Создание любой педагогической модели требует выявления методологических основ ее построения. Для создания нашей структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов таковой основой являются следующие методологические подходы: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, антропоцентрический, выполняющие роль главного ориентира и фундамента педагогической моделирующей деятельности исследователя.
Цель исследования: используя выявленные методологические подходы, раскрыть их основные теоретические положения, суть и назначение в создании модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, определить и описать принципы, методы анализа, обобщения и систематизации полученных результатов.
Перед описанием и обоснованием выявленных нами методологических подходов, необходимых для создания структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, раскроем суть основных понятий нашего исследования. Эти понятия очень важны, их толкование определяет ход исследовательской мысли по созданию указанной модели и напрямую связано с выбором совокупности методологических подходов, на которых она основана.
В целом ориентировочно-гностическая деятельность осуществляется как операция приема и переработки информации обо всей ситуации в целом в данный момент времени. Военный авиационный штурман постоянно осуществляет ориентировочно-гностическую деятельность: производит ориентировку в ситуации и текущей деятельности, ведет прием и перерабатывает поступающую информацию, осуществляет преобразование цифровой и структурно-образной информации, быстро проводит точные вычислительные операции, прогнозирует развитие ситуации, принимает и реализует решения в данный момент времени.
Формирование ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов представляет целенаправленный педагогический процесс, основанный на взаимодействии его участников, включающий развитие у курсантов ориентировочно-гностических действий, операций (перцептивных, мнемических, мыслительных), творческого и практического операторского мышления, профессионально важных качеств (личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физиологических и физических), необходимых для качественного выполнения профессиональных задач по предназначению.
А сейчас перейдем непосредственно к описанию системно-деятельностного подхода.
Понятие системно-деятельностного подхода в отечественной науке появилось в 1980-е гг. и связано с трудами известных ученых (А.Г. Асмолов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Е.М. Иванова, В.В. Краевский, Г.П. Новикова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.). [1, с. 9].
В предложенной трактовке А.Г. Асмолова [2] этот подход «понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта на основе освоения универсальных способов деятельности».
В.В. Краевский [3] поясняет, что «системно-деятельностный подход объединяет представления системного и деятельностного способов рассмотрения явлений педагогической науки и практики».
Е.И. Пургина [4, с. 13] считает, что «системно-деятельностный подход интегрирует системный подход к организации образовательного процесса и его деятельностную интерпретацию», т.е. понимание образовательного процесса как совокупности многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов.
По мнению Г.П. Новиковой [5], «опора на методологию системно-деятельностного подхода обеспечивает наиболее полноценное описание инновационных образовательных процессов».
А.В. Хуторский [6] подытоживает, что «системно-деятельностный подход применим к любой теории или системе обучения, так как в любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы».
Т.А. Жданко [7, с. 185] называет основные принципы системно-деятельностного подхода:
– принцип субъектности (придание обучению и воспитанию характера диалога);
– принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены (возникновение и формирование у обучающегося основных психологических новообразований на данной ступени развития);
– принцип учета сензитивных (оптимальных) периодов развития;
– принцип со-трансформации (взаимного преобразования, перемены);
– принцип определения зоны ближайшего развития (то, что возможно сделать при помощи педагога в сотрудничестве или в коллективе);
– принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития);
– принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
– принцип обязательной рефлективности всякой деятельности и др.
Принимая во внимание основные положения системно-деятельностного подхода, указанные принципы, мы считаем необходимым использовать данный подход в создании модели формирования ориентировочно-гностической деятельности (далее ОГД) будущих офицеров-штурманов, так как этот процесс представляется нам целостной системой, с применением анализа функций взаимозависимых внутренних и внешних связей и структурных элементов. По мнению А.В. Платоновой [8, с. 40], «человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними».
Применение системно-деятельностного подхода в подготовке офицерских летных кадров открывает возможность системной организации целостного образовательного процесса, в котором учебная и служебная деятельность скоординированы на формирование их профессиональной деятельности, включающей ориентировочно-гностическую.
Системно-деятельностный подход также позволяет нам рассматривать и осуществлять педагогическое моделирование с позиции категории деятельности, основанной на принципе единства сознания и деятельности. Для нас важно, что деятельность является одним из основных факторов становления будущего офицера. Личность познается в деятельности, а всякое качество развивается и формируется в ней, причем возможность самореализации в той или деятельности обусловлена уровнем освоения этой деятельности [9, с. 38].
Системно-деятельностный подход позволяет выявить возможности формирования ориентировочно-гностической деятельности, индивидуальных способностей и личностных свойств будущих офицеров – штурманов в учебно-теоретической и учебно-практической деятельности курсантов.
Применительно к нашему исследованию системно-деятельностный подход позволит:
– представить формирование ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов в качестве базового компонента профессиональной подготовки военных авиационных штурманов, на основе которого будут успешно осваиваться и другие виды профессиональной деятельности;
– изучить процесс формирования ОГД будущих офицеров-штурманов с позиции профессионально важных качеств авиационного специалиста;
– построить процесс формирования ОГД будущих офицеров-штурманов в интегральной связи межпредметного взаимодействия;
– описать на каждом этапе формирования ОГД будущих офицеров-штурманов содержание деятельности участников образовательного процесса;
– на практике внедрить психолого-педагогический инструментарий формирования ориентировочно-гностической деятельности, включающий методы, формы, средства, направленные на активизацию мыслительной деятельности, индивидуальных способностей и личностных свойств будущих офицеров-штурманов;
– осуществить мониторинги развития ОГД будущих офицеров-штурманов с обеспечением обратной связи со всеми участниками образовательного процесса, в том числе представителей работодателей.
Таким образом, «система», как целостная совокупность структурных и функциональных компонентов с присущими ей внутренними связями, системообразующими факторами и «деятельность», в процессе которой формируются качества и самостоятельная активность человека, станут постулатами нашей модели, а системно-деятельностный подход – общенаучной основой нашего исследования.
Рассмотрим следующий методологический подход, необходимый для создания и воплощения нашей модели – личностно-ориентированный.
Теоретико-методическая позиция личностно-ориентированного подхода представлена в работах Н.А. Алексеева, С.В. Беловой, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и других.
Практическая направленность данного подхода в образовательной деятельности отражена в работах М.О. Веселова, Л.Г. Вяткина, А.Г. Мясищева, Т.К. Селевко, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.
В рамках этого подхода применительно к созданию нашей модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов предполагается опираться на имеющийся творческий потенциал личности курсантов, активное стимулирование самообразования, самоорганизации, самовыражения и самоопределения. Также личностно-ориентированный подход предусматривает создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии [10].
Таким образом, ориентация на личность, «относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности» [11], позволит нам выявить, раскрыть и развить необходимые личностные и профессиональные качества курсантов, важные для будущего офицера и осуществления ориентировочно-гностической деятельности в частности. Также окажет содействие курсантам в становлении, самоутверждении и самореализации в военно-профессиональной деятельности, поможет реализовать индивидуальный подход к каждому военнослужащему, учитывая его личностные особенности и данные профессионального отбора.
Личностно-ориентированный подход мы рассматриваем как теоретико-методологическую стратегию – направление теоретического исследования, интегрированную модель действий, предназначенных для достижения целей, применяемую в моделировании педагогического процесса. Подход также выступает как принцип организации учебно-воспитательного процесса и раскрывает основные требования к его реализации.
Практико-ориентированной тактикой нашей модели – инструментом реализации стратегии, значение которой «заключается в раскрытии особенностей практического использования изучаемого феномена, определении механизмов и процедур достижения научной цели» [12, с. 45], мы считаем антропоцентрический подход, который в свою очередь опирается на идеи личностного и деятельностного подходов. Дадим ему описательную характеристику.
Идея антропоцентрического подхода базируется на философской (Т. Де Шарден, М. Шелер), психологической (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), педагогической (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад) антропологии [13, с. 74].
Антропоцентрический подход (от греч. antropos – человек, kentron – центр) отражен в трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, А.А. Крылова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и других ученых. Во всех работах прослеживается понимание взаимоотношений человека и машины. Б.Ф. Ломов считал, что «главная роль в указанном подходе отводится человеку как субъекту труда, машина имеет лишь функцию орудия (средства), с помощью которого возможно осуществление деятельности человека». Поэтому в соответствии с антропоцентрическим подходом деятельность должна проектироваться таким образом, чтобы человек мог максимально реализовать свой личностный и профессиональный потенциал [14].
А.В. Платонова отмечает, что «с позиции этого подхода главным в описании системы «человек – машина» становится деятельность человека, которая рассматривается как основная составляющая всего процесса управления» [8, с. 68].
С точки зрения антропоцентрического подхода можно сделать вывод, что человек имеет «власть над техникой», именно он управляет ей, и от сформированных профессионально важных качеств и развития познавательных и интеллектуальных способностей будущих офицеров-штурманов напрямую будет зависеть выполнение профессиональной летной деятельности по предназначению, в частности ориентировочно-гностической.
Итак, мы считаем, что антропоцентрический подход применительно к нашему исследованию акцентирует внимание на развитии профессионально важных качеств личности, интеллектуальных и индивидуальных познавательных способностей каждого курсанта, творческого и практического мышления, что в полной мере отражает цель процесса формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.
Использование антропоцентрического подхода в нашем исследовании также позволяет:
– организовать взаимодействие с авиационной техникой, тренажерами, летательными аппаратами для прохождения летной практики и стажировки;
– описать психолого-педагогический инструментарий для сопровождения учебно-воспитательной деятельности;
– внедрить в учебный процесс применение новейших методов развития творческого мышления, необходимого для осуществления профессиональной деятельности авиационного специалиста;
– определить критерии и показатели профессиональной подготовки курсантов, сформировать диагностический инструментарий по их выявлению;
– организовать процесс обратной связи с целью получения информации о затруднениях, проблемах для своевременного регулирования и корректировки деятельности.
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели совокупность методологических подходов: системно-деятельностного, личностно-ориентированного, антропоцентрического. На основе теоретических положений указанных подходов нам предоставляется возможность создать и в последующем внедрить в учебный процесс военного авиационного вуза структурно-функциональную модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Данная деятельность рассматривается нами в качестве фундаментальной основы профессиональной деятельности офицеров летного звена, так как от высокого положительного ее результата зависит выполнение учебно-боевых задач по предназначению, организация безопасности полетов, жизнь летного экипажа и сохранность летательного аппарата.
К тому же отметим, что актуальность разработки данной модели подкреплена высокими требованиями социального заказа государства к уровню подготовки военных авиационных специалистов в военном вузе. Необходимость решения этой стратегической задачи требует от военного образовательного учреждения действенного совершенствования процесса подготовки офицерских кадров, в том числе в формировании и развитии операторского мышления, готовности качественно осуществлять ориентировочно-гностическую деятельность в мирное и военное время.