Одна из серьезных проблем на сегодняшний день, на которых учителя акцентируют особое внимание – это подготовка к письму. Если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика, он с первых дней обучения в школе начинает испытывать трудности, это может проявляться в том, что ученик не справляется с объемом письменных заданий, что замедляет общий темп работы в классе. Чтобы решить эту проблему учителя используют самые разнообразные методы и средства. Можно развить мелкую моторику рук посредством различных упражнений и развивающих игр. Такими играми, способствующими развитию мелкой моторики руки мы считаем национальные якутские игры – «хабылык» (ловить, поймать), «хаамыска» (камешки) и «тырыынка» (игра в палочки), очень интересные и развивающие координацию, находчивость, ловкость, умственные способности, мелкую моторику, игры наших предков – «хабылык», «хаамыска» и «тырыынка».
По мнению Д.Б. Эльконина, «мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость» [1, с. 75].
Исходя от того, насколько развита у ребенка мелкая моторика, определяются его речевые способности, координация в пространстве, концентрация внимания и др. Отвечающие за эти способности центры головного мозга связаны с нервными окончаниями на пальцах. В связи с этим важно, при помощи специальных упражнений развивать пальчики ребенка. Мелкая моторика взаимодействует и с высшими психическими функциями, такими как мышление, речь, память, воображение, оптико-пространственное восприятие и наблюдательность. Развитие мелкой моторики важно для младших школьников и для того, чтобы одеваться, рисовать, а также выполнять различные бытовые и учебные действия.
Развитость мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, безусловно, дети имеющие достаточный уровень развития, могут логически рассуждать, имеют связную речь, у них в достаточной степени развиты память и внимание. Опыт показывает, что ребенок, поступивший в школу, начинает испытывать трудности при овладении навыками письма, поскольку письмо – навык сложный, включает выполнение тонких координированных движений руки. Письмо от ребенка требует слаженной работы мышц всей руки, развитого произвольного внимания и зрительного восприятия. От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека [2, с. 34].
Одним из критериев готовности ребенка к обучению в школе является развитие общих движений, таких как ловкость, точность, координация, скорость и моторики рук, если ребенок подготовлен к письму, имеет хорошую память, воображение, концентрацию внимания и связную речь, умеет рассуждать и логически мыслить.
Чтобы развить мелкую моторику рук у младших школьников, нужно провести ежедневные занятия с ребенком: задания и упражнения, которые направлены на развитие тонкой моторики пальцев рук, таких как пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, рисование по трафаретам, шаблонам, фигурным линейкам, графические упражнения, диктанты, игры на развитие тактильных ощущений, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, вышивание, игры на базе конструктора лего, мозаика.
Одним из таких средств, которые способствуют развитию мелкой моторики, являются якутские настольные игры «Тырыынка» – игра в палочки, «Хабылык» – игра в лучинки, «Хаамыска» – игра в камешки. Эти игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры якутского народа, отражением этноса в целом и историей его развития. Велика роль народных игр в воспитании ребенка, укреплении его духа и тела, в развитии способностей мышления, воображения. Они занимали особое место в повседневной жизни наших предков. После тяжелого трудового дня молодежь собиралась, и старшее поколение состязались в ловкости, силе и сноровке. В якутских национальных играх мы видим особенности менталитета и мировоззрения якутского народа, его почитании, культу природы [3, с. 21].
Якутские настольные игры, в которые современные дети с удовольствием играют, имеют тесную связь с укладом жизни якутского народа, видами традиционного хозяйствования, такими как разведение крупного рогатого скота, лошадей, охотничий промысел и рыболовство. Ценными качествами для молодых людей считались сильные руки, ловкость, зоркость, спокойствие и выдержка. Поэтому в играх издавна преобладали такие качества как выносливость, точность движений, ловкость рук и т.д.
Эти игры получили свое развитие в начале XVI в., когда наши предки жили по берегам озер (алаасам), и дошли до наших дней. Игры в камешки и лучинки способствуют в первую очередь развитию ловкости рук, быстроте реакции, развитию умственных способностей человека. Это, по мнению многих ученых, имеет важное значение для развития головного мозга [4, с. 4].
По мнению К.Д. Уткина, «хабылык» – якутская настольная игра, где одновременно развивается, соревнуется меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Эмоциональный подъём, чувство удовлетворения игрой и радость, которая охватывает человека в процессе игры, эти неповторимые чувства положительных эмоций пронесли через многие годы наши игры в лучинки, камешки и палочки. «Хап» – корень слова «лови», «лык» – приложение, «ы» – соединение. Все звери, птицы таким образом достают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить». Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как на междоусобных войнах, на охоте, так и в процессе трудовой деятельности [5, с. 7].
Таким образом, организуя настольные игры «хабылык» и «хаамыска», учитель должен сознательно и целенаправленно формировать навыки игры школьников [5, с. 5].
В игре «Хабылык» инструментом являются палочки длиной 16 см, шириной 0,9 мм, толщиной 0,4 мм с острыми краями по обеим бокам, всего их должно быть 30 штук.
Перед игрой проводится жеребьевка. Игрок подходит к столу и по 5 палочек кладет на стол для лучшего подсчета. Затем собирает всем «хабылык» и разминается.
Судья сначала командует «подготовиться», а через 2–3 секунды по сигналу «Марш!» начинается игра. Если игрок ошибается или нарушает правила, то судья дает знак (легкий стук по столу ладонью) повторить игру.
Игра длится две минуты. Из подброшенных вверх палочек подхватывает по одной палочке. Руке, которая не участвует в броске, разрешается принять участие в сборе палочек только после того, как все подброшенные палочки легли на пол.
В случае, когда палочка падает со стола, игрок сам поднимает ее. При этом болельщики не имеют права помочь поднять, а могут только указать, где лежит. Последнюю палочку игрок должен подхватить между мизинцем.
Сегодня «хабылык» получает новое развитие как вид спорта в Республике Саха (Якутия). Эта игра очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, мелкую моторику, точную координацию движений.
«Хаамыска» (камешек) – происхождение этой игры скрывает в глубокой древности. Наши предки стали играть в эту игру в начале XVII в. Якуты изготовили «хаамыска» из костей тайменя. Потом стали изготовлять кубики из дерева размером 1,5×1,5 см. Играют 5, 7, 9 штуками. Есть 6 этапов этой игры:
На первом этапе игрок подбрасывает вверх один камешек, и во время его полета подбирает со стола по одному камешку и ловит подброшенный вверх камешек.
На втором этапе игрок, подбрасывая вверх один камешек, поднимает каждый раз по две и ловит подброшенный.
Третий этап, подбрасывая вверх один камешек, участник поднимает со стола сначала один, а затем и все остальные три или наоборот.
Четвертый этап, участник подкидывает один камешек, во время ее полета кладет на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную.
Пятый этап, участник бросает на стол все камешки. Берет одну и подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные камни по одному.
Шестой этап: все камешки участник держит в ладони, подбрасывает всех и ловит тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании. Из этих шести этапов состоит один заход.
Если за 2 минуты игрок прошел один заход, то получает 5 очков. Если прошел два захода, то 10 очков. Так, каждый пройденный заход оценивается на 5 очков. А если игрок за две минуты закончил третий этап второго захода, то получает 10/3 очка.
«Тырынка» – (лучинки) игра, развивающая логику у детей. Игроков может быть двое или больше. «Тырынки» изготавливаются из нащепанных лучинок. Длина лучинок должна равняться ширине ладони, тоньше спичечных палочек и иметь округлую форму. Участник зажимает в ладони лучинки, затем опускает их на стол, те лучинки, которые упали отдельно, игрок забирает себе. И начинает с верхней из лежащих друг на друге лучинок отсоединять от других при помощи специальной лучинки с загнутым концом. При этом не сдвигать соседние, в этом случае игра переходит к другому участнику. Играют до последней лучинки. Выигрывает участник, у которого в итоге останется большее количество лучинок [7, с. 84].
Цель исследования теоретически доказать и обосновать в результате педагогического эксперимента возможности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста посредством якутских национальных настольных игр («хабылык», «хаамыска», «тырыынка»).
Материалы и методы исследования
Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук младших школьников проводилась на базе МОБУ «Якутской городской национальной гимназии» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 20 учащихся 2 класса, из них 10 мальчиков и 10 девочек.
Работа разделена на 3 этапа:
1) констатирующий этап: разделение класса на экспериментальную и контрольную группы, выявление первоначального уровня развития мелкой моторики рук младших школьников посредством методик «Полоски», «Мячики», «Фигуры», «Домик», «Узоры» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой и С.В. Щербининой;
2) формирующий этап – проведение якутских настольных национальных игр «хабылык», «хаамыска», «тырыынка», развивающих мелкую моторику рук.
3) контрольный этап: повторное проведение методик «Полоски», «Мячики», «Фигуры», «Домик», «Узоры» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой и С.В. Щербининой, сравнительная работа двух групп и анализ полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления первоначального уровня развития мелкой моторики рук для учащихся проводился комплекс методик «Полоски», «Мячики», «Фигуры», «Домик», «Узоры» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой и С.В. Щербининой. Результаты этих методик суммируются и дают общий итог.
Если общий результат составляет 12 баллов и выше, то это свидетельствует о высокой автоматизированности у учащихся графических навыков, развитой произвольности. Эти особенности являются подтверждением высокого уровня развития моторики ребенка, что показывает успешное овладение двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Если же результат составляет 8–11 баллов, это говорит о том, что у ребенка достаточно сформированы и умеренно автоматизированы навыки графической деятельности, а также умеренно развита произвольность регуляции движений. Такие показатели являются достаточными для дальнейшего обучения.
И, наконец, если общий результат не превышает 7 баллов, это свидетельствует о том, что у ребенка недостаточно сформированы навыки графической деятельности, плохо развиты произвольная регуляция и контроль за выполнением движений, которые требуют точности и достаточной производительности. Такие показатели являются недостаточными для того, чтобы ребенок успешно овладел навыками учебной деятельности [4].
Исходя из результатов методик «Полоски», «Мячики», «Фигуры», «Домик», «Узоры» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой и С.В. Щербининой, определения уровней развития мелкой моторики.
Таблица 1
Первоначальный уровень развития мелкой моторики
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Контрольная группа |
20 % |
50 % |
30 % |
Экспериментальная группа |
30 % |
50 % |
20 % |
Цель формирующего этапа – провести якутские настольные национальные игры для экспериментальной группы.
Исследование длилось в течение третьей четверти, ходили 2 раза в неделю. Нам понадобилось по пять комплектов настольных игр. Занятие длилось в течение 45 минут.
В первый день для экспериментальной группы был проведен мастер-класс, в котором рассказали про якутские настольные национальные игры и наглядно показали, как в них играть.
Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е. подготовительной части каждого занятия, с целью разогрева мышц для полноценной подготовки организма к занятию и развития тех или иных качеств, необходимых для игры.
Занятие начинали с самомассажа ладоней, ладоней и пальцев, кончиков пальцев и внешней стороны кисти рук. После самомассажа руки, дети приступали к упражнениям с предметами:
– перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой, подбрасывание, ловля;
– перебрасывание палочки с одной руки на другую перед собой, подбрасывание, ловля.
Затем познакомили детей с правилами игры «Тырыынка», «Хабылык», «Хаамыска». Объяснили и показали:
– выбор позиции игрока
– стойка игрока;
– технические приемы игры;
– способы игры;
– овладение техникой подбрасывания и ловли лучинок, камешек, палочек.
Затем организовали свободную, тренировочную игру.
После проведенного формирующего этапа экспериментальной работы, нами был проведен контрольный эксперимент, где была проведена повторная диагностика по методикам С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой и С.В. Щербининой: «Полоски», «Мячики», «Фигуры», «Домик», «Узоры».
Таблица 2
Результаты повторной диагностики
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Контрольная группа № 1 |
20 % |
50 % |
30 % |
Контрольная группа № 2 |
20 % |
50 % |
30 % |
Экспериментальная группа № 1 |
30 % |
50 % |
20 % |
Экспериментальная группа № 2 |
20 % |
40 % |
40 % |
Заключение
При помощи комплекса методик «Полоски», «Мячики», «Фигуры», «Домик», «Узоры» С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой и С.В. Щербининой выяснили первоначальный уровень развития мелкой моторики рук.
При проведении эксперимента у учеников экспериментальной группы по развитию мелкой моторики рук посредством якутских настольных национальных игр, уровень мелкой моторики повысился, улучшился почерк, они стали учиться лучше.
Таким образом, организуя настольные игры «тырыынка», «хабылык» и «хаамыска», учитель должен сознательно и целенаправленно формировать навыки игры младших школьников. Родителям рекомендуется играть с детьми в настольные игры дома, а также больше участвовать в турнирах различного уровня для формирования соревновательного опыта, для повышения самооценки. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.