Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF ELEMENTS OF BUSINESS GAMES IN TEACHING DISCIPLINES «BASIS OF MEDICAL GENETICS», AS A WAY TO FORM THE BASIS OF CLINICAL THINKING FOR FUTURE DOCTORS

Orlyanskaya T.Ya. 1 Volodicheva T.B. 1 Aktushina G.A. 1
1 Omsk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
In this article, the authors describe how to use a form of gaming technology «business game» in learning the Basics of discipline «medical genetics» first-year medical students of the University to implement a competence-based approach and to develop the qualities and skills in their chosen profession of doctor. Introduction of business game in teaching the basics of medical genetics in the first year and contributes to the consolidation of theoretical knowledge, assessing the value of basic knowledge in medical practice. For a «business game» designed by graphically-auxiliary material in the form of albums and booklets with sets of cards describing clinical diagnostic signs of common chromosomal aberrations, chromosomal disorders and classification rules for writing detected aberrations; Photos service male and female in norm and chromosomal mutations. Description of the violations occurring in the fetal period, and their influence on viability. An attempt was made to create the game through teaching students the first submission importance for tactics citogenetic diagnosis of theoretical material concerning cytological nomenclature of chromosome aberrations, clinical diagnostic characteristics, analysis of metafaznyh plates. Dynamic technology allows you to appreciate the significance of fundamental knowledge to form elements of clinical thinking in the work of physician-geneticist.
motivation
medical genetics
chromosomes
chromosomal aberrations
deletions

На современном этапе в целях расширения интеллектуального потенциала общества актуальной задачей является компетентностный подход в преподавании базисных дисциплин медицинских специальностей. Внедрение информационных технологий способствует формированию у обучающихся на первом курсе общепрофессиональных компетенций, развитию умственного потенциала, освоению разнообразной самостоятельной деятельности и приобретению блока базисных знаний для освоения специальных медицинских дисциплин [1–3].

Цель исследования: оценить эффективность использования элементов деловых игр в преподавании дисциплины «Основы медицинской генетики», с целью формирования основ клинического мышления у обучающихся первого курса.

Материалы и методы исследования

На кафедре биологии Омского государственного медицинского университета применяются современные технологии обучения. Эффективно работают технологии «Веб-квест» на занятиях по разделу биологические аспекты паразитизма; «Кейс-стади» на занятиях по теме «Паразитизм в типе Плоские черви»; технология «Кластер» на занятиях по вопросам филогенеза систем органов позвоночных животных; написание синквейнов и проведение конференций с презентациями докладов по вопросам экологии [4, 5]. Одной из форм, способствующей реализации компетентностного подхода при организации учебного процесса, является деловая игра. При ее организации важным является создание определенной обстановки, в условиях которой участникам игры необходимо анализировать возникающие ситуации и принимать рациональные, на их взгляд, решения. При данном образце интерактивного обучения преподаватель занимает не центральное активное звено, а направляет процесс игры. При этом он никак не лишает самостоятельности студентов, а, напротив, способствует активизации их учебно-познавательной, мыслительной и практической деятельности, что дает возможность формировать академические и профессиональные компетенции у обучающихся начальных курсов. На современном этапе развития общества вербальные навыки, к сожалению, начинают утрачивать свои функции, поэтому немаловажное значение при использовании дидактической игры, как варианта проблемного обучения, является стимулирование развития речи, а значит, и формирование социальных взаимоотношений между студентами. Это подтверждается известной цитатой В. Бехтерева: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач» [6].

Учебным планом введено преподавание дисциплины «Основы медицинской генетики», требующее использования наиболее результативных современных педагогических технологий, дополняющих традиционное обучение с целью повышения уровня освоения навыков практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальным жизненным ситуациям. Известно, что классическая общая генетика человека является связующим звеном между фундаментальной теоретической биологией и клинической генетикой. При освоении методов медицинской генетики использование дидактической игры дает возможность полноценно реализовать поставленные задачи. В ходе общения идет познание классических основ организации наследственного материала и его нарушений на генном, хромосомном и геномном уровнях. Это важно для формирования клинического мышления при анализе наследственных заболеваний.

Для организации деловой игры на практических занятиях по теме «Цитогенетический метод» были подготовлены:

– рекомендации, касающиеся использования специальных знаков, символов сокращений, рекомендованных международной цитологической номенклатурой хромосом человека;

– схемы и фотографии по нарушениям структуры хромосом (транслокации, делеции, инверсии и др.);

– описательный материал клинико-диагностических признаков по используемым в деловой игре нарушениям структуры хромосом.

Серьезное внимание уделено сбору информации по кариотипированию и методам анализа метафазных пластинок лимфоцитов периферической крови [7]. К рассматриваемым ситуациям хромосомных нарушений использованы примеры аберраций, широко известных в генетической практике наследственных заболеваний у человека [8–10]. Кроме информации, сопровождающей конкретную хромосомную аберрацию, существенное внимание было уделено подготовке фотографий кариограмм пациентов в норме и с нарушениями структуры хромосом.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами смоделирована деловая игра, целью которой было формирование у обучающихся первых представлений о стратегии и тактике цитогенетической диагностики. Ее участники были разделены на две группы: 1 – молодые специалисты, теоретически подготовленные и пришедшие на освоение практических навыков по клинической генетике; 2 – пациенты, которым рекомендована, согласно проведенным исследованиям цитологов, консультация врача-генетика. Во время приема пациентов необходимо проанализировать результаты исследований и написать заключение с рекомендациями. Участникам игры предлагается распределиться на 4 группы (по 3–4 человека), чтобы в каждой группе были студенты с разным уровнем подготовки. Преподаватель объясняет правила игры. Две команды включают пациентов и их родственников, которые задают вопросы о причинах возникновения наследственного заболевания и процессах, которые происходят в организме пациентов, причинах и механизмах их развития, возможностях лечения и прогноза. Еще в две команды входили врачи-интерны, обладающие теоретическими знаниями по современным методам цитогенетической диагностики врожденных патологий, связанных с аномалиями кариотипа, но имеющие минимум практических навыков, касающихся чтения и анализа нарушения структур хромосом, чтения кариограмм, грамотного написания формул произошедших цитогенетических нарушений. Перед началом игры студенты были проинформированы преподавателем-наставником о корректно-уважительном обращении друг с другом, об умении выслушать жалобы, проанализировать их и доказательно объяснить сложившуюся ситуацию, используя соответствующие легенде кариограммы с конкретной мутацией. Родственники пациента должны получить все ответы на интересующие их вопросы. Дополнительный материал для пользования врачами представлен описанием возможных хромосомных мутаций (текст) и характеристикой клинических проявлений с подобными хромосомными аберрациями. На столе находятся кариограммы пациентов, из которых врач должен изъять ту, которая соответствует результатам описанного исследования, с которым обратились больные, а также найти форму записи выявленной хромосомной мутации. Преподаватель (врач-наставник) при необходимости направляет дискуссию в нужное русло, при затруднении помогает студентам сформулировать свою точку зрения и демонстрирует слайд мультимедийной презентации, помогающий найти ответ на искомый вопрос. После каждого раунда «пациент, родственники – практикующий молодой врач» педагог обосновывает сильные и слабые стороны каждой команды, присуждая каждой командной паре определенное количество баллов. После выполнения задания студенты меняются в парах ролями. Таким образом, в течение занятия студенты пребывают в роли «врачей» и в роли «пациентов».

С учетом программного материала в качестве вариантов хромосомных аберраций нами использовались примеры, описание которых дано в литературных источниках [11–13]. Для формирования основ клинического мышления, умения применять теоретические знания нами использовались нарушения, касающиеся транслокации – t(15; 21) – синдрома Дауна; транслокации t(8; 21), t(15; 17), inv(16) – острого миелоидного лейкоза с характерными генетическими изменениями, делеции – del(5р) – синдром «кошачьего крика»; делеции – del(4р) – синдром Вольфа – Хиршхорна [14].

По мнению преподавателей кафедры, занятия в форме деловой игры отличались от занятий в традиционной форме. У обучающихся доминирует положительный эмоциональный настрой в течение всего занятия. Работающие командные пары объединены для быстрого и достаточно грамотного разрешения проблемы. Обращает на себя внимание факт формирования моделей социального взаимодействия между пациентами, их родственниками и врачами, которое невозможно при традиционной форме преподавания. На этапе дидактической игры стимулируется развитие культуры речи и происходит расширение запаса профессиональной лексики. Динамичность игровой ситуации приводит к оценке целесообразности принятия решения возникшей проблемы, приближая ее к реальной практической деятельности врача-генетика. Сосредоточение в игровой ситуации позволяет формировать элементы клинического мышления.

Наглядный материал для реализации данной педагогической образовательной технологии был представлен карточками с описанием клинико-диагностических признаков, схемами делеций, транслокаций, инверсий хромосом с результатами цитогенетических лабораторных исследований лимфоцитов периферической крови с GTG-окрашиванием и анализом метафазных пластинок. Например, для пациента № 1 (синдром Вольфа – Хиршхорна – (del4р-) дается следующее описание: «низкая масса тела при рождении, микроцефалия, клювовидный нос, маленький рот с опущенными уголками, уши крупные, оттопыренные, мочка и завиток не выражены, имеет место расщелина губы и неба. Из внутренних пороков выявлен поликистоз почек и поражение сердечно-сосудистой системы. Проявляется задержка психомоторного развития». Для пациента № 2 (синдром «кошачьего крика» – (del5р-): микроцефалия, антимонголоидный разрез глаз, косоглазие, луно- образное лицо, широкая переносица, ушные раковины низко посажены и деформированы. Имеется поперечная ладонная складка, синдактилия. Из внутренних пороков выявлено нарушение функций сердечно-сосудистой системы, недоразвитие гортани.

У пациента № 3 при обнаружении транслокации (t (9; 11) выявляется острый миелоидный лейкоз. Анализ крови показал недостаточное образование лейкоцитов, снижение количества красных кровяных телец, недостаток тромбоцитов. У пациента анемия, хроническая усталость, бледность и одышка.

Результаты цитогенетических исследований, представленные на микрофотографиях структур хромосом (рис. 1, а, б) анализируемого кариотипа, содержат информацию по хромосомным аберрациям и требуют использования теоретических знаний по формированию и проявлениям возникающих нарушений в эмбриогенезе. Транслокация (t(9;11)(p22;q23) доктору-генетику указывает на то, что она сочетается с острым миелоидным лейкозом (рис. 1, а). При рассмотрении делеции (del5p-) врач должен учитывать специфический набор отклонений, происходящих при данной аберрации в формировании систем органов, типичных для синдрома «кошачьего крика» (рис. 1, б).

orl1.tif

Рис. 1. Примеры хромосомных аберраций: а) (t(9;11)(p22;q23); б) (del5p-)

orl2.wmf

Рис. 2. Пример комплекта наглядного материала для выявления аберрации структуры хромосом – синдрома Лежьена (кошачьего крика)

При проведении деловой игры для «молодых специалистов» важно сформировать доступный и понятный для первокурсников наглядно-вспомогательный материал. В нашем случае использование подготовленного материала в виде альбомов и брошюр, расширяет генетический кругозор обучающихся первого курса и дает возможность собрать необходимый комплект материала для диагностики (рис. 2).

В них подобраны:

– фотографии кариотипов лиц мужского и женского пола в норме и при хромосомных аберрациях;

– из медицинских литературных источников выписаны определения, этиология, патогенез, жалобы, анамнез пациентов, диагностика хромосомных болезней, используемых в деловой игре;

– подготовлена классификация хромосомных нарушений и правила написания выявленных аберраций;

– дается описание нарушений, происходящих в эмбриональный период, и их влияние на жизнеспособность.

Выводы

Таким образом, результаты применения деловой игры показали свою эффективность. Первые сопоставления теоретических знаний с практической реальностью в деловых играх дали возможность понять глубину и значимость выбранной студентами профессии врача, которая требует быстрого и грамотного анализа представленной ситуации, умения использовать теоретические наработки цитогенетического метода, широко используемого в генетике человека. Синтез теории и практики показал ощутимый результат в осознании студентами значимости фундаментальной дисциплины первого курса «Основы медицинской генетики», дающей возможность делать первые шаги в дальнейшем познании специальных медицинских предметов.