Высокая скорость и непрерывность социальных и экономических преобразований в начале XXI в. обусловили то, что конкурентоспособность становится важнейшей характеристикой для работника. Технологические инновации, оказывающие все более глубокое и сильное влияние на рынок труда, обусловливают критерии выбора профессиональной траектории. Обоснованный с точки зрения экономической востребованности и конкуренции на рынке труда выбор профессии может в короткий временной промежуток оказаться неактуальным.
Цель исследования: определить особую роль профессиональной мобильности в системе формирования конкурентоспособности специалиста технического профиля.
Материалы и методы исследования
Предметом исследования является формирование профессиональной мобильности в системе подготовки конкурентоспособного выпускника технического вуза. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование работодателей, студентов и выпускников технического вуза, организация и проведение эксперимента. Экспериментальная база исследования: студенты и выпускники факультета автоматики и информационных технологий Самарского государственного технического университета.
Результаты исследования и их обсуждение
Современная ситуация на рынке труда привела к тому, что активная позиция самого работника играет решающую роль, так как «конкурентоспособная личность – это личность, для которой характерно стремление и способности к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами»[1, с. 67].
Исследователи определяют «конкурентоспособность специалиста-профессионала в общем виде … как интегративную характеристику, обеспечивающую ему более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую позицию на соответствующем отраслевом рынке труда, устойчиво высокий спрос на его услуги. Конкурентоспособность определяется комплексом конкурентозначимых профессиональных и личностных качеств, индивидуальных способностей решения конкретных задач, вопросов, проблем и необходимых для этого профессиональных знаний, умений и навыков, компетенций» [2].
Исследователи отмечают, что «конкурентоспособность молодого специалиста является, с одной стороны, фактором развития профессиональных и личностных качеств выпускника высшей школы в интересах современного общества, а с другой – показателем качества вузовской подготовки» [3].
При этом необходимо отметить, что формирование профессионального потенциала выпускника вуза «зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации» [4].
Конкурентоспособность выпускника технического вуза начинает рассматриваться как сложное личностное образование, так как «конкурентоспособный инженер должен обладать:
– во-первых, профессиональной компетентностью, под которой мы понимаем совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для решения профессиональных задач;
– во-вторых, набором специальных способностей, состояние уровня развития которых соответствует актуальному востребованному уровню развития их в социуме, т.е. которое обеспечивает эффективное решение потока проблем в области инженерной деятельности» [5].
Формирование профессиональной компетентности достаточно глубоко рассматривается в профессиональной педагогике, в том числе формирование компетентности в процессе получения высшего технического образования. При этом вопросу формирования профессионально важных качеств конкурентоспособной личности выпускника технического вуза уделено недостаточное внимание. «Профессиональная успешность человека зависит не столько от его способности перемещаться с одного рабочего места на другое, из одной области профессиональной деятельности в другую, сколько от его умения активно и продуктивно реагировать на изменения профессиональной среды и профессиональной ситуации, что является ключевым фактором для его профессиональной устойчивости» [6].
«Это позволяет рассматривать профессиональную мобильность, прежде всего, с точки зрения возможности преодоления человеком внутренних психологических барьеров, препятствующих профессиональной самореализации, умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и культурную среду» [7].
В результате профессиональную мобильность исследователи определяют «как интегративное качество личности, объединяющее в себе сформированную внутреннюю потребность в профессиональном росте и профессиональной карьере специалиста, способности к профессиональной адаптации в результате смены профессионального поля деятельности и знаниевую основу профессионально-личностной компетентности как условия формирования профессиональной мобильности» [8].
Проведенный анализ литературных источников обосновывает мысль о том, что выпускник технического вуза не может считаться конкурентоспособным без сформированной профессиональной мобильности. Вся система подготовки бакалавра, магистра, специалиста в вузе должна быть построена с учетом этой взаимосвязи (рисунок).
Конструктивная схема системы подготовки конкурентоспособного выпускника технического вуза
Программно-целевой компонент такой системы включает в себя нормативную документацию вуза: Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, являющиеся документами общероссийского уровня, основные образовательные программы, учебные планы, программы учебных дисциплин, составляющие блок общевузовской документации. Кроме того, в этот компонент входят различные положения, регламенты, определяющие политику вуза по его развитию, а также стимулированию научно-исследовательской, творческой работы как преподавателей, так и обучающихся. Профессиональная мобильность как фактор конкурентоспособности выпускника формируется в течение всего срока обучения в вузе, то есть является метапредметным образовательным результатом. «Реализация метапредметного подхода в высшем профессиональном образовании способствует подготовке компетентного, квалифицированного бакалавра и специалиста такого уровня и профиля, который способен к продуктивной работе по специальности, готов к непрерывному профессиональному росту, социальной, культурной и профессиональной мобильности» [9].
Организационный компонент проявляется в структуре образовательного процесса, тех формах и методах, которые применяются в обучении студентов. Этот компонент характеризуется наибольшей степенью интеграции традиционных и инновационных процессов (дистанционных образовательных технологий, сетевой формы обучения). То, насколько заинтересовано руководство образовательного учреждения в использовании в учебном процессе интерактивных форм, проявляется в интенсификации учебного процесса, его практико-ориентированной направленности, позволяющей в дальнейшем студенту проявлять профессиональную мобильность, быть конкурентоспособным на рынке труда.
Динамический компонент системы включает в себя постоянно взаимодействующих субъектов образовательного пространства вуза – преподавателя и студента, а также изменяющееся под влиянием этого взаимодействия содержание образования. Схема отображает тесную взаимосвязь всех субъектов образовательного процесса: невозможно определить, кто имеет более важную роль. Традиционно считается, что преподаватель обеспечивает качество подготовки студентов к профессиональной деятельности. Действительно, от него зависит, насколько наглядными и понятными, содержательными будут лекции, кроме того, именно преподаватель задает траекторию движения студента при изучении дисциплины – темы практических и лабораторных работ, задания для самостоятельного изучения и выполнения. Но как бы ни распланировал работу преподаватель, результативность будет во многом зависеть от студента – его заинтересованности, уровня начальных знаний, когнитивных компетенций. Третий «субъект» динамического компонента системы зависим от преподавателя и студента, но и сам оказывает влияние. Компетентностный подход в образовании, переход на двухуровневую систему высшего образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов во многом поменяли содержание образования: регламентирован процент лекционных потоковых занятий, увеличено количество часов на самостоятельную работу студентов, достаточно сильно изменен состав дисциплин учебных планов.
Инновационно-технологический компонент играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности выпускника. Именно этот компонент включает в себя те инновации, которые должны стать основой высшего образования, особенно технического. Программа «5-100» основной задачей высшего технического образования ставит формирование выпускника, готового и способного создавать новые технологии начиная со времени обучения в вузе. «Цель Проекта 5–100 – максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ» [10]. В процессе работы над междисциплинарными исследовательскими проектами студенты учатся не только решать поставленную задачу на стыке разных наук, но и осуществлять коммуникацию между различными исследовательскими группами, состав участников которых зачастую международный. Значит, необходимо быть готовым проявить и межкультурные коммуникативные способности. Инновационно-технологический компонент закладывает основу конкурентоспособности выпускника, так как работа с различными проектами в междисциплинарных и межкультурных группах позволяет снять психологический барьер перед инновациями, разработать и опробовать на практике личный алгоритм работы в нестандартных ситуациях, требующих решения нетиповых задач. Такой опыт, полученный на этапе получения образования, позволит в дальнейшем успешно действовать в самых разных, даже стрессовых, ситуациях в профессиональной деятельности.
Способность студента, а в дальнейшем выпускника вуза проанализировать, структурировать и систематизировать междисциплинарную научную информацию, успешно интегрироваться в поликультурную исследовательскую команду, при необходимости взять на себя руководство каким-либо этапом работы, подразумевается у профессионально компетентного специалиста. Но в условиях современного технического вуза это профессионально важное качество личности не формируется в процессе изучения дисциплин специализации. В такой ситуации становится оправданным системное преобразование преподавания дисциплин социально-гуманитарного профиля, направленного на формирование информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) [11], обеспечивающей проявление конкурентоспособности. Проведенное анкетирование работодателей, студентов и выпускников технического вуза (156 человек) показало, что в зависимости от этапа продвижения в профессии, отдельные компоненты компетентности приобретают особое значение. Для работодателя решающим является высокий уровень сформированности деятельностного компонента (мнение более 55 % опрошенных). Для выпускников важной становится сформированность оценочно-рефлексивного компонента ИКК, как способствующего эффективному самоопределению на этапе трудоустройства (60 % опрошенных). Для студентов же необходимым является формирование когнитивного компонента (45 % опрошенных), что вполне объяснимо с точки зрения успешности обучения в вузе.
В Самарском государственном техническом университете преподается дисциплина «Русский язык и культура речи», которая формирует у студентов способность рациональной работы с информацией, когда с минимальными затратами сил перерабатывается ее большой объем; готовность для выполнения профессиональных задач сформулировать цель сбора и анализа информации. Разные виды сжатия информации (составление плана, выделение тезисов, создание разных типов конспектов) помогают оптимизировать работу, сделать ее более эффективной. Способность осознать взаимосвязь ключевых понятий в контексте выполняемой междисциплинарной работы дает возможность развить системное мышление – готовность анализировать реализацию сложных процессов, работу механизмов или организаций. Способность в соответствии с законами логики структурировать подготавливаемый текст публичной речи, использовать приемы аргументации, а также активное применение способов наглядного представления (схемы, графики) информации обеспечивает формирование коммуникативной составляющей информационно-коммуникативной компетентности, овладение которой позволяет оптимизировать профессиональное взаимодействие. Готовность учитывать индивидуальные особенности коммуникантов, обусловленные принадлежностью к разным этническим, социальным группам, позволяет реализовать межкультурную составляющую коммуникативной компетенции. Способность определить свое место в команде, готовность взять на себя ответственность за результаты командной работы обеспечивает возможность управления проектами.
Заключение
В результате выполненного исследования создана модель системы подготовки конкурентоспособного выпускника технического вуза в виде конструктивной схемы, включающая программно-целевой, организационный, динамический и инновационно-технологический компоненты, описано их содержание. Обоснованы изменения процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе с целью формирования информационно-коммуникативной компетентности как структурно необходимого качества личности специалиста технического профиля для обеспечения его конкурентоспособности, на примере обучения дисциплине «Русский язык и культура речи». Интенсивность социально-культурных преобразований начала XXI в. предопределила то, что формирование конкурентоспособности и профессиональной мобильности (в качестве ее компонента) стало одной из приоритетных целей высшего технического образования.