Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

BASIC APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC PROFILE

Bobykina I.A. 1 Ignatova S.S. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Chelyabinsk State University
В статье на примере обучения иностранному языку студентов неязыкового профиля раскрываются новые возможности иноязычного образования, способствующие подготовке конкурентоспособных специалистов со знанием иностранного языка. Основные теоретические положения основываются на ведущей идее организации иноязычного образования с учетом особенностей актуальных подходов (компетентностного, личностно-ориентированного). Внедрение данных подходов в образовательную практику позволяет органично интегрировать мировые и общероссийские тенденции, цели российской государственной политики, требования нормативно-правовых документов высшего образования, а также запросы работодателей. В статье приведены: анализ нормативно-правовых документов в области профессиональной подготовки бакалавров неязыковых профилей, обобщение опыта обучения иностранному языку в неязыковом вузе, особенности современного высшего образования, описаны показатели сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, представлены новые возможности реализации компетентностного и личностно-ориентированного подходов, общеевропейские рекомендации по языковому образованию, а также результаты исследования рынка труда посредством систематизации и анализа открытых вакансий. Исследование проводилось на базе одного из российских вузов Уральского региона. Практическая значимость работы заключается в возможности использования авторского опыта в образовательной практике неязыковых вузов с учетом соответствующих дидактических условий.
The article reveals new opportunities for foreign language education which contribute to the training of competitive specialists with knowledge of a foreign language on the example of teaching a foreign language to students of a non-linguistic profile. The main theoretical principles are based on the leading idea of organizing foreign language education, according to the characteristics of current approaches (competence-based, personality-centered). The implementation of present approaches in educational practice allows to seamlessly integrate world and all-Russian trends, the goals of Russian state policy, the requirements of regulatory documents of higher education, as well as employers’ requests. The article provides an analysis of legal and regulatory documents in the field of vocational training for bachelors of non-linguistic profiles, summarizing the experience of teaching a foreign language in a non-linguistic university, features of modern higher education, describes the indicators of the formation of foreign language communicative competence, presents new opportunities for implementing competence-based and personality-centered approaches, general European recommendations on language education, as well as the results of a study of the labor market through systematization and analysis of open vacancies. The study was conducted on the basis of one of the Russian universities in the Ural region. The practical significance of the work lies in the possibility of using the author’s experience in the educational practice of non-linguistic universities according to the relevant didactic conditions.
approaches to foreign language education
competences
foreign language
higher education
non-linguistic profile
labor market

Настоящий период развития современного вуза характеризуется его активной ролью во взаимодействии с работодателями выпускников. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда очевидной является тесная взаимосвязь между уровнем развития компетенций, личностных качеств выпускника вуза и возможностью трудоустройства. Поскольку владение иноязычной компетенцией признается значимым конкурентным преимуществом, то правомерно отметить существенный потенциал вузовского иноязычного образования для становления личности будущего профессионала, востребованного на рынке труда.

В контексте переориентации современного высшего образования на опыт и потребности работодателей организация иноязычного образования на основе таких актуальных подходов, как компетентностный и личностно-ориентированный, оправдывает свою целесообразность с точки зрения учета мировых и общероссийских тенденций, выполнения государственных требований и социального заказа общества. Внедрение данных подходов имеет своей целью поиск и раскрытие новых резервов качественно иной подготовки студентов к профессиональной деятельности, что представляет новизну проводимого исследования.

Цель исследования заключается в анализе особенностей реализации современных подходов к иноязычному образованию бакалавров неязыкового профиля, способствующих развитию необходимых компетенций и личностных качеств.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет».

В ходе исследования проведены анализ, сравнение, сопоставление, систематизация отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, нормативно-правовых документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО) уровня бакалавриата по различным направлениям подготовки, в том числе ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 «Биология»; рабочих программ дисциплин по иностранному языку, ряда профессиональных стандартов, Программы развития университета и других локальных документов); педагогическое наблюдение, интервьюирование преподавателей, опрос обучающихся и обобщение опыта обучения иностранному языку в неязыковом вузе, исследование рынка труда посредством систематизации и анализа открытых вакансий на российских и международных сайтах интернет-рекрутмента.

Результаты исследования и их обсуждение

Базисная категория методики обучения иностранным языкам «подход» определяет стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего данную стратегию. Он представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать [1]; общую исходную концептуальную позицию, отталкиваясь от которой исследователь рассматривает большинство своих концептуальных положений [2]. Как отмечает И.А. Зимняя, подход, будучи, с одной стороны, мировоззренческой категорией, отражает социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания. С другой стороны, как глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включает все его компоненты и, прежде всего, самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента) [2]. В настоящее время императивом для системы российского высшего образования является компетентностный подход, в том числе и к иноязычному образованию, который постулирует описание результатов образования в виде компетенций как достижений развития индивидуальности и личности обучающегося.

Компетентностный подход, являясь универсальным, сложился под влиянием различных внешних и внутренних факторов, среди которых: глобализация высшего образования, интеграция и конкуренция на рынке труда, индивидуализация разных сфер жизнедеятельности человека, среди которых высшее образование. Применительно к иноязычному образованию данный подход выражается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, которые основываются на практическом владении иностранным языком.

Анализ целого ряда ФГОС ВО третьего поколения по различным направлениям подготовки (физико-математические науки, естественные науки, экономика и управление, педагогика и психология и др.) уровня бакалавриата показал, что для современного выпускника вуза принципиально важным является наличие общекультурной иноязычной коммуникативной компетенции и универсальной компетенции «саморазвитие и самосовершенствование». Очевидно, что решение этих задач возможно, прежде всего, на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов, способствующих пониманию нового качества иноязычного образования.

В результате детального изучения особенностей реализации компетентностного подхода к иноязычному образованию бакалавров по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» было установлено следующее.

Согласно ФГОС ВО и основной образовательной программе (далее – ООП) областью и сферой профессиональной деятельности выпускника направления подготовки 06.01.03 «Биология» являются: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы. В процессе обучения бакалавры готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;
  • научно-производственная и проектная;
  • организационно-управленческая;
  • педагогическая;
  • информационно-биологическая.

Одним из профессиональных стандартов, соответствующих избранному направлению подготовки, релевантным является «Специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств». В данном стандарте, помимо требований к образованию, приводятся такие способы повышения квалификации, как стажировки, использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах [3]. Все эти формы дополнительного образования позволяют посредством иностранного языка взаимодействовать с представителями профессионального сообщества разных стран мира.

Результаты анализа востребованности выпускников со знанием иностранного языка (прежде всего, английского) вышеуказанной ООП на рынке труда подтверждаются наличием вакансий не только в разных регионах РФ (Москва, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Сургут) [4], но и за рубежом [5].

С учетом требований профессионального стандарта, работодателей и ФГОС ВО к выпускникам избранного направления подготовки определено содержательное наполнение учебной дисциплины «Иностранный язык» (далее – ИЯ), соответствующее профессиональным задачам основных объектов профессиональной деятельности, среди которых специальные научные знания, межличностная и профессиональная коммуникация и др.

Основной целью иноязычного образования, согласно ФГОС ВО непрофильного бакалавриата, является развитие способности обучающегося к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) [3]. То есть речь идет о развитии достаточного уровня иноязычной коммуникативной компетенции для освоения профессионально ориентированного контекста. В соответствии с Общеевропейскими рекомендациями по языковому образованию, обучающийся на данном уровне (В 2) способен:

  • говорить достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон;
  • делать четкие, подробные сообщения на различные темы и излагать свой взгляд на основную проблему, показывать преимущества и недостатки разных мнений;
  • понимать общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты [6].

Показателями развития иноязычной коммуникативной компетенции, которые конкретизируют цели и задачи дисциплины ИЯ, являются:

Знания:

  • правила устной и письменной организации текста;
  • коммуникативные лексические единицы (2300) и грамматические структуры, наиболее употребительные в устной и письменной речи;
  • основные нормы социального поведения и речевой этикет, принятые в стране изучаемого языка.

Умения:

  • выражать коммуникативные намерения в связи с содержанием сообщения в предложенной ситуации;
  • вступать с собеседником в речевое взаимодействие различных видов: инициировать разговор, предлагать и развивать идеи; завершать беседу в соответствии с целью общения; высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • подробно/кратко сообщать информацию на основе прочитанного/прослушанного /увиденного в форме (не)подготовленного высказывания в соответствии с нормами устной речи;
  • понимать устные высказывания (обсуждения, дискуссии, дебаты, др.) как при непосредственном общении, так и в аудио/видеозаписи;
  • читать / воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных текстов разных жанров и функциональных типов;
  • письменно реализовывать коммуникативные намерения (запрос, информирование, предложение, побуждение к действию, выражение просьбы, (не)согласие, отказ, извинение, благодарность и др.);
  • оформлять письменный текст (электронные письма, аннотации и др.) в соответствии с нормами письменной речи [7].

На сегодняшний день достаточно глубоко и всесторонне изучены показатели сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, накоплен большой опыт в оценке уровня ее развития у различных групп обучающихся.

Учитывая тот факт, что иноязычная коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной компетентности биолога, а цели и содержание современного иноязычного образования определяются с позиций реального выхода на общение с носителями языка и аутентичными источниками информации, решения конкретных профессионально ориентированных задач, следует признать стратегическую значимость компетентностного подхода к иноязычному образованию.

Новая мировоззренческая антропоцентрическая парадигма позволила взглянуть на теорию и практику иноязычного образования по-новому не только в ракурсе компетентностной модели, но и акцентировала внимание на обучающемся как субъекте, активном равноправном участнике образовательного процесса. Применительно к иноязычной профессиональной подготовке бакалавров правомерно говорить о развитии мультиязыковой личности, способной к процессу коммуникации с носителями других культур [8]. В этой связи обновление российского высшего образования актуализировало проблему развития самостоятельности обучающегося, его способности (компетенции) к самоорганизации и самообразованию (ОК-7), т.е. самостоятельному повышению уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией посредством расширения практики иноязычного общения, устной и письменной коммуникации в конкретных деловых, профессиональных, научных, культурных, бытовых сферах [3]. Идеи развития личности обучающегося как субъекта деятельности нашли отражение в теории развивающего обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), однако в образовательной практике не нашли должного распространения. Поскольку личностная категория «субъектность», выраженная только в гносеологическом аспекте, не получила должного значения, самостоятельная деятельность обучающихся носила преимущественно репродуктивный, внешне заданный и внешне управляемый характер [9]. В русле современного личностно-ориентированного подхода, базирующегося на индивидуализации процесса иноязычного образования, предусматривается, прежде всего, развитие компетенции обучающихся к лингвосамообразованию, т.е. целенаправленной самоуправляемой деятельности в целях личностного и профессионального развития, предполагающей максимальный учет собственных индивидуально-психологических, возрастных, этнических и иных особенностей, личного опыта и интересов. В рамках реализации данного подхода считаем необходимым различать типы личности студентов. Значимость обращения к проблеме типолоґизации студенческой личности определяется недостаточностью исследований этого процесса в отечественной психологии. В практике изучения студенчества наиболее часто прибегают к типолоґизации по критерию успеваемости (Г. Дедковская, Б. Рубин, Ю. Колесников), а также по критерию направленности личности (Н.И. Рейнвальд) и анализу практической деятельности (В.Т. Лисовский) [10]. На данный момент в научном сообществе РФ активно публикуются диссертации, проводятся научные исследования, посвященные этой проблеме. В настоящее время наряду со всесторонним теоретическим изучением вопросов развития самостоятельности обучающегося иностранным языкам (Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина и др.) активно происходит накопление практического опыта, во многом благодаря внедрению новых информационно-коммуникационных технологий, методов и адекватных психолого-педагогических условий. Анализ научных статей по тематике исследования, результаты интервьюирования преподавателей неязыковых факультетов вузов Уральского региона и опрос студентов неязыкового профиля позволили выявить инновации и актуальные возможности реализации личностно-ориентированного подхода. Основными из них являются: значительное увеличение количества учебных часов на самостоятельную работу обучающихся, самостоятельный выбор учебных дисциплин, предложение альтернативных электронных обучающих курсов, возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, академическая мобильность, повышение ответственности обучающегося за результаты иноязычного образования, доступ к открытым образовательным ресурсам, использование электронных ресурсов, активное применение социальных сетей. Все эти инновации имеют исключительно важное значение для развития самостоятельности обучающегося как личностного качества, формирующегося в процессе развития компетенции к самообразованию посредством иностранного языка и стратегически значимого для дальнейшего саморазвития на протяжении всей жизни.

Таким образом, иноязычное образование в вузе сегодня вследствие реализации компетентностного и личностно-ориентированного подходов как методологической основы высшего иноязычного образования не только ориентировано на овладение обучающимся бакалавриата неязыкового профиля иноязычной коммуникативной компетенции, но и на развитие личностных качеств, включая самостоятельность.

Заключение

Результаты проведенного исследования теоретических источников и практического опыта решения проблемы современной организации иноязычного образования в неязыковом вузе позволили выявить особенности и новые возможности реализации компетентностного и личностно ориентированного подходов, способствующих развитию необходимых компетенций и личностных качеств будущих профессионалов и стратегически значимых для развития современного российского общества.