Инновационное развитие российского общества актуализирует потребность в кадровом обеспечении разных отраслей экономики. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных качеств школьника, одно из которых «подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества» [1]. Соответственно, в школе важно обратиться к формированию у обучающихся профессионального самоопределения, положительного имиджа профессий родного края. Для достижения этого значимого результата могут хорошо подойти, по мнению коллектива Коелгинской СОШ Челябинской области, экскурсионно-познавательные маршруты (ЭПМ). В менеджменте туризма под экскурсионным маршрутом понимается «хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы» [2]. Позиция педагогов Коелгинской СОШ состоит в том, что экскурсионно-познавательный маршрут не только способствует раскрытию темы, но и выступает в качестве прикладного инструмента профессионального самоопределения обучающихся [3]. На начальном этапе при разработке ЭПМ педагоги столкнулись с трудностями, продемонстрировали неумение представить весь процесс в целом, отобрать адекватные содержательные и процессуальные средства.
Цель данной статьи состоит в представлении разработанной стратегии проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов школьников, которая послужила основой для воплощения в практике идеи приобщения школьников к миру рабочих специальностей, формирования профессионального самоопределения обучающихся.
Материалы и методы исследования
Авторы статьи осуществили на базе Коелгинской СОШ в феврале 2016 г. исследование, направленное на выявление позиций педагогов, касающихся проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов школьников в урочной и внеурочной деятельности. Оно включало в себя письменный опрос педагогов. Для проведения исследования была разработана анкета, состоящая из пяти вопросов:
1. Желаете ли Вы осуществлять с обучающимися экскурсионно-познавательные маршруты?
2. Известна ли Вам стратегия проектирования ЭПМ?
3. Что служит основанием при отборе содержания для ЭПМ?
4. Можете ли Вы отобрать адекватные методы для реализации ЭПМ с обучающимися?
5. Всегда ли участвуют представители профессиональных сообществ села в экскурсионно-познавательных маршрутах?
На вопросы анкеты ответили 30 педагогов.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведённое анкетирование позволило получить важные сведения относительно представлений педагогов об экскурсионно-познавательных маршрутах:
– На первый вопрос анкеты о желании педагогов участвовать в разработке экскурсионно-познавательных маршрутов 86,4 % учителей дали положительный ответ. 13,6 % опрошенных не определились, хотят ли они точно реализовывать ЭПМ или не хотят.
– Стратегия проектирования ЭПМ известна частично лишь 16 % респондентов, 84 % педагогов посчитали, что совсем не знакомы с такой стратегией.
– Что касается отбора содержания для ЭПМ, то многие педагоги (93,6 %) указали, что изучаемый материал предмета диктует необходимость обращения к профессиям родного села. При этом большинство участников опроса (80,8 %) не написали о том, что не только изучаемая тема предмета лежит в отборе содержания, но и направленность ЭПМ на достижение цели профессионального самоопределения школьников.
– На вопрос «Можете ли Вы отобрать адекватные методы для реализации ЭПМ с обучающимися различных возрастных групп?» даны определённые ответы: «да» – 9,6 %; «не всегда» – 38,4 %; «нет» – 52 %.
– Специалисты различных профессий села привлекаются для участия в ЭПМ нерегулярно. Об этом наглядно свидетельствуют ответы «иногда» – 64 % и «нет» – 36 %.
Результаты исследования продемонстрировали высокий уровень мотивации педагогов к разработке ЭПМ. Однако, что касается умений это делать, то приходится констатировать, что многие респонденты испытывают трудности в отборе содержания, действий, привлечении партнёров, плохо знакомы с наполнением стратегии проектирования ЭПМ. Эти обстоятельства указали авторам статьи на необходимость обращения прежде всего к осмыслению понятия «стратегия». А затем уже – к разработке стратегии, которая поможет учительскому корпусу во взаимодействии со школьниками строить и реализовывать ЭПМ для формирования профессионального самоопределения школьников.
В литературе встречаются различные взгляды на понимание стратегии. Известно, что в переводе с греческого языка это «искусство ведения войны». В знаменитом Большом толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова кроме военной составляющей утверждается, что это ещё и «искусство руководить действиями какого-нибудь коллектива для достижения общих, главных целей в его борьбе с противником» [4, с. 797].
Понятие стратегии является многогранным. В работе, посвящённой маркетингу, стратегия – это «долгосрочный план, включающий ряд последовательных мероприятий, разработанный с целью достижения, обычно с высоким уровнем рентабельности, инвестиций, столь выгодной рыночной позиции» [5, с. 69]. В данном определении акцентируется длительность действий для достижения целей.
Схожая позиция обнаруживается в работе Т.Т. Тайгибовой. Данный исследователь полагает, что разработка стратегии развития предприятия «должна являться непрерывным процессом, а не разовым событием» [6, с. 307].
О.С. Виханский и А.И. Наумов представляют стратегию по-другому, не как план, а как «долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям» [7, с. 220]. В подобной трактовке фиксируется направление развития, путь, подчёркивается, в том числе, важность взаимодействия организации с социальными партнёрами.
В учебном пособии о современном стратегическом планировании утверждается, что стратегия – это «общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы» [8, с. 15]. В этом случае авторы говорят о генеральных методах, общих шагах движения к перспективной цели.
Обобщая вышеизложенные взгляды авторов, можно выявить отличительные признаки понятия «стратегия»: наличие цели развития, действий ради достижения цели, протяжённость во времени, понимание общего видения процесса, установление социального партнёрства в совместной деятельности.
Исходя из данного вывода, стратегия проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов понимается как модель взаимосвязанных педагогических действий по формированию у школьников профессионального самоопределения. В наполнение стратегии проектирования ЭПМ входит определение подхода, цели, задач, содержательных основ, процессуальных аспектов, взаимодействия с партнёрами, ожидаемых результатов. Далее в статье будут раскрыты компоненты стратегии проектирования ЭПМ.
1. При проектировании ЭПМ используется образовательный туризм, полностью отвечающий требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования за счёт своей деятельностной природы. Его суть состоит в интеграции образования и туризма. Это туризм с целями образования, в котором обучающийся активно реализует свои образовательные потребности. Основным элементом образовательного туризма является экскурсия. Экскурсия подразумевает выход учащихся на уроке или во внеурочной деятельности за стены школы для достижения обозначенной цели: на производство мрамора, на ферму, в сельский клуб. Она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и обучающихся. Школьники становятся свидетелями процесса трудовой деятельности родителей, односельчан. «Живая» визуализация программ мотивирует школьников к погружению в смысл происходящего. Дети видят, как знания, полученные в школе, успешно используются в профессиональной деятельности, что лучше обеспечивает понимание синтеза теории и практики.
2. Целью разработанной стратегии является содействие педагогам в формировании у школьников целостной системы представлений и смыслов о профессиях и труде в сельском социуме, что способствует профессиональному самоопределению обучающихся.
3.1. Задачи для решения в начальной школе связаны с освоением младшими школьниками разнообразия профессий, их внешнего вида, инструментов, видов деятельности и первичного значения для общества, знакомством с профессиями родителей.
3.2. Задачи для основной школы. Это содействие младшим подросткам в более глубоком погружении в профессии, знакомстве с представителями профессионального мира села.
3.3. Задачи для средней школы. Создание условий для профессиональных проб, во время которых старшеклассники смогут уже «пощупать руками» разные профессии сами и «примерить их на себя» непосредственно на производстве. Оказание помощи старшеклассникам в осознании своих сильных качеств на основе диагностик, наблюдений, бесед для последующей ориентации на те или иные секторы промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания.
4. Содержательные основы стратегии. ЭПМ имеют несколько содержательных линий, которые рекомендуется прорабатывать в строгой последовательности.
1) Мир профессий. Профессии семьи. Профессии села. Данная линия выступает в качестве начальной. Поэтому при её изучении важны яркие образы, взятые из жизни, книг, кинофильмов. Будут уместными встречи с живыми людьми, игры, упражнения, праздники, конкурсы, прогулки по селу. На основе мини-экскурсий ребята могут оформить выставку, сочинить рассказы, обменяться впечатлениями. Именно эти первые шаги могут обеспечить радостное вхождение в мир профессий семьи, села.
2) Значение и разнообразие профессий села. Для постижения разнообразия профессий села целесообразны экскурсии, как на крупные производства, так и небольшие, но важные предприятия, такие как мастерские по пошиву одежды, магазины, почта, аптека, клуб. Здесь важно сосредоточиться не только на внешней составляющей, но и попытаться понять смысл профессии, её значение для окружающих. Школьникам предлагается составить вопросы для интервью, заполнить маршрутный лист с заданиями. Можно составить проект о сельских профессиях будущего, при этом обосновать свой выбор.
3) Производственные функции в основе профессии. Дальнейшее путешествие по миру профессий связано с проникновением «за кулисы» профессий. Школьники изучают сначала в школе вопросы, связанные с производственными функциями, а затем внимательно наблюдают за их проявлениями во время осуществления выхода на предприятие. Предлагается объединить усилия учителей-предметников и провести интегративную экскурсию, где ребята смогут оценить производственные функции целостно, применив знания из разных образовательных областей.
4) Социальный фон профессии. Эта содержательная линия смещает акценты на важные вопросы качества труда и качества жизни в целом. Обучающиеся могут своими глазами увидеть современную технику, оборудование, побеседовать с рабочими о том, как они повышают свою квалификацию, как организован процесс карьерного роста. Важно расспросить о технике безопасности, питании, о возможности предлагаемых предприятием мест для отдыха сотрудников, льготных путёвках в санатории, помощи в приобретении жилья. Стоит обратить внимание детей на наличие спортивных площадок, душевых комнат, «зелёных» зон.
5) Куда пойти учиться? Где можно овладеть профессией? Для успешного освоения содержания данной линией подойдёт анализ справочников, ресурсов сети Интернет, где речь идёт об учебных заведениях, предлагающих освоение востребованных на селе профессий. Анализ предложений может происходить по разным основаниям: прохождение конкурса, продолжительность и форма обучения, расстояние от места постоянного проживания, стоимость обучения, наличие финансовой поддержки от учебного заведения, дополнительные услуги.
6) Реализация сущностных сил в профессии. Школьникам предлагается соотнести свои желания со своими интересами и возможностями. Речь идёт прежде всего о наличии личностных качеств, которые требуются в той или иной профессии. На основе диагностик педагог направляет свои усилия на поиск старшеклассником ответа на крайне важный вопрос: «Принесут ли радость и удовлетворение будущая профессия?». Эта линия подразумевает большой процент индивидуальной и групповой работы. Возможно использование кинопедагогики. Старшеклассники могут создать собственные фильмы о людях труда родного села, выясняя при этом важные смыслы.
5. Процессуальные аспекты. Процесс проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов имеет свои этапы: формирующе-переходный, подготовительный, организационно-практический и результативный [9].
– Формирующе-переходный этап. Его цель состоит в анализе основной образовательной программы; изучении потребностей сельского поселения; определении ресурсных возможностей участников проектирования ЭПМ; создании творческой группы. Этот этап задаёт импульс вхождения в инновационную деятельность. Он подчинён логике организационной работы, в которой становится очевидной роль руководителя, умеющего убедить коллег в необходимости обогащения школьной жизни ЭПМ.
– Подготовительный этап. Целью этого этапа является непосредственная подготовка обучающихся и экскурсовода. Речь идёт в том числе и о психологической подготовке школьников. Уместными будут определение темы, цели экскурсии, выбор объекта посещения, составление плана экскурсии, сбор материалов, продумывание сроков и форм представления результатов. Важно подготовить заранее необходимое оборудование для сбора информации (фотоаппараты, диктофоны и др.). Экскурсоводу на этапе подготовки к экскурсии предлагается продумать замысел экскурсии, организацию рабочего пространства, способы мотивации и эмоционального воздействия на обучающихся. Исходя из возраста участников, экскурсовод должен чётко определить содержание, объём материала и методы работы.
– Организационно-практический этап. Цель этапа – организация и реализация практической части ЭПМ. При проектировании экскурсионно-познавательных маршрутов важно привлекать родительскую общественность. Для обучающихся младшего школьного возраста целесообразными будут знакомство с профессиями родителей, ролевые игры, изготовление поделок, рисование. Подросткам предлагается обратить внимание на квесты, в том числе web-квесты. Образовательные игры послужат для приобретения опыта постижения основ профессий. В 10–11 классах ЭПМ дают возможность проявления самостоятельности старшеклассникам. В этом помогут практико-ориентированные задачи, деловые игры, дебаты, которые выводят обучающихся за рамки урока, обеспечивают реализацию личностного потенциала школьников.
– Результативный этап. На этом этапе целью будет подведение итогов конкретного ЭПМ, обсуждение результатов, оформленных в виде фотоотчёта, альбома, коллажа, реальной или виртуальной выставки, материалов для коллекции школьного музея. Здесь акцентируются изменения в ценностном отношении детей к профессиям родного села. В качестве диагностического инструментария можно использовать методику Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии», методику Н.С. Пряжникова «Формула профессии» и др. [10, с. 22–47].
6. Взаимодействие с родителями и партнёрами. Проектирование и реализация ЭПМ включают родителей и социальных партнёров во все этапы. Без этих субъектов заявленная стратегия не имеет смысла. Действительно, прежде чем разрабатывать ЭПМ, важно представлять всю картину. Педагогу и детям порой это сложно сделать, так как они не понимают всех тонкостей производства, условий труда. Поэтому представители предприятий (они же часто и родители) приглашаются в такую работу. Важно подумать об удобном для них времени.
7. Ожидаемые результаты. У школьников будут сформированы личностные результаты: чувство гордости за профессиональный мир родного села, профессиональное самоопределение у старшеклассников. В глазах родителей изменится образ школы: повысится заинтересованность в совместной с педагогами деятельности по воспитанию профессионально ориентированных школьников. Педагоги обогатят арсенал используемых технологий за счёт умелого использования образовательного туризма, сумеют реализовать свои профессиональный и личностный потенциалы. В целом, можно вести речь о повышении качества образования, направленного на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся. Предприятия, функционирующие в селе, смогут проводить системную деятельность по привлечению ребят на работу после окончания профессионального обучения.
Заключение
Резюмируя основные положения статьи, мы подчёркиваем актуальность приобщения школьников к миру профессий родного края. Эта работа может быть успешно осуществлена с помощью экскурсионно-познавательных маршрутов. Проведённое в 2016 г. исследование продемонстрировало, что многие педагоги испытывали трудности в их осуществлении. Позиция авторов статьи состоит в том, что существенную помощь учителям может оказать специально разработанная стратегия. Анализ первоисточников, посвящённых рассмотрению стратегии, позволил сформулировать определение стратегии проектирования ЭПМ. Это модель взаимосвязанных педагогических действий по формированию у школьников профессионального самоопределения. В наполнение стратегии проектирования ЭПМ входит определение подхода, цели, задач, содержательных основ, процессуальных аспектов, взаимодействия с партнёрами, ожидаемых результатов.
Результаты повторного анкетирования педагогов Коелгинской СОШ (октябрь 2018 г.) показали, что освоение разработанной стратегии проектирования ЭПМ поспособствовало развитию профессионализма учителей. Все участники опроса (100 %) имеют ярко выраженное желание проектировать и осуществлять ЭПМ. 92 % респондентов ответили, что хорошо освоили стратегию проектирования ЭПМ, умеют отбирать адекватные методы для достижения цели профессионального самоопределения школьников. 80 % учителей регулярно привлекают родителей, других социальных партнёров для реализации ЭПМ.
Результаты повторного исследования свидетельствуют о практической значимости описанной стратегии, она творчески используется в практике и служит поддержкой педагогам в построении ЭПМ для формирования у школьников профессионального самоопределения, положительного имиджа профессий родного края. Научная новизна исследования заключается в предложении использования стратегии проектирования ЭПМ для целенаправленного формирования профессионального самоопределения школьников.
Дальнейшая работа будет проходить в плоскости закрепления педагогами разработанной стратегии проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов во взаимодействии со школьниками и представления инновационного опыта в образовательном пространстве Российской Федерации.