Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE CREATION OF A MODEL OF FORMATION OF APPROXIMATELY – GNOSTIC ACTIVITY OF FUTURE OFFICERS-NAVIGATORS

Karabanova O.R. 1
1 Branch of the Military training and research center of the Air force «air Force Academy»
The article describes the methodological approaches to the creation of structural and functional model of formation of the approximate gnostic activity of future officers-navigators. The essence and purpose of system-activity, personality-oriented and anthropocentric approaches to the solution of this problem, including in relation to its practical implementation, are consistently revealed. The author focuses on the theoretical foundations of the selected methodological approaches, emphasizing that each of them is aimed at solving the necessary research problems, determines the principles, methods of analysis, generalization and systematization of the results. The system-activity approach allows the researcher to consider the formation of the approximate gnostic activity of aviation specialists at the intersection of system and activity approaches, ensuring their integration and the most complete description of the system organization of the entire educational process from the perspective of the category of activities based on the principle of unity of consciousness and activity. Personality-oriented approach is necessary in the design and implementation of the pedagogical process on the individual as a goal, subject, result and the main criterion of its effectiveness. Anthropocentric approach focuses on the development of professionally important qualities of personality, intellectual and individual cognitive abilities of each student, creative and practical thinking, which fully reflects the purpose of the formation of the process of approximately-gnostic activities of future officers-navigators.
approximate-gnostic activity
system-activity
personality-oriented
anthropocentric methodological approaches

Создание любой педагогической модели требует выявления методологических основ ее построения. Для создания нашей структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов таковой основой являются следующие методологические подходы: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, антропоцентрический, выполняющие роль главного ориентира и фундамента педагогической моделирующей деятельности исследователя.

Цель исследования: используя выявленные методологические подходы, раскрыть их основные теоретические положения, суть и назначение в создании модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, определить и описать принципы, методы анализа, обобщения и систематизации полученных результатов.

Перед описанием и обоснованием выявленных нами методологических подходов, необходимых для создания структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, раскроем суть основных понятий нашего исследования. Эти понятия очень важны, их толкование определяет ход исследовательской мысли по созданию указанной модели и напрямую связано с выбором совокупности методологических подходов, на которых она основана.

В целом ориентировочно-гностическая деятельность осуществляется как операция приема и переработки информации обо всей ситуации в целом в данный момент времени. Военный авиационный штурман постоянно осуществляет ориентировочно-гностическую деятельность: производит ориентировку в ситуации и текущей деятельности, ведет прием и перерабатывает поступающую информацию, осуществляет преобразование цифровой и структурно-образной информации, быстро проводит точные вычислительные операции, прогнозирует развитие ситуации, принимает и реализует решения в данный момент времени.

Формирование ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов представляет целенаправленный педагогический процесс, основанный на взаимодействии его участников, включающий развитие у курсантов ориентировочно-гностических действий, операций (перцептивных, мнемических, мыслительных), творческого и практического операторского мышления, профессионально важных качеств (личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физиологических и физических), необходимых для качественного выполнения профессиональных задач по предназначению.

А сейчас перейдем непосредственно к описанию системно-деятельностного подхода.

Понятие системно-деятельностного подхода в отечественной науке появилось в 1980-е гг. и связано с трудами известных ученых (А.Г. Асмолов, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Е.М. Иванова, В.В. Краевский, Г.П. Новикова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.). [1, с. 9].

В предложенной трактовке А.Г. Асмолова [2] этот подход «понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта на основе освоения универсальных способов деятельности».

В.В. Краевский [3] поясняет, что «системно-деятельностный подход объединяет представления системного и деятельностного способов рассмотрения явлений педагогической науки и практики».

Е.И. Пургина [4, с. 13] считает, что «системно-деятельностный подход интегрирует системный подход к организации образовательного процесса и его деятельностную интерпретацию», т.е. понимание образовательного процесса как совокупности многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов.

По мнению Г.П. Новиковой [5], «опора на методологию системно-деятельностного подхода обеспечивает наиболее полноценное описание инновационных образовательных процессов».

А.В. Хуторский [6] подытоживает, что «системно-деятельностный подход применим к любой теории или системе обучения, так как в любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы».

Т.А. Жданко [7, с. 185] называет основные принципы системно-деятельностного подхода:

– принцип субъектности (придание обучению и воспитанию характера диалога);

– принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены (возникновение и формирование у обучающегося основных психологических новообразований на данной ступени развития);

– принцип учета сензитивных (оптимальных) периодов развития;

– принцип со-трансформации (взаимного преобразования, перемены);

– принцип определения зоны ближайшего развития (то, что возможно сделать при помощи педагога в сотрудничестве или в коллективе);

– принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития);

– принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

– принцип обязательной рефлективности всякой деятельности и др.

Принимая во внимание основные положения системно-деятельностного подхода, указанные принципы, мы считаем необходимым использовать данный подход в создании модели формирования ориентировочно-гностической деятельности (далее ОГД) будущих офицеров-штурманов, так как этот процесс представляется нам целостной системой, с применением анализа функций взаимозависимых внутренних и внешних связей и структурных элементов. По мнению А.В. Платоновой [8, с. 40], «человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними».

Применение системно-деятельностного подхода в подготовке офицерских летных кадров открывает возможность системной организации целостного образовательного процесса, в котором учебная и служебная деятельность скоординированы на формирование их профессиональной деятельности, включающей ориентировочно-гностическую.

Системно-деятельностный подход также позволяет нам рассматривать и осуществлять педагогическое моделирование с позиции категории деятельности, основанной на принципе единства сознания и деятельности. Для нас важно, что деятельность является одним из основных факторов становления будущего офицера. Личность познается в деятельности, а всякое качество развивается и формируется в ней, причем возможность самореализации в той или деятельности обусловлена уровнем освоения этой деятельности [9, с. 38].

Системно-деятельностный подход позволяет выявить возможности формирования ориентировочно-гностической деятельности, индивидуальных способностей и личностных свойств будущих офицеров – штурманов в учебно-теоретической и учебно-практической деятельности курсантов.

Применительно к нашему исследованию системно-деятельностный подход позволит:

– представить формирование ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов в качестве базового компонента профессиональной подготовки военных авиационных штурманов, на основе которого будут успешно осваиваться и другие виды профессиональной деятельности;

– изучить процесс формирования ОГД будущих офицеров-штурманов с позиции профессионально важных качеств авиационного специалиста;

– построить процесс формирования ОГД будущих офицеров-штурманов в интегральной связи межпредметного взаимодействия;

– описать на каждом этапе формирования ОГД будущих офицеров-штурманов содержание деятельности участников образовательного процесса;

– на практике внедрить психолого-педагогический инструментарий формирования ориентировочно-гностической деятельности, включающий методы, формы, средства, направленные на активизацию мыслительной деятельности, индивидуальных способностей и личностных свойств будущих офицеров-штурманов;

– осуществить мониторинги развития ОГД будущих офицеров-штурманов с обеспечением обратной связи со всеми участниками образовательного процесса, в том числе представителей работодателей.

Таким образом, «система», как целостная совокупность структурных и функциональных компонентов с присущими ей внутренними связями, системообразующими факторами и «деятельность», в процессе которой формируются качества и самостоятельная активность человека, станут постулатами нашей модели, а системно-деятельностный подход – общенаучной основой нашего исследования.

Рассмотрим следующий методологический подход, необходимый для создания и воплощения нашей модели – личностно-ориентированный.

Теоретико-методическая позиция личностно-ориентированного подхода представлена в работах Н.А. Алексеева, С.В. Беловой, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и других.

Практическая направленность данного подхода в образовательной деятельности отражена в работах М.О. Веселова, Л.Г. Вяткина, А.Г. Мясищева, Т.К. Селевко, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.

В рамках этого подхода применительно к созданию нашей модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов предполагается опираться на имеющийся творческий потенциал личности курсантов, активное стимулирование самообразования, самоорганизации, самовыражения и самоопределения. Также личностно-ориентированный подход предусматривает создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии [10].

Таким образом, ориентация на личность, «относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности» [11], позволит нам выявить, раскрыть и развить необходимые личностные и профессиональные качества курсантов, важные для будущего офицера и осуществления ориентировочно-гностической деятельности в частности. Также окажет содействие курсантам в становлении, самоутверждении и самореализации в военно-профессиональной деятельности, поможет реализовать индивидуальный подход к каждому военнослужащему, учитывая его личностные особенности и данные профессионального отбора.

Личностно-ориентированный подход мы рассматриваем как теоретико-методологическую стратегию – направление теоретического исследования, интегрированную модель действий, предназначенных для достижения целей, применяемую в моделировании педагогического процесса. Подход также выступает как принцип организации учебно-воспитательного процесса и раскрывает основные требования к его реализации.

Практико-ориентированной тактикой нашей модели – инструментом реализации стратегии, значение которой «заключается в раскрытии особенностей практического использования изучаемого феномена, определении механизмов и процедур достижения научной цели» [12, с. 45], мы считаем антропоцентрический подход, который в свою очередь опирается на идеи личностного и деятельностного подходов. Дадим ему описательную характеристику.

Идея антропоцентрического подхода базируется на философской (Т. Де Шарден, М. Шелер), психологической (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), педагогической (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад) антропологии [13, с. 74].

Антропоцентрический подход (от греч. antropos – человек, kentron – центр) отражен в трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, А.А. Крылова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и других ученых. Во всех работах прослеживается понимание взаимоотношений человека и машины. Б.Ф. Ломов считал, что «главная роль в указанном подходе отводится человеку как субъекту труда, машина имеет лишь функцию орудия (средства), с помощью которого возможно осуществление деятельности человека». Поэтому в соответствии с антропоцентрическим подходом деятельность должна проектироваться таким образом, чтобы человек мог максимально реализовать свой личностный и профессиональный потенциал [14].

А.В. Платонова отмечает, что «с позиции этого подхода главным в описании системы «человек – машина» становится деятельность человека, которая рассматривается как основная составляющая всего процесса управления» [8, с. 68].

С точки зрения антропоцентрического подхода можно сделать вывод, что человек имеет «власть над техникой», именно он управляет ей, и от сформированных профессионально важных качеств и развития познавательных и интеллектуальных способностей будущих офицеров-штурманов напрямую будет зависеть выполнение профессиональной летной деятельности по предназначению, в частности ориентировочно-гностической.

Итак, мы считаем, что антропоцентрический подход применительно к нашему исследованию акцентирует внимание на развитии профессионально важных качеств личности, интеллектуальных и индивидуальных познавательных способностей каждого курсанта, творческого и практического мышления, что в полной мере отражает цель процесса формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Использование антропоцентрического подхода в нашем исследовании также позволяет:

– организовать взаимодействие с авиационной техникой, тренажерами, летательными аппаратами для прохождения летной практики и стажировки;

– описать психолого-педагогический инструментарий для сопровождения учебно-воспитательной деятельности;

– внедрить в учебный процесс применение новейших методов развития творческого мышления, необходимого для осуществления профессиональной деятельности авиационного специалиста;

– определить критерии и показатели профессиональной подготовки курсантов, сформировать диагностический инструментарий по их выявлению;

– организовать процесс обратной связи с целью получения информации о затруднениях, проблемах для своевременного регулирования и корректировки деятельности.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели совокупность методологических подходов: системно-деятельностного, личностно-ориентированного, антропоцентрического. На основе теоретических положений указанных подходов нам предоставляется возможность создать и в последующем внедрить в учебный процесс военного авиационного вуза структурно-функциональную модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Данная деятельность рассматривается нами в качестве фундаментальной основы профессиональной деятельности офицеров летного звена, так как от высокого положительного ее результата зависит выполнение учебно-боевых задач по предназначению, организация безопасности полетов, жизнь летного экипажа и сохранность летательного аппарата.

К тому же отметим, что актуальность разработки данной модели подкреплена высокими требованиями социального заказа государства к уровню подготовки военных авиационных специалистов в военном вузе. Необходимость решения этой стратегической задачи требует от военного образовательного учреждения действенного совершенствования процесса подготовки офицерских кадров, в том числе в формировании и развитии операторского мышления, готовности качественно осуществлять ориентировочно-гностическую деятельность в мирное и военное время.