Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ALGORITHM OF THE SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE BACHELOR: WAYS TO IMPROVE

Gordeeva N.O. 1 Syrovatskaya T.A. 1
1 Belgorod State National Research University
Social and professional adaptation of University graduates, which takes place in the conditions of modern modernization and restructuring of the economy, is complicated by the increase in the number of people receiving higher education and, as a consequence, the tightening of conditions in the labor market and the problems of youth employment. In this regard, there is a need not only to study the process of social and professional adaptation of University graduates, but also to manage this process. This article is devoted to the problem of determining and improving the mechanisms that will ensure the successful social and professional adaptation of a graduate of an educational institution of higher education. The paper describes an adaptive algorithm for managing the process of adaptation, including an assessment of the level of adaptive capacity of a graduate and the definition of control actions to increase this level. To improve the used algorithm with the use of the capabilities of modern information technologies, an information system «Automated workplace of a graduate of the Faculty of Economics and Management» has been developed. This resource allows you to define the initial parameters of graduate adaptability and on this basis to manage individual trajectories of work with information modules of the resource. As practice has shown, the use of such a resource in the educational activities of a higher education institution makes it possible to improve the management algorithm for the social and professional adaptation of graduates.
socio-professional adaptation
university graduate
algorithm of the adaptation

Актуальность исследования обусловлена модернизацией системы высшего образования России и инновационной работой, направленной на обеспечение подготовки самостоятельных, инициативных, предприимчивых специалистов, способных предлагать и разрабатывать идеи, экономически выгодные проекты, находить нестандартные решения и мобильно адаптироваться к условиям профессиональной деятельности.

Проблема социально-профессиональной адаптации выпускника вуза в настоящее время масштабно представлена на государственном уровне. Введение в последние годы профессиональных стандартов во всех отраслях профессиональной деятельности, их частичная дисгармонизация с федеральными образовательными стандартами высшего образования обеспечили мощную инновационную работу в системе вузовского образования по качественной подготовке кадров и их адаптации на рынке труда.

Усиливает проблему показатель трудоустройства выпускников, имеющийся в мониторинге эффективности образовательных учреждений высшего образования, а также поиски вузами новых возможностей, обеспечивающих успешность адаптации специалистов на современном рынке труда, в новых условиях, в профессиональном сообществе.

Одной из доминирующих задач руководителей и преподавателей вузов является формирование готовности студентов к профессиональной деятельности, для решения которой учебным заведениям в рамках реализации программ профессионального образования необходимо создавать специально организованную адаптирующую среду или условия, способствующие формированию готовности своих выпускников к социально-профессиональной адаптации, в ходе которой происходит освоение целей, ценностей, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, овладение нормами профессиональной деятельности, обеспечивающими не только оптимальное функционирование, но и развитие индивида в профессии [1].

Исходя из анализа комплекса исследовательских работ в предложенном направлении, можно выделить следующие проблемные позиции процесса социально-профессиональной адаптации выпускника.

Во-первых, социально-профессиональная адаптация выпускников вузов, которая проходит в условиях современной модернизации и реструктуризации экономики, осложняется увеличением численности получающих высшее образование людей и, как следствие, ужесточением условий на рынке труда и проблемами трудоустройства молодежи. В связи с этим возникает необходимость не просто изучать процесс социально-профессиональной адаптации выпускников вуза, но и управлять этим процессом. Для адаптации выпускников вузов важно соответствие данного процесса требованиям, предъявляемым к уровню подготовки специалистов.

Во-вторых, процесс социально-профессиональной адаптации в условиях вуза сопровождается наработанным комплексом методического и технологического инструментария, имеющего традиционную основу, что не находит у студенческой молодежи должной мотивации к построению самостоятельных индивидуальных профессиональных маршрутов в период обучения, а следовательно, требует разработки новых алгоритмов деятельности в этом направлении с использованием современных информационных технологий.

Современная система высшего образования находится в поиске эффективных моделей подготовки специалистов, способных обеспечить высокие запросы работодателя к полученным в вузе профессиональным знаниям и компетенциям, в том числе с привлечением возможностей современных информационных технологий.

Целью данного исследования является определение комплекса возможностей совершенствования механизмов, которые позволят обеспечить успешную социально-профессиональную адаптацию выпускнику вуза.

Материалы и методы исследования

Содействие в трудоустройстве и адаптации к рынку труда выпускников Старооскольского филиала государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» является одним из стратегических направлений деятельности организации и осуществляется в соответствии с Программой развития СОФ НИУ «БелГУ» и Программой повышения конкурентоспособности Белгородского государственного национального исследовательского университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013–2017 гг. и на перспективу до 2020 г. [2].

Среди основных направлений деятельности по содействию адаптации выпускников можно выделить следующие:

– профессиональная ориентация абитуриентов и студентов в ходе учебного процесса, учебных и производственных практик;

– проведение мониторингов по изучению проблем, связанных с процессом социально-психологической и профессиональной адаптации студентов;

– проведение адаптационных тренингов с приглашенными специалистами;

– индивидуальная помощь и консультации по проектированию индивидуальных программ саморазвития профессионально важных качеств.

Для эффективной организации процесса профессиональной адаптации и трудоустройства предложен алгоритм адаптивного управления данным процессом. Алгоритм предполагает исследование адаптационного поведения студента, которое проявляется через сформированность профессиональных представлений, успешное принятие решений (выбор профессии, выбор вуза), проявление инициативы и ясное определение собственного будущего (сформированность личностного и профессионального плана, планирование карьеры и т.д.), готовность к выполнению профессиональных ролей.

Исследуются конкурентные характеристики выпускников employability, которые заключаются в соответствии способностей выпускников требованиям рынка труда и marketability, которые проявляются «как способность осуществлять эффективные действия по продвижению себя в качестве потенциального специалиста на рынке труда» [3].

На первом этапе предлагается промежуточная оценка профессионального позиционирования выпускника, определяемого компетенциями по блоку профессиональных дисциплин и «способностью к самопрезентации, поиску работы, составлению и рассылке резюме» [4] на базе современных коммуникативных технологий. Для выяснения особенностей профессиональной адаптации необходимо так же учитывать внутренние побуждения выпускников, так как «поведение на рынке труда во многом определяется не только происходящими коренными изменениями объективных условий, но и более инертными внутренними установками, ценностями и мотивами» [5].

Следующий шаг «предполагает получение промежуточного заключения по общей адаптируемости молодого специалиста на рынке труда, которая демонстрирует трудовую мобильность выпускника и степень его готовности к обучению в системе дополнительного образования по новым специализациям, повышению квалификации, стажировкам, опережающему обучению» [4] в условиях онлайн-образования.

Результаты предварительных оценок формируют значение выходной переменной – оценки уровня профессиональной адаптации (социализации).

Для получения интегрированной оценки уровня образования, готовности выпускника к самостоятельной деятельности и полезных навыков, приобретенных в годы обучения, способствующих продвижению молодого специалиста в направлении профессиональной адаптации, предлагается использовать ряд методик (Р.Х. Раге, Т.Х. Холмс, Р.Х. Исмаилов, С. Деллингер, О.Н. Родина и др.).

За основу при определении адаптационного потенциала был взят многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, так как «опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности» [6]. При обработке результатов тестирования учитываются характеристики третьего уровня по четырем наборам ключей, соответствующих шкалам: достоверность, поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность. Баллы шкал 3 уровня суммируются для получения значения шкалы 4-го уровня – личностного адаптационного потенциала.

Исходя из анализа интегрированной оценки уровня профессиональной адаптации, определяется состав и содержание управляющих воздействий для повышения адаптационного потенциала выпускников. Поскольку «чем выше уровень развития этого потенциала, тем выше вероятность успешной адаптации выпускника и тем шире диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться» [7].

Результаты исследования и их обсуждение

C целью обеспечения потребностей выпускников в информационно-методическом сопровождении трудоустройства и профессионального самоопределения и построения индивидуальных маршрутов профессиональной адаптации в СОФ НИУ «БелГУ» был разработан информационный ресурс «Автоматизированное рабочее место выпускника факультета экономики и управления» [8].

Целевая группа пользователей ресурса:

– выпускники факультета экономики и управления;

– студенты выпускных групп факультета экономики и управления.

Данный ресурс содействует формированию адаптационного потенциала на основе самообразования, направленного на анализ и оценку собственной деятельности, создании собственной модели готовности к карьерному росту и профессиональной деятельности.

Иерархическая структура ресурса представлена на рисунке.

gord1.wmf

Структура «Автоматизированного рабочего места выпускника»

Основными единицами ресурса являются модули, группирующие, с одной стороны, набор компетенций, которыми должен обладать выпускник, с другой стороны – информационный контент, необходимый для повышения его адаптационного потенциала.

Кроме информационных модулей в состав системы включены модуль аутентификации, модуль тестирования. Модуль аутентификации предназначен для определения зарегистрированного пользователя и предоставления интерфейса взаимодействия с системой в зависимости от его индивидуальных настроек. Модуль тестирования позволяет определить значение показателя «личностный адаптационный потенциал».

Идентификация пользователя ресурса и предоставление функционала автоматизированного рабочего места происходит в процессе авторизации. В случае если процедура авторизации проводится в первый раз, то после ввода пользователем персональных данных ему предлагается пройти тестирование на выявление индивидуальных психофизических особенностей. Результаты тестирования служат для первоначальной настройки модели выпускника и уровня его адаптационного потенциала, являются входными параметрами для модуля программного управления процессом изучения контента, который строит индивидуальную последовательность изучения, координирует направления перехода между элементами содержимого.

Так как процесс изучения контента занимает продолжительное время, имеется возможность сохранения состояния системы до следующей инициализации сеанса работы. После того, как пользователь вновь прошел авторизацию восстанавливается последний сеанс работы.

Выход из системы возможен на любом этапе, на котором в данный момент находится пользователь.

Укрупненный алгоритм взаимодействия пользователя с ресурсом можно представить следующим образом:

1. Начало процесса.

2. Авторизация пользователя.

2.1. Если пользователь входит систему впервые, то:

2.1.1. Определение параметров выпускника.

2.1.2. Первоначальная настройка параметров модели (индивидуальная последовательность изучения контента).

2.2. Иначе восстановление из базы данных информации о состоянии процесса.

3. Выбор информационного модуля для работы.

4. Выбор раздела модуля для изучения

4.1. Если выбранный раздел доступен для обучения, то переход к шагу 5.

4.2. Иначе переход к шагу 4.

5. Работа с материалом раздела.

5.1. Если материал раздела удовлетворяет потребностям выпускника, то возможен переход к следующему разделу, согласно смоделированной индивидуальной последовательности.

5.2. Иначе открытие следующего по порядку раздела.

6. Конец процесса взаимодействия.

Наше исследование подтверждает, что процесс управления профессиональной адаптацией с использованием информационных технологий может состоять из двух основных этапов:

– выявление потребностей выпускника в профессиональной адаптации;

– формирование индивидуального направления работы с модулями информационного ресурса в зависимости от выявленной модели выпускника.

В этом случае совершенствование алгоритма адаптации заключается в представлении выпускнику информационного контента в зависимости от индивидуальных потребностей и уровня адаптационного потенциала.

Информационный контент должен формироваться исходя из среднестатистической скорости усвоения материала, каждый раздел должен содержать примерно одинаковый дидактический объем информации. Учитывая указанные особенности, каждому выпускнику предлагается алгоритм формирования индивидуальной последовательности работы с ресурсом. Использование подобного ресурса позволяет студентам анализировать ситуацию на рынке труда, осуществлять подготовку к практической деятельности, быстрее адаптироваться к требованиям работодателей.

Ресурс «Автоматизированное рабочее место выпускника» размещен в свободном доступе в кабинетах самостоятельной работы, читальном зале, лаборатории финансов и кредита, учебной аудитории «Учебный банк».

Заключение

Как показала практика, использование подобного ресурса в образовательной деятельности вуза позволяет усовершенствовать алгоритм управления социально-профессиональной адаптацией выпускников. Внедрение данного проекта позволяет удовлетворять запрос выпускников на информационно-методическое сопровождение трудоустройства и профессионального самоопределения, позволяет студентам анализировать ситуацию на рынке труда, осуществлять подготовку к практической деятельности, сократить временной промежуток адаптации к требованиям работодателей. Использование возможностей современных информационных технологий решает проблему диагностичности и прогнозируемости получаемой информации о ходе и результатах социально-профессиональной адаптации выпускников.