Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TEENS OF RUSSIAN AND TATAR ETHNIC GROUPS: PECULIARITIES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS

Telepova N.N. 1 Telepov M.N. 2
1 Moscow City Pedagogical University
2 Municipal Budgetary Educational Institution of the Organization of Additional Professional Education «Samara City Education Development Center of Samara City District»
This article is devoted to the issues of modern inter-ethnic relations, which need competent psychological support so that they can be built on the basis of mutually enriching inter-ethnic interaction. The authors explore the features of interpersonal relations between representatives of two nationalities who have a centuries-old history of interaction in Russia: Russians and Tatars. The purpose of the article is to present the national peculiarities of interpersonal relations among teenage representatives of Tatar and Russian nationalities. The study involved 40 adolescents: 20 subjects – representatives of each nationality. The following methods were used: test «Measuring regulatory preferences in the group» by O.I. Komissarova, designed to study the preferences of individuals of various types of standards that govern the process of interpersonal perception in groups (business and communication preferences); test questionnaire by K. Thomas «Style of behavior in conflict», which is designed to identify certain styles of behavior in a conflict situation (competitiveness, cooperation, compromise, avoidance, adaptation). Only competitiveness comes into the zone of statistical significance. The remaining aspects of interpersonal relationships studied are equally inherent in adolescent representatives of both types of cultures. According to the authors’point of view, it can be explained, first of all, by the fact that both nations belong to the collectivist type of culture and social aspects of Islam and Orthodox, which have a lot in common.
national features
ethnic self-identification
interaction of different cultures
styles of behavior in conflict

В последнее время вопросы межэтнического и межкультурного взаимодействия все острее встают в разных сферах жизнедеятельности. Это связано с определенными политическими, экономическими и социальными процессами, которые происходят в нашем обществе, в том числе и в системе образования. Все более актуальными становятся такие вопросы, как специфика мотивационно-фоновой сферы; специфика культурного сотрудничества между нациями; влияние этнического сознания на ценностные ориентации, о чем говорят в своих работах исследователи этнокультурного пространства, такие, как А.Г. Асмолов, Г.В. Каранашвили, В.Г. Крысько, Н.Н. Лебедева, Б.Р. Мандель, М.Н. Телепов и другие, подчеркивая актуальность исследования межэтнического взаимодействия в условиях современного мультикультурного пространства [1–3]. Межэтническое взаимодействие – это, прежде всего, разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств. Большинство исследователей, такие как В.Г. Крысько, Н.Н. Лебедева, М.Н. Телепов и другие, выделяют три основных вида этнического взаимодействия: воздействие, содействие и противодействие. При этом исследователи отмечают необходимость предотвращения противодействия, которое может привести к активному противостоянию, вплоть до военных действий [2–4].

С этнопсихологическими особенностями также связано понятие «этническая идентичность». Т.Г. Стефаненко определяет этническую идентичность как осознание, восприятие, понимание, оценивание и переживание собственной принадлежности к определенному этносу [5].

В межэтническом пространстве существуют два основных типа культур: коллективистская и индивидуалистическая. Индивидуалистическая – это культура, в которой индивидуальные цели ее членов более важны, нежели групповые. Коллективистская культура характеризуется преобладанием групповых целей над индивидуальными. Обе культуры имеют ряд преимуществ и недостатков, оказывающих непосредственное влияние на становление личности ее представителей. Основными преимуществами индивидуалистической культуры являются: высокая ценность каждой личности, личностная ответственность за свои поступки, развитие общества рассматривается как результат развития отдельной личности. К негативным аспектам индивидуалистической культуры относится одиночество как результат приоритетности личных интересов каждого, распад семейной структуры как следствие эгоцентризма. Преимущества коллективистской культуры являются отражением недостатков индивидуалистической культуры: высокая степень прочности внутрисемейных связей и культ взаимной заботы. К недостаткам коллективисткой культуры относят авторитаризм и давление на личность, когда стремления и потребности отдельно взятого человека не принимаются во внимание, если они «не вписываются» в общий поток [4, 6, 7].

Такие исследователи, как В.Г. Крысько, Н.Н. Лебедева, Н.Г. Хайруллина, Э.В. Никитина и другие, предлагают в своих трудах описание психологических особенностей представителей различных этносов. Что касается представителей русского этноса, то им, в частности, присущи высокая степень осмысления действительности, зачастую отсроченного по времени от конкретной ситуации; высокий общеобразовательный уровень и высокая степень подготовленности к труду и жизни; общительность, дружелюбие, готовность оказать поддержку окружающим; ровное и доброжелательное отношение к представителям других этносов; самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных ситуациях, требующих напряжения духовных и физических сил; уравновешенность в решениях и поступках [4, 8]. На этнопсихологические особенности русского народа, оказывает влияние православие, которое воспитывает у людей смирение, стремление к избавлению от отрицательных привычек. Путь спасения для православного русского человека состоит прежде всего в любви к Богу и ближнему, поэтому этнопсихологические черты русского народа часто определяют любовь и сострадание, а также взаимная выручка и ответственность [2, 4].

Национально-психологические особенности представителей татарского народа, которые влияют на межнациональные отношения, следующие: острое национальное самолюбие и осознание своей национальной принадлежности; неприхотливость и непритязательность в быту; высокое чувство ответственности перед коллективом и руководителем; дисциплинированность и исполнительность; резкая прямота суждений, стремление к равноправным отношениям; групповая и родовая сплоченность [8, 9]. Представители татарской национальности имеют ярко выраженное чувство национального самосознания и собственного достоинства, что проявляется как в самоуверенности, так и в самолюбовании. В.Г. Крысько отмечает, что сила татарского народа состоит в их сплоченности, которая больше, чем у русского народа, причем, эта сплоченность является результатом влияния мусульманства, формирующего образовательное и социокультурное пространство. В этом пространстве действует закон взаимовыручки, а также религиозная замкнутость и религиозный фанатизм [4]. Но при этом за всю свою историю татары не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве, то есть толерантность является неизменной частью татарского национального характера.

Что же касается исследований особенностей межличностных отношений у подростков и особенностей подросткового возраста в психологии и педагогике имеется много. В частности, Л.С. Выготский различал три точки созревания: органическое, половое и социальное [10]. Н.Д. Левитов называет подростковый возраст «маргинальным» периодом, потому что, по его мнению, подросток ищет свою нишу в обществе; познает и осознает общественную жизнь взрослых [11]. С.Л. Рубинштейн полагает, что человек в подростковом возрасте становится субъектом жизни, исходя из того, какой способ он вырабатывает для решения жизненных противоречий, а также как понимает свою ответственность за результаты своего решения [12]. Э. Штерн считает, что главной проблемой психологии является проблема человеческой личности, для развития которой решающую роль играет то, какая ценность ощущается человеком как наивысшая, определяющая жизнь, что становится особенно актуальным в подростковом возрасте [4].

То есть социальные аспекты становления личности подростка, его взаимодействие с окружающим миром, в частности со своими сверстниками, является важным аспектом формирования его личности, что является постулатом в педагогике и психологии. При этом невозможно отрицать тот факт, что к социальному аспекту относится и межэтническое взаимодействие, что особенно актуально для современной реалии мультикультурного пространства. Однако, несмотря на разноплановость этнопсихологических исследований, этнические особенности подростков, в частности аспекты межличностных взаимоотношений в ракурсе этнического фактора, исследованы крайне недостаточно. Наша статья посвящена изучению особенностей нормативных предпочтений в межличностном общении в группе подростков татарской и русской национальностей. В этом заключается новизна нашего исследования, а именно: в попытке проанализировать этнические особенности межличностного общения татарской и русской национальностей, принимая при этом во внимание специфику возрастных особенностей подросткового возраста.

Цель статьи: представить национальные особенности межличностных отношений в подростковом возрасте у представителей татарской и русской национальностей.

Материалы и методы исследования

В качестве эмпирической части нашего исследования мы выбрали констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 40 человек, подростки 14–15 лет, занимающиеся различными видами деятельности в МБОУ дополнительного образования «Центр детского творчества «Металлург» г. Самары. Выборка включала в себя две группы: группа А, куда вошли 20 подростков, представителей русской национальности: 10 мальчиков и 10 девочек; и группа В, куда вошли 20 подростков, представителей татарской национальности: 10 мальчиков и 10 девочек.

Для выявления специфики межличностных отношений подростков русской и татарской национальностей, мы сформулировали гипотезу, что существуют особенности межличностных отношений у подростков, представителей русской и татарской национальностей. При этом объектом нашего исследования стали межличностные отношения подростков, а предметом – особенности их проявления у подростков – представителей различных этнических групп (представителей русской и татарской национальностей). Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы использовали следующие методики: тест «Измерение нормативных предпочтений в группе» О.И. Комиссаровой [13], предназначенный для исследования предпочтений индивидом различных типов норм, которые регулируют процесс межличностного восприятия в группах (деловые и коммуникативные предпочтения); тест-опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» [14], который предназначен для выявления определенных стилей поведения в конфликтной ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). С помощью метода математической статистики (анализ средних значений, критерий Манна – Уитни) мы выяснили статистическую значимость полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

На рисунке мы представили результаты диагностики подростков русской и татарской национальности по показателям стилей поведения в конфликтной ситуации и нормативных предпочтений в группе.

telepov1.tif

Результаты диагностики подростков русской и татарской национальностей: стиль поведения в конфликтной ситуации и нормативные предпочтения в группе (в баллах)

Из рисунка видно, что показатели по шкалам «сотрудничество» (5,2 баллов против 6,1), «компромисс» (6,2 баллов против 7,9), «приспособление» (4,9 балла против 6,1), «деловые предпочтения» (9,8 баллов против 11,9) выше у подростков-представителей татарской национальности, в то время, как по шкалам «соперничество» (5,8 баллов против 3,1) и «избегание» (6,1 баллов против 5,7) показатели выше у подростков-представителей русской национальности. При этом по шкале «коммуникативные предпочтения» подростки и той, и другой национальности показали приблизительно одинаковые результаты (8,3 и 8,2 баллов). То есть потребность в общении у подростков обеих национальностей проявляется одинаково.

С помощью критерия Манна – Уитни мы рассчитали статистическую значимость полученных результатов. Полученные данные мы изложили в таблице.

Статистическая значимость показателей нормативных предпочтений и стилей поведения в конфликте подростков русской и татарской национальностей, выявленные методом Манна – Уитни

 

Сопернич.

Сотрудничество

Компро-мисс

Избегание

Приспособление

Деловые

предп.

Коммуник.

предп.

Значения критерия U-Манна – Уитни

N = 40

(N1 = 20,

N2 = 20)

71,5

176,5

137,5

187

136,5

139, 5

169,5

Критическое значение коэффициента при нашей выборке U = 138 при р ≤ 0,05.

Статистически значимые различия установлены только по шкале «Соперничество» между группами подростков русской и подростков татарской национальностей (U = 71,5, р ≤ 0,05).

Это говорит о том, что подростки русской национальности проявляют более высокую напористость, стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции в случае сопротивления, использование зависимости партнера. У подростков татарской национальности восприятие ситуации как вопроса победы или поражения развито слабее; подросткам-представителям татарской национальности более свойственно стремление урегулировать разногласия, готовность уступить друг другу ради сохранения отношений.

Что же касается остальных показателей: стилей поведения в конфликте «сотрудничество», «избегание», «приспособление», «компромисс», а также в отношении нормативных предпочтений, как видно из таблицы, значимых статистических различий установлено не было. Это мы объясняем тем, что традиционно и русскую, и татарскую культуры относят к коллективистскому типу. У представителей данных культур с детства воспитывается взаимная ответственность и взаимовыручка, поощряется готовность пожертвовать собственным благополучием в пользу группы, что обуславливается и религиозным воспитанием в обеих культурах.

Однако из таблицы видно, что существует тенденция к выявлению значимых статистических различий по признакам: «Приспособление» «Деловые предпочтения», «Компромисс». Подростки-представители татарской национальности более склонны к поиску компромиссных решений, готовности поступиться собственными интересами ради другого, начать поиск компромиссных решений, а также к функциональному типу нормативных предпочтений в группе.

Заключение

Современные реалии мультикультурного пространства предъявляют высокие требования к межличностным отношениям, которые являются основой любого общества, так как от них зависит психологический климат как в отдельно взятом коллективе, так и в обществе в целом. Представители разных культур и этносов вынуждены взаимодействовать в реалиях мультикультурализма, при этом необходимо, чтобы их взаимодействие было направлено на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Мы исследовали подростков двух этносов, русских и татар, исходя из того, что исторически на территории России эти два народа были самыми многочисленными и жили рядом, находя точки соприкосновения. Подростковый возраст является важным периодом в жизни человека, когда формируется его нравственная, ценностно-смысловая и духовная сущность его социального «Я». В настоящее время, когда мультикультурализм стал реальностью, когда актуальными становятся задачи сохранения этнической идентичности и достижения возможности взаимообогащающего межэтнического взаимодействия, требуется грамотное психолого-педагогическое сопровождение, в том числе и сопровождение процесса межэтнического взаимодействия подростков, чтобы их взаимоотношения строились на основе стремления к сотрудничеству. С нашей точки зрения, практическая значимость нашего исследования заключается в выявлении этнических особенностей подростков-татар и подростков-русских как участников образовательного и воспитательного процесса, которые педагогам и психологам необходимо учитывать в своей работе, особенно в вопросах межэтнического общения, а также в ситуациях конфликтов, как внутри этнических групп, так и в межэтническом взаимодействии.

За пределами нашего исследования осталось изучение гендерных особенностей межличностных отношений у представителей татарской и русской национальностей. Эти задачи станут перспективными направлениями нашей дальнейшей исследовательской работы.