Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDY OF THE ATTITUDE OF STUDENTS TO THE DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Goncharuk S.V. 1 Oleynik A.A. 1 Ryabchikova M.G. 1
1 Belgorod National Research University
This article covers the specifics of the attitude of modern students to the discipline «physical culture». Particular attention is paid to the authors of the study depending on the performance of students of higher educational institutions from the total physical activity. As part of this work, the data obtained during a sociological survey of students of the Belgorod State National Research University are given. The specificity of the disposition of modern students regarding the discipline of «physical culture» is revealed through the study of a number of interrelated indicators, among which the authors single out: the value orientations of the discipline, attendance of classes, frequency of physical exercises. The authors advocate the point of view that the majority of modern student youth fully aware of the importance and significance of the discipline «physical culture» not only within the educational process, but within the framework of personal physical development and general health promotion. The authors of the article advocate the opinion that modern student youth can be characterized as an interested subject of the educational process in the case of the discipline of «physical culture», but researchers emphasize that in particular cases it is possible to observe a decrease in the level of interest. The main conclusions of the researchers are in the position that most of the student youth positively evaluate the lessons on the discipline «physical culture» in their own university, they have a steady level of interest in these classes.
physical culture
student youth
value orientations
involvement
educational process

Организация образовательного процесса по дисциплине «физическая культура» предполагает высокий уровень вовлеченности в данный процесс всех субъектов. В случае преподавательского состава данная вовлеченность носит профессиональный, карьерный характер, однако в случае обучающихся далеко не всегда уровень интереса и мотивации достигает высоких показателей. Исследование состояния диспозиций участников образовательного процесса по дисциплине «физическая культура» призвано выявлять и контролировать уровень вовлеченности обучающихся, необходимый для полной реализации функции здоровьесбережения. Отметим, что вопрос здоровьесбережения у современной студенческой молодежи стоит достаточно остро, что неоднократно было заявлено рядом специалистов.

В рамках образовательного процесса по дисциплине «физическая культура» применяется широкий спектр инструментов и технологий по вовлечению обучающихся в образовательный процесс. Отметим, что все организуемые мероприятия должны учитывать ряд факторов студенческой молодежи, в том числе гендерных и физиологических. Преследуя данную цель, современные преподаватели все чаще обращают внимание на личностно-ориентированные технологии в физической культуре. Например, группа ученых, а именно: А.А. Горелов, О.Г. Румба и В.Л. Кондаков – уделяют особое внимание адаптивному виду физической культуры. В качестве адаптивной физической культуры авторы рассматривают «комплекс мер, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде обучающихся с ограниченными возможностями» [1, с. 47].

Ряд исследователей отмечают, что существенной характеристикой физической культуры выступает «формирование мотивационного и ценностного отношения к физической культуре» среди студенческой молодежи [2, с. 7]. При этом ценностные ориентации необходимы студенческой молодежи в качестве способа удовлетворения собственных потребностей, в том числе и в физической активности. Исходя из этого ценностные ориентации можно представить в непосредственном отношении студенческой молодежи к тому или иному явлению.

Как мы отмечали ранее, в формировании конкретных ценностей выражается единство физического, психического и социального развития индивида [3, с. 18]. Основываясь на ценностные ориентации в области физической культуры, выделенные В.И. Ильиничем (культурные, социальные психологические, физические, психические, материальные), представляется возможным сформировать полное представление об отношении студенческой молодёжи к физической культуре.

Для повышения уровня вовлеченности обучающихся в занятия по дисциплине «физическая культура» необходимо прежде всего точное понимание текущей ситуации, а именно отношения студентов к дисциплине.

Цель исследования: анализ отношения студенческой молодежи к дисциплине «физическая культура и спорт», а также выявление направленности интересов студенческой молодежи в рамках данной дисциплины.

Материалы и методы исследования

В рамках реализации программы «Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза» (2017 г.) авторами статью был проведен опрос студенческой молодежи Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Выборка социологического исследования охватывает все учебные подразделения НИУ «БелГУ», в общей сложности было опрошено 1902 представителя студенческой молодежи.

В ходе исследования оценивалось отношение студенческой молодёжи к дисциплине «физическая культура», а именно: 1) отношение студентов к дисциплине «физическая культура», 2) мотивационные составляющие обучающихся в области физической культуры, 3) уровень посещаемости занятий дисциплины «физическая культура», 4) частота самостоятельных занятий физическими упражнениями за рамками учебного процесса. Для получения объективной оценки состояния управления развитием физкультурно-образовательным пространством вуза респондентам было предложено оценить данные позиции в пределах от 1 до 10, где 1 – наиболее низкая оценка, 10 – наиболее высокая оценка.

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студенческой молодёжи (89 %) положительно относится к дисциплине «физическая культура и спорт». Остальные респонденты выразили нейтральное отношение к данной дисциплине (9 %), только 2 % опрошенных проявляют негативное отношение к дисциплине «физическая культура».

В процессе социологического исследования было выявлено, что подавляющее большинство обучающихся (83 %) рассматривают дисциплину «физическая культура» в качестве самодостаточной ценности для сохранения здоровья. Для остальных респондентов физическая культура представляет ценность в социально-психологическом плане: развлечение, навыки поведения в коллективе, средства социализации, так считают 12 % опрошенных. Ещё 5 % студентов отмечают культурные ценности (познание, самоутверждение, общение).

Особый интерес для авторов статьи представлял вопрос «Посещаете ли Вы учебные занятия по дисциплине «физическая культура?» Результаты распределились следующим образом: постоянно посещают – 64 %, периодически посещают занятия ещё 33 %, лишь 3 % опрошенных не посещают учебные занятия.

Также в ходе опроса у респондентов спрашивали о том, как часто они занимаются физическими упражнениями (утренняя гимнастика, посещение различных секций). Каждый четвертый респондент, а именно 21 % занимается физической активностью ежедневно. 32 % опрошенных выполняет физические упражнения 2–3 раза в неделю, ещё 16 % респондентов занимаются физической культурой 1 раз в неделю. Треть студенческой молодёжи (31 %) выполняет физические упражнения всего лишь 1 раз в месяц.

При ответе на вопрос о самооценке посещаемости занятий по физической культуре обучающимися, около половины респондентов указало отлично – 45,1 %, и хорошо – 39 %. Лишь 16 % процентов подходят критично к данной оценке. Так, удовлетворительным своё посещение считают – 10,7 % респондентов, в то время как плохой свою посещаемость признают – 1,7 % респондентов. 3,5 % затруднилось дать самооценку. Таким образом, большинство респондентов (84,1 %) придерживаются прилежной посещаемости, по крайней мере пытаются идеализировать её.

Необходимо отметить полученные данные студентов спортивного факультета. Так, показатели данных респондентов распределяются следующим образом: «отлично» – 46,6 %, «хорошо» – 39,7 %, «удовлетворительно» – 9,6 %, «плохо» – 2,7 %, затруднились ответить – 1,3 %. Таким образом, показатели обучающихся факультета «физическая культура» находятся на среднестатистическом уровне, что дает повод задуматься о степени их мотивации в получении профессиональных навыков и умений. В зависимости от курса обучения посещаемость меняется в следующем направлении: I курс посещает на отлично занятия по физической культуре в 42,7 % случаях, ко II курсу данный показатель вырастает до 47,6 %. Далее наблюдается послабление, так, на III курсе посещаемость возвращается на исходный уровень в 42,6 %. Рост посещаемости, связанный со спецификой получаемого образования, фиксируется на IV курсе, где отличная посещаемость находится на отметке 60 %.

Различные аспекты, связанные с проблемой состояния материальной базы физкультурно-образовательного пространства вуза обозначило 18,5 % опрошенных обучающихся. Остальные варианты ответов не достигли значительного уровня, способного повлиять на общую картину. Необходимо отметить, что четверть (24,6 %) опрошенных обучающихся затруднилось ответить на поставленный вопрос, обосновав это идеальной посещаемостью и отсутствием пропусков по физической культуре.

Отметим, что основными причинами, которые не дают студентам активно заниматься физическими нагрузками в вузе и вне, респонденты считают: 76 % – отсутствие свободного времени, 24 % – плохое состояние здоровья [4]. Но при этом практически каждый третий студент отметил тот факт, что занятия по дисциплине физической культуры в вузе положительно влияют на их состояние здоровья.

В свободное время в дополнение к занятиям по физкультуре в секции или группе по виду спорта большинство обучающихся занимается физической культурой и спортом. Так, половина респондентов (51,2 %) указали, что занимаются самостоятельно (один или в компании). Каждый пятый обучающийся, а именно 20,1 %, занимается в спортивной секции, клубе вне вуза, ещё 16,6 % респондентов выбирает занятия в ещё одной спортивной секции или клубе в вузе. Пятая часть опрошенных – 20,4 % не посещает дополнительных занятий по физической культуре, не предусмотренных учебной нагрузкой.

Мнение студентов относительно получаемых в ходе занятий физической культурой навыков и умений распределилось следующим образом: 76,2 % обучающихся отмечают приобретение навыка «Технически правильно выполнять физические упражнения». Обучающие отметили высокий уровень следующих приобретённых навыков: «Играть в подвижные и спортивные игры» – 73,2 %; «Выполнять упражнения утренней гимнастики» – 72,8 %; «Выполнять простые физические упреждения в течение дня» – 72,3 %; «Следить за своим физическим развитием и здоровьем» – 71,9 %; «Взаимодействовать в команде» – 71,9 %. Некоторое снижение отмечается относительно навыка «Контролировать свою работоспособность и предупреждать утомление и перенапряжение» положительно о его усвоении ответили 62,2 % респондентов.

В наименьшей степени обучающиеся получают такие навыки, как: «Целенаправленно развивать физические качества, необходимые в моей профессиональной деятельности» – 58,3 %; «Планировать и проводить самостоятельные занятия по физической культуре» – 55,6 %; «Рационально выстраивать свой распорядок дня» – 50,5 %; «Правильно подбирать самостоятельную нагрузку» – 49,5 %.

Отметим, что три четвертых опрошенных, а именно 76,5 %, не видят необходимости совершенствования преподавания дисциплины «физическая культура». Лишь четверть опрошенных смогли сформулировать недостатки данного предмета. Учитывая обширный характер полученных предложений, авторы статьи структурировали их по тематическому признаку, выделив ряд групп: «Методика преподавания дисциплины»; «Материальная база»; «Виды спорта и двигательной активности»; «Оптимизация расписания»; «Условия посещения дисциплины».

Методика преподавания дисциплины. Наибольшее количество обучающихся (8 %) определяют методические аспекты преподавания дисциплины «физическая культура» как элемент, необходимый к изменению. Повышение количества проводимых спортивных соревнований считает необходимым 3,1 % опрошенных. Возможность выбора программы занятий по дисциплине «физическая культура» считают важным 2,9 % респондентам. В целом разнообразить занятия по данной дисциплине считают необходимым 2,8 % опрошенных.

Материальная база. Основные пожелания обучающихся, связанные с совершенствованием техническо-материальной базой физкультурно-образовательного пространства вуза заключаются в необходимости установки новых тренажеров, так считает 7,4 % обучающихся. Такое же количество (1,4 %) респондентов выражает уверенность в необходимости новых душевых и раздевалок. Пополнить инвентарь предлагают вузу 4,1 % респондентов.

Виды спорта и двигательной активности. В данной группе наибольшую популярность набрало пожелание убрать шахматы из программы дисциплины «физическая культура и спорт», так считает 0,9 % опрошенных. Среди предложений введения новых видов спорта и двигательной активности встречается: аэробика – 3,2 %; фигурное катание – 3,1 %; бокс – 2,8 %; киберспорт – 2,2 %; скейтбординг 1,7 %; бадминтон – 1,5 %; стритбол – 1,3 %; стрельба – 1,1 %.

Полученные данные относительно уровня удовлетворенности содержанием программы подтверждаются результатами ряда социологических исследований. Так, многие исследователи подчёркивают необходимость модернизации образовательного процесса по дисциплине «физическая культура» на основе спортивных предпочтений обучающихся. Из мало распространенных видов спорта наибольший интерес вызывают плавание, спортивное ориентирование, пулевая стрельба, настольный теннис, чуть меньший – бадминтон, шашки, аэробика, единоборства [5, с. 236].

Оптимизация расписания. Данная группа собрала пожелания, связанные со спецификой расписания посещения дисциплины «физическая культура». Так, наибольшее количество предложений (0,9 %) связано с нежеланием обучающихся видеть данную дисциплину первой парой. Часть респондентов (0,2 %) предлагает выставлять занятия по физической культуре исключительно в корпусе, где проходят основные занятия.

Данное положение также находит своё подтверждение в работах других ученых. Так, исследователи отмечают, что в число наиболее значимых негативных факторов входит территориальная удаленность спортивных объектов от основного учебного корпуса. Неоптимальный режим занятий (их проведение в конце учебного дня, когда проявляется утомление после предыдущих занятий, или, напротив, наличие в расписании занятий по другим, более сложным, предметам (дисциплинам) после физической культуры) также значительно мешает обучающимся заниматься [5, с. 238].

Условия посещения дисциплины. Свободное посещение занятий по дисциплине «физическая культура и спорт» хотели бы видеть 5,9 % респондентов. Более конструктивное предложение исходит от 3,5 % респондентов, которые предлагают разрешить обучающимся не посещать данные занятия, но только для полностью освобожденной медицинской группы. В данном случае наблюдается очевидное непонимание всех аспектов, целей и задач, стоящих перед дисциплиной со стороны опрошенной студенческой молодежи.

Во время занятий физической культурой в рамках образовательного процесса опрошенные могут испытывать широкий спектр эмоций и ощущений. Так, положительные эмоции испытывают 58,6 % респондентов (приподнятое настроение – 40,7 %; радость и вдохновение – 17,9 %). Негативные эмоции от посещения занятий по дисциплине «физическая культура и спорт» остаются у 18,8 % обучающихся, именно столько респондентов отметило набор маркеров «усталость, безразличие, напряжение». Почти четверть опрошенных (22,6 %) затруднились ответить.

Заключение

В качестве заключения хотелось бы привести данные, полученные в ходе глубинного интервью преподавателей кафедры «физическая культура» НИУ «БелГУ». Преподавателям было предложено дать оценку студенческой молодежи, а именно их заинтересованности в занятиях физической культурой. Так, преподаватели и научные сотрудники разделяют диаметрально разные точки зрения. Придерживаются положительной оценки – 46,3 % респондентов. Полностью не удовлетворены сложившимся отношением обучающихся 29 % опрошенных преподавателей и научных сотрудников. Четверть опрошенных (24,3 %) затруднились ответить. В наибольшей степени удовлетворённость отношением обучающихся к занятиям физической культурой и спортом выражают респонденты в возрасте от 41 до 50 лет (52,8 %) и в возрасте от 31 до 40 лет (48,8 %). Наиболее выраженную неудовлетворённость демонстрируют респонденты в возрасте старше 60 лет (48 %) и в возрасте до 30 лет (32,4 %). Наибольшее количество респондентов (38,2 %) в возрасте от 51 до 60 лет затруднились дать ответ. Отметим, что 59,5 % респондентов, чья деятельность связана с организацией физкультурно-образовательной работой со студентами, выражают свою удовлетворённость отношением студенческой молодежи. В то время как 50,5 % респондентов, не связанных напрямую с преподаванием дисциплины «физическая культура и спорт», затрудняются ответить на данный вопрос.

Таким образом, исследование отношения студенческой молодежи к дисциплине «физическая культура» показало, что большинство студентов в полной мере осознает важность и значимость дисциплины «физическая культура» не только в рамках учебного процесса, но в рамках личного физического развития и общего укрепления здоровья. Правомерно предположить, что интерес к занятиям физической культурой и спортом уже принимает устойчивость и постоянство в студенческой среде, но, однако, в некоторых случаях фиксируется некоторое снижение данного показателя.

Удовлетворенность условиями и организацией образовательного процесса находится на более высоком уровне, по сравнению с данными исследований, проводимых ранее. Однако выявлены группы факторов, требующие пристального внимания со стороны работников администрации вуза и следуемые к исправлению. Основными группами, вызывающими недовольство обучающихся условиями и организацией физкультурно-образовательного пространства являются: методика преподавания дисциплины; материальная база; виды спорта и двигательной активности; оптимизация расписания; условия посещения дисциплины. Наиболее актуальным фактором требующего анализа и поиска решения является территориальная удаленность спортивных объектов от основного учебного корпуса обучающихся.