Проблема оказания помощи замещающей семье, как основной форме жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время весьма актуальна. Она решается на всех уровнях государственного управления и является предметом изучения ученых, психологов, педагогов и др. Замещающая семейная забота выступает альтернативой групповым формам проживания детей-сирот в государственных учреждениях. Подтверждением тому является западная практика фостеринговых семей. Но если за рубежом замещающие родители проходят тщательную подготовку и лицензирование, перед тем как стать профессиональной замещающей семьей, то в России эта практика только зарождается. Поэтому, став замещающей, семья автоматически попадает в разряд проблемной, кризисной и требует сопровождения. Так, не получая необходимой психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, приемные родители затрудняются с выполнением обязанностей по опеке детей, в результате чего отменяется решение о передаче ребенка на воспитание в семью. В связи с этим мы имеем дело с вторичным сиротством детей, оставшихся без попечения родителей, которое наносит психологический вред ребенку.
Особую проблему представляют замещающие семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Многими исследователями (И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, В.В. Ткачевой и др.) проанализированы те трудности, с которыми встречаются в своей жизни родители ребенка с нарушениями в развитии. Авторы отмечают, что проблема детско-родительских отношений и неготовность родителей воспитывать приемных детей с ограниченными возможностями здоровья становятся причиной распада замещающих семей. По мнению Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, отношения в таких семьях очень напряженные и достаточно одного неосторожного слова родственника или специалиста, чтобы семья распалась [1, 2].
На сегодняшний день отмечается рост замещающих семей, готовых взять на воспитание детей с ограниченными возможностями, поэтому проблема нашего исследования является актуальной. Психолого-педагогическое сопровождение таких семей должно быть комплексным и постоянным. Такое сопровождение, как отмечают многие исследователи, способствует формированию профессиональных компетенций замещающих родителей, в частности, формирование личностных качеств кандидатов в замещающие родители, владение информацией о проблемах воспитания ребенка в замещающей семье, овладение навыками воспитания в условиях замещающей семьи, тьюторского сопровождения семей [3, 4].
На основе анализа психолого-педагогических исследований по обозначенной проблеме (Е. Байер, В.Н. Ослон) мы определили, что существует проблема, которая заключается в увеличении количества возвратов приемных детей с ограниченными возможностями здоровья из замещающих семей в государственные учреждения и малой разработанностью программ сопровождения таких семей в кризисный период [5, 6].
Таким образом, существует необходимость в целенаправленном исследовании детско-родительских отношений замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработке и апробации их комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Контекст данной статьи предполагает описание результатов исследования детско-родительских отношений замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и организационно-содержательных основ проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью профилактики вторичного сиротства.
Материалы и методы исследования
Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента – исследовать детско-родительские отношения замещающих семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исследование осуществлялось на базе государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка»» Шатковского района Нижегородской области в период с января по декабрь 2018 г. В исследовании приняли 28 замещающих семей (31 человек в возрасте 33–75 лет), 20 человек из них состоят в зарегистрированном браке, 2 проживают гражданским браком, 3 человека – вдовы, 6 человек находятся в разводе, 9 семей воспитывают больше одного ребенка, детей с ограниченными возможностями в этих семьях – 45 человек, из них 20 человек с задержкой психического развития, 15 человек с легкой степенью умственной отсталости, 10 человек с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями в поведении. При выборе экспериментальных методов исследования учитывался тот факт, что специальные методики, выявляющие отношение замещающих родителей к приемным детям и их биологическим родителям, мотива принятия практически отсутствуют. В связи с этим нами были составлены анкета для замещающих родителей, выявляющая социально-демографические данные семьи, и анкета для замещающих родителей, выявляющая отношение к приемному ребенку. Так же в исследовании были использованы опросник «Взаимодействие Родитель – Ребенок» И.М. Марковской и адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
Результаты исследования показали, что когнитивный компонент включает установки и ожидания замещающего родителя в отношении приемного ребенка, а также представления о способах взаимодействия с ним. В группе исследуемых родителей адекватное представление о замещающем ребенке сформировано у 77 % родителей. По мнению родителей данной группы, для развития приемного ребенка необходимы внимание, ласка со стороны родителя, развитие интересов, способностей ребенка, дружба с ровесниками. Также 23 % замещающих родителей считают важным для развития приемного ребенка успешную учебу, примерное поведение, уважение к старшим.
Эмоциональный компонент представлен тем, что положительные эмоции (радость, умиление, приятные ощущения) по отношению к приемному ребенку и взаимодействию с ним испытывают 44 % родителей; чувство тревоги, растерянности, грусти испытывают 22 % родителей; амбивалентные чувства (радость и грусть, тревога) – 33 % родителей.
Как отмечено, 81 % родителей настроены на длительные теплые отношения с приемным ребенком. Из них 65 % родителей настроены на то, что ребенок всегда будет членом семьи, даже если будет жить отдельно, 16 % родителей видят в детях опору на старости лет. Выявлено, что 19 % родителей настроены на то, что, став совершеннолетними, дети престанут в них нуждаться и вернутся в кровную семью. Нужно отметить, что из этих 5 семей – 2 семьи – опекунские – воспитывают детей, родители которых отбывают срок в местах лишения свободы, и поэтому естественно, настроены вернуть детей в кровную семью по освобождению их родителей. Остальные 3 семьи – приемные, 2 из которых имеют опыт повторной замещающей заботы. Родители этих семей являются представителями профессии человек-человек (учителя, специалист Центра социальной защиты населения), считают воспитание приемных детей своей профессиональной деятельностью, поэтому не настроены на длительные близкие отношения с приемными детьми, 84 % родителей доверяют приемным детям, у 16 % родителей доверие не развито.
Поведенческий компонент мы рассматривали по следующим параметрам: применяют ли физическое наказание родители в воспитании приемного ребенка, что чаще используют: наказание или поощрение; какое количество времени проводят с приемным ребенком. В общем плане, 72 % родителей используют конструктивные формы воздействия на ребенка. Так, 72 % всех воспитываемых приемных детей чаще поощряют, чем наказывают, 74 % родителей не применяют физическое наказание к приемному ребенку, 65 % родителей стараются по возможности как можно больше проводить времени с ребенком, 51 % родителей признают за ребенком право на ошибку.
Изучение степени гибкости – ригидности семейной системы представляется трудоемким, поскольку требует индивидуального подхода к каждой семье и большого количества времени. Поэтому предметом нашего исследования стали следующие факторы: отношение приемных родителей к родным родителям ребенка, мотив приема, характерологические особенности родителей. Мы предположили, что отношение к биологическим родителям будет фактором, определяющим отношение к приемному ребенку, и будет определять общий эмоциональный фон отношений с приемным ребенком (эмоциональный компонент).
Таким образом, в замещающих семьях с положительной или нейтральной позицией к биологическим родителям отмечается положительное отношение и к самому приемному ребенку. Особенно эта связь прослеживается в эмоциональном компоненте отношений. В данной группе наблюдается 100 % принятие ребенка, 59 % родителей испытывают чувство радости и удовольствия от взаимодействия с приемным ребенком, такой же процент родителей имеют высокую степень удовлетворенности отношениями.
Отмечено, что 71 % родителей имеют представление о биологических родителях ребенка и у 76 % родителей сформированы адекватные представления о приемном ребенке. Также отмечено, что 29 % замещающих родителей данной группы ничего не хотят знать про биологических родителей детей и у 24 % наблюдаются неадекватные представления о ребенке (опора в старости, прилежная учеба и хорошее поведение, благодарность ребенка за оказанную помощь). Было выявлено, что 82 % замещающих родителей относятся положительно к возможным встречам с биологическими родителями и уже организуют их. Отмечено, что 82 % родителей сотрудничают с приемными детьми, 88 % родителей используют конструктивные методы воздействия.
Определив мотивы принятия среди испытуемых, мы установили, что 35 % замещающих родителей воспитывают приемного ребенка своих родственников. В эту группу вошли 11 замещающих семей (12 родителей, 14 детей). Основная форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в данной группе – опека и попечительство. Из 12 родителей 7 человек являются тетями или дядями приемному ребенку, 5 человек – бабушками. Возраст родителей составляет – 33–75 лет, 58,3 % родителей данной группы не работают (на пенсии, временно не трудоустроены). Мы определили, что 33,3 % анкетируемых имеют полную постоянную рабочую занятость, 8,3 % – временную работу, от случая к случаю, 11 человек имеют среднее профессиональное и средне-специальное профессиональное образование, 1 – высшее.
Также выявлено, что 19 % родителей взяли приемных детей для укрепления материальных возможностей, решения трудовой занятости. В этой группе оказалось 6 замещающих семей (6 родителей, 11 детей). Возраст родителей – 33–47 лет, 4 человека имеют средне-специальное образование, 1 – среднее, 1 – высшее. В настоящий момент 50 % родителей работают, 50 % – временно не трудоустроены, 3 родителя состоят в зарегистрированном браке, 2 человека – разведены, 1 человек – в разводе, но проживает с супругом в одной квартире. Все семьи имеют статус приемной семьи. Дети, воспитывающиеся в этих семьях, были взяты из детских домов или социально-реабилитационных центров.
Выявлено, что 16 % замещающих родителей приняли на воспитание детей потому, что свои дети выросли и покинули дом. В группу вошло 4 замещающих семьи (5 родителей, 7 детей). Родители этой группы состоят в браке, трудоустроены, возраст – 38–45 лет. Дети, воспитывающиеся в этих семьях, были взяты из государственных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей.
Также определено, что 25 % родителей – родители, не имеющие собственных детей, и именно это обстоятельство определяет мотив принятия чужого ребенка в свою семью. В эту группу вошли 7 замещающих семей (8 родителей, 11 детей). Родители все трудоустроены, в браке состоят – 5 человек. Возраст родителей – 38–50 лет. Форма жизнеустройства – 4 семьи – опека и попечительство, 3 семьи – приемная семья.
В результате исследования мы определили, что возвраты приемных детей происходят чаще в семьях, где у родителей преобладал материальный мотив принятия ребенка. В семьях, где выявлены положительные мотивы принятия ребенка, детско-родительские отношения более гармоничны.
С целью создания условий для развития эффективной модели взаимодействия замещающих родителей с приемными детьми с ограниченными возможностями здоровья была разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей «Рука помощи», которая реализовывалась на базе вышеуказанного центра с января по май 2019 г., контингент сопровождаемых составили семьи, принимавшие участие в констатирующем эксперименте. При разработке программы мы учитывали методические рекомендации по сопровождению замещающих семей, сформулированные Л.В. Смыкало и И.Р. Тамахиной [7, 8].
Содержание программы предусматривало реализацию следующих направлений:
1) изучение и исследование замещающей семьи (анкетирование замещающих родителей после каждого мероприятия, изучение детско-родительских отношений в замещающей семье, выявление причин возникшего конфликта, трудностей);
2) информационно-просветительская работа (проведение семинара-тренинга с приемными родителями «Особенности формирования чувства собственности у приемного ребенка», семинара-тренинга для педагогов школ района «Особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в замещающих семьях», разработка и распространение печатной продукции – листовок, буклетов, визиток; размещение в районной газете статей, посвященных замещающим семьям, деятельности Службы сопровождения; размещение информации о ее работе на сайтах Центра, Управления социальной защиты населения; пополнение печатной продукцией информационных стендов в Центре, Управлении социальной защитой населения, Комплексном центре социального обслуживания населения, в органах опеки и попечительства);
3) ценностно-мотивационная работа (детско-родительские тренинги «Мы едины», «Семейный круг», конкурс поделок «Защитник Отечества», спортивно-развлекательная программа «Весёлые старты», праздничные мероприятия, посвященные Дню семьи, Дню матери, мастер-классы для приемных детей «Кукла-оберег», «Подарок для мамы»);
4) психокоррекционная работа с замещающими семьями (консультирование родителей (в том числе и по телефону), индивидуальные занятия с приемными детьми);
5) разработка индивидуальной программы помощи семье.
Работа в рамках программы осуществлялась как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, мы определили, что на развитие детско-родительских отношений в замещающей семье влияет мотив принятия ребенка в семью. Если мотив принятия является конструктивным (положительным), например желание иметь большую семью), то вероятнее всего трудности при воспитании ребенка у замещающих родителей будут наименьшими. Если же мотив принятия ребенка в семью деструктивный (негативный), например страх одиночества или жалость), то даже незначительные трудности, возникающие при воспитании ребенка, могут привести к отказу от него и к вторичному сиротству. Целенаправленное и комплексное психолого-педагогическое сопровождение позволяет помочь замещающим семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, сформировать адекватные родительские установки на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс, способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Заключение
Установлено, что решение проблем, возникающих в замещающих семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, возможно при организации тщательного изучения и анализа социально-демографических данных такой семьи, характера отношений замещающих родителей к приемным детям, а также особенностей взаимодействия родителей и детей в замещающей семье, и, как следствие, организации психолого-педагогического сопровождения таких семей.
Рассмотрев организационно-содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи, можно сделать вывод, что данная деятельность имеет свои цели, подходы и структуру. Целью сопровождения замещающей семьи является содействие успешной адаптации приемного ребенка в замещающей семье, предотвращение отказа от приемных детей, предупреждение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. Психолого-педагогическое сопровождение проходит поэтапно и реализуется через систему комплексной диагностики, коррекционно-развивающей работы, консультирование и просвещение родителей.
Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева по теме: «Разработка компетентностно-ориентированного содержания профильных дисциплин по направлениям подготовки Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование уровня бакалавриата и магистратуры».