На современном этапе в целях расширения интеллектуального потенциала общества актуальной задачей является компетентностный подход в преподавании базисных дисциплин медицинских специальностей. Внедрение информационных технологий способствует формированию у обучающихся на первом курсе общепрофессиональных компетенций, развитию умственного потенциала, освоению разнообразной самостоятельной деятельности и приобретению блока базисных знаний для освоения специальных медицинских дисциплин [1–3].
Цель исследования: оценить эффективность использования элементов деловых игр в преподавании дисциплины «Основы медицинской генетики», с целью формирования основ клинического мышления у обучающихся первого курса.
Материалы и методы исследования
На кафедре биологии Омского государственного медицинского университета применяются современные технологии обучения. Эффективно работают технологии «Веб-квест» на занятиях по разделу биологические аспекты паразитизма; «Кейс-стади» на занятиях по теме «Паразитизм в типе Плоские черви»; технология «Кластер» на занятиях по вопросам филогенеза систем органов позвоночных животных; написание синквейнов и проведение конференций с презентациями докладов по вопросам экологии [4, 5]. Одной из форм, способствующей реализации компетентностного подхода при организации учебного процесса, является деловая игра. При ее организации важным является создание определенной обстановки, в условиях которой участникам игры необходимо анализировать возникающие ситуации и принимать рациональные, на их взгляд, решения. При данном образце интерактивного обучения преподаватель занимает не центральное активное звено, а направляет процесс игры. При этом он никак не лишает самостоятельности студентов, а, напротив, способствует активизации их учебно-познавательной, мыслительной и практической деятельности, что дает возможность формировать академические и профессиональные компетенции у обучающихся начальных курсов. На современном этапе развития общества вербальные навыки, к сожалению, начинают утрачивать свои функции, поэтому немаловажное значение при использовании дидактической игры, как варианта проблемного обучения, является стимулирование развития речи, а значит, и формирование социальных взаимоотношений между студентами. Это подтверждается известной цитатой В. Бехтерева: «Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач» [6].
Учебным планом введено преподавание дисциплины «Основы медицинской генетики», требующее использования наиболее результативных современных педагогических технологий, дополняющих традиционное обучение с целью повышения уровня освоения навыков практической деятельности посредством приближения учебного процесса к реальным жизненным ситуациям. Известно, что классическая общая генетика человека является связующим звеном между фундаментальной теоретической биологией и клинической генетикой. При освоении методов медицинской генетики использование дидактической игры дает возможность полноценно реализовать поставленные задачи. В ходе общения идет познание классических основ организации наследственного материала и его нарушений на генном, хромосомном и геномном уровнях. Это важно для формирования клинического мышления при анализе наследственных заболеваний.
Для организации деловой игры на практических занятиях по теме «Цитогенетический метод» были подготовлены:
– рекомендации, касающиеся использования специальных знаков, символов сокращений, рекомендованных международной цитологической номенклатурой хромосом человека;
– схемы и фотографии по нарушениям структуры хромосом (транслокации, делеции, инверсии и др.);
– описательный материал клинико-диагностических признаков по используемым в деловой игре нарушениям структуры хромосом.
Серьезное внимание уделено сбору информации по кариотипированию и методам анализа метафазных пластинок лимфоцитов периферической крови [7]. К рассматриваемым ситуациям хромосомных нарушений использованы примеры аберраций, широко известных в генетической практике наследственных заболеваний у человека [8–10]. Кроме информации, сопровождающей конкретную хромосомную аберрацию, существенное внимание было уделено подготовке фотографий кариограмм пациентов в норме и с нарушениями структуры хромосом.
Результаты исследования и их обсуждение
Нами смоделирована деловая игра, целью которой было формирование у обучающихся первых представлений о стратегии и тактике цитогенетической диагностики. Ее участники были разделены на две группы: 1 – молодые специалисты, теоретически подготовленные и пришедшие на освоение практических навыков по клинической генетике; 2 – пациенты, которым рекомендована, согласно проведенным исследованиям цитологов, консультация врача-генетика. Во время приема пациентов необходимо проанализировать результаты исследований и написать заключение с рекомендациями. Участникам игры предлагается распределиться на 4 группы (по 3–4 человека), чтобы в каждой группе были студенты с разным уровнем подготовки. Преподаватель объясняет правила игры. Две команды включают пациентов и их родственников, которые задают вопросы о причинах возникновения наследственного заболевания и процессах, которые происходят в организме пациентов, причинах и механизмах их развития, возможностях лечения и прогноза. Еще в две команды входили врачи-интерны, обладающие теоретическими знаниями по современным методам цитогенетической диагностики врожденных патологий, связанных с аномалиями кариотипа, но имеющие минимум практических навыков, касающихся чтения и анализа нарушения структур хромосом, чтения кариограмм, грамотного написания формул произошедших цитогенетических нарушений. Перед началом игры студенты были проинформированы преподавателем-наставником о корректно-уважительном обращении друг с другом, об умении выслушать жалобы, проанализировать их и доказательно объяснить сложившуюся ситуацию, используя соответствующие легенде кариограммы с конкретной мутацией. Родственники пациента должны получить все ответы на интересующие их вопросы. Дополнительный материал для пользования врачами представлен описанием возможных хромосомных мутаций (текст) и характеристикой клинических проявлений с подобными хромосомными аберрациями. На столе находятся кариограммы пациентов, из которых врач должен изъять ту, которая соответствует результатам описанного исследования, с которым обратились больные, а также найти форму записи выявленной хромосомной мутации. Преподаватель (врач-наставник) при необходимости направляет дискуссию в нужное русло, при затруднении помогает студентам сформулировать свою точку зрения и демонстрирует слайд мультимедийной презентации, помогающий найти ответ на искомый вопрос. После каждого раунда «пациент, родственники – практикующий молодой врач» педагог обосновывает сильные и слабые стороны каждой команды, присуждая каждой командной паре определенное количество баллов. После выполнения задания студенты меняются в парах ролями. Таким образом, в течение занятия студенты пребывают в роли «врачей» и в роли «пациентов».
С учетом программного материала в качестве вариантов хромосомных аберраций нами использовались примеры, описание которых дано в литературных источниках [11–13]. Для формирования основ клинического мышления, умения применять теоретические знания нами использовались нарушения, касающиеся транслокации – t(15; 21) – синдрома Дауна; транслокации t(8; 21), t(15; 17), inv(16) – острого миелоидного лейкоза с характерными генетическими изменениями, делеции – del(5р) – синдром «кошачьего крика»; делеции – del(4р) – синдром Вольфа – Хиршхорна [14].
По мнению преподавателей кафедры, занятия в форме деловой игры отличались от занятий в традиционной форме. У обучающихся доминирует положительный эмоциональный настрой в течение всего занятия. Работающие командные пары объединены для быстрого и достаточно грамотного разрешения проблемы. Обращает на себя внимание факт формирования моделей социального взаимодействия между пациентами, их родственниками и врачами, которое невозможно при традиционной форме преподавания. На этапе дидактической игры стимулируется развитие культуры речи и происходит расширение запаса профессиональной лексики. Динамичность игровой ситуации приводит к оценке целесообразности принятия решения возникшей проблемы, приближая ее к реальной практической деятельности врача-генетика. Сосредоточение в игровой ситуации позволяет формировать элементы клинического мышления.
Наглядный материал для реализации данной педагогической образовательной технологии был представлен карточками с описанием клинико-диагностических признаков, схемами делеций, транслокаций, инверсий хромосом с результатами цитогенетических лабораторных исследований лимфоцитов периферической крови с GTG-окрашиванием и анализом метафазных пластинок. Например, для пациента № 1 (синдром Вольфа – Хиршхорна – (del4р-) дается следующее описание: «низкая масса тела при рождении, микроцефалия, клювовидный нос, маленький рот с опущенными уголками, уши крупные, оттопыренные, мочка и завиток не выражены, имеет место расщелина губы и неба. Из внутренних пороков выявлен поликистоз почек и поражение сердечно-сосудистой системы. Проявляется задержка психомоторного развития». Для пациента № 2 (синдром «кошачьего крика» – (del5р-): микроцефалия, антимонголоидный разрез глаз, косоглазие, луно- образное лицо, широкая переносица, ушные раковины низко посажены и деформированы. Имеется поперечная ладонная складка, синдактилия. Из внутренних пороков выявлено нарушение функций сердечно-сосудистой системы, недоразвитие гортани.
У пациента № 3 при обнаружении транслокации (t (9; 11) выявляется острый миелоидный лейкоз. Анализ крови показал недостаточное образование лейкоцитов, снижение количества красных кровяных телец, недостаток тромбоцитов. У пациента анемия, хроническая усталость, бледность и одышка.
Результаты цитогенетических исследований, представленные на микрофотографиях структур хромосом (рис. 1, а, б) анализируемого кариотипа, содержат информацию по хромосомным аберрациям и требуют использования теоретических знаний по формированию и проявлениям возникающих нарушений в эмбриогенезе. Транслокация (t(9;11)(p22;q23) доктору-генетику указывает на то, что она сочетается с острым миелоидным лейкозом (рис. 1, а). При рассмотрении делеции (del5p-) врач должен учитывать специфический набор отклонений, происходящих при данной аберрации в формировании систем органов, типичных для синдрома «кошачьего крика» (рис. 1, б).
Рис. 1. Примеры хромосомных аберраций: а) (t(9;11)(p22;q23); б) (del5p-)
Рис. 2. Пример комплекта наглядного материала для выявления аберрации структуры хромосом – синдрома Лежьена (кошачьего крика)
При проведении деловой игры для «молодых специалистов» важно сформировать доступный и понятный для первокурсников наглядно-вспомогательный материал. В нашем случае использование подготовленного материала в виде альбомов и брошюр, расширяет генетический кругозор обучающихся первого курса и дает возможность собрать необходимый комплект материала для диагностики (рис. 2).
В них подобраны:
– фотографии кариотипов лиц мужского и женского пола в норме и при хромосомных аберрациях;
– из медицинских литературных источников выписаны определения, этиология, патогенез, жалобы, анамнез пациентов, диагностика хромосомных болезней, используемых в деловой игре;
– подготовлена классификация хромосомных нарушений и правила написания выявленных аберраций;
– дается описание нарушений, происходящих в эмбриональный период, и их влияние на жизнеспособность.
Выводы
Таким образом, результаты применения деловой игры показали свою эффективность. Первые сопоставления теоретических знаний с практической реальностью в деловых играх дали возможность понять глубину и значимость выбранной студентами профессии врача, которая требует быстрого и грамотного анализа представленной ситуации, умения использовать теоретические наработки цитогенетического метода, широко используемого в генетике человека. Синтез теории и практики показал ощутимый результат в осознании студентами значимости фундаментальной дисциплины первого курса «Основы медицинской генетики», дающей возможность делать первые шаги в дальнейшем познании специальных медицинских предметов.