В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения, регулирующих и регламентирующих содержание образования, актуализируется необходимость интеграции усилий учреждений среднего профессионального (СПО), высшего образования (ВО) и предприятий по качественной подготовке высококвалифицированных, профессионально мобильных, владеющих своей профессией на уровне международных стандартов и готовых к постоянному профессиональному росту кадров.
Совершенствование процесса функционирования образовательных организаций уровня СПО и ВО в данных условиях и в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования РФ реализуется с учетом потенциальных возможностей социального партнерства, сетевого взаимодействия и ресурсной интеграции как механизмов его осуществления. Этими обстоятельствами обусловлена необходимость концентрации всех видов ресурсов образовательных организаций и ресурсов представителей производственной сферы для организации подготовки кадров, отвечающих запросам современного рынка труда.
Ресурсная интеграция колледжа (уровень СПО), вуза (уровень ВО) и предприятия представляет собой объединение всех типов образовательных ресурсов. Среди них важное место занимают такие образовательные ресурсы, как кадровые, учебно-методические, материально-технические и информационные. Они основаны на единстве педагогических и производственных факторов, играющих важную роль в обеспечении качества многоуровневой подготовки кадров для высокотехнологичного производства. Одновременно они способствуют успешному социально-профессиональному становлению и развитию личностных ресурсов и обновлению механизмов социального партнерства в условиях многоуровневого профессионального образования [1–4].
Закономерным является обращение к проблеме человеческих ресурсов. Это объясняется тем, что человек выступает определяющей ценностью и значимым ресурсом любого учреждения или организации, ключевым фактором, обеспечивающим переход экономики государства на путь инновационного развития.
В этой связи цель исследования – проектирование программы осуществления многоуровневой подготовки кадров средствами ресурсной интеграции колледжа, вуза и предприятия. В качестве методов исследования выступили общепринятые теоретические методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показал анализ философской и социологической литературы, понятие «человеческие ресурсы» (иначе «человеческий капитал») предполагает рассмотрение группы лиц, объединенных между собой по профессиональным и иного характера признакам. В психолого-педагогической литературе данное понятие определяется как комплекс разноплановых качеств людей, которые обуславливают их принадлежность к той или иной профессии, трудоспособность и готовность к созданию материальных и духовных благ. Именно человеческие ресурсы выступают в качестве обобщенного показателя развития производства этих благ.
Профессионализм в управлении человеческими ресурсами в большинстве своем определяет качество подготовки кадров средствами ресурсной интеграции колледжа, вуза и предприятия, а следовательно, востребованность выпускников на рынке труда и их компетентность в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями современного инновационного производства. Необходимость определения путей результативного управления человеческими ресурсами в многоуровневом образовательном учреждении обусловливает целесообразность выбора ключевых принципов, положенных в основу данного процесса. Как показывает опыт, наиболее значимыми среди них выступают такие принципы, как системность, многообразие, открытость, учет индивидуально-психологических качеств людей, учет социально-психологических основ развития коллектива, преемственность и опора на традиции, корпоративная культура.
Принцип системности подразумевает комплексное видение субъекта управления, когда отдельные компоненты системы управления (цель деятельности, пути её достижения и развития, ресурсы, структура, взаимосвязь с другими системами) рассматриваются всесторонне, целостно и самостоятельно. В соответствии с данным принципом система управления человеческими ресурсами в многоуровневом образовательном учреждении должна быть ориентирована на регулярное обновление комплекса мероприятий, проводимых с педагогическими кадрами для их личностного и профессионального развития. В этой связи важным аспектом деятельности управления человеческими ресурсами выступает совершенствование его ключевых механизмов (планирования, организации и стимулирования работы), особенно на каждом из уровней СПО и ВО, в соответствии со структурой многоуровневого образовательного учреждения.
Принцип многообразия нацелен на решение проблем, связанных с необходимостью организации разнопланового взаимодействия колледжа, вуза и предприятия в условиях ресурсной интеграции. Подобного рода взаимодействия неизбежно возникают в процессе принятия управленческих решений как в ходе планирования, так и в процессе его организации и осуществления. Это обусловлено наличием существенного числа подсистем, сложностью их организационной структуры, включающих в себя вертикальные и горизонтальные связи элементов в соответствии с разнопланово выполняемыми ими функциями. Наиболее сложным и требующим особого подхода выступает процесс построения взаимодействий педагогических кадров, которые в условиях многоуровневого образовательного учреждения имеют разный возрастной ценз, социально-профессиональный статус и опыт профессиональной деятельности, с работодателями. Реализация принципа многообразия предполагает умелую координацию всех служб многоуровневого образовательного учреждения, а также консолидацию усилий всех субъектов, участвующих в процессе взаимодействия, их активность, компетентность в принятии конструктивных решений и умение уважать позицию, отличную от собственной.
Принцип открытости ориентирует на учет входов (т.е. ресурсов системы) и выходов (т.е. конечного продукта системы). При помощи входов реализуется воздействие среды на систему. В свою очередь, через выходы уже сама система воздействует на среду. Данный принцип предполагает использование внешних и обратных связей в системе ресурсной интеграции колледжа, вуза и предприятия на максимальном уровне. Прозрачность при организации и осуществлении управления человеческими ресурсами в такой системе усиливает результат многоуровневой подготовки кадров, обеспечивая его эффективность.
Индивидуально-психологический аспект в человеческих ресурсах выступает значимым. Это определяет необходимость реализации наряду с вышеназванными принципами принципа учета индивидуально-психологических качеств людей в процессе управления ими. Для успешной реализации на практике названного принципа важно учитывать такие качества человека, как темперамент, характер, отношение к своей личности, волевые качества и свойства. Важная задача руководителей организаций (колледжа, вуза и предприятия), участвующих в многоуровневой подготовке кадров, осуществляющих управление человеческими ресурсами не только учитывать индивидуально-психологические качества людей, но и принимать действенное участие в их развитии, создавая благоприятные для этого условия. Как показывает опыт, учет психологических факторов выступает действенным средством оказывающим влияние на качество управления, способствует наиболее полному раскрытию человеческих ресурсов и повышению эффективности корпоративного управления.
Следующим выступает принцип корпоративного управления. В основе данного принципа лежит корпоративная культура, включающая в себя традиции учебного учреждения, установки и принципы поведения его субъектов, а также особую психологическую атмосферу взаимодействия. Корпоративное управление, основанное на корпоративной культуре, формируется годами и во многом зависит от администрации учебного учреждения. Без уважения к традициям невозможно конструктивно решить стоящие перед учебным учреждением задачи, связанные с многоуровневой подготовкой будущих специалистов. Умелое сочетание взаимодействия «старых» и «новых» педагогических кадров открывает возможности для использования профессионального и жизненного опыта первых и инновационного мышления вторых.
Представленные выше принципы управления человеческими ресурсами в многоуровневом образовательном учреждении создают благоприятные условия для профессиональной подготовки кадров средствами ресурсной интеграции колледжа, вуза, предприятия. Их осуществление обусловлено внутренними и внешними связями структурных компонентов системы «колледж – вуз – предприятие». Внутренние связи включают преемственность содержания образования и средств его реализации на уровне СПО и ВО, а внешние – объединение ресурсов колледжа, вуза, предприятия.
В связи с актуальностью проблемы интеграции усилий колледжа, вуза и предприятия по профессиональной подготовке будущих специалистов спроектирована программа «Многоуровневая подготовка кадров для высокотехнологичного производства средствами ресурсной интеграции колледжа, вуза и предприятия» в рамках концепции, разработанной авторами «Реализация непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе» [5].
В качестве цели разработанной программы выступает: формирование в многоуровневом образовательном учреждении образовательной среды, отвечающей запросам личности и современного рынка труда, учитывающей стратегию регионального развития высокотехнологичного производства.
Задачи программы:
1. Обоснование возможностей ресурсной интеграции колледжа, вуза, предприятия как средства повышения качества многоуровневой подготовки кадров для высокотехнологичного производства в системе непрерывного технического образования.
2. Выявление и создание организационно-педагогических условий эффективной организации процесса многоуровневой подготовки кадров средствами ресурсной интеграции колледжа, вуза, предприятия.
3. Реализация комплекса мер, направленных на развитие сетевого взаимодействия в системе «колледж – вуз – предприятие» в целях повышения качества многоуровневой подготовки кадров для высокотехнологичного производства.
Принципы построения и реализации программы: многоуровневости и непрерывности; интеграции; мобильности; открытости; социального партнерства.
Реализация программы осуществляется в несколько этапов: диагностический, созидательно-преобразующий и оценочно-результативный.
На диагностическом этапе обосновываются возможности ресурсной интеграции колледжа, вуза, предприятия как средства повышения качества многоуровневой подготовки кадров для высокотехнологичного производства в системе непрерывного технического образования.
На созидательно-преобразующем этапе проводится непосредственная деятельность по осуществлению многоуровневой профессиональной подготовки кадров для обеспечения нужд высокотехнологичного производства в условиях региона средствами ресурсной интеграции колледжа, вуза, предприятия. Данная деятельность предполагает:
- координацию усилий всех субъектов по использованию образовательных ресурсов (учебно-методических, информационных, материально-технических, кадровых) колледжа, вуза, предприятия в процессе многоуровневой профессиональной подготовки кадров для высокотехнологичного производства;
- совершенствование основных образовательных программ с учетом требований ФГОС, учебных планов, рабочих программ дисциплин, нацеливающих на профессиональную подготовку профессионально мобильных и готовых к постоянному профессиональному росту инженерно-технических кадров;
- организацию образовательного процесса на основе его построения с учетом горизонтальных и вертикальных связей;
- подготовку социально мобильного будущего выпускника посредством параллельного освоения основных образовательных программ СПО и ВО;
- тесную взаимосвязь практико-ориентированной и фундаментальной профессиональной подготовки кадров в условиях образовательной вертикали;
- использование вариативной части учебных планов в рамках социального заказа конкретного работодателя (с учётом модернизации базовых отраслей экономики, перехода на современные технологии и, в этой связи, обновления оборудования и техники на производстве);
- акцентирование внимания на практической направленности профессиональной подготовки кадров в образовательном процессе на уровне СПО и ВО;
- включение в образовательный процесс программ дополнительного образования, позволяющих одновременно осваивать учебные программы в соответствии с получаемой квалификацией и будущей профессиональной деятельностью;
- широкое применение в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, позволяющих моделировать технологические процессы на современном производстве;
- разработку и обновление учебного и методического оснащения с учетом требований ФГОС и запросов работодателей;
- совершенствование мониторинга качества обучения на основе организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии на каждом уровне непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе;
- построение системы сетевого взаимодействия «колледж – вуз – предприятие» и регулярное её обновление на основе требований ФГОС и работодателей к содержанию профессиональной подготовки кадров, их участия в развитии структуры многоуровневого образовательного учреждения, переподготовке и повышении квалификации инженерно-технических работников и рабочих кадров и др.;
- определение спектра востребованных на региональном рынке труда образовательных услуг, систематическое обновление информационной базы об оказываемых многоуровневым образовательным учреждением услугах на основе его мониторинга;
- проведение вместе с работодателями, представителями власти региона, бизнеса и науки комплекса тематических мероприятий (конференций, круглых столов, стажировочных площадок, телемарафонов, телемостов) по актуальным проблемам профессионального образования, связанного с совершенствованием профессиональной подготовки кадров.
На оценочно-результативном этапе обобщаются, систематизируются, обрабатываются полученные данные, а также разрабатываются учебно-методические материалы по использованию возможностей ресурсной интеграции колледжа, вуза, предприятия в процессе многоуровневой подготовки кадров для высокотехнологичного производства. Содержание деятельности на данном этапе включает в себя:
- коррекцию образовательных программ с учетом специфики процесса профессиональной подготовки обучающихся на уровнях СПО и ВО в условиях многоуровневого образовательного учреждения;
- разработку учебно-методических изданий, используемых в процессе многоуровневой подготовки кадров для высокотехнологичного производства.
Выводы
Таким образом, рассмотрение человека в качестве определяющей ценности и значимого ресурса образовательной организации определило необходимость проектирования программы осуществления многоуровневой подготовки кадров средствами ресурсной интеграции колледжа, вуза и предприятия. В качестве ожидаемого результата её реализации выступает сформированная в многоуровневом образовательном учреждении образовательная среда, отвечающая запросам личности и современного рынка труда.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.