, поэтому не настроены на длительные близкие отношения с приемными детьми, 84 % родителей доверяют приемным детям, у 16 % родителей доверие не развито.

Поведенческий компонент мы рассматривали по следующим параметрам: применяют ли физическое наказание родители в воспитании приемного ребенка, что чаще используют: наказание или поощрение; какое количество времени проводят с приемным ребенком. В общем плане, 72 % родителей используют конструктивные формы воздействия на ребенка. Так, 72 % всех воспитываемых приемных детей чаще поощряют, чем наказывают, 74 % родителей не применяют физическое наказание к приемному ребенку, 65 % родителей стараются по возможности как можно больше проводить времени с ребенком, 51 % родителей признают за ребенком право на ошибку.

Изучение степени гибкости – ригидности семейной системы представляется трудоемким, поскольку требует индивидуального подхода к каждой семье и большого количества времени. Поэтому предметом нашего исследования стали следующие факторы: отношение приемных родителей к родным родителям ребенка, мотив приема, характерологические особенности родителей. Мы предположили, что отношение к биологическим родителям будет фактором, определяющим отношение к приемному ребенку, и будет определять общий эмоциональный фон отношений с приемным ребенком (эмоциональный компонент).

Таким образом, в замещающих семьях с положительной или нейтральной позицией к биологическим родителям отмечается положительное отношение и к самому приемному ребенку. Особенно эта связь прослеживается в эмоциональном компоненте отношений. В данной группе наблюдается 100 % принятие ребенка, 59 % родителей испытывают чувство радости и удовольствия от взаимодействия с приемным ребенком, такой же процент родителей имеют высокую степень удовлетворенности отношениями.

Отмечено, что 71 % родителей имеют представление о биологических родителях ребенка и у 76 % родителей сформированы адекватные представления о приемном ребенке. Также отмечено, что 29 % замещающих родителей данной группы ничего не хотят знать про биологических родителей детей и у 24 % наблюдаются неадекватные представления о ребенке (опора в старости, прилежная учеба и хорошее поведение, благодарность ребенка за оказанную помощь). Было выявлено, что 82 % замещающих родителей относятся положительно к возможным встречам с биологическими родителями и уже организуют их. Отмечено, что 82 % родителей сотрудничают с приемными детьми, 88 % родителей используют конструктивные методы воздействия.

Определив мотивы принятия среди испытуемых, мы установили, что 35 % замещающих родителей воспитывают приемного ребенка своих родственников. В эту группу вошли 11 замещающих семей (12 родителей, 14 детей). Основная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в данной группе – опека и попечительство. Из 12 родителей 7 человек являются тетями или дядями приемному ребенку, 5 человек – бабушками. Возраст родителей составляет – 33–75 лет, 58,3 % родителей данной группы не работают (на пенсии, временно не трудоустроены). Мы определили, что 33,3 % анкетируемых имеют полную постоянную рабочую занятость, 8,3 % – временную работу, от случая к случаю, 11 человек имеют среднее профессиональное и средне-специальное профессиональное образование, 1 – высшее.

Также выявлено, что 19 % родителей взяли приемных детей для укрепления материальных возможностей, решения трудовой занятости. В этой группе оказалось 6 замещающих семей (6 родителей, 11 детей). Возраст родителей – 33–47 лет, 4 человека имеют средне-специальное образование, 1 – среднее, 1 – высшее. В настоящий момент 50 % родителей работают, 50 % – временно не трудоустроены, 3 родителя состоят в зарегистрированном браке, 2 человека – разведены, 1 человек – в разводе, но проживает с супругом в одной квартире. Все семьи имеют статус приемной семьи. Дети, воспитывающиеся в этих семьях, были взяты из детских домов или социально-реабилитационных центров.

Выявлено, что 16 % замещающих родителей приняли на воспитание детей потому, что свои дети выросли и покинули дом. В группу вошло 4 замещающих семьи (5 родителей, 7 детей). Родители этой группы состоят в браке, трудоустроены, возраст – 38–45 лет. Дети, воспитывающиеся в этих семьях, были взяты из государственных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей.

Также определено, что 25 % родителей – родители, не имеющие собственных детей, и именно это обстоятельство определяет мотив принятия чужого ребенка в свою семью. В эту группу вошли 7 замещающих семей (8 родителей, 11 детей). Родители все трудоустроены, в браке состоят – 5 человек. Возраст родителей – 38–50 лет. Форма жизнеустройства – 4 семьи – опека и попечительство, 3 семьи – приемная семья.

В результате исследования мы определили, что возвраты приемных детей происходят чаще в семьях, где у родителей преобладал материальный мотив принятия ребенка. В семьях, где выявлены положительные мотивы принятия ребенка, детско-родительские отношения более гармоничны.

С целью создания условий для развития эффективной модели взаимодействия замещающих родителей с приемными детьми с ограниченными возможностями здоровья была разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей «Рука помощи», которая реализовывалась на базе вышеуказанного центра с января по май 2019 г., контингент сопровождаемых составили семьи, принимавшие участие в констатирующем эксперименте. При разработке программы мы учитывали методические рекомендации по сопровождению замещающих семей, сформулированные Л.В. Смыкало и И.Р. Тамахиной [7, 8].

Содержание программы предусматривало реализацию следующих направлений:

1) изучение и исследование замещающей семьи (анкетирование замещающих родителей после каждого мероприятия, изучение детско-родительских отношений в замещающей семье, выявление причин возникшего конфликта, трудностей);

2) информационно-просветительская работа (проведение семинара-тренинга с приемными родителями «Особенности формирования чувства собственности у приемного ребенка», семинара-тренинга для педагогов школ района «Особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в замещающих семьях», разработка и распространение печатной продукции – листовок, буклетов, визиток; размещение в районной газете статей, посвященных замещающим семьям, деятельности Службы сопровождения; размещение информации о ее работе на сайтах Центра, Управления социальной защиты населения; пополнение печатной продукцией информационных стендов в Центре, Управлении социальной защитой населения, Комплексном центре социального обслуживания населения, в органах опеки и попечительства);

3) ценностно-мотивационная работа (детско-родительские тренинги «Мы едины», «Семейный круг», конкурс поделок «Защитник Отечества», спортивно-развлекательная программа «Весёлые старты», праздничные мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню матери, мастер-классы для приемных детей «Кукла-оберег», «Подарок для мамы»);

4) психокоррекционная работа с замещающими семьями (консультирование родителей (в том числе и по телефону), индивидуальные занятия с приемными детьми);

5) разработка индивидуальной программы помощи семье.

Работа в рамках программы осуществлялась как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, мы определили, что на развитие детско-родительских отношений в замещающей семье влияет мотив принятия ребенка в семью. Если мотив принятия является конструктивным (положительным), например желание иметь большую семью), то вероятнее всего трудности при воспитании ребенка у замещающих родителей будут наименьшими. Если же мотив принятия ребенка в семью деструктивный (негативный), например страх одиночества или жалость), то даже незначительные трудности, возникающие при воспитании ребенка, могут привести к отказу от него и к вторичному сиротству. Целенаправленное и комплексное психолого-педагогическое сопровождение позволяет помочь замещающим семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, сформировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс, способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Заключение

Установлено, что решение проблем, возникающих в замещающих семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, возможно при организации тщательного изучения и анализа социально-демографических данных такой семьи, характера отношений замещающих родителей к приемным детям, а также особенностей взаимодействия родителей и детей в замещающей семье, и, как следствие, организации психолого-педагогического сопровождения таких семей.

Рассмотрев организационно-содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, можно сделать вывод, что данная деятельность имеет свои цели, подходы и структуру. Целью сопровождения замещающей семьи является содействие успешной адаптации приемного ребенка в замещающей семье, предотвращение отказа от приемных детей, предупреждение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. Психолого-педагогическое сопровождение проходит поэтапно и реализуется через систему комплексной диагностики, коррекционно-развивающей работы, консультирование и просвещение родителей.

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева по теме: «Разработка компетентностно-ориентированного содержания профильных дисциплин по направлениям подготовки Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование уровня бакалавриата и магистратуры».