Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTION EDUCATION IN THE SOUTHERN URALS

Permyakov M.B. 1 Krasnova Т.V. 1
1 Magnitogorsk state technical university of G.I. Nosov
The article is devoted to the 85th anniversary of the Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosov». The article attempts to consider through the prism of retrospective ways of development of construction education in the southern Urals in the context of Russian trends. As an example, the city of Magnitogorsk – one of the largest cities in the southern Urals. The authors identify the main milestones in the formation of construction education in the city of Magnitogorsk, collected material on the history, considered the main problems and solutions adopted by the leadership of the city and the country as a whole, which influenced the development of construction education. The material revealing the specificity of the time stages of development of the construction educational sphere of the southern Urals is systematized. The control section of results of today is carried out. The study was based on the period of the early twentieth century to the present day. The article presents the personalities and management structures that have manifested themselves in the context of the history of construction education. The conclusions drawn by the authors show the global processes that have changed and enriched the understanding of the professional sphere of technical education, making it more multifaceted, including bright humanitarian inclusions. The development of technical aesthetics and ergonomics in the field of construction education is a clear confirmation of this.
construction education
technical education
southern Urals
Magnitogorsk
history
construction industry

Начало ХХ в. было временем становления истории строительного образования, возникновением специализированных учебных заведений, формированием опыта педагогических коллективов и зарождения научных школ в данной области. В связи со стремительным развитием строительной отрасли существенно возросла потребность в квалифицированных кадрах, что привело к увеличению количества учебных заведений, ведущих подготовку специалистов инженерно-строительного профиля [1]. Перед страной стояла проблема восстановления народного хозяйства, наряду с поднятием грамотности населения и подготовки собственных специалистов с высшим и средним специальным образованием. Консолидация сил и ресурсов на становление ведущих промышленных отраслей стала первостепенной задачей. В то время типичный, быстроразвивающийся город Магнитогорск не стал исключением.

Цель исследования: рассмотреть ретроспективу строительного образования на Южном Урале в контексте общероссийских тенденций (на примере г. Магнитогорска).

Материалы и методы исследования: описательный метод (наблюдение, интерпретация, сопоставление и обобщение). Анализ научной и публицистической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

В середине 1920-х гг. в СССР на ХIV партийной конференции была поставлена задача строительства металлургического завода у горы Магнитной, а в 1929 г. началось его строительство. В начале 1930-х гг. возникла острая проблема в наличии высококвалифицированных инженерных кадров и руководство «Магнитостроя» (специально созданного в 1929 г.) пыталось оперативно её решать. Приказом по управлению «Магнитостроя» от 31 декабря 1930 г., с 1 января 1931 г. официально открылся первый втуз – инженерно-строительный институт, филиал Уральского строительного института (г. Свердловск), в составе которого были представлены три факультета: промышленно-строительный, механизации строительного производства и экономический. В этом же году открывался вечерний рабочий факультет (рабфак) на 300 человек для подготовки к поступлению во втуз. Осенью 1931 г. в Магнитогорске уже полноценно работали филиалы свердловских вузов: в филиале металлургического института на тот момент училось 226 человек, горного института – 107 человек, строительного института – 215 человек [2, с. 10–17]. Городская партийная организация и «Магнитострой» принимали меры к открытию непосредственно в городе Магнитогорске «собственного» высшего технического заведения. В 1932 г. в городе функционировало несколько филиалов институтов и техникумы:

– Металлургический институт и техникум по специальностям: домна, прокат, мартен, холодная и горячая обработка металла, энергетика, шамотно-динасовое производство;

– Строительный институт и техникум по специальностям промышленного строительства;

– Горно-рудный институт и техникум по специальностям эксплуатации рудных месторождений и обогащения [2, с. 21].

Именно эти направления дали фундамент для дальнейшего развития технического образования в г. Магнитогорске. 1934 год является официально утвержденным позднее Министерством образования, годом основания МГМИ (Магнитогорский горно-металлургический институт). Новый втуз создавался при Наркомтяжмпроме, соответственно, интересы строительной отрасли не учитывались при создании нового учебного заведения (у строителей был свой наркомат). Это стало существенным изъяном. Прорабы жаловались в вышестоящие организации, обозначая проблему подготовки столь необходимых высококвалифицированных кадров в области строительного производства, ведь краткосрочные курсы проблему не решали, а сложившаяся ситуация спровоцировала отток желающих получить высшее образование в другие города, имеющие строительные факультеты и вузы [2, с. 54–55]. В ноябре 1934 г. был открыт учебно-консультационный пункт Уральского заочного института технического образования (в соответствии с приказом начальника строительства и эксплуатации Магнитогорского металлургического комбината (далее ММК)). Был организован набор на строительный, энергетический, химико-технологический и геологоразведочный факультеты этого института (на все курсы) [3]. В 1937 г. в Магнитогорске действовал учебный консультационный пункт заочного сектора Уральского индустриального института (г. Свердловск), где студенты обучались и на строительном факультете [2, с. 61–62].

Новым мощным импульсом развития строительной отрасли стали годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Проблемы ввода в эксплуатацию эвакуированных заводов, наращивание мощностей действующих предприятий стало одной из основных причин инициатив в подготовке инженеров-строителей в Магнитогорске. Только ММК разместил на своей территории 34 эвакуированных завода, соответственно, возникла необходимость в строительстве производственных корпусов, дорог, жилья [4]. В 1942 г. было подписано распоряжение Главного управления учебных заведений Народного Комиссариата черной металлургии СССР об открытии строительного факультета в Магнитогорском горно-металлургическом институте (распоряжение Главного управления учебных заведений Народного Комиссариата черной металлургии СССР от 21.12.1942 г.). В годы войны на строительство стратегически важных объектов в город Магнитогорск прибыло много строителей. В их числе были студенты из временно оккупированных районов страны, которым война помешала завершить образование в вузах. Первым деканом строительного факультета был назначен член-корреспондент Академии архитектуры СССР, профессор Александр Иннокентьевич Нировецкий. Здание для размещения факультета выделил «Магнитострой». В год образования на факультете работало всего девять преподавателей и четыре сотрудника. Профессор, кандидат технических наук Б.Г. Шварцбург назначен заведующим кафедрой «Строительные конструкции», а профессор, доктор технических наук Ю.М. Лейбфрейд – кафедрой «Строительное производство». Основу преподавательских кадров составляли ученые, эвакуированные из Харьковского инженерно-строительного института. Отличительной чертой этого времени было то, что к преподаванию специальных дисциплин привлекались в основном видные производственники, ученые и конструкторы В.Э. Дымшиц, Н.П. Зимневич, Ф.И. Ялов, Г.В. Герарди, С.А. Килимник, Я.А. Гохман и другие. Они совмещали производственную работу с преподавательской деятельностью в институте. В 1948 г. состоялся выпуск инженеров, ставших студентами в первый набор на дневное отделение первого курса в 1943 г. Среди них были: Б.Я. Рискинд, ставший в 1961 г. лауреатом престижной в то время Ленинской премии, Я.И. Канаев, работавший заместителем управляющего трестом «Гремячинскуголь» и ставший затем кандидатом технических наук, профессором кафедры архитектуры архитектурно-строительного факультета МГТУ. Но в июле 1951 г., в результате непродуманного решения строительный факультет был расформирован. Была уничтожена созданная за десять лет материальная база подготовки инженеров-строителей. Распался педагогический коллектив специальных кафедр, нарушились связи с производством. Студенты, не успевшие окончить полный курс обучения, были переведены для завершения учебы на строительный факультет Уральского политехнического института в г. Свердловск [5]. Очевидность абсурда происходящего пришлась на то время, когда с послевоенным размахом в Магнитогорске развернулось строительство жилого района на правом берегу реки Урал, и профессия строителя вновь стала одной из главных. Лишь спустя три года, в 1954 г. факультет вновь возродился, и в трудный период воссоздания и становления строительный факультет вступил под руководством кандидата технических наук Г.Н. Устинова. «В 1963 г. стройфак отметил свой 20-летний юбилей. В это время факультет был одним из крупнейших периферийных факультетов страны. Он объединял восемь кафедр, среди которых четыре кафедры были выпускающими. На факультете работало 92 преподавателя. Кафедры архитектуры и строительных материалов имели аспирантуру. Факультет осуществлял подготовку инженеров по двум специальностям. Ежегодно на первый курс принималось 150 студентов и осуществлялся выпуск около 100 инженеров» [5; 6]. В течение 1960–1970-х гг. получило развитие стройотрядовское движение. Каждое лето большое число студенческих строительных отрядов проводило третий трудовой семестр, работая на стройках от Сахалина до Москвы. Студентам строительного факультета работа в стройотрядах шла в зачет как производственная практика. При институте были созданы студенческие строительные курсы, на которых бойцы стройотрядов обучались во внеучебное время рабочим профессиям каменщика, штукатура-маляра, машиниста бетономешалки. После окончания курсов и успешной сдачи экзамена студентам выдавалось удостоверение, подтверждающее рабочую квалификацию [5].

На строительном факультете была широко развита художественная самодеятельность: капустники, вечера встреч. В этот период в институте проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности факультетов. Это были красочные праздники, собиравшие полные залы зрителей, на них студенты стройфака постоянно представляли творческие номера и нередко были среди победителей. На стройфаке существовало несколько своих вокально-инструментальных ансамблей, спортивное первенство стройфаковцы тоже никогда не уступали. Развитие факультета шло параллельно с развитием студенческого самоуправления.

В 1980–1990 гг. активно развивается научное направление. Основной базой для подготовки научных кадров, как и в прошлые годы, стал головной строительный вуз страны – Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева. На эти годы приходится внушительное количество защит преподавателями кандидатских диссертаций в области технических наук. В 1986 г. В.С. Федосихин (на то время действующий декан стройфака) становится первым представителем стройфака, защитившим диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. К началу 1990-х гг. стройфак имел добротный подбор научно-педагогических кадров. В 1992 г. строительному факультету исполнилось 50 лет со дня основания. Учитывая потребности города и региона в конкретных специалистах, на факультете началась работа по открытию новых специальностей: на кафедре «Теплогазоснабжение и вентиляция» была открыта новая специальность «Городское строительство и хозяйство». В 1995 г. на кафедре «Архитектура» открыта специальность «Архитектура» и начата подготовка профессиональных архитекторов. Именно в это время строительный факультет был переименован в архитектурно-строительный факультет [6]. К началу нового тысячелетия работа по подготовке аспирантов велась на четырех кафедрах факультета по четырем научным специальностям: 05.23.01, 05.23.05, 05.23.03, 05.23.08. Под руководством К.И. Еремина (действующего на то время декана) штат преподавателей факультета систематически пополнялся новыми кадрами. Ежегодно издавались сборники научных трудов: «Предотвращение аварий зданий и сооружений», «Строительные материалы и изделия», «Современные строительные технологии, материалы и методы обследования». На факультете была аттестована лаборатория «Надежности и долговечности зданий и сооружений», ведущая лицензируемую деятельность по обследованию конструкций зданий, инженерных систем. Продолжала формироваться научная школа [6]. Развивались традиции и преемственность поколений, на высоком уровне находилась система воспитательной работы.

В 1994г. МГМИ стал Горно-металлургической академией, а в 1998 г. приказом Министерства образования РФ МГМА удостоился статуса технического университета («МГТУ»). Начало нового тысячелетия ознаменовано «высокими результатами научной деятельности вуза, победами в конкурсах различного уровня, докладами на крупных международных форумах и конгрессах, формированием научных направлений и баз реализации проектов, вовлечением молодых научных кадров в работу творческих коллективов, созданием инфраструктуры, обеспечивающей эффективную деятельность научных коллективов» [7].

Первое десятилетие ХХI в. заканчивается стабильными результатами развития архитектурно-строительного факультета (далее АСФ). На факультете несколько кафедр, в том числе:

– кафедра «Строительное производство и автомобильные дороги» осуществляла подготовку инженеров-строителей и открыта аспирантура по специальности 05.23.08 «Технология и организация строительства», произведен первый набор в магистратуру по направлению 270100.68 – «Строительство»;

– кафедра «Строительные конструкции» отвечала за направление 2903 «Промышленное и гражданское строительство»;

– кафедра «Строительные материалы и изделия» готовила специалистов – инженеров по производству строительных материалов, изделий и конструкций, на кафедре функционировала аспирантура по научной специальности 05.23.05 «Строительные материалы и изделия»;

– кафедра «Теплогазоснабжение и вентиляция» отвечала за подготовку инженеров в соответствующих областях;

– кафедра «Архитектура» курировала специальности: 2901 «Архитектура», 2902 «Дизайн архитектурной среды»;

– кафедра «Архитектурно-строительное проектирование» обеспечивала инженерными кадрами городское строительство и хозяйство а также готовила инженеров-архитекторов в области проектирования зданий;

– кафедра «Экспертиза и управление недвижимостью» проводила подготовку инженеров по специальности 2915 «Экспертиза и управление недвижимостью».

За несколько десятилетий истории факультета у руля стояли деканы, на плечи которых ложился груз ответственности и задачи укрепления позиций строительного образования на Южном Урале: А.И. Нировецкий, Б.Г. Шварцбург, Н.П. Зимневич, М.Н. Трейвус, В.Д. Слепцов, А.М. Исаченко, Я.И. Канаев, В.С. Баталов, В.С. Федосихин, К.И. Еремин, Е.М. Завьялов, К.М. Воронин, М.Б. Пермяков

В 2010 г. модернизация образования Российской Федерации вошла в новую фазу. «Глобальная конкурентоспособность российского образования стала главной целью образовательной системы» [8]. В этот период формируется механизм устранения социальной дифференциации, разработки профессиональных стандартов, устранения ведомственной разрозненности и инвестиционной непривлекательности системы образования. Все эти процессы не принесли существенных результатов [8]. Тем не менее сопровождались болезненными изменениями. Так строительный техникум, открытый в городе ещё в 1947 г. (в 1992 г. ему был присвоен статус строительного колледжа), в результате реорганизации в 2009 г. на основании распоряжения Правительства от 22.12.2009 г. № 2039 был включен в состав «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» [9]. Основанный в 1932 г. Индустриально-педагогический институт (в дальнейшем Магнитогорский педагогический институт (с 1938 г.), в 1982 г. университет был награжден орденом «Знак Почета», а в 1999 г. приобрел статус государственного университета – МаГУ) [10]. В 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 197 МаГУ реорганизован путём присоединения в качестве структурного подразделения ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова». 14 февраля 2014 г. реорганизация была завершена [11]. В результате преобразований структуры вуза архитектурно-строительный факультет был объединён с технологическим факультетом бывшего МаГУ (организованного в 1994 на базе индустриально-педагогического факультета (созданного в 1979 г.), в состав которого уже на то время вошел факультет изобразительного искусства и дизайна МаГУ (бывший художественно-графический факультет, организованный в 1966 г.). Новый институт в структуре «МГТУ им. Г.И. Носова» был назван Институтом строительства, архитектуры и искусства (далее ИСАиИ). Первым директором института стал действующий на то время декан АСФ М.Б. Пермяков.

На сегодняшний день в институте функционируют два направления: «архитектурно-строительное» и «дизайн и изобразительные искусства». Архитектурно-строительное направление представлено кафедрами: «Строительное производство», «Управление недвижимостью и инженерными системами», «Проектирования зданий и строительных конструкций», «Архитектуры». Направление «Дизайн и изобразительные искусства» представлено кафедрами: «Технологии художественной обработки материалов», «Академический рисунок и живопись», «Дизайна». Такая компиляция направлений и отраслей дает новый толчок трансформации и взаимообогащения профессиональных сообществ, формируется новая профессиональная среда. В 2016 г. институтом широко праздновался 50-летний юбилей художественного образования на Южном Урале. Ряд мероприятий, в рамках юбилея проявил новые тенденции развития технологического направления в рамках института [12]. Проекты студентов и работы преподавателей ярко выявили эстетическую и эргономическую сторону технической сферы.

Выводы

За время развития строительного образования в г. Магнитогорске студентами и выпускниками вуза было осуществлено огромное количество проектов как в сфере жилищного, промышленного строительства, так и в сфере благоустройства города. Выпускники вуза работают в строительной сфере по всей стране. В 2018 г. ИСАиИ исполнилось пять лет. Такой незначительный срок в истории становления и развития строительного образования на Южном Урале конечно не может представить ощутимые и весомые результаты, но уже сейчас можно говорить о гармоничном симбиозе технического и гуманитарного направления. Частный пример одного факультета является во многом показательным примером развития образовательных процессов в России. Значительным событием 2019 г. является 85-я годовщина МГТУ им. Г.И. Носова, вуза, чья судьба неразрывно связана с историей Магнитогорска. На сегодняшний день можно говорить о том, что ведущий вуз города дает возможность изначально прикладной характер микросоциума, подчиненного целям градообразующего предприятия, выводить в плоскость решения задач полноценного развития территорий.