В современной психолого-педагогической образовательной парадигме проблема охраны здоровья участников образовательного процесса и формирование компетенции здоровьесбережения занимает приоритетное место [1, 2]. Изучение здоровья и процессов адаптации к образовательной среде вуза остаётся актуальной научной темой, которой посвящены работы российских исследователей [3–5]. Первично «здоровьесбережение» употреблялось Н.К. Смирновым в контексте соотнесения инновационных педагогических технологий минимальному повреждающему действию для здоровья учащихся [6]. И.А. Зимняя к компетенции здоровьесбережения относила: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни [7, с. 29]. Д.В. Викторов понятием «здоровьесбережение» обозначал деятельность личности посредством реализации знаний и использования умений оздоровления организма, формируемых с помощью средств физической культуры [8]. С.В. Сергеева, О.А. Воскрекасенко формирование компетентности здоровьесбережения определяют комплексом мероприятий, направленных на ведение ЗОЖ в классическом представлении отказа от вредных привычек; вырабатывание системы знаний об особенностях работы организма и принципах самодиагностики и профилактики заболеваемости и травматизма; соблюдение обручающимися на практике санитарно-гигиенических норм и правил; формирование отношения обучающихся к своему здоровью как к величайшей ценности; развитие у обучающихся умений определять состояние своего здоровья, сознательное обращение к врачу, саморегуляция своего психоэмоционального и функционального состояния в стрессовых ситуациях. Авторами разработана анкета «Компетенция здоровьесбережения» на основании методики «Что вы знаете о своём здоровье» Г.А. Радоман и Н.А. Долбешкиной, содержание которой касается информированности респондентов о курении, алкоголизме, безопасном сексе и некоторых особенностях питания [9].
На наш взгляд, компетенция здоровьесбережения – это умение оценить состояние индивидуального здоровья и не только описать, но и обосновать приверженность той манере поведения, которую мы можем обозначить как стиль жизни (рисунок).
Для оценки эффективности образа жизни, способствующего укреплению и сохранению индивидуального здоровья (ЗОЖ), разработан ряд биосоциальных критериев: во-первых, оценка морфологических и функциональных показателей здоровья, определяющих уровень физического развития и физической подготовленности; во-вторых, оценка состояния иммунитета, а также динамики развития хронических неинфекционных заболеваний; в-третьих, оценка адаптации к социально-экономическим условиям, отражающим эффективность выполнения профессиональных задач, семейных функций, уровень проявления социально-личностных интересов; в-четвертых, наличие навыков составления индивидуальной программы по укреплению здоровья.
Конструктив «стиль жизни» не имеет столь однозначной трактовки, как «здоровый образ жизни». И здесь мы обращаемся к классическому определению А. Адлера, который называл стиль жизни уникальным для индивидуума способом адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. По мнению автора, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взяты в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума в нахождении тех свойств интегральной индивидуальности, которые бы содержательно характеризовали тот или иной стиль жизни на основе проявлений определяющих его личностных свойств. В случае нахождения таких свойств личности считать, что соответствующий им стиль жизни отражает непосредственно его интегральную индивидуальность [10].
Структура формирования компетенции здоровьесбережения (КЗ)
Планируемые уровни сформированности компетенции здоровьесбережения
Уровни сформированности компетенции |
Структура компетенции |
Основные признаки уровня |
1 |
2 |
3 |
Компетенция здоровьесбережения как способность использовать методы и инструменты физической культуры и спорта (ФКиС) для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
||
Пороговый уровень (как обязательный для всех обучающихся по завершении освоения ОПОП) |
Знать основы физической культуры |
Знать теорию физической культуры и спорта и физиологические основы ФКиС в подготовке обучающихся к профессиональной деятельности |
Уметь использовать физическую культуру и спорт для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
Объяснять физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки |
|
Владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах) |
Понимать критерии оценки физического развития человека, антропометрических показателей и физической работоспособности. Определять индивидуальный уровень здоровья и АПЧ. Понимать значение профессионально-прикладных аспектов физической культуры и спорта для своей деятельности |
|
Повышенный уровень (относительно порогового уровня) |
Знать основы физической культуры |
Знать характеристику ценностных ориентаций обучающихся на физическую культуру и спорт, здоровьесбережение в контексте современных теорий естественнонаучного и гуманитарного образования |
Уметь использовать физическую культуру и спорт для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
Определять индивидуальный уровень здоровья и АПЧ. Знать и применять в своей деятельности программу профилактики ХНИЗ и здорового образа жизни в зависимости от физического развития и профессиональной ориентации |
|
Не только владеть понятиями по курсу (узнавание терминов, определение и раскрытие содержания понятий, установление межпонятийных связей), но иметь собственные суждения в области теории и практики физической культуры и спорта; владеть средствами физической культуры (в том числе адаптивной) для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности |
Владеть методикой оценки индивидуального здоровья и уметь корректировать своё поведение в соответствии с требованиями и условиями окружающей среды. Уметь обосновывать тот стиль жизни, который оправдывает цели и стратегии будущего. Оценивать последствия принятых решений в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих людей |
В данной статье мы рассмотрим только пороговый уровень формирования компетенции здоровьесбережения исходя из критериев оценки КЗ, разработанных на кафедре физического воспитания Тюменского индустриального университета (таблица).
Цель исследования: рассмотреть приверженность к здоровому образу жизни в контексте отказа от курения, алкоголя и информированности об основных факторах риска вреда здоровью у студентов 1 курса тюменских вузов.
Методы исследования: анкетирование, прямой опрос, эссе, анализ результатов сдачи норм физической подготовки (156 юношей и 34 девушки – студенты 1 курса направления подготовки «Машиностроение» и «Нефтегазовое дело»). Среди студентов первого курса педиатрического факультета желание поучаствовать в анонимном опросе изъявило 14 юношей и 43 девушки, 19 девушек и 9 юношей стоматологического факультета. В анкетировании использована «Методика самооценки здоровья и факторов риска развития неинфекционной патологии» [11]. Анкеты обработаны в программе SPSS Statistics.
Результаты исследования и их обсуждение
В своих исследованиях мы придерживаемся концепции здоровьесбережения субъектов университетского комплекса, разрабатываемой коллективом исследователей Тюменского индустриального университета, согласно которой здоровьеформирующий потенциал образовательный организации – это социальная стратегия в отношении участников образовательного процесса и совокупность мер и средств реализации программ социальной защиты субъектов университетского комплекса [12]. Программа «За здоровый образ жизни обучающихся и сотрудников ТюмГМА» реализуется с 2015 г. [13].
Мы просим студентов высказать мнение о том, какую роль играет физическая культура и спорт в жизни человека в форме короткого рассказа о своих достижениях в физкультуре и спорте и роли семьи и общества в формировании приверженности к здоровому образу жизни. Вне зависимости от пола все студенты инженерно-технического вуза выразили готовность к занятиям физической культурой и спортом, описав в коротких рассказах роль семьи и школы в мотивации к ЗОЖ. Вторым этапом данного исследования стал анализ освоения программы дисциплины «Прикладная физическая культура», с оценкой показателей силы, скоростных реакций и гибкости обучающихся в рамках подготовки к тестированию ГТО. По результатам освоения программы «Прикладная физическая культура» 19 % юношей и 11 % девушек имеют высокий уровень физической подготовки. 56 % юношей и 33 % девушек демонстрируют средний уровень физической подготовленности по результатам выполнения основных нормативов и не готовы принять участие в программе сдачи норм ГТО. Студенты с низким уровнем физической подготовки имеют те или иные ограничения к занятиям по общефизической подготовке и хронические заболевания. Расстройства функции зрения являются ведущими синдромологическими нарушениями физического здоровья, которые, по мнению студентов, совершенно не являются ограничением социального функционирования и психологически не вызывают никакого дискомфорта. Отягощён анамнез по сердечно-сосудистым заболеваниям (ССЗ) и зафиксированы эпизоды повышения артериального давления у 6 юношей, у одного из студентов диагностирован метаболический синдром. Студенты, имеющие ограничения к занятиям физической культурой, принадлежат ко 2–3 группам здоровья (25 % юношей и 11 % девушек). Среди юношей, обучающихся по направлению «Нефтегазовое дело», мы заметили особое отношение к состоянию физического тела и стремление к высокой двигательной активности вне университета – посещения тренажерных залов и секций по футболу и боевым искусствам; только 37 % девушек уделяют внимание дополнительным занятиям по физической культуре, остальные 63 % респондентов всё свободное от учебных занятий время тратят на подготовку к профильным дисциплинам. Как мы видим, большая часть студентов субъективно готова к занятиям физической культурой, но объективные показатели тренированности указывают на среднюю степень физической подготовки. Среди студентов первого курса педиатрического факультета 3 юношей и 5 девушек имеют медицинские противопоказания к занятиям физической культурой. У всех студентов мотивация к занятиям физической культурой снижена (многие рассказывают о высокой учебной нагрузке и ссылаются на дефицит времени).
Третий этап оценки компетенции здоровьсбережения заключался в анонимном анкетировании. По результатам анкетирования студентов Тюменского индустриального университета выявлена высокая распространённость курения среди юношей и девушек (никогда не курили 55 % юношей и 64,7 % девушек). По нашим наблюдениям, в местах, отведённых для курения, на 10 юношей приходится 1–2 курящие девушки. При анализе толерантного отношения к алкоголю ответ «никогда» отмечен у 32,1 % юношей и 41,24 % девушек.
Вне зависимости от пола большая часть респондентов имеют склонность к нарушению пищевого поведения – перееданию. Юноши стараются следить за рационом питания, но не отказываются от «быстрой еды» 1–2 раза в неделю. В отличие от юношей, все девушки испытывают чувство вины за периодические всплески переедания, связанные с эмоциональными переживаниями. Далеко не все респонденты знают, какой у них уровень холестерина и артериального давления (52 % и 48 % соответственно). Хотя большая часть опрашиваемых и имеет представления о своем весе и росте (80 %), этой информации недостаточно для наиболее точного анализа состояния здоровья, составления требуемого режима питания и индивидуальных физических тренировок.
Результаты анонимного анкетирования студентов первого курса медицинского вуза показали, что об основных морфофункциональных показателях здоровья информированы 83 % респондентов, но никто не смог указать значения показателей общего холестерина и глюкозы. 19 % студентов вне зависимости от пола предпочитали здоровую пищу , «Fast food» – 13 % девушек и 31 % юношей, все остальные питались в основном нерегулярно в виде лёгких перекусов и нередко переносили основной приём пищи на вечер. Часто простывали 10 % девушек; у 29 % юношей и 34,7 % девушек есть аллергическая реакция. Курят 7 юношей и 4 девушки. Девушки чаще замечали нарушения сна, но практически все опрошенные нами студенты отмечают недостаточное количество ночного сна – продолжительностью от 5 до 6,5 ч, которое компенсируется сном в выходные дни. Отмечают повышение артериального давления 9,7 % студентов.
Контрольное анкетирование, проведённое в конце учебного года в онлайн-режиме без учета персональных данных содержало 5 вопросов, позволяющих определить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом [14]. В группе респондентов анкетирование нашло отклик у 17 студентов ТюмГМУ (из них 8 девушек) и 60 студентов ТИУ (из них 13 девушек). На вопрос: «Какую роль сыграли родители в том, что Вы активно занимаетесь (или не занимаетесь) тем или иным видом спорта?» вне зависимости от пола и принадлежности к образовательной организации 85 % анкетируемых ответили – родители оказали решительное содействие в том, чтобы ребёнок посещал секции или занятия по физической культуре; 12 % родителей были категорически против занятий и 13 % соблюдали нейтралитет. «Личная мотивация. Охарактеризуйте своё стремление к физическому совершенствованию и высоким спортивным результатам?» – такой вопрос в большей степени показал стремление студентов к физическому совершенствованию, а не средству поддержания здоровья. Предпочтение в самостоятельных занятиях юноши и девушки отдают тренировкам в тренажёрном зале. Юноши Тюменского индустриального университета занимаются единоборствами (24 %) или баскетболом (21 %). Для студентов «Тюменского государственного медицинского университета» достаточными являются занятия физической культурой и только 3 девушки посещают тренажёрный зал. Несмотря на то, что именно родители сыграли решающую роль в становлении мотивации респондентов к активному двигательному режиму, при ответе на вопрос: «Сделайте вывод. Кто сыграл ведущую роль в Вашем отношении к физической культуре и спорту (Вы сами или ваше окружение)?» – 83 % респондентов ответили «Я сам/сама». Можно сделать вывод о том, что потребность в эстетике тела является главным мотивом для занятий физической культурой и спортом у студентов первого курса. Данный факт свидетельствует о том, что у студентов отсутствует представление о гармонизации здоровья в традиционном понимании ЗОЖ: отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим и сбалансированное питание – об этом свидетельствуют нарушения пищевого поведения практически у всех опрошенных нами студентов. Все эти факты актуализируют выбор стратегии преподавания теоретического курса «Физическая культура и спорт» в контексте «Wellness», как наиболее перспективного направления реализации программы «Вуз здорового образа жизни» [15].
Заключение
Как показали наши исследования, ведущими факторами соблюдения здорового образа жизни подавляющее большинство учёных считают отказ от табакокурения и напитков, полученных в процессе брожения; здоровое питание с ограничением поваренной соли и сахара; соблюдение недельного двигательного режима от 8 до 11 ч в юношеском и первом зрелом возрастном периоде; контроль индекса массы тела и информированность о наследственных заболеваниях. Анкетирование студентов 1 курса направления подготовки «Машиностроение» и «Нефтегазовое дело» и первокурсников медицинского вуза показало высокую частоту встречаемости данных факторов риска вреда здоровью. В целом студенты инженерно-технического вуза демонстрируют лучшую заботу о состоянии физического здоровья и не акцентируют внимание на высоких достижениях при аттестации, что, как известно, обеспечивает лучший уровень социализации и высокий уровень стрессоустойчивости [16]. Вызывают беспокойство жалобы на нарушение ритма сна и высокий и средний уровень тревожности у студентов медицинского вуза и более выраженные нарушения пищевого поведения, в сравнении со студентами инженерно-технического вуза. Безусловно, дезадаптивные состояния, обусловленные образом жизни, не предполагают обязательного развития хронических неинфекционных заболеваний, но могут служить надёжным и достоверным критерием сформированности компетенции здоровьесбережения. Различные формы опроса и анкетирование студентов двух тюменских вузов показало высокую степень заинтересованности в совершенствовании физической формы. Главным мотивирующим фактором в организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом для первокурсников стало эстетическое моделирование тела, а не приверженность здоровому образу жизни.