Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION OF THE PROSODIC PARTY OF THE SPEECH AT CHILDREN OF EARLY AGE WITH DEVIATIONS IN MASTERING THE SPEECH MEANS OF ETHNOPEDAGOGICS

Sheremeteva E.V. 1 Bespomestnykh O.A. 1
1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University
In article need of timely design of correctional and precautionary influence for children of early age with deviations in mastering the speech with use of small folklore forms of ethnopedagogics is proved. When choosing methods of a research we conceptually relied on the cultural and historical theory of development of mentality of L.S. Vygotsky. According to this approach by methodological base became the provision on primacy of communication concerning the speech (L.S. Vygotsky, A.A. Leontyev, R.E. Levina, G.V. Chirkina). In our research this situation assumes the directed creation of the communicative situations allowing to activate the corresponding speech templates, and, first of all, their prosodic registration by means of small folklore forms. The experiment organized in three stages acts as the main method of a research: identification of deviations in mastering the speech, the correctional directed complex formation of the prosodic party of the speech at children of early age and assessment of efficiency of the done work. In our experiment children of early age with deviations took part in mastering the speech, their parents and teachers of groups of early age of preschool educational institutions. Results of comprehensive examination of the prosodic party of the speech at children of early age by the diagnostic technique understood by us as a result of careful selection and adaptation of the existing methods and receptions presented in techniques O.I. Lazarenko, N.S. Shik, E.F. Arkhipova, E.V. Sheremetyeva are presented in article. We defined the main directions and content of correctional formation of components of the prosodic party of the speech at children of early age with deviations in mastering the speech with active application of means of ethnopedagogics. So, we, relying on results of our research, we consider that use of small folklore forms of ethnopedagogics in correctional formation of prosodic base of oral speech at children of early age with deviations in mastering the speech is effective.
correctional and precautionary influence
small folklore forms
deviations in mastering the speech
the prosodic party of the speech
prevention
early age
development of the speech
ethnopedagogics

Просодическая сторона речи является одной из ключевых составляющих устной речи. Развитие просодики играет важную роль в овладении ребенком родным языком. Именно просодическое оформление собственного высказывания или любой фонетической экпрессии позволяет неговорящему ребенку выражать свои мысли, правильно передавать собеседнику необходимую информацию, чувства и эмоции. Мы предположили, что недоразвитие просодических компонентов является следствием сложностей коммуникации с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья в семье и становится одной из причин отклонений в овладении речью в раннем возрасте.

Значение просодики в овладении устной речью, необходимость оказания ранней коррекционной помощи детям раннего возраста с отклонениями в овладении речью и недостаточная разработанность этой проблемы определяют актуальность данной работы.

Просодия понимается как членение речи и соединение расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения [1]. К просодическим элементам речи относятся тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, дикция [1; 2].

Развитие просодики в онтогенезе происходит закономерно. Известно, что средства интонации воспринимаются и усваиваются детьми достаточно рано и именно они несут основную семантическую нагрузку до овладения вербальными средствами коммуникации [3]. В.П. Леутин указывает на то, что для речи ребенка раннего возраста характерна опора на структуры правого полушария, отвечающие за интонационное различение и просодическое оформление речи. Данные структуры активизируются благодаря эмоциональной, интонационно окрашенной речи взрослого, гармоничных музыкальных звуков (М.И. Лохов, Е.И. Николаева, Т.П. Хризман). Ребёнок из общего речевого потока способен выделить так называемые интонационные абрисы – фонетические контуры слова, фразы, придающие им эмоциональную окраску и позволяющие передать семантику повествования, вопроса, побуждения, восклицания. Передаются интонационные абрисы только с помощью модуляций голоса, т.е. произвольного изменения высоты, силы, темпа и тембра голоса. Данные элементы речевого высказывания начинают восприниматься ребенком еще на первом месяце жизни. Именно поэтому компоненты просодической стороны речи ребенок воспроизводит раньше, чем начинает произносить звуки речи [4].

В раннем возрасте овладение речью – это центральная линия развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина, Е.А. Стребелева, Е.В. Шереметьева и др.). Исследователями отмечается неразрывная связь формирования речевой системы с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка. Практически все девиации речевого развития патологического характера возникают из-за тех или иных неблагоприятных факторов, которые отрицательно влияют на овладение устной речью [5].

Мы считаем, что отклонения в овладении речью – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах психоречевой системы, детерминированное неадекватностью социальных условий и, как следствие, незрелостью психофизиологических предпосылок речи [6, с. 81].

При сборе анамнестических данных мы отмечаем, что просодическая сторона речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью с самого рождения формируется нарушенно. Крик, гуление и лепет таких детей интонационно бедны, появляются позже нормы. В дальнейшем у детей наблюдалась монотонность голоса, интонационно невыразительный слоговой лепет, отсутствие вокализаций, вокабул, голофраз, нарушения речевого темпа и ритма.

На современном этапе логопедическая наука и практика накапливают арсенал средств и методов устранения и предупреждения отклонений в речевом развитии детей. Мы уверены, что одним из таких средств могут стать малые фольклорные формы этнопедагогики. Этнопедагогика – важное средство вербального развития детей, профилактики и коррекции речевых нарушений, представляющее собой теоретическое осмысление и систематизацию опыта народной педагогики, как совокупности педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития [7].

В логопедической работе с детьми раннего возраста могут быть использованы следующие средства этнопедагогики: песни, колыбельные, потешки, прибаутки, заклички, приговорки, сказки, народные игры и др. [7; 8]. Применение этих средств этнопедагогики способствует гармоничному развитию вербальных и невербальных сторон речи: звукопроизношения, лексико-грамматического компонента, просодической стороны, голосовых модуляций, речевого дыхания, темпо-ритмического компонента [8].

Предпочтение в работе по развитию просодической стороны речи у детей раннего возраста следует отдавать колыбельным песням. Колыбельная песня имеет следующие характеристики: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Слушая колыбельную, ребенок начинает копировать интонацию взрослого, с которой поется песня [9].

Особым средством этнопедагогики в развитии просодической стороны речи детей раннего возраста являются народные сказки. К.Д. Ушинский считает, что дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. Г.Н. Волков в своих исследованиях указывает на то, что народная сказка очень быстро запечатлевается в памяти ребенка любого возраста. По мнению О.А. Шороховой, народная сказка – одно из эффективных средств речевого развития. Использование народных сказок на логопедических занятиях с детьми раннего возраста способствует развитию просодической стороны речи, так как дети учатся выразительному интонированию голосов героев сказки и произвольному изменению тембральной окраски. Также песни, используемые в сказках, способствуют развитию плавности речи детей [10].

Материалы и методы исследования

Наше исследование просодических компонентов речи было организовано на базе МДОУ «Детский сад № 19 «Улыбка» г. Южноуральска. В исследовании приняли участие 5 детей в возрасте от 1 года 8 мес. до 2 лет 5 мес. с отклонениями в овладении речью. Анализ существующих методик диагностики просодических компонентов речи показал недостаточность методов и приемов обследования для данной возрастной категории детей. Поэтому мы в процессе практической работы с детьми раннего возраста отобрали методы и приемы из методик О.И. Лазаренко, Е.Ф. Архиповой, Е.В. Шереметьевой, Н.С. Шик [11–14] и, адаптировав их, систематизировали в целостную методику изучения просодических компонентов предречи у неговорящих детей раннего возраста.

По методике О.И. Лазаренко мы обследовали способность детей изменять темп речи, высоту и силу голоса. При обследовании компонентов просодики по адаптированной методике Н.С. Шик в ходе беседы с детьми, мы выявили уровни развития просодической стороны речи детей. Данная методика включает изучение характеристик голоса (сила, высота, тембр), общего звучания речи (темп, ритм, паузация), интонированности и внятности речи. По методике Е.Ф. Архиповой мы изучили способности детей воспроизводить ритм, интонацию, тембр, изменять голос по высоте и силе, оценили состояние темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания, назального тембра голоса. По методике Е.В. Шереметьевой мы изучили ритмическую организацию первичной речевой продукции ребенка и начальных языковых средств общения (интонационное оформление собственных высказываний, ритмическая организация начального детского лексикона).

Результаты исследования и их обсуждение

Использование созданной нами методики позволило комплексно обследовать состояние просодической стороны речи у неговорящих детей раннего возраста. Мы выявили, что дети затрудняются в изменении темпа речи. У них возникают сложности в воспроизведении предложенных нами простых ритмических рисунков. Выявлены трудности в самостоятельных голосовых модуляциях и, как следствие, в отраженном интонировании. Дети с отклонениями в овладении речью не умеют изменять тембр голоса от высокого к низкому и, наоборот, произвольно изменять интенсивность голоса от громкого к тихому и наоборот. В собственной речи обследованных детей преобладают хореически организованные слова. У трех детей отмечаются нарушения речевого дыхания (аритмичность вдоха и выдоха, недостаточная дифференцированность ротового и носового вдоха и выдоха, сниженный объем и сила выдоха).

Анализ результатов, полученных в ходе обследования, показал, что особое внимание при проведении коррекционной работы необходимо уделять следующему: вызыванию самостоятельных голосовых модуляций, развитию темпо-ритмической организации речевой продукции, воспроизведению тембра и работе над дыханием.

Наша коррекционная работа по развитию компонентов просодической стороны речи у детей раннего возраста включала комплексное взаимодействие семьи и специалистов детского сада: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.

Коррекционная работа по формированию компонентов просодической стороны речи у детей раннего возраста проводилась в период с 1 сентября 2018 г. по 25 мая 2019 г. В формирующем эксперименте приняли участие 5 детей в возрасте от 1 года 8 мес. до 2 лет 5 мес. с отклонениями в овладении речью.

Мы определили 4 блока коррекционно-предупредительного воздействия: музыкально-логопедический, оздоровительно-коррекционный, педагогический и социальный, что позволило спроектировать гармоничное взаимодействие как специалистов, так и родителей детей в процессе коррекционного формирования просодической основы устной речи.

Ключевым в разработанном нами коррекционном формировании стал музыкально-логопедический блок, который включал в себя комплекс музыкально-логопедических занятий. Мы разработали цикл музыкально-логопедических занятий по формированию просодических компонентов с использованием малых фольклорных форм. Данные занятия с экспериментальной группой детей проводились музыкальным руководителем совместно с логопедом 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляла 10–15 минут. На занятиях мы использовали следующие формы народного фольклора: колыбельные, частушки, песни, прибаутки, заклички, потешки, народные игры.

Содержание занятий и соответствующих малых фольклорных форм мы разрабатывали в соответствии с календарно-тематическим планированием. Обязательным на каждом занятии было музыкальное сопровождение. Музыкально-логопедические занятия по формированию просодической стороны речи проектировались последовательно- концентрически с постепенным усложнением, исходя из возрастающих возможностей детей. Формированию новых компонентов просодики предшествовало закрепление ранее изученных. Последовательность включения компонентов просодической стороны речи в структуру занятий выстраивалась с учетом развития их в онтогенезе.

В оздоровительно-коррекционном блоке мы занимались коррекцией физиологического и постановкой речевого дыхания. Известно, что дыхание является необходимым компонентом развития просодии. Развитие дыхания у детей раннего возраста проводилось инструктором по физическому воспитанию в рамках соответствующих занятий. Занятия по физическому воспитанию, содержащие в своей структуре дыхательные упражнения, проводились еженедельно в течение всего периода коррекционной работы. Упражнения на развитие дыхания проводились в начале занятия. На каждом занятии инструктор по физическому воспитанию оценивал правильность выполнения упражнений, помогал детям исправлять возникающие ошибки, тщательно следил за общим состоянием каждого ребенка.

Педагогический блок в нашем исследовании предполагает включение детей в коррекционный процесс в режимные моменты и в свободной деятельности. Ведущим специалистом данного блока выступает воспитатель. Средства этнопедагогики ежедневно использовались воспитателем в работе с детьми группы на протяжении всего коррекционного периода. Потешки, пестушки сопровождали речь воспитателя во время умывания малышей, одевания на прогулку и раздевания после нее, колыбельные – укладывания спать и подъема и т.д., приговорки использовались во время прогулок, народные сказки, прибаутки и игры использовались воспитателем для организации досуговой деятельности малышей. Организация такого взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста способствовала повышению эффективности коррекционного процесса по формированию просодической стороны речи.

Социальный блок подразумевает включение в коррекционный процесс родителей детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. Перед началом и в процессе работы с родителями были проведены тренинги и консультации о роли в работе по формированию просодической стороны речи и об эффективности использования средств этнопедагогики в коррекционном процессе с детьми раннего возраста. Затем родителям были предложены материалы, содержащие перечень колыбельных, сказок, игр, прибауток, потешек, песен, приговорок и т.д. Родители на протяжении всего коррекционного периода активно принимали участие в работе, следовали нашим рекомендациям, способствуя совместно со специалистами, формированию компонентов просодики у детей.

Состояние просодической стороны речи после проведенной коррекционной работы по ее формированию было изучено по использованным нами ранее адаптированным методикам О.И. Лазаренко, Н.С. Шик, Е.Ф. Архиповой, Е.В. Шереметьевой.

Сопоставление результатов, полученных до проведения коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью и после, позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы. Дети стали активно пользоваться в речи основными видами интонации, усвоили голосовые модуляции, у них увеличилось количество ямбически организованных слов, научились без труда воспроизводить предложенный им ритмический рисунок, изменять тембр голоса, темп речи от медленного к быстрому и, наоборот, правильно использовать в речи паузы, дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох.

Заключение

Таким образом, использование средств этнопедагогики в работе по формированию просодической стороны речи у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью является эффективным.