Известно, что формирование региональной архитектуры зависит от природно-климатических условий, традиционных конструктивных систем и материалов, так же как и особенностей ведения хозяйства, соответствующих географическому расположению региона. В то же время проблему регионального своеобразия решит только комплексная работа в виде совокупности традиций, новых технологий и материалов.
Расположенный на предгорной равнине, финансовый, научный и культурный центр страны Алматы отличается архитектурой, демонстрирующей удачный синтез традиций и новаторства, и принцип средового подхода формирования пространства, где гармонично сочетаются азиатское и европейское влияния.
Цель исследования: провести промежуточный анализ и систематизацию некоторых архитектурных объектов, выявляющих локальное своеобразие архитектуры южной столицы Казахстана на протяжении нескольких этапов своего развития, в основном путём поиска признаков, приёмов и методов регионального формообразования.
Материалы и методы исследования
Расположенный на фоне величественной панорамы снежных вершин город имеет вытянутую конфигурацию общим уклоном в направлении с юга на север в 3–4 %, слабый ветровой режим, достаточно хороший уровень солнечной радиации. Планировочная структура города была решена с учетом всех этих природных и климатических факторов, которые, безусловно, способствуют созданию уникальных архитектурных сооружений.
Ещё первые формирования поселений были обусловлены их географическим расположением и климатом наряду с социальными и функциональными факторами: широкие улицы древнего Вавилона ориентировались по странам света и пересекались под прямым углом, способствуя проветриванию территории в условиях жаркого климата, а водные каналы и густая растительность смягчали знойный воздух пустыни [1]. Распространённая в античных городах Греции регулярная система применена и в планировке исторического центра г. Алматы, являясь наилучшим вариантом создания регионального архитектурного пространства, опирающимся на местные природно-климатические особенности.
В работе рассмотрены некоторые общественные сооружения Алматы различного периода строительства с использованием метода определения художественной составляющей архитектурного объекта, структурного анализа вместе с творческо-генетическим подходом для определения принципов формообразования и формирования среды, архитектурного языка, композиционных схем, ассоциативных образов и влияний на них природно-климатических условий.
Блестящим примером новых принципов и подходов к традициям «живого Востока» в архитектуре сооружений новой столицы КазАССР – Алма-Аты, являются здания бывшего Дома правительства КазАССР (1929–1931 гг., сейчас – Академия искусств им. Т. Жургенова) и Клуб работников ГПУ (1930–1932 гг., ныне здание Гос. академического уйгурского театра музыкальной комедии). Архитектурные сооружения, построенные в стиле конструктивизма, отличаются геометричностью объёмов, контрастом белоснежных и тёмных поверхностей с подчёркнутой функциональностью.
В поиске новых средств, выявляющих смысловое значение здания в контексте эпохи, автор здания Дома правительства М.Я. Гинзбург, при участии Ф. Милиниса, отказался от тиражирования привычных форм монументального зодчества и копирования традиционных элементов национальной архитектуры в пользу новых приёмов композиции с признаками региональной идентичности. В то же время Н. Буровцев, вдохновлённый ярко выраженными чертами, характерными для конструктивизма, в архитектуре клуба им. Русакова в Москве в проекте здания Государственного академического уйгурского театра, использовал удачный контраст строгих геометрических объемов и формы четверти круга его вестибюльной части [2].
В результате вертикальные и горизонтальные сплошные ленты остекления, глубокие лоджии, подчеркнутая функциональность, создание комфортной среды в зданиях и на их территориях с тщательным учётом природно-климатических условий юга Казахстана, включающим: правильную ориентацию зданий по сторонам света; расположение рабочих помещений вокруг внутреннего дворика; защиту от проникновения жары и холода в помещения; крытые переходы, соединяющие отдельные корпуса, мероприятия по озеленению и обводнению в интерьерах и экстерьерах сооружений, относят эти архитектурные объекты к одним из образцов регионального зодчества [3].
Несомненно, климат и географическое расположение Алматы являются существенными факторами сложения характерных черт региональной традиции таким зданиям 1960–1970-х гг. как гостиница «Алматы» (арх. Н. Рипинский, И. Картаси, 1967 г.) и Русский драм. театр им. М.Ю. Лермонтова (арх. В. Давыденко, Г. Горлышков, Н. Былинкин, 1968 г.). В проекте восьмиэтажного здания гостиницы использован характерный для восточного зодчества приём выявления образа природного окружения и его иллюзорного взаимодействия с объёмным решением проектируемого объекта: плавный изгиб фасада выгнутого к югу здания, с членениями из горизонтальных окон и лоджий, подобен ледяным вершинам Заилийского Алатау.
Городской рельеф местности был удачно использован в организации требуемого уклона мест зрительного зала театра им. М.Ю. Лермонтова, а сплошное остекление его фасадов, обеспечивающее взаимосвязь интерьера с окружающей средой, как и обводнение и озеленение территории усиливают признаки региональности здания. В то же время расположение мегаполиса в сейсмоопасной зоне обусловило применение специальных конструктивных решений в виде мощных железобетонных «стаканов» – опор [4].
Рассмотренные примеры архитектурных сооружений города Алматы относятся к советскому периоду, но и в новых условиях представляют собой примеры удачного синтеза прогрессивных инженерных решений и локальных природно-климатических условий. Вместе с тем современные архитектурные сооружения Алматы демонстрируют творческую преемственность, обеспечивая комфортные условия для жизнедеятельности человека, формируя новую эстетику пространственной среды южной столицы Казахстана и способствуя повышению её престижа.
Современный полифункциональный комплекс «Нурлы тау» (арх. Т. Ералиев, С. Баймагамбетов, Т. Татыгулов, 2004 г.) с развитой инфраструктурой, олицетворяющий новый облик Алматы, представляет собой симбиоз азиатской и европейской культур в стиле хайтек и выражает главную идею повышения уровня культурного развития страны, её достижений в инновационных технологиях и стремлений к самобытности региона. Динамичная композиция из строгих и лаконичных кристальных форм символизирует образ сверкающих вершин Зайлийского Алатау, в полной мере демонстрируя её региональную идентичность (рисунок). Этому способствует не только наличие малых форм ландшафтной архитектуры и элементы культур различных стран, некогда расположенных на торговых караванных путях, усиливая историческую и художественную значимость, но и тщательный и всесторонний учёт природно-климатических характеристик региона.
Полифункциональный комплекс «Нурлы тау» (арх. Т. Ералиев, С. Баймагамбетов, Т. Татыгулов, 2004 г.). Макет [7]
Здания переменной этажности и эспланада в виде пропилей, специально ориентированы по оси «север – юг». Такая схема обеспечивает лучшее проветривание территории вечерним горным бризом к нижней части застройки. В современных условиях для такого крупного мегаполиса, как Алматы, характерны накопления выхлопных газов в виде смога в воздушном бассейне города из-за расположения в полузамкнутой межгорной долине. Для решения проблемы проветривания городского комплекса архитектурными средствами, объемно-пространственные решения «Нурлы тау», расположенного в предгорной части Алматы, ассоциируется с ущельем: узкие разрывы между зданиями создают своеобразные тоннели, затененные или освещенные в зависимости от времени суток. Взаимодействие охлажденных и нагретых участков территории комплекса создает бризы, которые продвигаются в пространстве между блоками и создают воздушные потоки. Свободному передвижению воздушных масс, хорошей инсоляции помещений, способствует подчинение существующей форме рельефа анфиладной системы и переменной этажности площадей и зданий полифункционального комплекса. Одновременно между разрывами блоков возникают фрагменты гор, и они становятся частью эстетической визуализации.
Ширина зданий комплекса «Нурлы тау» рассчитана для оптимального сохранения тепла в зимнее время и комфортной температуры – в летний зной. Реализации благоприятного микроклимата с температурой, близкой к оптимальной и несколько повышенной влажностью, в условиях жаркого лета Алматы способствуют использование озеленения и обводнения территории и включение зимнего сада и оранжерей в проект комплекса.
Разумеется, мероприятия по формированию комфортной среды на территории г. Алматы не ограничиваются адаптацией к условиям резко континентального климата: ввиду расположения города на сложном рельефе, возрастает необходимость использования перепадов уровней земли как преимущественного фактора в поиске региональной идентичности [5]. Переменные высотные отметки рельефа обусловливают правильную организацию отвода поверхностных вод при благоустройстве территории и ландшафтного дизайна. В условиях сложного рельефа возрастает вредное воздействие выбросов выхлопных газов на окружающую среду и усиление уровней шумов, поэтому в таких городах требуется некое экранирование застройки от неблагоприятного воздействия главных магистралей [6]. Расположение зданий комплекса «Нурлы тау» запроектировано таким образом, что внутренние дворы защищены от нежелательных шумов и выхлопных газов с помощью застройки-экранов.
Расположение Алматы в сейсмической зоне определяет целесообразность специальных сейсмостойких конструкций и антисейсмических мероприятий, что влияет на методы строительства, этажность, выбор материалов и конструкций. Инновационные технологии, новые методы строительства и материалы, применённые в «Нурлы тау» обладают высокой прочностью на сейсмические нагрузки.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, каждый этап формирования архитектуры г. Алматы характеризуется различными своеобразными элементами и приметами регионализма. В 1920–1930-е гг., в так называемый период «регионализма романтического» [8], создавались проекты, передающие национальное, но лишённые какого-либо декора и традиционных элементов восточной архитектуры, обусловленные бытовыми и климатическими особенностями Казахстана. Поиск архитектурного языка, новых форм и образов сооружений этого периода был обусловлен развитием строительных технологий и конструкций, а также интересом к стилю конструктивизма.
Период 1960–1970-х гг. характеризуется развитием строительства спортивных и культурно-просветительских сооружений (Центральный стадион, Дворец спорта, высокогорный спортивный комплекс «Медеу», кинотеатр «Арман», Дворец бракосочетания, драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, здание цирка, Дворец Республики и др.), являющихся примерами тщательного учёта природно-климатических особенностей, применения сейсмостойких конструкций, включения элементов монументально-декоративного искусства. Проблема национального своеобразия этих общественных зданий решена опосредованно, передачей региональной идентичности путём пространственных решений, выразительных композиционных форм, раскрытия богатых возможностей строительных материалов, использования различных солнцезащитных элементов, придающих сооружениям величественность, торжественность и в то же время близость к народному зодчеству в виде традиционных мотивов и орнаментов.
Архитектура знаковых достопримечательностей Алматы 1980-х гг. (Республиканский Дворец школьников, оздоровительный комплекс «Арасан», Центральный исторический музей и др.) являет собой пример симбиоза классических черт и современной трактовки форм, характерных для мусульманского зодчества, таких как стилизованные «минареты», купола, арочные окна и порталы, башни, и соответствующие отделочные материалы.
Творчество отдельных архитекторов XXI в., относящееся к «регионализму критическому», отличается качественными принципами формообразования и формирования среды [8].
Заключение
Сейчас идут поиски путей решения развития регионального своеобразия, новой эстетики пространства, комплексного формирования пространственной среды, отвечающей природно-климатическим условиям местоположения объекта, обеспечивая комфортное в ней пребывание, что отражается в применении соответствующих новых технологий строительства и планировании различных функционально-декоративных элементов. Например, положительную роль в формировании региональной архитектурной среды, обусловленной природно-климатическими и ментальными особенностями населения, могут сыграть мавританские сады. Такие сады могут включать обводнение территории, зелёные насаждения, малые архитектурные формы, крытые галереи с перголами, не только несущие функцию защиты от летнего зноя, пыли, ветра, шума от транспортных магистралей, но и обогащающие эстетически пространственную среду города [9].