Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

MANAGEMENT OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL READINESS OF THE TEACHER OF THE COLLEGE TO TRAINING DISABLED PEOPLE AND PERSONS WITH DISABILITIES OF HEALTH

Saitbaeva E.R. 1 Ermosch E.V. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
The article substantiates the dependence of the effectiveness of inclusive vocational education on the level of professional readiness of a college teacher to teach people with disabilities and people with disabilities. The criteria for teacher’s professional readiness to teach disabled and disabled people are clarified: motivational, cognitive and activity. They characterize the teacher’s acceptance of the idea of inclusion, interest in professional activities related to the education of persons with disabilities and persons with disabilities; knowledge of the characteristics of the cognitive activity of «special» children and the specifics of professional inclusive activities; possession of methods of organizing the educational process, taking into account the special educational needs of persons with disabilities and persons with disabilities A model has been designed to manage the formation of the professional readiness of a college teacher to teach people with disabilities and people with disabilities, which includes: a strategic goal; strategic objectives; the composition of activities for the preparation of motivational, personnel, regulatory, informational, educational and methodical, financial, economic and material and technical resources of the college. The analysis of the prerequisites for the introduction of the developed model in the Federal State Vocational Educational Institution «Orenburg State Economic College-Boarding School» of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation was carried out using the methods of strategic analysis. The model of management of the formation of the professional readiness of a college teacher to teach disabled and disabled people was tested in the course of experimental work in 2017-2019. The results of the study of the professional readiness of a college teacher to teach people with disabilities and people with disabilities before and after the experiment, confirming the effectiveness of the developed management model, are described. After the experiment, the number of teachers at a high and medium level of professional readiness increased, and the number of teachers at a low level significantly reduced. Specially prepared resources that meet the requirements of inclusive education have become the prerequisites for the formation of the professional readiness of college teachers to the training of people with disabilities and people with disabilities.
disabled
persons with disabilities
inclusive vocational education
professional readiness
college teacher
training for people with disabilities and people with disabilities

Нормативные документы, регламентирующие государственную политику в области реализации инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) права на образование, рассматривают получение инвалидами полноценного профессионального образования как один из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности [1; 2].

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ прописаны в ряде нормативно-правовых актов [3], направленных на разрешение нормативно-правовых, кадровых, учебно-методических проблем подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональной деятельности:

В качестве важнейшей проблемы исследователи отмечают недостаточную сформированность у педагогических работников профессиональных образовательных организаций (ПОО) готовности (психологической, организационной, методической) к обучению лиц с ОВЗ и инвалидов [4–6].

Цель исследования: разработать и апробировать условия управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

2. Разработать модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.

3. Выявить эффективность разработанной модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на основе ее опытно-экспериментальной апробации в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России).

Материаы и методы исследования

Для проектирования модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и анализа предпосылок ее внедрения в ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России использованы метод «дерева целей» и методы стратегического анализа (PEST-анализ, SWOT-анализ). Для диагностики профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ использованы социологические методы: беседа, наблюдение, анкетирование.

В исследовании профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие преподаватели ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России (47 человек).

Опираясь на исследования В.В. Хитрюк [7], О.В. Карынбаевой [8], мы выделили следующие критерии профессиональной готовность преподавателей к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ:

– мотивационный (положительное отношение к обучающимся разных гетерогенных групп; интерес к профессиональной деятельности, связанной с их обучением и воспитанием; отношение к инклюзии как к позитивному социально-педагогическому явлению, ресурсу развития ребенка с инвалидностью или ОВЗ и общества в целом);

– когнитивный (знания об особенностях познавательной деятельности и личности «особых» детей и характере профессиональной инклюзивной деятельности);

– деятельностный (владение методами организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей с инвалидностью и ОВЗ и механизмами организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса).

Модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ выполнена нами с использованием метода «дерева» целей (рисунок).

Результаты исследования и их обсуждение

ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России является профессиональной образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение, профессиональную и медико-социальную реабилитацию и рациональное трудоустройство инвалидов и граждан с ОВЗ.

С учетом разработанной модели был проведен анализ существующей в ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России системы управления профессиональным ростом преподавателя колледжа.

PEST-анализ внешней среды колледжа выявил такие социальные угрозы, как недостаток в городе и регионе узких специалистов (сурдопереводчики, логопеды, дефектологи); риск оттока из сферы образования молодых специалистов из-за невысокого уровня заработной платы; высокую миграцию квалифицированных специалистов в другие регионы и др.

Метод SWOT-анализа позволил определить сильные и слабые стороны ПОО в достижении сформулированной стратегической цели.

Проведенный анализ свидетельствует о высокой значимости рисков, связанных с недостаточной готовностью преподавателей к инклюзивному профессиональному обучению студентов. Для определения уровней сформированности профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ была разработана анкета, содержащая вопросы по каждому критерию (мотивационному, когнитивному, деятельностному).

   

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

создать условия для формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

   
             

sait1.wmf

           

Стратегические задачи

1. Создать качественный мотивационный ресурс

 

2. Создать качественный кадровый ресурс

 

3. Создать качественную нормативно-правовую и организационную базу

 

4. Создать информационно-методическое обеспечение

 

5. Создать научно- и учебно-методическую базу

 

6. Создать необходимую материально-техническую базу

 

7. Создать финансово-экономический ресурс

 

 

 

 

 

 

 

Функциональные задачи

1. Уточнение критериев начисления стимулирующей части фонда оплаты труда.

2. Содействие в получении гранта на реализацию проекта по инклюзивному образованию.

3. Направление на стажировку, курсы повышения квалификации или переподготовки за счет средств ПОО.

4. Предоставление времени на методическую работу, оплата научно-методической литературы.

5. Предоставление возможности диссеминации опыта работы с инвалидами и лицами с ОВЗ через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.

6. Обеспечение гарантии защищенности статуса преподавателя в коллективе.

 

1. Проведение процедуры периодической аттестации педагогических работников с целью оценки их компетентности в области обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

2. Разработка программы ПК преподавателей по вопросам применения электронных средств и инновационных технологий обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

3. Разработка плана стажировок преподавателей на предприятиях и в организациях с целью ознакомления с новейшими технологиями, оборудованием.

4. Обеспечение прохождения преподавателями курсов повышения квалификации в области реализации основных образовательных программ по профессиям, специальностям, относящимся к ТОП-50.

5. Привлечение и закрепление молодых сотрудников.

 

1. Совершенствование локальных нормативных актов ПОО, соответствующих федеральным нормативным актам в области инклюзивного образования студентов.

2. Внедрение эффективных моделей социального партнёрства и сетевого взаимодействия с целью развития профессиональной инклюзии обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их трудоустройства.

3. Совершенствование деятельности по выполнению контрольных цифр приёма, профориентационной работы.

4. Развитие службы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

 

1. Развитие информационной среды ПОО.

2. Адаптация сайта ПОО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

3. Мониторинг качества информирования педагогов, обучающихся, родителей, работодателей, о характере преобразований в ПОО через сайт.

4. Внедрение ИКТ с целью оптимизации обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ.

5. Содействие привитию установок толерантного поведения и сознания через СМИ.

6. Создание блога для научно-методической поддержки преподавателей, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

7. Создание банка вариативных образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях внедрения ФГОС СПО.

 

1. Оснащение профессий/специальностей необходимыми печатными и электронными изданиями профессиональной направленности.

2. Оснащение профессий/специальностей необходимым программным обеспечением для эффективной реализации образовательного процесса.

3. Совершенствование содержания, форм и методов учебной и производственных практик с учетом требований работодателей с целью обеспечения профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника.

4. Создание электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы обучающихся.

5. Разработка и применение адаптированных ОПОП по реализуемым специальностям и профессиям для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также индивидуальных учебных планов.

 

1. Проведение комплекса мероприятий по созданию безбарьерной среды.

2. Модернизация материально-технических ресурсов, в том числе оснащение учебных аудиторий, лабораторий, учебно-производственных мастерских, кабинета лечебной физкультуры специализированным оборудованием для инвалидов различных нозологических групп (с поражением опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, слабовидящих).

3. Обновление парка компьютерной техники, мультимедийного и телекоммуникационного оборудования).

4. Расширение парка оборудования для наружной рекламы, специализированного оборудования для доступности образовательно-реабилитационных услуг.

 

1. Разработка бизнес-плана по реализации Программы развития ПОО.

2. Мониторинг расходования объема ассигнований федерального (регионального) бюджета на реализацию мероприятий Программы развития ПОО.

3. Мониторинг мероприятий ремонта здания, спортивной площадки, кабинетов; создания безбарьерной среды.

Модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

Таблица 1

Анализ внутренней среды ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России

Сильные стороны

Слабые стороны

– ведомственная принадлежность колледжа Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации; государственное социальное обеспечение студентов;

– участие в реализации региональной программы «Доступная среда»;

– разработка образовательных программ по специальностям, востребованным на региональном рынке труда (например, 43.02.14 «Гостиничное дело»);

– 98 % преподавателей работают на постоянной основе;

– сформированные связи с социальными партнерами в вопросах прохождения практики, разработки учебно-программной документации, прохождения стажировки преподавателями в организациях;

– использование возможностей ИКТ (электронная библиотека «КГНИГАФОНД»; электронное обучение на платформе Moodle);

– развитие научно-исследовательской деятельности и др.

– недостаточное владение преподавателями колледжа специальными профессиональными компетенциями в области планирования образовательной деятельности обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей, а также в области социального взаимодействия с данной категорией обучающихся;

– невысокая ИКТ-компетентность педагогов;

– недостаточность темпа обновления материально-технической базы (безбарьерная среда создана частично; не создана инфраструктура для внедрения новых специальностей; в нерабочем состоянии лифт; отсутствует компьютерный класс на 1 этаже для инвалидов-колясочников и детей с НОДА;

– недостаточный библиотечный фонд по открытым и вновь вводимым специальностям по ТОП-50;

– нехватка квалифицированных педагогических кадров по новым специальностям (в частности, 43.02.14 «Гостиничное дело»);

– физически и морально устаревшее оборудование учебных лабораторий и мастерских, спортивного зала (для проведения ЛФК);

– низкий уровень сотрудничества колледжа с другими учреждениями системы СПО и др.

В анкетировании приняли участие 47 респондентов, из них: 5 человек – работники администрации колледжа и 42 человека – преподаватели.

Результаты констатирующего эксперимента, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что наиболее западающим критерием в структуре профессиональной готовности является мотивационный. Так, более 55 % преподавателей отметили свою неготовность работать с инвалидами и лицами с ОВЗ (как правило, связанную с чувством опасения, что дети с ОВЗ не освоят программный материал), незаинтересованность в повышении квалификации в области инклюзивного образования, в обращении за консультативной поддержкой к специалистам в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии.

Лучше обстоят дела с когнитивным критерием: большинство преподавателей понимают значение таких понятий, как: «инклюзивное образование», «специальные условия», «безбарьерная среда», «особые образовательные потребности», «реабилитация» и т.д. Значительное количество педагогов знают содержание нормативных документов, регулирующих процесс инклюзивного образования. В то же время пятая часть преподавателей плохо знают особенности детей с ОВЗ и характер профессиональной инклюзивной деятельности.

Большинство респондентов используют на практике особые дидактические материалы, специальное оборудование, методы и технологии обучения, а также специальные критерии оценивания достижений в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Однако 21,3 % испытуемых отметили трудности в использовании информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий при работе с лицами с ОВЗ и инвалидами, в составлении технологической карты современного урока, в разработке адаптированных рабочих программ и УМК к ним.

Таким образом, значительная часть педагогов не готовы к работе в условиях инклюзии ни профессионально, ни психологически. У них отсутствует профессиональная уверенность в эффективности обучения инвалидов и детей с ОВЗ в современных условиях профессионального образования, отмечается эмоциональная и мотивационная неготовность работать в условиях инклюзии.

С учетом результатов констатирующего эксперимента и выявленных особенностей внешней и внутренней среды ПОО спланирована деятельность по реализации модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на период с 2017 по 2020 г.

Промежуточные результаты, полученные в 2018 и 2019 гг., позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели, так как по разным направлениям деятельности колледжа (качество предоставляемых образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам; качество предоставления комплексного сопровождения в условиях реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации; формирование общих компетенций личностного развития будущих специалистов; совершенствование доступной безбарьерной среды; оптимизация системы управления и др.) зафиксирована положительная динамика. Так, в табл. 2 представлены показатели, характеризующие изменения профессиональной компетентности персонала колледжа для обеспечения качественной подготовки квалифицированных специалистов.

Таблица 2

Показатели, характеризующие изменения профессиональной компетентности персонала ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

План на

2020 г.

Доля специалистов отраслевых организаций, привлеченных к образовательному процессу от общего числа преподавателей, %

10

12

14

16

Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, %

62

76

78

80

Доля преподавателей профессиональных модулей, прошедших стажировку на отраслевых предприятиях, %

92

95

98

100

Доля педагогических работников, получивших в течение последних трех лет дополнительное профессиональное образование (переподготовку, повышение квалификации), %

80

96

98

100

Доля специалистов, обеспечивающих реабилитацию и абилитацию, прошедших обучение реабилитационным и абилитационным методикам, в общем числе таких специалистов, %

13

32

50

70

Доля педагогических работников, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ, %

70

80

90

100

Доля работников, прошедших обучение (инструктирование) в области создания доступной безбарьерной среды, %

25

40

62

80

Доля работников, удовлетворенных условиями труда, %

50

60

70

80

Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг, %

70

77

85

92

Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих компетентность работников, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг, %

70

77

85

92

Доля педагогических работников, участвующих в научно-практических конференциях, ведущих проектную, исследовательскую деятельность, %

20

30

40

60

Количество преподавателей, прошедших обучение экспертов Национального чемпионата конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», чел

-

5

7

4

Доля молодых педагогических работников от общего числа педагогических работников, %

20

30

40

60

Заключение

Результаты проведенного в июне 2019 г. исследования профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ представлены в табл. 3.

Таблица 3

Динамика уровней сформированности критериев профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

Критерии

Уровни сформированности критериев, %

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Мотивационный

55,3

29,8

14,9

19,1

51,1

29,8

2

Когнитивный

21,3

51,1

27,6

12,8

42,5

44,7

3

Деятельностный

21,3

48,9

29,8

10,7

40,4

48,9

Сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного этапов, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о положительной динамике критериев профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, что выразилось в: принятии ценностей инклюзивного образования; положительном отношении к детям-инвалидам и лицам с ОВЗ, а также к возможностям инклюзивного образования; готовности сотрудничать со всеми участниками образовательных отношений; наличии знаний об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей-инвалидов и лиц с ОВЗ; владении педагогическими технологиями и методами для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Условиями формирования профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ выступают специально подготовленные ресурсы, соответствующие требованиям инклюзивного образования.