Создание информационно-образовательной среды медицинского вуза для подготовки кадров высшей научно-медицинской квалификации определяется одним из важнейших компонентов реализации мероприятий по развитию системы здравоохранения РФ.
Согласно утверждённой стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г., распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р, одна из важнейших задач поставленных перед здравоохранением – это обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ. В связи с этим возникла острая необходимость интенсивного внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс в медицинских вузах, научно-исследовательских институтах, клинико-диагностических центрах, способствующих созданию информационно-образовательной среды медицинского вуза для подготовки кадров высшей научно-медицинской квалификации.
Цель исследования: проанализировать существующие подходы к содержанию понятия «информационно-образовательная среда», выявить и обоснованно сформулировать понятие «информационно-образовательная среда медицинского вуза», позволяющее разработать модель информационно-образовательной среды подготовки будущих специалистов высшей медицинской квалификации в области использования методов моделирования, математической статистики и информационно-коммуникационных технологий.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели были применены методы теоретического исследования, такие как анализ и синтез научно-педагогической, методической литературы в области педагогики и методологии, разработки информационно-образовательной среды образовательных организаций, работающих в сфере подготовки кадров медицинских специальностей. Предметом исследования определилась информационно-образовательная среда (далее ИОС) медицинского высшего учебного заведения.
Термин «информационно-образовательная среда» был рассмотрен в исследованиях многими учеными, такими как А.А. Андреева, А.Х. Ардеева, П.В. Веденеева, М.А. Горюнова, О.А. Ильченко, Ж.Н. Зайцева, И.Г. Захарова, Е.В. Мельникова и многие другие, но до сих однозначного определения не существует. Согласно образовательным стандартам общего образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических сред; информационных и коммуникационных технологий, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде. Рассмотрим некоторые формулировки данного понятия. В 1976 г. Ю.А. Шрейдер в своей статье «Информационные ресурсы и информационная среда» раскрывал понятие информационной среды не только с точки зрения посредника между информацией и ее потребителем, но и с точки зрения воздействующего объекта. В своем исследовании он подчеркивал, что информационная среда выступает не только как источник информации, но и как возможность, предоставленная человеку, научиться работать с информацией, уметь обрабатывать и интерпретировать полученные данные, то есть информационная среда может выступать как обучающий объект [1].
В Концепции развития Единой информационной образовательной среды, которая разработана на основе ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., под единой информационной образовательной средой понимают «совокупность информационных и информационно-образовательных решений, основанных на общих правилах и подходах Концепции», способствующая созданию условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, а также повышению качества подготовки обучаемых в целом и качеству преподавания дисциплин, в частности, «разрешения доступности качественного образования» [2].
В статье О.А. Ильченко ИОС рассматривает как упорядоченный и систематизированный комплекс, компонентами которого являются «информационное, техническое, учебно-методическое обеспечения». Все перечисленные компоненты, несомненно, «связаны с человеком как субъектом образовательного процесса» [3]. Ж.Н. Зайцева определяет информационно-образовательную среду как «антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося» [3]. Придерживаясь идеи О.А. Ильченко и Ж.Н. Зайцевой, А.Ю. Наливалкин в своей работе информационно-образовательную среду представляет как систематизированный и упорядоченный ряд, педагогических условий, в виде учебно-методических, и информационных, и технических элементов, которые непосредственно направлены не только на процесс обучения, но и на самого обучаемого [3].
В своей статье А.Н. Рубенко информационно-образовательную среду представляет в виде открытой педагогической системы, которая основывается на информационно-образовательных ресурсах, информационно-телекоммуникационных средствах и педагогических технологиях [4].
И.Г. Захарова рассматривает ИОС, как систему, сочетающую не только программно-методические, организационные и технические ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов; управление данной системой определяют целевые установки общества, обучаемых и педагогов [5].
А.А. Андреев рассматривает информационно-образовательную среду как педагогическую систему, содержащую такие компоненты, как финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая, маркетинговая и управляющая [6].
В работе И.М. Осмоловская и Ю.Е. Шабалин информационно-образовательную среду рассматривают как некоторую информационную среду, целенаправленная на создание учебного процесса, в состав которой входят подсистемы: материально-технического и программного обеспечения, информационно-технологического, информационно-ресурсного, методического, организационного и кадрового обеспечения. Рассмотрено влияние каждой подсистемы на качество учебно-методической работы преподавателя и университета в целом [7].
Результаты исследования и их обсуждение
По результатам проведенного исследования и анализа научно-педагогической и методической литературы выстраивается теоретическая часть изучаемого вопроса, позволяющая видеть, что ИОС:
1) всегда рассматривается многоаспектно;
2) это совокупность, состоящая из отдельных, взаимосвязанных элементов и компонентов;
3) является открытой системой, обеспечивающей гибкость и адаптируемость к изменяющимся условиям в процессе подготовки будущих кадров высшей научно-медицинской квалификации;
4) находится в неразрывной связи с развитием педагогической системы медицинского вуза.
На основе детального анализа может быть сформулировано определение понятия «информационно-образовательная среда». Под «информационно-образовательной средой» мы понимаем систему, состоящую из информационно-коммуникационной, учебно-методической, организационно-правовой и управленческой составляющих, позволяющих организовать образовательно-воспитательный процесс в вузе [8]. Отдельно отметим, что ИОС вуза должна содержать все необходимые инструменты, средства и возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов в системе здравоохранения, то есть иметь подсистему в виде ИОС медицинского вуза, направленную на подготовку кадров высшей научно-медицинской квалификации.
Выделим компоненты данной информационно-образовательной среды: целевой, содержательно-методический, мониторингово-контролирующий, организационно-административный, программно-технический. Рассмотрим более подробно каждый компонент.
Целевой – это компонент модели информационно-образовательной среды, включающий цели и задачи обучения специалистов высшей научно-медицинской квалификации методам математического моделирования медико-биологических процессов, а также грамотную интерпретацию данных, полученных в результате научно-исследовательской деятельности.
Целью обучения кадров высшей научно-медицинской квалификации является освоение математико-статистическими методами медико-биологических процессов; способность применять полученные математические знания для решения задач медицины и здравоохранения; формирование системы компетенций в области использования информационных технологий в научно-исследовательской деятельности врача, принятия решений в лечебно-диагностическом процессе.
Содержательно-методический компонент состоит из двух частей, которые взаимосвязаны со всеми компонентами данной модели: целевым, мониторингово-корректирующим, организационно-административным, программно-техническим.
Содержательная часть компонента включает профессионально значимые для аспирантов, ординаторов, интернов, соискателей, докторантов разделы дисциплин «Математическая статистика», «Информационные технологии в научном исследовании», «Основы написания диссертационного исследования», способствующие глубокому овладению методами статистического анализа, алгоритмом сбора и обработки статистической информации, интерпретацией результатов статистической обработки данных. Методическая часть компонента позволяет формировать методы решения научно-исследовательских и профессиональных задач в обобщенном виде, т.е. инвариантных к условиям их применения. Данный компонент включает выбор и применение методов, средств и форм обучения кадров высшей научно-медицинской квалификации моделированию медико-биологических процессов, математическим методам оценки и обработки данных, полученных в результате научно-исследовательской деятельности.
Мониторингово-корректирующий компонент способствует выявить недостатки, как в математической подготовке, так и в углублении общего информационного образования и информационной культуры кадров высшей научно-медицинской квалификации, и способствует своевременной ликвидации возможных пробелов в усвоении базового курса математики и информатики.
Организационно-административный компонент включает различные программные системы, например, такие как электронные базы преподавателей, аспирантов, ординаторов, интернов, соискателей, докторантов, средства обучения кадров высшей научно-медицинской квалификации. Данный компонент содержит совокупность нормативной документации, стандарты, законодательную базу, правовые документы, а также готовность педагогического коллектива к работе в информационно-образовательной среде, взаимоуправление прямой и обратной связи с другими компонентами и субъектами образования.
Программно-технический компонент – компьютер, компьютерные программы и другие технические устройства для эффективного использования информационных технологий в процессе подготовки кадров высшей научно-медицинской квалификации – принтеры, сканеры, проекторы, интерактивные доски, оборудование для организации локальной сети, программное обеспечение и необходимые средства связи для выхода в интернет. Модель информационно-образовательной среды в системе подготовки кадров высшей научно-медицинской квалификации представлена на рисунке.
Модель информационно-образовательной среды в системе подготовки кадров высшей научно-медицинской квалификации
Отличительной особенностью данной модели является включение в содержательно-методический компонент профессионально значимых ситуационных задач для аспирантов, ординаторов, интернов, соискателей, докторантов, способствующих овладению методами статистического анализа и интерпретацией результатов статистической обработки данных, а также программно-аппаратный комплекс, позволяющий сформировать методы решения профессиональных задач в обобщенном виде.
Выводы
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы: ИОС медицинского вуза в современных условиях, на наш взгляд, должна представлять собой не статичный объем информации, в том числе и объем знаний по математическому моделированию, теории вероятности и математической статистики, а динамический объект, позволяющий использовать все новейшие достижения программно-аппаратных средств, информационно-коммуникационных технологий для формирования у обучаемых методов решения научно-исследовательских и профессиональных задач с применением математических знаний. Вышеизложенные компоненты рассматриваемой модели информационно-образовательной среды должны позволять организовать специальную деятельность обучаемых по усвоению методов решения научно-исследовательских и профессиональных задач с применением математических знаний. Под специально организованной деятельностью мы понимаем деятельность, состоящую из трех этапов: этап совместного с преподавателем (тьютором) решения конкретных типов профессиональных задач; этап выявления обобщенной системы действий по решению данного типа задач; этап организации деятельности по усвоению данного обобщенного метода решения и этап самостоятельного решения с применением данного метода [9]. Данный подход был применен неоднократно в методике обучения физике (С.В. Анофриковой, Л.Н. Прояненковой, Г.П. Стефоновой, Л.П. Скрипко и др.), для обучения кадров высшей научно-медицинской квалификации в области использования методов моделирования, теории вероятностей и математической статистики применяется нами впервые.
В связи с вышесказанным, следующей задачей нашего исследования является выявление методов решения научно-исследовательских и профессиональных задач в обобщенном виде.