«Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г.» определяет актуальное направление учебно-воспитательного процесса в условиях образовательной организации – реорганизацию двигательной деятельности. С появлением инклюзии образовательное пространство должно существенно поменяться и способствовать физическому развитию, повышению уровня знаний, благоприятной адаптации к современным условиям жизнедеятельности и реализации резервных способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья [1]. Целью нашего исследования стало теоретическое изучение педагогических условий адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и слуха. При проведении исследования были использованы следующие методы: организационный (сравнительный) и обработка данных с качественным анализом.
В настоящее время особое внимание ученых направлено на младших школьников, для которых развитие двигательной деятельности является одним из главных направлений обучения и воспитания. Для гармоничного формирования младших школьников с ОВЗ, особенно при сенсорных нарушениях, качественное образование объединяет в себе интеллектуальное и физическое развитие [2]. Это доказывают исследования о детях с сенсорными нарушениями отечественных ученых Л.Н. Ростомашвили, Л.М. Шипицыной, П.Ф. Лесгафта, которые раскрыли связь умственного и физического развития в функционировании организма человека [3–5].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) полноценно не реализовал двигательную деятельность у младших школьников с сенсорными нарушениями. Стандарт обучающихся с ОВЗ включает основные задачи при недостаточной научно обоснованной методике, по которой должен планироваться учебный процесс. Актуальность темы раскрывает важность разработки рекомендаций, уроков, программ, методов и средств работы с младшими школьниками при нарушениях слуха и зрения [6].
Результаты исследования и их обсуждение
Двигательная деятельность включает важные социально-биологические факторы, формирующие организм ребенка и взрослого человека, обеспечивает баланс между окружающей средой и телом, способствует улучшению механизмов регуляции метаболической адаптации. Данный вид деятельности отличается программируемой двигательной активностью – физкультурно-оздоровительной и спортивной, в основу которой входят физические упражнения [7].
П.Ф. Лесгафт – основатель научной системы физического воспитания разработал теорию гармонического развития человека, раскрывая взаимосвязь психической и физической сферы. Главной стороной воспитания считалось нравственное, как результат строгого умственного и физического образования. Согласно теории, развивать мышление нужно на осознании того, что необходимо сделать в упражнении, формировать идеи о результатах его реализации с точки зрения развития интеллекта и физических сил [2]. Другие отечественные и зарубежные научные исследования показали, что состояние здоровья, развитие основных моторных и физических качеств ребенка напрямую зависят от продолжительности и времени его двигательной деятельности. В 7 лет с началом школьного периода происходит рост и качественное формирование индивидуального сознания. Игровая деятельность в дошкольном возрасте сменяется организованными уроками по физической культуре и спортивными играми.
У большинства современных младших школьников малоподвижный образ жизни. Это объясняется доступностью информационных технологий в течение всего дня и их бесконтрольным использованием, повышенными учебными нагрузками, которые усугубляют нежелание заниматься спортом и физической культурой. На переменах наблюдается недостаточное число детей, у которых появляется стремление компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что должно быть обусловлено физиологическими потребностями. Дефицит в движениях у младших школьников становится следствием гипокинезии – недостаточной двигательной активности организма. Гипокинезия отрицательно влияет на деятельность основных функциональных систем организма, развитие и рост опорно-двигательного аппарата, психоэмоциональное состояние, снижение образовательной деятельности.
Физическое воспитание – один из немногих педагогических процессов, направленных на знания и двигательные навыки. Ценность обучения и воспитания в плавании, прыжках, беге, лазании и подвижных играх состоит в том, что в процессе движений развиваются психические функции и качества ребенка: воля, социальные чувства, острота ощущений и перцепция, мышление, воображение, память, внимание [8].
Моторная сфера имеет особенности при нарушениях зрения и слуха из-за причинно-следственной связи отсутствия или ограничения полноценной сенсорной афферентации, влияющей на формирование пространственного анализа и синтеза, тактильное, кинестетическое, слуховое и зрительное восприятие движений. Функции сенсорной сферы формируются в тесной связи с двигательными умениями и навыками, развивая интегративный комплекс – сенсорно-моторное поведение в интеллектуальной и коммуникационной деятельности [4].
Н.А. Бернштейн доказал, что на каждом уровне движения есть морфологическая локализация, специфические свойства движений, ведущая афферентация, основная и фоновая роль двигательных действий вышележащих уровней, патологические синдромы и дисфункции. Высокий уровень нарушения определяется более грубыми двигательными расстройствами. Низкие уровни надежны, но они отвечают за простые двигательные действия. Часто наблюдаются нарушения не элементарных движений, а сложных двигательных структур, требующих регуляции с уровнями коры головного мозга и словесного посредничества [9].
Полноценное овладение учебным материалом обучающимся с нарушением слуха затрудняется из-за особенностей его развития, недостаточного общения, меньшего объема знаний и восприятия окружающего мира, чем у ровесников с нормативным уровнем слуховых функций. Задержанное психическое и моторное развитие при слуховых нарушениях оказывает отрицательное влияние на мышление, речь, внимание, эмоциональную сферу и память. У младших школьников наблюдаются соматические заболевания вегетативного характера, в дыхательной системе и осанке. При нарушении слуха из-за сенсорной депривации наблюдаются особенности развития двигательной сферы в затруднениях сохранения динамического и статического равновесия, недостаточно точной координации, неуверенности в движениях, низком уровне развития силовых качеств и пространственно-временной ориентации. Для младших школьников с нарушением слуха характерно медленное овладение двигательными навыками из-за медленной реакции на внешние стимулы, поэтому наблюдается медленный темп по развитию моторных функций в двигательной деятельности.
Восприятие окружающего мира младшими школьниками с нарушением зрения происходит через сенсорно-перцептивные ощущения. Психические особенности определяются низким уровнем мышления, зрительного восприятия, воображения, построением предложений без эмоционального компонента. Двигательная сфера слабовидящих и незрячих детей характеризуется недостаточными навыками координационных способностей и пространственной ориентировки. Меньший объем зрительных ощущений ограничивает прием, обработку и хранение информации, возможность полноценного восприятия изучаемого движения, что приводит к уменьшению восприятия и формированию представлений о движении, процессов воображения и памяти.
В ФГОС НОО ОВЗ утверждены требования по реализации физической культуры для обучающихся с нарушениями зрения и слуха. При организации двигательной деятельности используются знания из предметной области физической культуры – адаптивной физической культуры (АФК) из вариантов учебных программ слепых, слабовидящих и глухих обучающихся.
Адаптивное физическое воспитание (АФВ) в системе общего образования применяют в основном в общеобразовательных школах у школьников специальных медицинских групп, по которым есть противопоказания к повышенным физическим нагрузкам. Занятия должны планироваться по разработанной программе в условиях учебного режима школы [6]. На наш взгляд, это новое перспективное направление работы в инклюзивных организациях с детьми с ОВЗ.
Организм младшего школьника продолжает формироваться и развиваться, поэтому он более чувствителен, пластичен и быстрее реагирует на коррекцию с помощью физических упражнений. Образовательные задачи и цели характеризуются динамичностью, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения в комплексе. Задачи, связанные с коррекцией, являются относительно постоянными, потому что должны быть выполнены на каждом уроке. При переходе к новому учебному материалу меняется приоритетность задач. Задачами на каждом занятии являются: коррекция осанки и основных движений, таких как бег, ходьба, и других естественных движений, которые укрепляют мышечный корсет, корректируют строение тела, предотвращают плоскостопие, активируют вегетативные функций.
В образовательных организациях преобладает урочная форма занятий физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья. Урок в зависимости от программного материала и задач имеет разную целевую направленность: оздоровительную, образовательную, лечебно-профилактическую, коррекционно-компенсаторную, спортивную. Для решения более двух задач меняется содержание заданий, упражнений и учителем физической культуры проводится комбинированный урок.
ФГОС НОО ОВЗ вариант 1.4 предназначен для обучения и воспитания при глухоте и других тяжелых множественных нарушениях развития. Младшие школьники с ОВЗ, согласно стандарту, должны знать правила поведения на уроках физической культуры, овладеть основными представлениями о собственном теле, уметь выполнять доступные виды упражнений по образцу, подражанию, инструкции жестами и словами, сформировать понимание связи телесного самочувствия с настроением и собственной активностью.
В учебной программе стандарта 3.0 описываются требования для двигательной деятельности обучающихся с различной степенью зрительных нарушений. Младшие школьники варианта 3.2 имеют потенциальные возможности, при не достигнутом во время поступления в первый класс необходимого уровня компенсаторной деятельности для комплексного обучения. Коррекционно-развивающее направление адаптивной физической культуры для младших школьников с нарушением зрения предполагает активное использование остаточного зрения при выполнении физических упражнений, коррекцию навязчивости и стереотипности движений, формирование навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве.
Реализация варианта 3.3 стандарта слепого обучающегося с умственной отсталостью состоит из обучения использовать остаточные функции зрительного анализатора при выполнении физических задач, формирования знаний о возможной физической нагрузке и ее противопоказаниях. Через повышение двигательной активности благодаря адаптивной физической культуре формируются первоначальные умения в области физической культуры, развиваются основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость), а также стороны физического, нравственного и социального поведения, обеспечивается успешное обучение и овладение основными двигательными умениями и навыками (бег, ходьба и др.). Результатами двигательного развития по программе 3.4 слепых обучающихся с умеренными или тяжелыми интеллектуальными нарушениями являются сформированное умение показывать части собственного тела, овладение выполнением определенных движений корпусом, ногами, руками и доступных физических упражнений. Расширение двигательно-активного опыта повысит активность, ускорит развитие мышечного восприятия и моторики, преодолеет скованность, недостаточность, неуверенность движений в пространстве, поможет в развитии координации движений.
Слабовидящим по варианту 4.2 при потенциальных возможностях нужно сформировать навыки безбоязненного пространственного перемещения, преодолеть отклонения в двигательной сфере и физическом развитии, приобрести знания по охране зрения и укреплению здоровья, совершенствовать двигательные умения и жизненно важные навыки, базовые физические качества. Обучающиеся по ФГОС НОО ОВЗ программы 4.3 сочетают слабовидение и легкую умственную отсталость. Физическая культура направлена на овладение базовых двигательных навыков и физических качеств, сформированность свободного перемещения в пространстве, коррекцию стереотипных движений [6].
Безусловно, использование нарушенного слухового и зрительного анализаторов при выполнении физических упражнений раскроет компенсаторные возможности и ускорит процессы совершенствования физического развития и двигательной сферы. К окончанию 4 класса обучающиеся должны уметь выполнять доступные виды движений (ходьба, лазание, бег, прыжки и др.) и владеть основами физкультурно-спортивной деятельности (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры и др.). Несмотря на ограничения физических функций у младших школьников благодаря работе учителя физической культуры должно быть желание включаться в подвижные игры и занятия, проявлять интерес к физкультурно-спортивной деятельности и стремиться к совершенствованию своего физического состояния [10]. Полученные результаты исследования говорят о важности двигательной деятельности, сравнительного анализа особенностей двигательной сферы и физического воспитания младших школьников с нарушениями зрения и слуха и обуславливают актуальность в продолжении экспериментального изучения вопросов двигательной деятельности детей с ОВЗ, в том числе с сенсорными нарушениями.
Выводы
Появление обучающихся с ОВЗ, имеющих особенности двигательной сферы, в инклюзивных школах обусловило использование и поиск эффективных адаптивных методик. Из-за сенсорной депривации, которая ограничивает способность к полноценному двигательному акту, у младших школьников с нарушениями зрения и слуха наблюдается низкий уровень развития двигательной сферы.
Организация двигательной деятельности, одного из важных видов при обучении и воспитании детей с сенсорными нарушениями, в условиях образовательной обучающей среды должна быть направлена на две траектории развития – умственного и физического, что отражает совершенствование умственных способностей и функционального состояния организма. В процессе занятий адаптивной физической культурой создается коррекционно-развивающая среда с эффективными условиями коррекции и компенсации моторных способностей, повышением уровня двигательной активности, расширением потенциальных возможностей и с передачей жизненно важных двигательных навыков. Адаптивная физическая культура становится главной предметной областью в физическом воспитании при нарушениях слуха и зрения согласно ФГОС НОО ОВЗ.