Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODS OF DEVELOPMENT OF CADET’S INFORMATIVE ACTIVITY OF THE STRATEGIC MISSILE TROOPS WHEN TRAINING IN THE FOREIGN LANGUAGE

Frideriks A.V. 1
1 Tsiolkovsky Kaluga State University
This article is devoted to studying of a problem of formation of informative activity and its consideration from different aspects, allocation of importance of creation of necessary conditions for informative activity of cadets of RVSN. In this research the analysis of informative processes and ways of achievement of positive result of formation of informative activity and also the perspective directions of further practical studying of the matter is carried out. Characteristic of ways of development of informative activity of cadets in the course of training in a foreign language is given. Such concept as informative process is also lit, examples are given and descriptions of fundamental didactic systems of outstanding teachers-philosophers are in detail given. The main requirements imposed to the teacher for the organization of educational process and also for carrying out a practical training on a foreign language are formulated. Characteristic of independent work is given, the purposes, types and advantages are allocated it. The structure and the most used methods of informative activity at creation of foreign-language speech activity of cadets are defined. During this theoretical research conclusions are drawn on need of system approach to the choice of the educational technologies providing vigorous independent activity of cadets, need of motivation of cadets to different types of works. Information base, the way is paved for creation of practical approach to a question of formation of informative activity and the subsequent description and the analysis of the developed ways of teaching.
competence
military expert
professional vocabulary
didactic system
educational process
independent work
speech activity

В наши дни процесс профессиональной подготовки специалистов в военных учебных заведениях всё больше сводится к необходимости формирования у курсантов способности и потребности постоянного развития себя как личности. Поэтому познавательная активность – это залог успешного образовательного процесса на пути к получению определенных знаний и саморазвитию сегодняшних студентов как будущих востребованных специалистов. Познавательную активность в процессе изучения иностранного языка можно рассматривать как неотъемлемую часть подготовки современного высококвалифицированного военного специалиста любого профиля, в том числе и курсантов ракетных войск стратегического назначения (далее РВСН), которые будут конкурентоспособно выглядеть на мировом уровне, а также чувствовать себя уверенно и свободно, обладая общекультурными ценностями и навыками. Образовательная стратегия направлена на профессиональную подготовку высокоинтеллектуально развитых, идейно убежденных, психологически и морально устойчивых офицерских кадров, которые способны не только эффективно, но и творчески выполнять задачи, которые на них возлагаются, грамотно и четко принимать решения в сложившихся нестандартных ситуациях, постоянно совершенствовать свои компетенции [1].

Целями данного исследования являются: изучение проблемы формирования познавательной активности и разными аспектами ее освещения, выделение важности создания необходимых условий для познавательной активности курсантов РВСН. Данные цели обусловлены необходимостью последующего проведения практических мероприятий, направленных на формирование способов побуждения курсантов к познанию и задание собственного курса педагогической деятельности и применения полученных в ходе исследования результатов в области обучения.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании осуществлён анализ познавательных процессов и способов достижения положительного результата формирования познавательной активности, а также перспективные направления дальнейшего практического изучения данного вопроса. Решение поставленных целей происходит с помощью анализа учебно-методических трудов по педагогике и лингвистике за последнее десятилетие. Основным методом работы являлся теоретический анализ публикаций по теме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Познавательный процесс является результатом функционирования всех элементов дидактической системы. Для того, чтобы правильно понимать, о чем идет речь, нужно для начала рассмотреть такие понятия, как дидактическая система и познавательный процесс в целом. Под дидактической системой принято понимать определенную структуру, в которой осуществляется образование и у которой существуют свои собственные критерии, четко выраженные позиции и взгляды на самообразование. Принято выделять три основополагающие, но отличающиеся друг от друга системы:

1) система немецкого философа и педагога И. Гербарта;

2) система американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи;

3) система американского психолога и педагога Д. Бруннера.

Система Гербарта основана на теории этики и психологии, где основная цель – это создание личности с собственной силой воли, которая имеет свою идеологию и нравственность. При этом основными идеями, которые существуют в этой системе, являются: идея совершенства, идея доброжелательности, идея внутренней свободы, идея справедливости, идея права. Из всех представленных идей при осуществлении образовательного процесса в военном вузе больше всего подходят идеи права и справедливости. Но минус данной системы в целом заключается в том, что отсутствует взаимосвязь самого обучения и воспитания. Согласно этой системе задачами являются интеллектуальное и физическое развитие личности, а также приучение к порядку. Причем учащиеся должны лишь пассивно воспринимать и усваивать предлагаемый материал. В условиях военного образования применимость данной системы должна быть минимальна, так как его задача – научить будущего офицера быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и самостоятельно принимать правильное решение, но не отходя далеко от идей справедливости и права.

Второй системой, которую следует рассмотреть, является система Дьюи. В данной системе главная роль в процессе обучения отводится самим обучающимся, причем эффективность обучения пропорционально зависит от того, насколько активны сами учащиеся в своей познавательной и деятельной активности. Согласно данной системе роль преподавателя второстепенна и он в процессе обучения играет роль помощника и наставника. Такие методы обучения, как вербальные, отсутствуют в данной системе. В системе Дьюи учащиеся сами приобретают необходимый опыт, знания, умения и навыки, так называемые ЗУН, стараются самостоятельно решать возникающие проблемы, трудности, прийти к определенному решению в тех ситуациях, которые преподаватель искусственно им создает, согласно учебному плану. Естественно, что данные ситуации должны быть ориентированы на возраст, подготовку и личностные качества каждого участника процесса обучения в системе Дьюи. Учащиеся должны пройти несколько этапов на пути решения проблем: определение проблемы, поиск необходимого решения, само решение проблемы и, в конечном итоге, анализ полученных результатов. Из вышесказанного можно сделать вывод, что данная система основана на практической деятельности учащихся, а использование теоретической деятельности минимально. Согласно этой системе нет четко сформулированного учебного плана и преподаватель самостоятельно может изменять учебный план в зависимости от ситуаций. Система Дьюи имеет демократичный характер и личностно-ориентированную направленность. Есть у этой системы и минусы, такие как нехватка теоретического материала, а также отсутствие необходимых научных знаний у самих учащихся, которые могут им помочь в решении различных проблем. Спроецируем данную систему на военное образование. В процессе обучения у преподавателя есть четко поставленный и сформулированный учебный план, которому он, преподаватель, должен строго следовать. Что касаемо теоретического материала, то в век сверхбыстрого развития компьютеров и интернета в целом, проблем с поиском необходимой информации быть не может. Это касается как дополнительных текстов и электронных книг, так и различных аудиозаписей и видеоматериалов. Поэтому систему Дьюи можно использовать в процессе обучения, так как, в отличие от системы Гербарта, она позволяет развиваться учащемуся самостоятельно. Главное, что обязан делать педагог, – это четко следовать учебному плану, моделировать определенные ситуации и проблемы, которые обучаемые должны решать, по большей мере самостоятельно, и постоянно контролировать действия учащихся. Всё это, а также обеспеченность теоретическим материалом должно улучшить сам процесс обучения.

Но применение основ этих двух систем было бы неполным без той дидактической системы, которую сформулировал и предложил Д. Бруннер. Его система является прогрессивной в современной дидактике и направлена на то, что учащиеся приобретают знания, умения и навыки путем совершения собственных открытий, при этом имея на вооружении определенную базу научных знаний. Неоспоримым плюсом данной системы является то, что, используя данный способ обучения, учащиеся могут активно мыслить, проводить эксперименты, рассуждать, делать определенные заключения, а также подводить результаты своей деятельности. При этом, естественно, формируются необходимые знания, умения и навыки.

Следовательно, в процессе обучения нужно грамотно применять все эти три системы, при этом основываясь на некоторых положениях современной дидактики. Они характеризуются следующим образом: методологическая основа (сочетание теории и практики); системно-структурный подход (обеспечивает взаимосвязь всех научных знаний); сочетание управляющей роли преподавателя с познавательной активностью самих учащихся. Все это ведет к повышению результатов обучения, успеваемости, а также положительно влияет на эмоциональную составляющую самих учащихся.

Рассмотрев дидактические системы, нужно дать характеристику познавательному процессу. Познавательный процесс – это психический процесс, который способствует получению, хранению, а также воспроизведению определенного количества информации и различного рода знаний из окружающей среды. Начальные формы познавательных процессов присутствуют у человека с момента его рождения, но их формирование и развитие происходит в процессе взросления личности. К познавательным процессам можно отнести различного рода способности человека, его талант, уровень развития и др. Поэтому, от того насколько успешным будет образование конкретного человека и его способности к развитию и саморазвитию, от того и будут зависеть познавательные процессы.

Теперь, имея представление о познавательных процессах, основных дидактических системах, можно смело заявить о том, что важность и насущность изучения вопроса развития познавательной активности курсантов и возможность его решения не должна подвергаться сомнению. Причем эта познавательная активность будет развиваться ещё более эффективно при изучении иностранных языков, так как будет направлена на взаимодействие и различные отношения с представителями других культур. При этом постоянно увеличивающиеся межнациональные и международные контакты являются одной из отличительных черт современного общества, достаточно развитого с информационной точки зрения, «которое не может рассматриваться изолированно от быстро развивающегося информационного пространства» [2] и, способствующего изменению представления о подготовке будущих военных кадров.

В современном мире познавательную активность можно характеризовать, как исходное качество деятельности учащихся, в данном случае курсантов, которое определяется причинами познания, различными побуждающими мотивами, интересами и потребностями, а также выражается в отношении к другим людям, к их жизни, проблемам и др. Познавательная активность может помочь изменить окружающую обстановку к лучшему. Из трудов таких психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, Н.А. Менчинская, Т.И. Шамова и др., можно выяснить, что в таком рассматриваемом явлении, как познавательная активность, существует не только старание личного характера, а также демонстрирование достаточных усилий воли для продуктивного постижения необходимой информации. Положено считать, что продвижение в становлении познавательной активности предполагает формирование и совершенствование познавательной деятельности, которая направлена на исследование и отбор различных интересующих знаний, заключённых в ситуациях, обстоятельствах, вещах, мыслях и так далее. Что касается проблем активизации учебно-познавательной деятельности при обучении иностранному языку, то данным вопросом занимались такие заслуженные деятели науки, как И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов и другие.

Опираясь на основные моменты теории речевой деятельности, исходным положением и ресурсом активности в постижении иноязычной речевой деятельности являются различные потребности и тяготение к познанию, увлеченность предметом познания и здоровое любопытство, факторы побуждения и мотивация. Данный процесс, естественно, вплотную переплетается с будущей профессией, военно-ориентированной службой курсантов. Познавательная активность будущих офицеров на занятиях по иностранному языку проявляется при развитии разговорных навыков при чтении профессионально направленных текстов, а также в процессе речи в различных ситуациях профессионально – ориентированного общения и налаживании продуктивного диалога с преподавателем или другими курсантами.

Понимание сути и перевод контекста профессионально-ориентированных документов, переработка текстовых материалов военным специалистом в процессе познавательного чтения – это вектор на поиск верного ответа на практические задачи, которые, могут содержать в себе проблему, требующую детального проникновения и осмысления. Последующая оценка содержания такого текста, если необходима дальнейшая подготовка к изречению в виде монолога, выступления или устного рассуждения, переходит в его интерпретацию в соответствии с нюансами будущего общения.

Продуктивное формирование познавательной активности курсантов можно основывать на методе конкретных ситуаций, которые запускают способности в информационной деятельности. Такой метод должен содержать разработанные материалы для обучения, а также технику их использования в ходе обучения. Моделирование в рамках занятий специальной ситуационной картины совершается намеренно, потом происходит её коррекция для достижения определенных установок и целей процесса. Кроме того, предложенная картина событий требует соблюдать согласованность с общей направленностью курса занятий, в пределах которого эта ситуация моделируется.

Важной составляющей такого подхода должно быть то, что при многовариантности ситуаций процесс упражнения с ними должен способствовать оттачиванию навыков анализа у курсантов предоставленной информации, вникать и выявлять причинно-следственные связи, уметь найти основные проблемные моменты, а также правильно преподносить и употреблять выделенную необходимую информацию на обсуждение. При этом языковыми средствами фиксирования каждой извлечённой информационной единицы могут быть цепочки ключевых слов, ключевые слова-темы, цепочки словосочетаний, ключевые лексические единицы и символы [3]. С точки зрения методистов важен именно процесс обсуждения, а не принятия решения, так как в обсуждении происходит актуализация средств и способов выражения мысли курсантов [4].

Также, в процессе осуществления познавательной активности курсантов можно выделить следующие методы: 1) метод проектов (показал свою эффективность для развития познавательной активности). Данный метод направлен на использование различного спектра проблемных, поисковых задач исследовательского характера, которые являются четко ориентированными на реальный и достижимый практический результат [5]; 2) метод моделирования ситуаций. Данный метод также активизирует аудиторную познавательную активность, способствуя проявлению интереса у курсантов в процессе построения их профессионального общения.

Обращая внимание на порядок работы в ходе обучающей деятельности, можно опираться на положение о том, что основной способ и орудие в становлении познавательной активности – это самостоятельная работа курсантов. Самостоятельная учебная работа – вид учебной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности обучающихся, который должен быть задействован во всех ее структурных компонентах, начиная от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим характер поисковой деятельности. Целями самостоятельной работы являются:

1) четкое и, главное, качественное усвоение материала учебной программы;

2) выработка умений и навыков;

3) формирование познавательных способностей, а также развитие интереса учащихся к тем материалам, которые представлены учебной программой;

4) формирование готовности к самообразованию.

Также самостоятельная работа имеет свои преимущества. К ним можно отнести:

– стремление самих учащихся к действиям в процессе обучения;

– проявление активности и интереса;

– принятие участия в процессе ведения занятия.

Что касается преподавателя, то можно выделить следующие положительные стороны самостоятельной работы:

– процесс обучения становится более увлекательным;

– есть возможность осуществления индивидуального подхода;

– появляется возможность для решения различных задач воспитательного и образовательного характера;

– позволяет идти от простого к сложному, т.е., начав изучать простые правила и положения, постепенно переходить к всё более и более сложным.

Также можно выделить некоторые виды самостоятельной работы, которые применяются в военном образовании. К ним относятся: аудиторная (занятия проводятся в строгом соответствии с учебным планом и по определённым учебным пособиям); внеаудиторная (самостоятельное изучение дополнительного материала, участие в олимпиадах и конкурсах, самоподготовка к лекциям и практическим занятиям, подготовка к контрольным работам, зачётам и экзаменам). Причём эти виды самостоятельной работы должны быть связаны с такими мотивами, как потребность в знаниях, положительное отношение к самому процессу обучения, профессиональные установки, удовлетворение от познания.

Заключение

При осуществлении самостоятельной деятельности главная побуждающая роль отведена мотивированию учащихся, в нашем случае курсантов, к различным видам работ. При этом нужно отметить, что в реалиях современного мира важно наличие достаточной иноязычной самостоятельности, являющейся в настоящее время «критерием для определения такого понятия, как профессионализм» военнослужащего [6].

Именно в процессе формирования данной иноязычной самостоятельности будущий военный специалист может приобрести профессиональные умения и навыки, которые ему будут необходимы для осуществления как самостоятельной и учебной, так и профессиональной деятельности, независимо от условий ее осуществления; личностно значимые качества, которые также в полной мере должны являться «необходимым условием развития его потенциальных возможностей» [6].

В ходе данного теоретического исследования можно сделать вывод, что для решения такой сложной задачи, как повышение уровня и ценности познавательной активности в учебном процессе, необходим системный подход и создание благоприятных условий для её обеспечения. Этот процесс для будущего офицера складывается из нескольких основных факторов, которые побуждают к активному действию, а именно: потребность постоянного саморазвития в современном конкурентном мире, постановка и понимание целей, направления и методов достижения необходимого результата. При этом важная задача преподавателя – подобрать современные технологии образовательного процесса, удовлетворяющие принципу преподаватель – курсант, направленные на мотивацию самостоятельной деятельности. Немаловажной при этом является подготовка курсантов в области самоанализа и оценки достижений своей работы, кроме того, нельзя забывать о конкретных целях и задачах учебной подготовки и следовать им. Результатом данной работы является подготовленная информационная база, почва для создания практического подхода к вопросу формирования познавательной активности и последующего описания и анализа выработанных способов преподавания.