Дисциплина «Антропология» относится к общетеоретическому курсу, выполняя ряд задач по формированию у студентов специальных знаний и компетенций, необходимых для решения социальных и профессиональных задач. Антропология – это интегративная наука, является базовым, связующим звеном в изучении морфологии и физиологии здорового человека. Поэтому в рамках данной концепции обучаются студенты первых курсов медицинских университетов, изучая анатомию, гистологию, цитологию, эмбриологию, биологию как основные предметы.
Однако освоение общетеоретических дисциплин вызывает у студентов противоречивые чувства. С одной стороны, очевидно, что высшее медицинское образование подразумевает воспитание всесторонне развитой личности, обладающей фундаментальными знаниями по естественнонаучным и гуманитарным наукам. С другой стороны, обучающиеся лишены мотивации к качественному усвоению общетеоретических предметов ввиду отсутствия прямой связи с будущей профессией, иногда знания по общетеоретическому курсу опережают потребность в них студентов. Ввиду вышесказанного у обучающихся снижен интерес к изучению данных дисциплин [1, 2]. В связи со сложившейся ситуацией нами была выдвинута гипотеза о необходимости использования интерактивных методов при преподавании антропологии, для повышения мотивации и интереса к изучению данной дисциплины и совершенствования знаний и культуры обучающихся.
Интерактивное обучение является одним из актуальных направлений современного образовательного процесса. Под понятием «интерактивные формы обучения» подразумевается организация учебной деятельности через взаимодействие обучающихся друг с другом; при этом повышается мотивация и эффективность занятий, создаются условия для развития социальных качеств личности: умение общаться, использовать информацию, сотрудничать, работая в группе [2].
Интерактивность подразумевает нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от традиционных методов, интерактивные ориентированы на доминирование активности обучающихся в ходе занятия [3]. В условиях интерактива у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, расширяет спектр образовательных возможностей [4].
Тем не менее не подвергается сомнению точка зрения, что такая форма образовательного процесса все-таки требует дальнейшего осмысления и концептуализации [5]. Недостатки интерактивных методов в том, что они не всегда могут преодолеть нежелание обучающегося включаться в процесс обучения, для некоторых обучающихся групповая работа становится способом ничего не делать, новые методики разрушают у некоторых студентов привычные стереотипы процесса обучения, что приводит к внутреннему дискомфорту, не всегда удаётся исключить доминирование мнения какого-либо одного студента, который лидирует в группе, если преподаватель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то занятие может превратиться в простую анархию, чрезмерное увлечение интерактивом может увести от главной цели занятия – получения знаний по определённой теме.
Форм проведения интерактивных занятий на сегодняшний день разработано очень много, однако Е.К. Вдовина [5] считает, что очень сложно и нецелесообразно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания и, наоборот, одни и те же методы встречаются под разными именами.
По мнению Н.В. Автионовой [6], наиболее распространенными интерактивными формами в современном вузе являются: коллективный анализ ситуаций, имитационный диалог, ролевые и деловые игры, работа в малых группах, а также занятия в форме пресс-конференции.
Анализ многочисленных публикаций, посвященный применению интерактивных методов в медицинском вузе, позволяет заключить, что на младших курсах чаще других применяются деловые игры, которым на старших курсах приходят на смену ролевые игры и технология case study [7–9], форма интерактива всегда определяется содержанием занятия. Интерактивное обучение в условиях медицинского вуза способствует лучшему усвоению материала и соответствует всем принципам компетентностного образования, а также развивает у будущих врачей понимание структуры профессиональной медицинской деятельности, позволяет накопить ценностно-смысловой опыт решения проблем, с которыми придется столкнуться в дальнейшей работе.
Вышеизложенное позволяет считать данное исследование актуальным и своевременным.
Цель работы: апробировать систему интерактивных методов обучения и разработать новые, в рамках дисциплины «Антропология», обеспечивающих повышение мотивации к изучению дисциплины.
Задачи работы:
1. Обозначить дисциплины, относящиеся к общеобразовательному курсу, предложить студентам определить важность изучения каждого предмета, определить место антропологии в их ряду.
2. Разработать формы интерактивных занятий, применяемых в курсе антропологии в Красноярском медицинском университете.
3. Дать практические рекомендации по применению интерактивных методов при обучении общетеоретическим дисциплинам на примере дисциплины «Антропология».
Материалы и методы исследования
Авторами статьи была разработана анкета, включающая вопросы по определению значимости фундаментальных дисциплин и дисциплин общеобразовательного курса, в том числе антропологии, а также вопросы, позволяющие, на взгляд студентов, решить проблемы усвоения материала. В качестве респондентов выступили 139 студентов, обучающихся на первых курсах Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология» и «клиническая психология». Обработка анкет проводилась при помощи статистического аппарата электронных таблиц Microsoft Excel, версия 2010.
Изучена и проанализирована научная и учебно-методическая литература по изучаемой теме и произведен анализ рабочей программы по антропологии КрасГМУ.
Результаты исследования и их обсуждение
В первой части опроса мы попросили студентов поставить на первое и последнее место по значимости только одну дисциплину. Более половины опрошенных (53,5 %) на первое место, по значимости для них поставили анатомию человека. На втором месте оказались две дисциплины – биология и гистология – самыми важными их назвали по 21,9 % студентов. Самыми важными дисциплинами также назывались экономика и физическая культура, однако такое мнение было единичным (по 0,9 %). Остальные дисциплины ни разу не были поставлены по значимости на первое место.
Дисциплин, которые, по мнению студентов, расположились на последнем месте по важности, оказалось существенно больше. Чаще других в качестве самых второстепенных дисциплин названы экономика и физическая культура – по 13,2 % респондентов поставили данные предметы на последнее место. Далее в порядке убывания значимости студенты поставили правоведение (11,4 %). Антропологию нечасто называли в качестве «самого ненужного» предмета (4,4 %). Следует отметить, что на последнем месте по значимости оказывалась хотя бы один раз каждая из дисциплин первого курса, за исключением «лидеров по значимости» – анатомии человека, гистологии, биологии, а также дисциплины «Информатика».
Помимо выявления самой нужной и самой «ненужной» дисциплины для будущего врача мы предложили более детально распределить каждый из предметов учебного плана к определенной категории: важные, средней важности и неважные. От предыдущей части опроса это отличалось тем, что к определенной категории отнесена не единственная дисциплина, а несколько, на усмотрение студента. Результаты опроса по каждой дисциплине представлены в таблице.
Мнение студентов о значимости учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе медицинского вуза
Дисциплина |
Важные |
Средней важности |
Малой важности |
Анатомия человека |
91,0 % |
9,0 % |
0,0 % |
Антропология |
5,4 % |
58,9 % |
35,7 % |
Биология |
63,2 % |
35,8 % |
0,9 % |
Гистология |
76,0 % |
24,0 % |
0,0 % |
Док. медицина |
0,0 % |
58,3 % |
41,7 % |
Информатика |
13,3 % |
6,7 % |
80,0 % |
Иностранный язык |
6,3 % |
46,9 % |
46,9 % |
История искусств |
0,0 % |
8,3 % |
91,7 % |
История медицины |
0,0 % |
48,4 % |
51,6 % |
История Отечества |
0,0 % |
47,1 % |
52,9 % |
Латинский язык |
8,9 % |
80,0 % |
11,1 % |
Правоведение |
0,0 % |
26,5 % |
73,5 % |
Психология |
5,9 % |
67,6 % |
26,5 % |
Физика |
3,8 % |
50,0 % |
46,2 % |
Физкультура |
3,0 % |
30,3 % |
66,7 % |
Химия |
12,3 % |
58,5 % |
29,2 % |
Экономика |
2,1 % |
27,7 % |
70,2 % |
Как видно из таблицы, более половины респондентов (58,9 %) считают антропологию предметом средней значимости, лишь 5,4 % отнесли ее к важным, а для 35,7 % опрошенных указанная дисциплина не представляет важности во взаимосвязи с будущей профессией.
Следующий вопрос, который мы задавали студентам в ходе анонимного анкетирования: «Для чего лично Вам нужна антропология?» Большая часть опрошенных считают, что полезными могут быть лишь отдельные темы из курса антропологии. В качестве примера таких тем называются занятия «Оценка биологического возраста» и «Понятие о компонентном составе тела», «Основы дерматоглифики». Для 21,8 % студентов роль антропологии заключается в расширении кругозора, а 11,3 % опрошенных признались, что данная дисциплина не несет связи с будущей профессией и лично им она не нужна. Затруднились ответить на данный вопрос 4,8 % респондентов.
Последний вопрос анкеты для нас представлялся самым важным: «Что на Ваш взгляд необходимо изменить в преподавании дисциплин, чтобы повысить их значимость в Ваших глазах?». Наиболее часто (15,1 % случаев) предлагается изменить изложение дисциплины таким образом, чтобы стала понятна связь с медициной или с жизнью в целом. Также встречались ответы: сократить время занятий в пользу специальных дисциплин (12,7 %), заменить преподавателя (8,7 %), совсем исключить общетеоретические предметы (6,3 %), оставить все как есть (5,6 %). В единичных случаях респонденты предлагали сделать «неважные» предметы дистанционными или свободными по посещению, уменьшить требования к оценке знаний по дисциплине, также отмечалась несвоевременность некоторых дисциплин («Доказательная медицина» предмет, безусловно, важный, но изучать его на первом курсе рано!). Но большая часть опрошенных – 19,1 % отметили, что для повышения значимости предмета в глазах студента или просто для усиления интереса к дисциплине необходимо добавить интерактивности.
Наиболее часто применяемая интерактивная форма практического занятия по антропологии – деловая игра. Этот метод представляет собой согласованный групповой мыслительный поиск, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников. По данной методике проводится несколько практических занятий, одно из которых «Теория антропогенеза». На указанном занятии группа «авторов» представляет на обсуждение «свою» теорию происхождения человека, которую они считают единственно верной. Группа «критиков» должна не просто подвергнуть сомнению теорию, предложенную «авторами», но и предложить доказательства другой, на их взгляд, более правильной теории. Далее каждый член группы «наблюдателей» должен задать по одному вопросу «авторам» и «критикам» по обсуждаемой тематике. «Независимые эксперты» подводят итоги услышанного, выбирают самую, на их взгляд, правильную точку зрения, при этом с обязательной аргументацией последней.
На занятиях по конституциональной антропологии студентам предоставляется возможность самостоятельно поработать на имеющемся медицинском оборудовании, а именно на аппарате оценки состава тела и водных секторов организма «АВС-01 Медасс», преподаватель использует метод «ролевая игра». Основные действующие лица ролевой игры – это «врач», «медсестра» и «пациент». «Медсестра» готовит пациента на обследование и проводит измерение состава тела на приборе. «Врач» интерпретирует полученные результаты. «Пациент» в данной игре не является пассивным участником, он задает врачу вопросы, касающиеся проведенного исследования. Не задействованные в этих ролях студенты выполняют функцию экспертов и сами оценивают участников ролевой игры с обязательной аргументацией оценок. В данной игре критериями оценки является правильная укладка «пациента» на обследование, правильная интерпретация первичного протокола обследования, грамотные вопросы пациента. Грубейшей ошибкой в ходе игры считается ситуация, когда «врач» не задал пациенту вопрос о наличии у него кардиостимулятора.
Еще одна методика, применяемая на занятиях по антропологии – это просмотр учебных фильмов. Так на заключительном занятии по эволюционной антропологии демонстрируется фильм «Одиссея вида», в котором хронологически излагается вся история человека, начиная от рамапитеков и заканчивая человеком разумным. После просмотра каждый обучающийся высказывает свое мнение об увиденном.
Следующим интерактивным методом в преподавании антропологии является пресс-конференция. В ходе такого занятия студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения.
Авторами статьи опробован и предлагается использовать интерактивный метод – написание синквейна при работе в малых группах – как составление краткого резюме на основе больших объемов информации, что является полезным для выработки аналитических способностей у студентов. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от студента умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
На завершающем этапе нашего исследования в конце учебного года проведен еще один опрос студентов, на основе которого был сделан вывод о положительном влиянии интерактивных технологий на мотивацию к обучению.
Студентам было задано три вопроса:
1. Назвать темы занятий, которые вызвали повышенный интерес.
2. Каковы причины повышенного интереса к той или иной теме?
3. Если Вы считаете, что мотивация к изучению антропологии на каком-либо этапе не повысилась, то каковы причины этого?
Большинство студентов в качестве самого интересного занятия назвали тему «Аппаратные методы оценки состава тела» (78,3 %). Данное занятие проведено в форме ролевой игры. Причиной повышенного интереса называлось ощущение сопричастности вопросам практического здравоохранения.
О повышении мотивации к обучению сообщили 77,2 % респондентов. Причиной повышения мотивации многие студенты называли возможность показать себя, свою эрудицию, интеллектуальные способности, что на начальном этапе обучения в вузе способствует самоутверждению молодых людей в новом для них коллективе. Несомненно, применение интерактивных технологий дает возможность продемонстрировать все те качества, которые важны для самореализации. К сожалению, 22,8 % опрошенных не ощутили повышения мотивации.
Таким образом, усиление мотивации к обучению дисциплине «Антропология» более обусловлено социальными, а не познавательными мотивами (желанием занять место лидера, доминировать в коллективе и т.п.), наиболее эффективными формами интерактивных занятий являются игровые формы: деловая игра, ролевая игра, в качестве нового интерактива предлагаем использовать синквейн. Подобные методы могут быть полезными в преподавании других общетеоретических дисциплин.