Развитие эстетического восприятия действительности исследователи и педагоги-практики относят к одной из основных составляющих многогранного развития личности. Особую актуальность данное направление деятельности получило при вступлении в силу ФГОС дошкольного образования, в рамках которого художественно-эстетическое развитие заявлено одной из доминирующих образовательных областей [1].
В современных психолого-педагогических исследованиях актуализируется необходимость развития творческого начала в личности каждого ребенка [2]. Основой для творчества выступает эстетическое восприятие ребенком окружающей действительности, в процессе которого ребенок воспринимает произведения искусства, приобщается к общепринятой системе эстетических ценностей посредством переживания чувств высшего уровня, одухотворенных, культивированных в ходе развития человечества [3].
Проблеме развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста посвящены труды различных исследователей (М.В. Грибанова [4], Т.А. Буянова [5], М.А. Железовская [5], Л.В. Ясинских [6]). Анализ мнений авторов позволил определить эстетическое восприятие ребенка старшего дошкольного возраста как отражение действительности, включающее знания о красоте окружающего мира; об искусстве (когнитивный компонент); мотивы приобщения к прекрасному, познания и понимания искусства (мотивационный компонент); чувство красоты, эмоциональный отклик на произведения искусства (эмотивный компонент).
Для выявления уровня развития эстетического восприятия старших дошкольников проведена первичная диагностика уровня развития эстетического восприятия старших дошкольников. Проведение диагностики показало следующие результаты:
– 20 % детей имеют низкий уровень эстетического восприятия (итоговая оценка менее 3 баллов);
– более половины старших дошкольников (55 %) характеризуются средним уровнем эстетического восприятия (итоговая оценка от 3 до 4 баллов);
– всего 25 % детей имеют высокий уровень эстетического восприятия (итоговая оценка от 4 до 5 баллов), при этом следует отметить, что у одного из старших дошкольников итоговая оценка находится на нижней границе и составляет 4,1 балла [7].
Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости развития эстетического восприятия. Предложены следующие педагогические условия, реализация которых позволит повысить уровень развития эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного творчества: разработка парциальной образовательной программы «Русские народные росписи»; организация взаимодействия педагогов и родителей старших дошкольников по включению детей в процесс декоративно-прикладного творчества; создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей эстетическим интересам старших дошкольников.
Повторная диагностика проводилась после трех месяцев работы с детьми, направленной на развитие эстетического восприятия старших дошкольников. Результаты диагностики показали, что реализация педагогических условий способствует повышению уровня развития исследуемого явления.
Цель работы: исследование особенностей реализации педагогических условий развития эстетического восприятия старших дошкольников.
Материалы и методы исследования
Для достижения обозначенной цели разработана имитационная модель в среде AnyLogic [8]. Разработка модели выполнялась с применением подходов, описанных в работе [9]. Разработанная имитационная модель рассматривает взаимодействие старших дошкольников, воспитателей и родителей внутри созданной предметно-пространственной среды.
Для моделирования взаимодействия с родителями, направленного на развитие эстетического восприятия, определяется количество родителей, равное количеству детей. Количество детей в имитационной модели соответствует количеству детей прошедших диагностику и экспериментальную работу, направленную на повышение уровня развития эстетического восприятия L.
Возможны четыре состояния уровня развития эстетического восприятия:
– Def – начальное состояние, до проведения первичной диагностики;
– Low – состояние соответствующее низкому уровню развития эстетического восприятия
L ≤ 0,3. (1)
– Mean – состояние соответствующее среднему уровню развития эстетического восприятия
0,3 < L ≤ 0,4. (2)
– Heigh – состояние соответствующее высокому уровню развития эстетического восприятия
0,4 < L ≤ 0,5. (3)
Для управления состояниями и переходами между ними разработана диаграмма состояния, представленная на рис. 1.
Рис. 1. Диаграмма состояний, моделирующая процесс развития эстетического восприятия
На диаграмме стрелки с изображением вопросительного знака отражают переход из одного состояния в другое по условию в соответствии с таблицей.
Таблица переходов
Переход |
Условие |
Действие |
DefaLow |
L ≤ 0,3 |
Отсутствует |
DefaMean, LowaMean |
0,3 < L ≤ 0,4 |
Отсутствует |
DefaHeigh, MeanaHeigh |
0,4 < L ≤ 0,5 |
N = N + 1 |
В столбце «Действие» задается увеличение детей, достигших высокого уровня развития эстетического восприятия. Стрелки с изображением конверта, расположенные внутри состояний Low и Mean, отражают внутренний переход, иными словами изменение параметров текущего состояния. Данные переходы моделируют повышение уровня эстетического восприятия в процессе взаимодействия с воспитателем, родителями в созданной предметно-пространственной среде. Процесс взаимодействия моделируется через реализацию «интеракций», направленных на получение ребенком в ходе совместного с педагогом поиска информации; достижение результатов осуществления интерактивных методов работы с родителями; формирование навыков при выполнении практических заданий в условиях оформленной элементами русского декоративно-прикладного творчества предметно-пространственной среды.
Если освоена необходимая информация или сформирован практический навык, то уровень развития эстетического восприятия старшего дошкольника увеличивается на величину 0,01. Так как воспитатель ведет целенаправленную систематическую работу по развитию эстетического восприятия детей, то целесообразно задать вероятность того, что каждое его действие скажется на результате равном 50 %. Для родителей и предметно-пространственной среды этот параметр равен 20 % и 30 % соответственно.
Единственный внутренний переход состояния Heigh срабатывает с интенсивностью один раз в день и предназначен для вызова функции остановки моделирования. Помимо остановки моделирования данная функция запоминает момент времени, в который все дети достигли высокого уровня эстетического восприятия.
Для моделей взаимодействия с воспитателями, родителями и предметно-пространственной среды задано одно состояние и один внутренний переход (рис. 2).
а) б) в)
Рис. 2. Диаграммы состояний, моделирующие взаимодействие с воспитателями, родителями и предметно-пространственную среду: а – воспитатель; б – родители; в – предметно-пространственная среда
Внутренний переход в каждом состоянии предназначен для моделирования взаимодействия с детьми, направленного на развитие эстетического восприятия. Для сбора статистики добавлено три графика для отображения количества детей по каждому из уровней развития эстетического восприятия. Визуализация процесса моделирования представлена на рис. 3. В левой части окна представлено модельное отображение, закрашенное в цвета, соответствующие уровню развития эстетического восприятия детей: красный – низкий; желтый – средний; зеленый – высокий. По мере обучения цвет модели меняется, и со временем все отображения закрашиваются в зеленый цвет, что соответствует высокому уровню развития эстетического восприятия. В этот момент процесс моделирования останавливается и на экран выводится текущее время в днях. В средней части окна расположены интерфейсные элементы, позволяющие изменять заданные на этапе разработки уровни взаимодействия для повышения уровня эстетического восприятия. В правой части окна помещены графики, отображающие процесс изменения количества детей по каждому из уровней эстетического восприятия.
Рис. 3. Процесс моделирования
Результаты исследования и их обсуждение
Проведение вычислительных экспериментов показало, что на заданных по умолчанию настройках среднее время достижения высокого уровня развития эстетического восприятия всеми детьми составило 55 дней (2,6 месяца), что сопоставимо с экспериментальными данными, в которых этот показатель составил 3 месяца. Для подбора оптимальной активности взаимодействия дошкольников с воспитателем и родителями внутри предметно-пространственной среды, направленной на повышение уровня эстетического восприятия был проведен оптимизационный эксперимент. Окно с результатами оптимизационного эксперимента представлено на рис. 4.
Рис. 4. Результат оптимизационного эксперимента
Так как в работе использована ограниченная образовательная лицензия, то в процессе оптимизации количество итераций не может превышать 500. Для уточнения полученных параметров выполнено 10 запусков оптимизационного эксперимента, результаты которых сведены на график, представленный на рис. 5. Из рисунка видно, что основным фактором повышения уровня развития эстетического восприятия является взаимодействие с воспитателями. Однако при оптимальных параметрах время достижения высокого уровня развития эстетического восприятия всеми детьми составило 31 день (рис. 4, строка «Функционал» в столбце «Лучшее»).
Рис. 5. Изменение параметров оптимизации
Выводы
Таким образом, определено содержание понятия «эстетическое восприятие старшего дошкольника»; представлены результаты диагностического исследования детей, подтверждающие значимость рассматриваемой проблемы. Выявлены педагогические условия, реализация которых позволит повысить уровень развития эстетического восприятия средствами декоративно-прикладного творчества: разработка парциальной образовательной программы «Русские народные росписи»; организация взаимодействия педагогов и родителей старших дошкольников по включению детей в процесс декоративно-прикладного творчества; создание предметно-пространственной развивающей среды, соответствующей эстетическим интересам старших дошкольников.
Исследованы особенности реализации педагогических условий развития эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста. Разработанная имитационная модель позволила установить, что для реализации процесса развития эстетического восприятия старших дошкольников необходимо активизировать комплексную работу воспитателя и родителей внутри предметно-пространственной среды. Помимо этого, модель позволяет оценить, как влияет изменение активности взаимодействия каждого из субъектов образовательных отношений на процесс развития эстетического восприятия. В перспективе дальнейших исследований планируется проанализировать индивидуальные особенности детей в процессе развития эстетического восприятия.