В течение ряда лет в России проходит реформа образования, конечной целью которой является интеграция в единое образовательное пространство всех заинтересованных стран. На законодательном уровне эта реформа закреплена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [1] с рядом дополнений, сделанных в последующие годы. В нём содержится положение об общем, профессиональном и дополнительном образовании. Учащимся предоставляется возможность выбирать те предметы, которые им более необходимы в будущем, и получать дополнительное образование. Рассмотрим один из возможных вариантов его реализации.
Цель исследования: результативность дополнительного образования при подготовке к творческому конкурсу по черчению.
Объект исследования: учащиеся 9–11 классов, выпускники школ и средних учебных заведений.
Метод исследования: анализ результатов конкурса и обучения.
В концепции правительства о развитии дополнительного образования детей сказано, что оно «выполняет функции “социального лифта” для значительной части детей, которая не получает необходимого объёма или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом их недостатки» [2].
При поступлении в вуз на архитектурные направления абитуриенты проходят конкурс по рисунку, композиции и черчению. Поскольку в учебных планах общеобразовательных школ эти дисциплины либо вообще не представлены, либо представлены очень несущественно, то будущие абитуриенты вынуждены обращаться за дополнительным образованием. С этой целью при архитектурных вузах создают специальные структуры для работы с детьми. Так при Ростовском государственном строительном университете создана Малая академия архитектуры и дизайна. В Донбасской национальной академии строительства и архитектуры функционирует Малая академия строительства и архитектуры. При Казанском государственном архитектурно-строительном университете есть детская архитектурная школа «ДАШКА» с тремя разными формами обучения: «Студия», «Школа», «Колледж». Для тех, кто планирует свое поступление в МАРХИ, преподаватели разработали полтора десятка программ и готовят к прохождению вступительных испытаний. Длительность программ – от одного года до трех; учиться могут школьники 8–11 классов и выпускники. Кроме того в Москве и других городах открывают предпрофильную подготовку школьников в муниципальных системах [3] и учебных центрах [4]. Все эти структуры многоуровневые. В них занимаются разновозрастные дети. В некоторых есть даже студенты. Для них организуется подготовка к олимпиадам и конференциям.
Аналогичное структурное подразделение имеется и при Институте архитектуры и дизайна (ИАиД) Сибирского федерального университета (СФУ). Называется оно Малая архитектурная академия (МАА). Свою деятельность осуществляет по специальным программам дополнительного образования, разработанным преподавателями ИАиД. Работает с учащимися только 9–11 классов школ города и края, планирующими поступать на архитектурные специальности. Целью деятельности МАА является:
- систематизация и интеграция всех направлений профориентационной работы;
- планомерная и предметная профориентация по специальным программам;
- формирование у молодёжи устойчивой мотивации к профессии архитектора, архитектора-дизайнера, дизайнера;
- повышение исходного уровня знаний учащихся, необходимых для обучения в университете.
Учебные занятия организованы по черчению, рисунку и композиции и проводятся с 1 октября по 31 мая. Продолжительность обучения 1 или 2 учебных года, согласно соответствующим учебным планам. Конкурсные задания состоят из графических работ в виде рисунков и чертежей. Поделимся опытом подготовки абитуриентов к творческому конкурсу по черчению.
Изучение и закрепление материала обычно сопровождается выполнением многочисленных упражнений. Их можно разделить на три вида: презентационные (выполняются при объяснении материала), репродуктивные (отработка отдельных составляющих элементов) и продуктивные (выполнение упражнения в целом) [5].
Конкурсная работа по черчению состоит из двух заданий: одно из раздела «Геометрическое черчение», другое из раздела «Проекционное черчение». При подготовке к конкурсу отрабатываются продуктивные упражнения, идентичные конкурсным заданиям. Но предварительно необходимо отработать и закрепить навыки выполнения элементов этого задания репродуктивными упражнениями.
Конкурсное задание по геометрическому черчению состоит в построении контура плоской фигуры с соблюдением всех правил и простановкой размеров. Согласно разработанной программе составляющими элементами задания являются: шрифт чертёжный, типы линий, нанесение размеров, деление отрезка, построение касательных, построение сопряжений. Отработка этих тем на предварительных (репродуктивных) упражнениях позволит не только успешно выполнить первое конкурсное задание, но и не менее успешно оформлять все графические работы, будучи уже студентом.
Ещё больше упражнений необходимо выполнить при подготовке ко второй конкурсной задаче. Здесь есть информационные презентационные упражнения, помогающие сформировать у слушателей представление о геометрических моделях. Рассматривается не только операция проецирования и её виды, но и метод двух изображений, доказывающий, почему именно две проекции дают однозначную модель точки, а следовательно, и любого геометрического объекта. Вводится понятие линий уровня и проецирующих элементов. Показывают, что ортогональный чертёж и аксонометрия – это две геометрические модели, построенные по общему методу двух изображений. Каждая из них моделируется парой проекций, которые в зависимости от способа перехода к плоской модели получили название: фронтальная и горизонтальная на ортогональном чертеже, первичная и вторичная в аксонометрии. Вводят понятие метрики пространства и показывают способ получения её аксонометрической модели. Рассматривают виды аксонометрии и подробно останавливаются на двух стандартных её видах: прямоугольной изометрии и прямоугольной диметрии. После такого ознакомления слушатели не будут противопоставлять аксонометрию и изометрию (что, к сожалению, встречается в публикациях отдельных авторов). Они знают, что изометрия – это один из видов аксонометрии. Затем следуют два простейших репродуктивных упражнения: аксонометрия окружности и аксонометрия плоской фигуры. Выполняют построения в обеих прямоугольных аксонометриях.
Обучающимся доказывают, что поскольку однозначной моделью точки являются две её проекции, то любое третье изображение будет дополнительным или избыточным. Оно может быть построено по двум данным проекциям. И не важно, какую дополнительную проекцию строить в первую очередь: ортогональную или аксонометрию. Рассматривают различные приёмы построения третьей проекции. Дальше следует целая серия репродуктивных упражнений с геометрическими телами: многогранниками, прямым круговым цилиндром и прямым круговым конусом. Выполняют в трёх проекциях и аксонометрии целые и усечённые тела, тела с вырезом, со сквозными вертикальными либо горизонтальными отверстиями, комбинации геометрических тел. Попутно происходит знакомство с новыми понятиями: линейчатые поверхности и поверхности вращения геометрических тел, характерные точки фигуры сечения, очерковые образующие на каждой проекции и в аксонометрии. Весь этот материал подготавливает прочную базу для выполнения продуктивных упражнений по разделу «Проекционное черчение».
Покажем на конкретных примерах, как проведённая подготовка помогает в выполнении задания по проекционному черчению (продуктивного упражнения).
Пример 1. Репродуктивное упражнение. По двум заданным проекциям четырёхгранной призмы с вырезами построить её профильную проекцию и аксонометрию (рис. 1).
Рис. 1. Четырёхгранная призма с вырезами в ортогональных проекциях и аксонометрии
Призма имеет два выреза: верхний, выполненный двумя горизонтальными β, γ и двумя вертикальными плоскостями, и нижний, выполненный одной горизонтальной a и двумя наклонными плоскостями.
В прямоугольной диметрии сначала построили целую призму, затем сделали вырезы заданными плоскостями.
Пример 2. Продуктивное упражнение. Дан главный вид детали и вид слева (рис. 2). Построить её вид сверху и аксонометрию.
Здесь удобно обобщить форму детали до горизонтально расположенной четырёхгранной призмы, в основании которой лежит трапеция, а рёбра перпендикулярны профильной плоскости. Затем построить её аксонометрию и вырезать всё лишнее до заданной формы. В первом случае геометрическое тело было задано, во втором – обучающийся создаёт его сам.
При работе с крупной деталью рекомендуется, наоборот, разделить её на простейшие геометрические тела, как показано на рис. 3. Затем и в аксонометрии, и в ортогональных проекциях работать поочерёдно с каждым из них. Ранее было выполнено достаточно упражнений с геометрическими телами. Поэтому работа над таким заданием не вызовет особых затруднений.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на рациональность решения. Так, вычерчивая плоскую фигуру, необходимо предварительно проанализировать её структуру, и разобрать, какие элементы могут быть построены сразу по заданному условию, а для каких требуются вспомогательные построения. Решение следует выполнять по составленному плану. Перед перечерчиванием заданных проекций детали необходимо проанализировать её на симметричность и решить вопрос об обозначении разреза и его совмещении с видом. Не следует перечерчивать сразу целиком заданное условие, помня, что в случае совмещения вида с разрезом на виде невидимый контур не показывают. Разделение детали на простейшие геометрические тела поможет не только в построении её ортогональных проекций и аксонометрии, но и в группировке размеров, которую необходимо выполнить самостоятельно. Проведение анализа будет способствовать развитию логики мышления. Такая подготовка позволит слушателям не только успешно пройти творческий конкурс, но и, поступив в университет, не менее успешно заниматься начертательной геометрией и архитектурным проектированием.
Рис. 2. Деталь в ортогональных проекциях и аксонометрии
Рис. 3. Деталь и составляющие её геометрические тела
В СФУ параллельно с Малой архитектурной академией работает ещё одна структура дополнительного образования – подготовительные курсы продолжительностью от трёх до семи месяцев. Эти два подразделения имеют разные статусы и решают разные задачи. Задачей подготовительных курсов, вследствие их кратковременности, является подготовка обучающихся к вступительным конкурсам. Поэтому процесс обучения сводится к «натаскиванию» по выполнению конкурсных заданий. Обучение в МАА более продолжительное и построено на научной основе. Все положения поясняются только с доказательством. В основу обучения положен принцип: «Не проводить ни одной линии, не понимая её предназначения». Академия решает задачу подготовки не только к вступительным конкурсам, но и к обучению в университете.
В заключение проанализируем результаты деятельности академии. Академия функционирует уже более 10-ти лет. За это время через неё прошли более 500 чел. Из них 15 % смогли убедиться в том, что их выбор был ошибочным. Остальные укрепились в желании связать свою жизнь с архитектурой. Они очень ответственно и добросовестно относились к учёбе в МАА. Получили сертификат об успешном её окончании. Не менее успешно прошли конкурсное испытание, набрав от 75 до 100 баллов (работы оцениваются по 100-балльной системе). Около 77 % выпускников МАА поступают в ИАиД. Остальные либо уезжают в другие города, либо поступают в другой институт, либо не проходят по конкурсу из-за низкого балла по школьному ЕГЭ. Выпускники МАА активно включаются в учебный процесс. Без особых затруднений овладевают начертательной геометрией. Все задания выполняют аккуратно и вовремя. Более 76 % студентов обучаются по начертательной геометрии и архитектурному проектированию на 4–5. Посещают факультативные занятия по подготовке к олимпиаде. Ежегодно команда ИАиД занимает призовые места на региональных олимпиадах по начертательной геометрии и инженерной графике. Студенты охотно занимаются реферативной работой. Причём сами предлагают темы. Иногда эти темы носят исследовательский характер, когда, например, требуется сравнить разные методы решения одной и той же задачи. Они выступают с докладами на студенческих конференциях. Успешно оканчивают бакалавриат и поступают в магистратуру, некоторые затем и в аспирантуру.
Выводы
Проведённый анализ показывает, что дополнительное образование – это не так и плохо. Дети сейчас имеют много возможностей для получения интересующей их информации. Заниматься чем-либо под давлением заставить их сложно. Возможно, этим и обусловлен тот необходимый минимум изучаемых в школе предметов. Поэтому и узаконили дополнительное образование. Как показал опыт, дети, осознавшие необходимость знаний по какой-либо дисциплине, успешно занимаются в структуре дополнительного образования. Это даёт возможность вузам подготовить для себя грамотных абитуриентов, адаптированных к вузовской системе обучения.