Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTERACTION OF READINESS OF SENIORS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR THE DESIGN OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AND REALIZATION OF THEIR CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

Getman N.A. 1 Kotenko E.N. 1 Galyanskaya E.G. 1
1 Omsk State Medical University Ministry of Health of Russian Federation
This article presents the results of a study of the readiness of senior students of the medical faculty to design an individual educational route. The authors, in their opinion, present the most optimal criteria for evaluating this readiness, consider the main approaches to the organization of the educational process at the Department of Obstetrics and Gynecology using the individual educational route (IOM). The authors of the article establish a connection between the organization of the study of the discipline «Obstetrics and Gynecology» by means of an individual educational route with the level of formation of students’ professional competences; The design stages, the content of the individual educational route were determined in accordance with the individual needs and abilities of students. Presents the results of a survey of undergraduates about their readiness to design an individual educational route. The types of individual educational routes, the principles of their formation, based on the priorities in future professional activity are considered. The conclusions made by the authors show that the conducted research is relevant, it is proved the need to prepare senior medical students for designing an educational route. At the same time, the identified lack of knowledge and skills of students in the design of the educational route, which can serve as a basis for the further design of continuing medical education, can be resolved with the help of an IOM design training session.
educational process
readiness
individual educational route
design
route types
criteria for assessing readiness
the motive of choosing an individual educational route

Развитие современного общества тесно связано со способностью студентов высших образовательных учреждений находить эффективные способы обеспечения своей будущей профессиональной деятельности, а также возможности проявления творческой инициативы. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута позволяет создать образовательное пространство в вузе, соответствующее образовательным потребностям обучающихся. Будущий врач должен быть готов к непрерывным профессиональным изменениям, быть в курсе новейших достижений медицинской науки и практики, постоянно повышать свой профессиональный уровень. В этом ему может помочь непрерывное медицинское образование (НМО). НМО, как система последипломного образования, должна обеспечить непрерывное совершенствование знаний и навыков, умений в течение всей профессиональной жизни врача, развивать профессиональные компетенции [1].

Однако студент не всегда готов выбрать тот или иной образовательный маршрут, даже если он является старшекурсником. Многие обучающиеся пассивны и не осознают ответственности за сделанный выбор, за свой личностный и образовательный рост [2].

Цель исследования: проанализировать готовность старшекурсников медицинского вуза к обучению по индивидуальному образовательному маршруту, который является прообразом непрерывного медицинского образования.

Материалы и методы исследования

В теоретических исследованиях, в образовательной практике, проектирование индивидуального образовательного маршрута рассматривается как система. Мы рассматриваем индивидуальный образовательный маршрут как образовательную программу, которая предполагает наличие организационно-управленческих условий, позволяющих реализовать принципы личностно-ориентированного обучения для достижения установленного федерального государственного образовательного стандарта в зависимости от образовательных потребностей и возможностей.

Результаты исследования и их обсуждение

В структуру индивидуального образовательного маршрута нами были включены следующие компоненты: целевой, который отражает мотивацию обучающегося, которая влияет на постановку целей и задач индивидуально-образовательного маршрута; содержательный, описывающий содержание индивидуально-образовательного маршрута как образовательной программы; технологический компонент описывает используемые педагогические технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания; организационно-педагогический компонент, описывающий условия реализации и характеристику студента (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательной потребности); результативный компонент описывает ожидаемые результаты реализации [2].

В основу диагностического компонента нашего исследования был положен опыт проектирования ИОМ обучающихся в российских вузах. Подобные исследования нами были проведены с врачами стоматологических специальностей, обучающимися в системе непрерывного медицинского образования [3, 4].

В связи с тем, что процесс проектирования ИОМ предполагает наличие необходимых знаний и умений осуществления проектировочной деятельности, была изучена мотивационная, когнитивная и технологическая готовность обучающихся старших курсов лечебного факультета к проектированию индивидуального образовательного маршрута, что и явилось основанием выбора критериев.

В качестве респондентов выступали обучающиеся пятого и шестого курсов лечебного факультета (кафедра акушерства и гинекологии Омского государственного медицинского университета (ОмГМУ) в количестве 48 человек – пятый курс; 52 человека – шестой курс).

Основываясь на том, что проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося должно осуществляться на основе знаний о себе, о мотивах и целях, преследуемых им при получении высшего образования, прежде всего была изучена мотивация будущих врачей. Обучающимся было предложено ответить на следующие вопросы: Выберите пункты, относящиеся к Вам:

– хочу стать квалифицированным врачом, пока не знаю каким;

– уже точно знаю, каким врачом хочу быть (укажите:____);

– хочу работать в области медицины, но не участковым терапевтом;

– хочу заниматься наукой в области медицины;

– считаю, что медицинское образование даст мне гарантированный источник дохода и благосостояния;

– жалею, что поступил(а) в медицинский;

– медицина – мое призвание;

– медицинский университет посоветовали родители и т.д.

При изучении мотивов получения медицинского высшего образования нами был задан следующий вопрос: Какой результат Вы хотите получить в конце обучения в вузе?

Мотивы обучающихся при получении высшего образования мы разделили на несколько групп, позволяющих одновременно определить возможные типы индивидуальных образовательных маршрутов студентов: маршрут «Специалист»; «Знания»; «Наука»; «Я-центрированный»; «Материальное благосостояние»; «Ступень к другой специальности». В анкетировании приняло участие 100 обучающихся пятого и шестого курсов. Результаты анкетирования отражены в представленной ниже табл. 1.

Таблица 1

Мотивы получения высшего образования

Мотив получения образования

Маршрут

Кол. обучающихся, выбравших маршрут

Получение знаний, умений, формирование профессиональных компетенций

«Знания»

15 (15 %)

«Наука»

11 (11 %)

«Специалист»

12 (12 %)

Экономический ориентир

«Материальное благосостояние»

46 (46 %)

Личностно-ориентированный

«Я-центрированный»

11 (11 %)

«Ступень к другой специальности»

5 (5 %)

Рассмотрим более подробно мотивы получения образования и характеристики маршрутов.

Группа мотивов, связанных с получением знаний, умений, формированием профессиональных компетенций, суммарно набрала 38 % опрашиваемых. Яркой иллюстрацией мотивации обучающихся мы считаем цитаты из анкет, которые отражают направленность маршрута (результат обучения): «В конце обучения, благодаря индивидуальным занятиям, у меня должны хорошо закрепиться знания» (Алёна И.); «Получение знаний, которые могут пригодиться и использоваться в профессиональной деятельности» (Илья К.); и т.д. Маршрут «Наука» предполагает получение знаний для дальнейшего занятия научной деятельностью. Студенты, которые выбрали данный маршрут (11 %), больше уделяют внимания одному предмету или учебному циклу. Интерес к акушерству и гинекологии достаточно велик у этих студентов, они нацелены на поступление в ординатуру. Многие обучающиеся, выбравшие занятия наукой основным мотивом для получения высшего образования, в своих ответах сообщают о желании обучаться в дальнейшем в аспирантуре или иметь соискательство. Обучающиеся считают: «В конце обучения хочется быть более компетентной в тех предметах, которые мне наиболее необходимы, соответственно, различные научные работы по таким предметам помогут в реализации данной цели» (Анна П.); «Независимо от того, что выбранная мною специальность предполагает практическую деятельность, я связываю свою дальнейшую жизнь только с наукой» (Надежда А.); и т.д. Маршрут «Специалист» предполагает освоение знаний для получения выбранной специальности. Мнения студентов разнообразные:-«Я получаю высшее образование, чтобы лучше работать по специальности» (Дмитрий К.); «Требуются только квалифицированные специалисты» (Василий Д.) и т.д.

Следующая группа мотивов, которую мы рассматривали – это группа экономически ориентированных мотивов. Маршрут «Материальное благосостояние»: образование – это путь к приобретению более высокого положения в обществе, достойного материального благополучия. Мнения студентов достаточно одноплановы: «Высшее образование необходимо для успешного устройства на работу» (Александр О.); «Высшее образование нужно, чтобы получить перспективную работу» (Оксана К.); «Я учусь, чтобы обеспечить себе будущее, высокий социально-экономический статус» (Роман С.) и т.д.

Группа личностно-ориентированных мотивов, которая рассматривает мотив получения образования с помощью маршрутов: «Я-центрированный» «Ступень к другой специальности» менее всего представлена, всего 16 %. «Я-центрированный» маршрут – образование позволяет лучше узнать себя, свои особенности, способности, возможности, способствует их реализации, утверждению себя в жизни.

Мнения студентов, характеризующих эти мотивы: «Благодаря высшему образованию я чувствую себя комфортно в любой компании» (Валерия К.); «Высшее образование – это самоутверждение в жизни» (Кристина Х.) и т.д. Маршрут «Ступень к другой специальности» предполагает, что получаемое сейчас образование – это только этап на продвижении к выбранной специальности. Число мотивированных в этом направлении студентов невелико. В силу разных обстоятельств таким обучающимся не удалось сразу поступить на ту специальность, которая им нравится. И теперь они вынуждены учиться, стараются приспособиться к этому вузу или факультету, то есть учиться, чтобы не терять время, с надеждой поступить на желаемую специальность в ординатуре. Мнения обучающихся, характеризующих эти мотивы: «На данный момент я учусь на этой специальности, но я мечтала стать хирургом-гинекологом» (Оксана С.); «Поставив цель, нужно идти к ней. «Москва не сразу строилась». Так вот, «моя Москва» получает в вузе фундамент. Потом я смогу получить ту специальность, которую хотел» (Родион Л.) и т.д. На рисунке представлено соотношение числа обучающихся, выбравших различные типы маршрутов, между собой.

getm1.wmf

Количество обучающихся, выбравших различные типы индивидуальных образовательных маршрутов (в % от общего числа ответов)

Представленные результаты показывают: наибольшее количество обучающихся (46 %) считают, что высшее образование позволит им в дальнейшем достичь материального благополучия, получить высокооплачиваемую должность. Несколько меньше обучающихся (38 % от общего числа опрошенных) получают образование для приобретения фундаментальных, теоретических и практических знаний. При этом часть обучающихся (11 %) углубленно изучают только отдельные предметы или циклы предметов, собираясь в дальнейшем продолжить обучение в ординатуре или аспирантуре. Часть обучающихся (12 %) выбор профессии сделали осознанно, собираясь в дальнейшем работать по выбранной специальности. Некоторая часть обучающихся (5 %) считает получение образования возможностью принести пользу своей стране, своей Родине. Высшее образование придаёт уверенность в жизни, способствует самореализации, самоутверждению – так считает 11 % опрошенных. Небольшая часть обучающихся (5 %) старается «смириться» с тем, что обучается по данной специальности, надеясь в дальнейшем все-таки получить желаемую специальность. Совокупность выделенных групп мотивов позволяет создать представление о мотивационной сфере обучающихся при получении высшего медицинского образования на последних курсах. Как показывают результаты исследования, мотивы обучающихся, связанные с получением образования и его ценностью в жизни, разнообразны и разноплановы. Это в очередной раз подтверждает наличие различных целей получения высшего образования. Разноплановость мотивации обучающихся подтверждает необходимость проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у них. Это возможно только при наличии у обучающихся желания учиться по индивидуальному образовательному маршруту и необходимых знаний по проектированию своей образовательной деятельности.

При изучении мотивационного компонента готовности мы определяли желание обучающихся учиться по индивидуальному образовательному маршруту и осознание ими необходимости и возможности этого обучения. Результаты анкетирования и тестирования, бесед и наблюдений показали, что 68 % опрошенных хотели бы обучаться по индивидуальному образовательному маршруту. Они считают, что «при этом учитываются индивидуальные возможности и способности», «это очень удобно и более продуктивно, чем обычная система», «индивидуальный образовательный маршрут – это определённая программа, созданная в целях доступного и успешного получения образования обучающимися». При этом 20 % обучающихся не хотели бы обучаться по индивидуальному образовательному маршруту, объясняя это тем, что «данная система применима только для дистанционной или заочной формы обучения», «такой тип обучения подходит обучающимся с ограниченными возможностями». Остальные обучающиеся не определились со своим отношением.

Когнитивный компонент готовности обучающихся к проектированию индивидуального образовательного маршрута предполагает овладение обучающимися знаниями о сущности индивидуального образовательного маршрута, его типах, отборе содержания индивидуального образовательного маршрута, о сущности, принципах, условиях и этапах проектирования индивидуального образовательного маршрута.

С целью исследования когнитивного компонента готовности использовались различные методики [5, 6]. Представим разработанную нами анкету для изучения когнитивного компонента готовности студентов старших курсов к проектированию индивидуального образовательного маршрута:

1. Насколько Вы знакомы с термином «индивидуальный образовательный маршрут»?

А) знаю… Б) не знаю… В) свое определение_________

2. Назовите типы индивидуальных образовательных маршрутов:

А)___ Б)____ В)_____

3. Знаете ли Вы, как проектируется индивидуальный образовательный маршрут студента?

А) знаю__ Б) не знаю__ В) имею свое представление__.

4. Назовите этапы педагогического проектирования и определите их содержание.

Полученные результаты показали, что практически все студенты ответили только на первый вопрос (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования когнитивного компонента готовности обучающегося к проектированию индивидуального образовательного маршрута

Знания

характеристики

знаю

не знаю

собственное видение

Сущность индивидуального образовательного маршрута

3 %

97 %

85 %

Типы индивидуальных образовательных маршрутов

0 %

100 %

Сущность педагогического проектирования, этапы

0 %

100 %

15 %

Полученные ответы продемонстрировали всю серьёзность проблемы: обучающиеся не могут проектировать свой образовательный маршрут, так как не обладают необходимыми знаниями. Не зная сущности индивидуального образовательного маршрута, многие обучающиеся (85 %), тем не менее, попытались выразить собственное понимание индивидуального образовательного маршрута. Также часть обучающихся (15 %) попыталась выразить своё понимание сущности и этапов проектирования индивидуального образовательного маршрута. В ответах обучающихся отмечаются такие характерные черты образовательного маршрута: «это специально разработанная программа для студентов» (Сергей С.), «индивидуальный подход к построению образовательного процесса» (Анастасия П.). Кроме того, обучающиеся указали на возможность выбора при проектировании тех дисциплин (гинекология), которые отвечают их интересам, подчёркивают большую самостоятельность обучающегося, чем при традиционном обучении. Важно отметить, что большинство опрошенных (68 %) указывают на необходимость помощи (консультирования) преподавателей при проектировании индивидуального маршрута и в ходе его реализации (при возникновении затруднений). Изучение технологического компонента готовности студентов к проектированию индивидуального образовательного маршрута [7] показало следующее: обучающиеся не владеют умениями проектирования, не могут определить этапы проектирования, но при этом 70 % опрошенных хотели бы проектировать образовательный маршрут самостоятельно, если бы знали, как это можно сделать; 18 % обучающихся рассчитывают только на помощь преподавателя в планировании образовательного маршрута, хотя и проявляют достаточную самостоятельность в образовательной деятельности; оставшиеся обучающиеся так и не решили – желают ли они обучаться по ИОМ, поэтому воздержались от ответа. Опрошенные обучающиеся отметили, что не имеют опыта работы с учебной документацией (планами, программами), не умеют прогнозировать результаты обучения по ИОМ.

Выводы

Таким образом, проведённое исследование подтвердило актуальность определённой проблемы – необходимость подготовки обучающихся старших курсов лечебного факультета в системе высшего образования к проектированию образовательного маршрута. Разработанные критерии и показатели, использованные методы исследования оказались эффективными для изучения уровня готовности старшекурсников к проектированию ИОМ. Обучающиеся старших курсов лечебного факультета в системе высшего образования осознают возможности и особенности обучения по ИОМ. При этом наблюдается дефицит знаний, умений и навыков этих обучающихся в проектировании образовательного маршрута, который может явиться базой для дальнейшего проектирования непрерывного медицинского образования. Полученные данные обосновывают необходимость проведения обучающего занятия, посещение которого позволило бы студентам самостоятельно разработать свой индивидуальный образовательный маршрут изучения и такой дисциплины, как акушерство и гинекология, и других дисциплин.