Высокая динамика увеличения образовательных рисков охраны жизни и здоровья участников образовательных отношений выдвигает объективные требования системе образования к становлению культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности. В образовательных организациях высшего образования необходима оптимизация подготовки будущего учителя, способного к проектированию безопасной образовательной среды, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, к оказанию превентивной и оперативной помощи.
Цель исследования: определить нормативную обусловленность и педагогическое обеспечение становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя.
Материалы и методы исследования
Для определения нормативной обусловленности становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя использовался контент-анализ Федеральных образовательных стандартов общего и высшего образования, профессионального стандарта «Педагог»; разработка педагогического обеспечения исследуемого процесса основана на методах теоретического анализа, синтеза и обобщения.
Результаты исследования и их обсуждение
Определены нормативная обусловленность и педагогическое обеспечение становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя для оптимизации профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов.
Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности необходимо ввиду организационных и организационно-педагогических требований ФГОС общего образования, ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», требований профессионального стандарта «Педагог».
Нормативно-правовую основу обеспечения общей безопасности в системе образования составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего и высшего образования, которые задают стратегический вектор для разработки системы мер по формированию безопасного образа жизни, сохранению и укреплению индивидуального и общественного здоровья, как ресурса индивидуального и общественного развития, достижению образовательных результатов в данном направлении [1; 2].
Организационные требования к обеспечению общей безопасности в образовательной организации предполагают «заботу о других» посредством создания безопасной образовательной среды с внутренним содержанием «заботы о себе». «Забота о других» основана на требованиях стандартов общего образования к здоровье- сберегающей инфраструктуре общеобразовательной организации, осуществлению рациональной организации труда и отдыха, физкультурно-оздоровительной работы, реализации дополнительных образовательных программ и работы с родителями, педагогами [3]. Необходимо подготовить учителя к внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий для минимизации образовательных рисков жизни и здоровью обучающихся [4; 5]. Следовательно, «забота о себе» заключает в себе смысл непрерывного самообразования педагогических работников, которые способны к предвидению опасных последствий своих поступков и деятельности, адекватному реагированию на угрозы жизни и здоровья обучающихся, достижения образовательных результатов в реализации принципа социальной ответственности за качество предоставляемых образовательных услуг [6].
Нормативные требования к обеспечению общей безопасности носят непрерывный характер. ФГОС начального общего образования ориентирует на реализацию сквозной комплексной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. ФГОС основного и общего образования содержит ориентиры на обеспечение общей безопасности как актуального направления программы воспитания и социализации [7]. ФГОС высшего образования с 2009 г. претерпевают содержательные изменения. Компетентностная модель ФГОС ВО бакалавриата по педагогическому образованию определяет безопасность жизнедеятельности в группе универсальных компетенций.
В профессиональном стандарте педагога [8] обеспечение общей безопасности отражено в обобщенных трудовых функциях и трудовых действиях воспитания и развития. Поэтому реализацию высшего образования в педагогических вузах необходимо ориентировать на интегративный образовательный результат – культуру безопасного образа жизни будущего учителя, отражающего его способность к проектированию безопасной образовательной среды, которая обеспечивает охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Культуру безопасного образа жизни будущего учителя мы можем считать педагогическим феноменом, образовательным результатом, представляющим собой интегративное личностное образование, обеспечивающее продуктивность освоения и расширения педагогического опыта как методолого-технологического средства непрерывного самообразования, формирующегося и проявляющегося в реализации сберегающей, развивающей и созидающей функций образования. Структуру и содержание культуры безопасного образа жизни будущего учителя мы полагаем в единстве и взаимообусловленности духовно-нравственного, когнитивно-смыслового, психо-физического, деятельностно-преобразующего компонентов, проявляющихся в ценностном отношении к себе и к другим людям, в оптимальной работоспособности, в субъектном опыте соучастия, оказания помощи и поддержки участникам образовательных отношений, в оптимизации педагогического взаимодействия.
Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя представляет собой связь-процесс обучения и воспитания, развертывающийся в границах времени и пространства педагогического вуза. Сущность исследуемого процесса обусловлена объективной структурно-функциональной формой культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности. Его содержание предопределено специальной организацией образовательной среды педагогического вуза, ориентированной на Человека – «автора текста педагогической культуры», созидателя собственного образа безопасной педагогической реальности и самореализации в ней. Основанием становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя является проявление им себя в качестве субъекта безопасности, обладающим социальной ответственностью за «заботу о других», раскрывающейся в способности к самообразованию (в «заботе о себе») – освоению и обогащению педагогического опыта на основе сознательного выбора индивидуальной образовательной траектории и ее реализации в соответствии внутренним и внешним ресурсам и возможностям.
Образовательный процесс высшего образования как инновационная образовательная практика предполагает обращенность к Другому в со-чувстии, со-мыслии, со-действии. Это возможно на интегративной основе: на уровне проектирования Основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), на уровне проектирования рабочих программ дисциплин учебного плана, на уровне осуществления образовательного процесса. Необходимо: удовлетворять базовую потребность будущего учителя в безопасности с опорой на его жизненный опыт, внутренние ресурсы и возможности; расширять сферу самореализации будущего учителя как субъекта общей безопасности в разнообразных формах сотрудничества участников образовательных отношений.
Интеграция как педагогический термин означает «объединение, соединение, суммирование». Применение интеграции в образовании формирует у обучающихся целостную картину мира путем разрешения мета-предметных проблемных ситуаций на стыке научных знаний и обобщенных (универсальных) способов деятельности [9]. В этой связи интегративную основу образовательного процесса высшего образования в русле обеспечения безопасности можно охарактеризовать как метапроцесс становления культуры безопасного образа жизни, основанный на взаимодополнении разно- образных форм постижения педагогической действительности.
Обеспечение интегративной основы реализации образовательного процесса высшего образования на уровне проектирования ОПОП (межсистемная интеграция) предполагает упрочение связи целеполагания и достижения образовательных результатов в единстве: результатов, содержания и условий образовательного процесса высшего образования; социального, гуманитарного и естественнонаучного знания; обучения и воспитания; аудиторной и внеаудиторной работы; теории и практики; усилий всех участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования по достижению образовательных результатов в русле социальной ответственности охраны жизни и здоровья в образовательных организациях.
На уровне разработки программ дисциплин учебного плана необходима забота педагогов вуза о формировании метапредметного знания по обеспечению общей безопасности в достижении проектируемых образовательных результатов. Необходимо осознавать место и роль преподаваемой дисциплины в реализации компетентностной модели выпускника, устанавливать предшествующие и сопутствующие связи содержания дисциплины с содержанием высшего образования по профилю подготовки и реализовывать их в реальном образовательном процессе.
На уровне проектирования рабочих программ дисциплин учебного плана (межпредметная интеграция) каждому педагогу высшей школы необходимо установить предшествующие, сопутствующие и перспективные связи содержания преподаваемой дисциплины, фиксировать их реализацию в ходе реальной педагогической практики. Реализация в высшей школе межпредметных связей на уровне проектирования программы дисциплины объективизируется:
– в содержании дисциплины: посредством изучения закономерностей индивидуального и общественного развития, единства законов и теорий; явлений, процессов, событий в межпредметном поле научного знания;
– в образовательных результатах: развитии универсальных действий, способствующих минимизации образовательных рисков и научной организации самообразования;
– в методике преподавания дисциплины: координации методов и методических приемов учебной работы, средств обучения и способов их применения в соотнесении с возрастными и индивидуальными особенностями студентов.
На уровне организации образовательного процесса высшего образования на интеграционной основе в русле становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя каждому педагогу высшей школы необходимо стремиться повысить активность студентов с привлечением знаний из смежных дисциплин.
К дидактическим требованиям межпредметного занятия по обеспечению общей безопасности в высшей школе можно отнести:
– четко сформулированную образовательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других дисциплин учебного плана подготовки;
– обеспечение высокой активности студентов в познании связей между информацией из разных областей знаний;
– нацеленность на обобщение отдельных разделов учебного материала смежных дисциплин.
Реализация образовательного процесса высшего образования на интегративной основе позволяет: оптимизировать образовательный процесс; усилить связь теории с практикой; раскрыть значимость содержания высшего образования для саморазвития; усилить роль образовательного процесса в подготовке выпускников к вхождению в самостоятельную жизнь посредством привития знаний о безопасном существовании, соразвитии с окружающим миром, социумом.
Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя определяет необходимость опоры на его жизненный (витагенный) опыт (витагенного образования, А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая), переводящей нормативное знание по обеспечению общей безопасности в ценностное, личностно значимое. Для реализации образовательного процесса с опорой на жизненный опыт будущего учителя педагогу высшей школы необходимо:
– при изложении нового знания востребовать информацию, имеющуюся у студентов (витагенную проекцию);
– добавлять дополнительные каналы информации, идущие от других людей, в том числе научные данные (конструкторскую проекцию);
– использовать информацию, образующуюся в результате слияния витагенной информации обучающихся (дидактическую проекцию).
Опора на жизненный опыт будущего учителя реализуется посредством приемов:
– ретроспективного анализа жизненного опыта, раскрывающего его взаимосвязь с учебным материалом (например, «Что было бы, если...» при анализе конкретной педагогической ситуации);
– опережающей проекции преподавания, которая предшествует научному объяснению со стороны педагога;
– дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели, с помощью которого актуализируется творческий потенциал участников образовательных отношений, возникает потребность в самореализации;
– витагенных аналогий в образовательных проекциях и творческого моделирования идеальных образовательных объектов.
Реализация опоры на жизненный опыт будущего учителя способствует созданию безопасной образовательной среды в эффективном усвоении знаний о сущности безопасности как «заботы о других» с внутренним содержанием «заботы о себе», развития профессионально значимых навыков самосохранения на основе выбора доступных образовательных ресурсов [10].
Возможность самореализации будущего учителя себя как субъекта общей безопасности обеспечивается разнообразными формами сотрудничества участников образовательных отношений, усиливая персонификацию образовательного процесса [11] педагогического вуза, как формы антропоцентризма, ставящей в центр человека; «олицетворение» образовательного процесса в определении и актуализации внутренних личностных ресурсов каждого участника образовательных отношений.
Самореализация будущего учителя себя как субъекта общей безопасности обеспечивается в разнообразных формах сотрудничества участников образовательных отношений на основе интерактивных технологий [12]. Интерактивный режим педагогического взаимодействия активизирует индивидуальные умственные процессы, внутренний диалог, обеспечивает осмысление информации, субъектную позицию. При этом педагог высшей школы может выступать как информатор-эксперт (излагать учебный материал, отвечать на вопросы, отслеживать образовательные результаты), организатор-фасилитатор (поддерживать, облегчать обмен информацией на основе выявления многообразия точек зрения), консультант (использовать жизненный опыт студентов и обогащать его).
Преимущества интерактивного режима педагогического взаимодействия в становлении культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности обусловлены возможностями развития его способности рассматривать педагогическую ситуацию с разных позиций, определять степень образовательного риска, находить оптимальные пути решения педагогических задач с учетом социогенных, биогенных, психогенных условий. Реализация интерактивного режима педагогического взаимодействия может осуществляться в многообразных формах коллективного совместного взаимообучения: дискуссиях, играх, соревнованиях и др.
Заключение
Результаты исследования нормативной обусловленности и педагогического обеспечения становления культуры безопасного образа жизни будущего учителя отражены в следующих положениях.
Становление культуры безопасного образа жизни будущего учителя как субъекта общей безопасности необходимо ввиду организационных и организационно-педагогических требований ФГОС общего образования, ФГОС ВО по направлению педагогического образования, обобщенных воспитательных и развивающих функций педагога, согласно профессиональному стандарту.
Культура безопасного образа жизни будущего учителя как педагогический феномен и образовательный результат высшего педагогического образования представляет собой интегративное личностное образование, обеспечивающее продуктивность освоения и расширения педагогического опыта в реализации сберегающей, развивающей и созидающей функций образования. Поэтому становление культуры безопасного образа жизни будущего мы полагаем как связь-процесс обучения и воспитания, развертывающийся в границах времени и пространства педагогического вуза в специальной организованной образовательной среде, ориентированной на Человека – «автора текста педагогической культуры», созидателя собственного образа безопасной педагогической реальности и самореализации в ней.
В педагогическом вузе необходимо создать условия, способствующие переводу нормативного педагогического знания в знание ценностное, связанное с личностным смыслом, целями личностного и профессионального саморазвития будущего учителя. Это возможно на интегративной основе: на уровне проектирования Основных профессиональных образовательных программ (ОПОП), на уровне проектирования рабочих программ дисциплин учебного плана, на уровне осуществления образовательного процесса. Необходимо: удовлетворять базовую потребность будущего учителя в безопасности с опорой на его жизненный опыт, внутренние ресурсы и возможности; расширять сферу самореализации будущего учителя как субъекта общей безопасности в разнообразных формах сотрудничества участников образовательных отношений.
Интегративная основа образовательного процесса высшего образования способствует становлению культуры безопасного образа жизни, поскольку взаимодополняет разнообразные формы постижения педагогической действительности. Реализация образовательного процесса высшего образования на интегративной основе позволяет: оптимизировать образовательный процесс; усилить связь теории с практикой; раскрыть значимость содержания высшего образования для саморазвития; усилить роль образовательного процесса в подготовке выпускников к вхождению в самостоятельную жизнь.