В условиях активного применения информационных технологий во всех областях жизни людей и роста киберугроз, включающих распространение информации экстремистского характера, актуализируется проблема подготовки квалифицированных специалистов на всех уровнях профессионального образования к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, в том числе обучающихся колледжа как специалистов среднего звена. Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации», «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [1]. Реализация данных потребностей у обучающихся в современном обществе не может обойтись без воспитания гражданственности, патриотизма, привития общечеловеческих и культурных ценностей, подготовки обучающихся к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Под готовностью обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность будем понимать «сложное, динамично развивающееся качество личности обучающегося, проявляющееся на субъективном уровне в виде системы, которая интегрирует в себе когнитивно-целевой, процессуально-рефлексивный и аксиологический компоненты…» [2].
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Одной из задач исследования является выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. В рамках данной статьи мы раскроем результаты решения данной задачи.
Материалы и методы исследования
Для решения задачи исследования использовались следующие теоретические научные методы: изучение психолого-педагогической, методической, философской литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме, теоретический анализ, понятийный анализ, обобщение существующих исследований по данной теме.
Учитывая различные подходы к пониманию содержания понятия «педагогические условия», мы под педагогическими условиями формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность понимаем совокупность мер учебно-воспитательного процесса, соблюдение которых способствует переходу обучающихся колледжа на более высокий уровень сформированности их готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Основными путями к выявлению педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность являются следующие: учет социального заказа общества на подготовку квалифицированных специалистов среднего звена; учет специ- фики среднего профессионального образования; использование возможностей теоретико-методологических подходов (системно-процессного, аксиологического, личностно-деятельностного, рефлексивного подходов); выявление особенностей подготовки обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. При определении педагогических условий мы придерживались мнения Н.М. Яковлевой, согласно которому совершенствование педагогического процесса достигается не за счет отдельных, случайно выбранных условий, а их взаимосвязанного комплекса [3].
Опираясь на данные положения, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность являются следующие педагогические условия, рассматриваемые в комплексе:
1. Рефлексивно-ценностное сопровождение обучающихся при анализе ситуаций и выполнении заданий по информационной безопасности в киберпространстве.
2. Формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность посредством реализации принципа предосторожности во время рефлексивно-ценностного сопровождения в учебной и внеучебной деятельности.
3. Включение в проектные задания по дисциплинам информационного цикла в качестве содержательного контента информации юридического, технологического и акмеологического направлений профилактики киберэкстремизма.
Выделенные педагогические условия образуют комплекс, так как они взаимосвязаны, объединены общей целью, взаимно дополняют друг друга в совокупности и позволяют обеспечить готовность обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, поскольку каждое из условий способствует формированию компонентов (аксиологического, процессуально-рефлексивного и когнитивно-целевого) системы готовности.
Раскроем сущность выделенных нами условий при подготовке обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Понятие «сопровождение» определяется в исследованиях ученых как «особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа» (Н.Г. Осухова) [4, с. 5]; «деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора» (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына) и др. Важным моментом в данных определениях является то, что сопровождение подразумевает взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого с целью создания для него благоприятных условий в принятии решения в различных ситуациях жизненного выбора. Для нашего исследования важно разобраться с понятием «педагогическое сопровождение». С точки зрения В.А. Сластенина, педагогическое сопровождение – это «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога» [5, с. 129].
Г.Я. Гревцева и М.В. Циулина, рассматривая педагогическое сопровождение как «создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе профессиональной подготовки обучающихся вуза», делают акцент на рефлексию и ценности [6]. Педагогическое сопровождение с акцентом на рефлексию и ценности рассматривается учеными как рефлексивно-ценностное. В сфере образования происходит усвоение обучающимся основных общечеловеческих ценностей и формируются соответствующие ценностные ориентиры, которые определяют модель поведения личности в разных жизненных ситуациях.
Рефлексия, как составляющая рефлексивно-ценностного сопровождения, в нашем исследовании обеспечивает формирование личностного оценочного отношения обучающегося колледжа к совершаемой им деятельности в сети Интернет, без чего невозможно формирование готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Создание условий, определение форм и методов деятельности составляют ядро рефлексивно-ценностного педагогического сопровождения. Формирование готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность может осуществляться посредством оказания преподавателем помощи, содействия, поддержки, которые обеспечивают эффективность данного процесса. При этом главным является то, что рефлексивно-ценностное сопровождение направлено на оказание педагогического содействия формированию ценностных ориентаций личности, ее способности осознавать и анализировать процесс собственной деятельности в определенном направлении. В нашем исследовании – это направление на противодействие личности обучающегося колледжа вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Исходным положением для формирования теоретических основ педагогического сопровождения является личностно-деятельностный подход, в логике которого субъект деятельности сам определяет свое личностное развитие через деятельность и общение и несет за свой выбор ответственность. Поэтому одна из главных задач рефлексивно-ценностного сопровождения процесса формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность не только оказать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее выбирать различные альтернативы, самостоятельно преодолевать трудности, разбираться в сути проблемной ситуации и находить план ее решения. Рефлексивно-ценностное сопровождение играет важную роль в подготовке обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность в связи с психологическими особенностями данной возрастной группы, т.е. юношеского возраста. В этот период молодежи присущи односторонность оценок, категоричность, нетерпимость, максимализм, когда действительность кажется мрачной. Такое видение жизни проявляется социальной критикой, негативизмом, внутренней напряженностью и как следствие – вступлением в ряды экстремистов. Рефлексивно-ценностное сопровождение учебной деятельности обучающихся выполняет компенсаторную и адаптивную функции. Компенсаторная функция направлена на облегчение процесса обучения с поддержкой и помощью педагога при анализе и решении задач по безопасности информации в сети Интернет и профилактике киберэкстремизма. Адаптивная функция связана с поддержанием комфортных условий протекания учебного процесса и направлена на формирование личностного оценочного отношения обучающегося к совершаемой им деятельности в киберпространстве. Для более эффективного формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность во время рефлексивно-ценностного сопровождения в учебной и внеучебной деятельности необходимо обеспечить формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность посредством реализации принципа предосторожности.
Принцип предосторожности заключается «в разграничении информации, ее детальном оценивании и принятии ответственного решения о ее трансляции с четким осознанием последствий» [7]. Важно понимать, что следовать этому принципу и признавать ответственность за свою деятельность будут люди не на принципах цензуры, а только добровольно на основе нравственных ограничений.
Нравственные ограничения Н.В. Жадунова и Е.А. Коваль понимают как «самопонуждение к нормативному поведению». Чтобы сохранить систему ценностных ориентаций для конструктивного социального взаимодействия студент по собственной воле ограничивает реализацию тех действий, которые противоречат ее собственным нормативным (религиозным, моральным, правовым и др.) убеждениям. Принцип предосторожности является инструментом коллективного сознания, когда напрямую не вовлечённые в киберэкстремизм люди сдерживают личную, а опосредованно, и групповую агрессию путем ответственного отношения к собственным сообщениям, «перепостам», «лайкам», транслируемым через сеть Интернет на широкую аудиторию [7].
Рефлексивно-ценностное сопровождение и формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность в учебной деятельности осуществляется нами в процессе изучения дисциплин информационного цикла, в том числе при выполнении проектных заданий. Проектное задание представляет собой самостоятельную работу обучающихся, направленную на разработку информационных объектов при поддержке преподавателя. Полученные новые знания в результате выполнения проектного задания будут практическим результатом или идеальным информационным продуктом, предметом – информация, которая изучается и используется для разработки проекта, a информационный объект – объектом учебной деятельности.
В проектные задания по дисциплинам информационного цикла включено создание следующих информационных объектов: разработка презентаций, электронных учебных пособий, компьютерных тестов, сайтов. Например, при изучении программы PowerPoint студенты знакомятся с возможностями этой программы, ее интерфейсом. На практике студенты разрабатывают самостоятельно презентации, содержательным наполнением которых является информация по профилактике киберэкстремизма. Темы содержательного контента формулируются преподавателем и выдаются студентам на занятии. В ходе выполнения подобных проектных заданий у обучающихся формируются четкие представления о киберэкстремистской деятельности, методах вовлечения в данный вид деятельности и способах противодействия этому явлению; формируются информационные умения противодействия угрозам в сети Интернет и ценностные ориентации личности в ситуациях вовлечения в киберэкстремистскую деятельность.
Для эффективной подготовки обучающихся колледжа к противодействию киберэкстремистской деятельности содержательный контент проектов возможно разделить согласно направлениям профилактики киберэкстремизма на юридический, технологический и акмеологический. Юридический контент включает в себя нормативно-правовую базу Российской Федерации, например Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», стратегию противодействия экстремизму в РФ до 2025 г. Технологический контент включает в себя информацию о программно-технических средствах анализа и фильтрации трафика в сети Интернет, средствах защиты от противоправного контента, компьютерных атак и т.д. Акмеологический контент включает в себя информацию о духовно-нравственном воспитании, воспитании межэтнической и межконфессиональной дружбы, патриотизма и гражданственности, культуры мирного поведения, о формировании системы ценностей у молодого поколения по противодействию киберэкстремистской деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного исследования нами выделен комплекс педагогических условий формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. В процессе реализации комплекса происходит формирование компонентов (аксиологического, процессуально-рефлексивного и когнитивно-целевого) системы готовности: во время рефлексивно-ценностного сопровождения обучающихся осуществляется формирование ценностных ориентаций личности в отношении отрицания идей киберэкстремизма; посредством реализации принципа предосторожности происходит формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность; при выполнении проектных заданий, содержащих информацию юридического, технологического и акмеологического направлений профилактики киберэкстремизма, происходит овладение обучающимися знаний о киберэкстремистской деятельности и формируются информационные умения противодействия угрозам в сети Интернет.
Выводы
Таким образом, выделенный комплекс педагогических условий будет способствовать эффективному формированию готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность, а также развитию рефлексивной позиции с опорой на ценности и идеалы, критическому восприятию информации, получению знаний о киберэкстремизме, формированию умений безопасной работы с информацией в сети Интернет. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим: в теоретическом обосновании введения в адаптированную структурно-функциональную модель формирования готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность выделенного комплекса педагогических условий; в экспериментальной проверке выделенного комплекса педагогических условий; в разработке и апробации методики формирования готовности обучающихся колледжей к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.