Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

IMPROVING THE RHETORICAL SKILLS OF STUDENTS TAKING CLASSES OF «THE PERFORMING ARTS» MAJOR

Tsaraeva L.A. 1
1 North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov
This article is devoted to a methodical system organization that is focused on improving the skills of speech of the students taking a class of «Russian language and culture of speech», the major of «Acting». The goal of this methodically thought-through system of tasks is to provide students with contexts of a different target orientation, including informational, protocol-etiquette, agitation, etc.; so it’s theoretically correct and less complicated. For those studying the major of «Acting», this skill becomes exceptional, as the specific of their future profession is directly related to speech generation and speech production, performing in front of a large audience. Suggested system contains the ways and methods of a practical solution. It is built in consideration of all the difficulties that might be experienced by speaker: a feeling of uncertainty and anxiety before the performance starts, an absence or poor connection with the audience, a fear of being questioned by the audience, etc. The methodological system consists of exercises assigned to study and consolidate the methods of catching audience’s attention in the introductory part of public performance, creating a productive conclusion and practicing the skills of effective argumentation, which will allow the speaker to ultimately build a highly organized public speech.
rhetorical skills
rhetorical canon
public speaking

Студент, овладевший основами таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Культура речи», «Риторика», «Педагогическая риторика», «Речевая коммуникация», входящих в перечень языковых дисциплин на языковых и неязыковых факультетах высших учебных заведений, должен прежде всего овладеть навыками построения высказывания в форме завершенного произведения речи, адресованного определенной аудитории. Для студентов, обучающихся по специальности «Актерское искусство», это умение приобретает особую значимость, поскольку специфика их будущей профессиональной деятельности напрямую связана с умением строить монологическую речь [1], с речепорождением и речепродуцированием, выступлением перед большой аудиторией. В связи с этим вероятность того, что выпускники этого отделения в своей будущей профессиональной деятельности столкнутся с проблемами, возникающими перед каждым человеком, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями, чрезвычайно высока. Это такие проблемы, как чувство неуверенности и страха перед выступлением, отсутствие или плохой контакт с аудиторией (залом), боязнь вопросов со стороны аудитории и т.п. И, конечно, основная трудность – это подготовка непосредственно текста самого выступления. В необходимости совершенствования риторических навыков студентов такой творческой специальности, как «Актерское искусство», предполагающей активное речевое взаимодействие, не приходится сомневаться, что обуславливает актуальность нашего исследования.

Целью нашего исследования является разработка основ методической системы, созданной с учетом всех проблем и трудностей, возникающих и потенциально могущих возникнуть перед студентами – выпускниками отделения «Актерское искусство» в их будущей профессиональной деятельности в сфере речепорождения и речепродуцирования.

Материалами исследования послужили труды российских авторов по вопросам риторики и ораторского мастерства, нормативные документы, а также результаты сравнительно-сопоставительного анализа продуктов речедеятельности студентов, обучающихся по специальности «Актерское искусство», и студентов других направлений Северо-Осетинского государственного университета, полученных в ходе изучения таких языковых дисциплин, как «Русский язык и культура речи» и «Риторика».

Теоретико-методологической основой исследования являются структурно-функциональный, эмпирический, деятельностный методы, а также методы изучения практического опыта преподавателей, опроса (анкетирование, беседы), диагностические методы (тестирование).

Специфика учебного плана дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает возможность самостоятельного регулирования преподавателем распределения учебного времени на изучение таких разделов дисциплины, как «Нормативность речи», «Коммуникативные качества речи», «Функциональные стили речи» и «Основы ораторского мастерства». Безусловно, в ходе изучения всех разделов преподавателем делается акцент на совершенствовании речевых навыков студентов при осуществлении ими звучащей речи, что проявляется в методически продуманной системе упражнений, направленной на продуцирование студентами текстов различной целевой направленности: информационных, протокольно-этикетных, агитационных, пропагандистских и т.п. Однако в большей мере такая работа предусмотрена при изучении учебного раздела «Основы ораторского мастерства».

Разделы разработанной нами методической системы соответствуют этапам так называемого риторического канона, автором которого является Марк Туллий Цицерон. Согласно риторическому канону речь на своем пути от мысли к слову проходит пять этапов [2]. Риторический канон – это система правил, соблюдая которые можно создать речевое произведение, последовательно отвечая на вопросы Что сказать? В какой последовательности сказать? Какими словами сказать?

Риторический канон включает следующие этапы.

1. Инвенция (лат. inventio) – это «изобретение» речи. Это этап, на котором необходимо продумать содержание речи.

2. Диспозиция (лат. dispositio) – это «расположение» изобретенного. Это этап, на котором продумывается структура, композиция речи.

3. Элокуция (лат. elocutio ) – это этап, на котором продумывается словесное оформление речи, украшение ее. На этом этапе оратор насыщает свою речь изобразительно-выразительными средствами.

4. Меморио (лат. memorio) – запоминание речи, умелое использование приемов, помогающих запомнить подготовленный материал для публичной речи.

5. Акцио (лат. actio) – само произнесение речи, этап, теснейшим образом связанный с техникой речи и жестами, мимикой и позой оратора в процессе произнесения речи.

На первом этапе предлагаемой методической системы, который мы также, вслед за классической риторикой, будем называть инвенцией, выступающий должен определиться с темой предстоящего выступления, выбор которой должен зависеть в первую очередь от личного опыта оратора и его личных знаний по этому вопросу. Безусловно, учитывая молодой возраст оратора и круг интересов, свойственных данной возрастной группе, тематика выступлений должна носить молодежный характер и группироваться вокруг таких тематических центров, как «Образование», «Спорт», «Здоровый образ жизни» и т.п. Здесь особую значимость приобретает такой аспект, как учет особенностей аудитории.

В качестве упражнения на определение актуальности предстоящего выступления студентам предлагаются упражнения следующих типов:

1. Выберите из предложенных общих проблем такие, которые могут быть актуальны для молодежной – взрослой аудитории. Обоснуйте актуальность выбранной темы для данной аудитории.

Перечень предлагаемых тем: «Здоровье», «Спорт», «Здоровое питание», «Уровень медицины», «Политика», «Кино», «Компьютерные технологии», «Образование», «Военная служба», «Путешествия», «Литература», «Искусство», «Экстрим», «Профилактика заболеваний, передающихся половым путем», «Наркомания», «Пенсионные накопления».

2. Выберите из предложенных общих проблем такие, которые могут быть актуальны для женской – мужской аудитории. Обоснуйте актуальность выбранной темы для данной аудитории.

Перечень предлагаемых тем: «Политика», «Кулинария», «Охота и рыбалка», «Воспитание детей», «Культура и искусство», «Растениеводство», «Индустрия красоты», «Ремонт дома», «Автомобили», «Профилактика нежелательной беременности».

Когда тема выбрана, очень важным является выбор названия для публичного выступления, поскольку правильно выбранное название очень важно в плане возбуждения интереса у слушателей к предстоящему выступлению. Оно должно быть четким, ясным, по возможности кратким; следует осторожно относиться к иностранным словам и терминологии в названии, поскольку непонятное слово может не привлечь, а, наоборот, отпугнуть слушателей. И тут также необходимо учитывать особенности аудитории: слушатели с высоким уровнем интеллекта, например ученые, отнесутся к терминам спокойно, а у аудитории, не имеющей отношения к научной сфере, они вызовут лишь отторжение.

Важно донести до студентов мысль о том, что и слишком общая, неконкретная формулировка проблемы может в конечном итоге вызвать недовольство у слушателей, поскольку они, возможно, не получат ожидаемые ответы на свои вопросы. В качестве упражнений на выработку умений выбрать правильное, интригующее название для выступления нами предлагаются следующие упражнения:

1. Выбрать из предложенных названий наиболее подходящее для предстоящего выступления на определенную тему.

2. Выбрать из двух предложенных названий наиболее подходящее для данного выступления. Обосновать свой выбор.

3. Предложите свой вариант заглавия для будущего выступления по предложенной проблеме.

На следующем этапе подготовки публичного выступления, который мы в соответствии с риторическим каноном называем диспозицией, со студентами ведется работа, направленная на формирование умений и навыков составления плана предстоящего публичного выступления, работа над композицией речи. Структура публичного выступления строится по традиционной трехчастной структуре: вступление, основная часть, заключение. В нашей методической системе предусмотрена работа на формирование умений и навыков относительно построения каждой из этих составных частей.

В ходе работы над вступлением значительное место отводится изучению понятий зачина и завязки. Как утверждает И.А. Стернин, цель зачина – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание, а цель завязки – объяснить тезис предстоящего выступления, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса [3].

Значительное место в нашей методической системе отводится работе по изучению приемов привлечения внимания аудитории и выработке навыков их применения. Как эффективные зарекомендовали себя следующие приемы привлечения внимания аудитории во вступлении:

- Апелляция к событию, времени, месту;

- Возбуждение любопытства, приведение парадокса;

- Обращение к борьбе, конфликту, историческому эпизоду;

- Демонстрация какого-либо предмета;

- Рассказ о себе, своем личном опыте;

- Цитирование знакомого или знаменитости;

- Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации;

- Риторический вопрос.

В ходе практических занятий на конкретных примерах анализируется эффективность каждого из этих приемов привлечения внимания применительно к разным типам аудитории. В ходе деятельности преподавателя по выработке данных умений и навыков студентами выполняются следующие виды заданий:

1. Выбрать для каждой из нескольких предложенных тем наиболее эффективный прием захвата внимания.

2. Предложить для одной темы несколько вариантов захвата внимания. Так, например, при подготовке выступления о вреде курения предлагается задание подготовить вступление для аудиторий разных типов: для молодежной смешанной аудитории, для женской аудитории, для взрослой аудитории и для интеллектуально подготовленной аудитории. Студенты аргументируют свой выбор, обосновывая преимущества того или иного вступления в данной конкретной аудитории.

При изучении целей, способов и приемов аргументации – процесса приведения доказательств в основной части публичного выступления – как один из наиболее эффективных приемов обучения зарекомендовало себя задание подготовить аргументы в защиту двух совершенно противоположных тезисов. Например, мы предлагаем задание для одного и того же студента построить аргументацию сначала в защиту тезиса «Тату – это красиво», а затем в поддержку тезиса «Тату – это безобразно». Таким образом, в сознании студента закрепляется мысль о том, что процесс приведения аргументов – это мастерство, в основе которого не всегда лежит личная убежденность в истинности доказываемого тезиса.

Изучение способов аргументации эффективно при таком подходе, когда один и тот же тезис студент доказывает, используя различные ее типы: восходящая и нисходящая; дедуктивная и индуктивная; поддерживающая и опровергающая, когда оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. Так, например, студенты доказывают тезис «Курение – это вред!», прибегая последовательно ко всем способам аргументации. При этом, как убежден А.А. Волков, «не следует увлекаться рассуждениями» [4].

Хороший результат в процессе закрепления навыков эффективной аргументации, как показывает наш опыт, дает самостоятельная работа по определению студентами использованного способа аргументации в анализируемых текстах, причем в качестве дидактического материала могут использоваться как подготовленные студентами в качестве домашнего задания тексты, так и тексты, подобранные преподавателем. В качестве дидактического материала преподаватель может использовать отрывки из речей великих ораторов, отрывки из судебных речей, из публицистических произведений [5].

На этапе, соответствующем в риторическом каноне ступени меморио, проводится работа, предполагающая выработку навыков по составлению плана предстоящего выступления, который является основой композиции. Для выработки и закрепления навыков составления планов различной сложности студентам на первом этапе предлагается составление плана по готовым текстам, разработанным преподавателем, а на продвинутом этапе предлагаются задания составить планы нескольких выступлений по различным проблемам. Значительное внимание на этом этапе отводится такому ключевому моменту, как способы запоминания материала, среди которых можно выделить заучивание наизусть, составление плана, как простого, так и развернутого, полный текст будущего выступления.

Наиболее интересным и потенциально полезным для студентов, обучающихся по специальности «Актерское искусство», является этап акцио, в ходе которого происходит непосредственное произнесение речи перед аудиторией. Акцио – это не просто озвучивание текста, это предъявление его оратором конкретной аудитории, что нередко влечет за собой трансформацию исходного текста, демонстрирующую импровизационные навыки говорящего в том числе. Созданный текст речи должен быть оживлен голосовыми, кинетическими (жесты, мимика, позы) и проксемическими характеристиками. Значимость данного этапа обусловлена в немалой степени проявлению в речи студентов-осетин разного рода интерференции [6]. Этот этап отработки навыков публичного выступления чрезвычайно важен, поскольку именно на этом этапе происходит практическая реализация межпредметных связей, являющихся конкретным выражением интеграционных процессов и играющих важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов любой специальности, а в подготовке будущих актеров особенно.

Апробация результатов исследования осуществлялась в течение 6 лет в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы по формированию и развитию риторических умений студентов, обучающихся по специальности «Актерское искусство». Теоретические положения, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедры культуры речи и языка массовых коммуникаций Северо-Осетинского государственного университета.

Проверка и реализация результатов исследования осуществлялись на учебных занятиях по русскому языку и культуре речи со студентами 1 курса других специальностей и направлений СОГУ, в том числе на занятиях по риторике для студентов юридического факультета.

Поэтапный педагогический контроль процесса формирования и развития риторических умений и навыков студентов, изучающих дисциплину «Русский язык и культура речи» без включения раздела «Основы ораторского мастерства»», и студентов, обучающихся по специальности «Актерское искусство», учебно-методический комплекс которых по дисциплине «Русский язык и культура речи» предполагает включение раздела «Основы ораторского мастерства»», показал, что во втором случае этот процесс происходит с гораздо более высокой степенью эффективности, подтвержденной как тестовыми методиками контроля, так и поэтапными срезами знаний студентов.