Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE IDEA OF DEVELOPING EDUCATION IN THE SYSTEM OF MODERN PRESCHOOL EDUCATION: A HISTORICAL-PEDAGOGICAL ASPECT

Chernobrovkin V.A. 1 Pustovoytova O.V. 1 Sunagatullina I.I. 1 Kuvshinova I.A. 1
1 Magnitogorsk State Technical University
The present article is devoted to the analysis to the analysis of the key provisions of the theory of developmental education in the historical and pedagogical aspect and justification of pedagogical expediency of its main provisions in relation to the system of modern education, including the level of pre-school education. The article substantiates the relevance of applications and implementation in the pedagogical practice of modern educational organizations with the basic ideas of the theory of developing education in modern pedagogical practice in connection with the introduction of Federal state educational standards of preschool and General education, the requirements of which largely rethink the ideas of the theory of developing education; reveals the key tasks of the development of modern preschool education in the near future; the short historical and pedagogical excursion of the theory of developing training, degree of its research and development in relation to system of preschool education is presented; indicators of a condition of system of preschool education for last year of the city of Magnitogorsk of Chelyabinsk region are characterized; in the aspect of essential importance the ideas of the theory of developing education, which United the scientific interests of scientists of the XI international scientific-practical conference «world of childhood and education», held on the basis of the Department of preschool and special education of Magnitogorsk State Technical University named after Nosov. In conclusion, the results and general conclusions of the study are summarized.
preschool education
the theory of developing training
historical and pedagogical approach
the training system
the basic principles and approaches
teaching practice

В современных условиях совершенствования системы образования с направленностью вхождения в европейское и мировое образовательное и общекультурное пространство требуются кардинальные изменения в педагогической теории и практике системы дошкольного образования, требующие реализации и внедрения обновленных педагогических технологий. Процесс обновления системы образования возлагает высокие требования на организацию функционирования современного дошкольного воспитания и обучения, активизирует поиски более эффективных психолого-педагогических подходов к его реализации. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [1, с. 13]. Поэтому сегодня значимость мероприятий, направленных на социальное развитие и формирование личности ребенка, значительно возрастает.

Среди ключевых задач развития современного дошкольного образования на ближайший период, которые прозвучали в выступлении руководителя отдела и развития дошкольного образования департамента государственной политики в сфере общего образования на последнем Областном совещании специалистов по дошкольному образованию Челябинской области в г. Снежинске, были названы следующие: расширение доступности дошкольного образования; развитие системы консультационных центров, сети семейного дошкольного образования и воспитания; активизация и развитие в России дошкольного воспитания периода младенческого возраста (от 2-месяцев до 3-х лет); создание условий для расширения и развития инклюзивного образования и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; расширение частного сектора системы дошкольного образования; продолжение поиска вариативных форм и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность для достижения дошкольником уровня развития, обеспечивающего его психологическую, умственную и физическую готовность к школе. Детский сад, как отмечают современные педагоги, призван обеспечить ребенку гармоническое взаимодействие с миром [2, с. 82].

К числу главнейших базовых задач, которые стоят перед современным дошкольным образованием, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), относится подготовка к школе нового поколения детей: креативного, творческого, проявляющего к окружающей действительности большой интерес, адаптированного к сложностям современной общеобразовательной школы и обладающего навыками самостоятельного отыскания и использования знаний, что способствует, как отмечают современные ученые, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [3, с. 172].

Выполнение требований в системе современного дошкольного образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов и приемов, а также использование положительных результатов практического опыта существующих теорий и концепций, чем в этом отношении может послужить теория развивающего обучения, которая в последние годы заметно активизируется в своем практическом воплощении не только в российском, но и зарубежном образовании.

Актуальность применения и реализации в педагогической практике современных образовательных организаций основополагающих идей теории развивающего обучения обусловила выбор проблемно-тематической направленности и цель настоящего исследования.

Цель исследования: анализ ключевых положений развивающего обучения в историко-педагогическом аспекте и обоснование их педагогической целесообразности применительно к системе современного образования, включая уровень дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

В настоящей статье представлен материал, основанный на использовании методов историко-педагогической периодизации и исторической актуализации, а также метода критериального анализа, обосновывающих педагогическую целесообразность изучаемого историко-педагогического явления в системе современного образования. Представляя краткий историко-педагогический экскурс теории развивающего обучения, степень её исследования и разработки применительно к системе дошкольного образования, напомним, что она впервые получает свое обоснование в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных исследователей и педагогов. В 1930-е гг. германский психолог О. Зельц экспериментально сумел доказать воздействие обучения на умственное развитие детей.

Впервые глубокое научно-психологическое аргументирование этой теории было дано в исследованиях Л.С. Выготского – выдающегося отечественного психолога-гуманиста, создателя культурно-исторической концепции, согласно которой психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения и во многом определяются культурно-историческим социумом ребенка. Разработки большинства последующих ученых продолжают развитие идей Л.С. Выготского. В 1930–1950-е гг. отечественные психологи закладывали основы формирующего (обучающего) эксперимента как основополагающего метода в решении проблем развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.). В 1960–1980-е гг. некоторые положения развивающего обучения интерпретируются в сферу дошкольного образования, а также начального и среднего образования (И.Я. Лернер, Л.А. Венгер, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, З.И. Калмыкова, и др.). В конце 1950–1960-х гг. свое дальнейшее продолжение концепция развивающего обучения обрела в экспериментальных работах Д.Б. Эльконина об учебной деятельности как форме самоизменения субъекта, В.В. Давыдова о научных понятиях как специфическом направлении учебной деятельности, Л.В. Занкова о дидактических принципах образовательной системы и других педагогов, основываясь на идее, касающейся того, что традиционное дошкольное и начальное обучение не обеспечивает достижения высокого уровня интеллектуально-психического развития детей [4].

Теоретические исследования теории развивающего обучения второй половины 20 века послужили базой для практического внедрения и использования концептуальных подходов и педагогических технологий во многих современных отечественных и зарубежных образовательных организациях. Так, программы развивающего обучения получили широкое применение в массовой практике дошкольных и начальных образовательных организаций Якутии, чему посвящает свою монографию «Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования республики Саха (Якутия): историко-педагогичексий анализ (1960–2002 гг.)» исследователь С.Н. Архипова [5]. Современный педагог и ученый Ш.А. Бахышева в своих исследованиях и опыте работы дошкольных организаций определяет направления повышения профессионализма педагогов и воспитателей при внедрении в преподавание дошкольных образовательных организаций развивающего обучения, раскрывает сущность и содержание «Куррикулума в дошкольном образовании в Азербайджанской Республике», основанного на принципах развивающего обучения [6, с. 71]. Современный исследователь Э.Ф. Зеер, анализируя становление различных концепций развивающего обучения и образования, обосновывает в качестве смыслообразующего ядра этих концепций – ценностно-смысловую направленность как основу обучения, которое дефинирует как личностно-развивающее образование [7, с. 3].

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическая исследованность и экспериментально-практическая апробированность идей развивающего обучения обусловили жизненную востребованность основополагающих идей этой теории и в настоящее время. Сегодня основные положения и выводы развивающего обучения интерпретируются в преподавании разных уровней образования и сфер знания, включая иностранный язык, математическую статистику, биологию, дистанционное обучение и т.д. Определенный интерес и заметную активизацию идеи развивающего обучения получают и в системе современного дошкольного образования, на которое сегодня возложена важная ответственность как самостоятельного уровня системы общего образования. Однако изученность и практическое использование этой теории в дошкольном звене на сегодняшний день ещё не в полной мере теоретически и экспериментально исследованы.

Ключевое положение развивающего обучения состоит в том, что обучение должно иметь опережающий характер развития ребенка, фундаментом развивающего обучения является сам ребенок, а знания выступают в качестве средств его развития. По мнению идеологов этой методики, развивающее обучение должно стимулировать развитие детей, улучшать подготовленность к самостоятельному освоению знаний, инициировать уровень развитости их поисковой и творческой деятельности.

Необходимость популяризирования проблемы внедрения в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений основополагающих вопросов теории развивающего обучения вызвана не только педагогическими приоритетами, но и введением в действие ФГОС ДО, требования которого во многом соотносятся с некоторыми положениями теории развивающего обучения и переосмысливают её идеи. Среди основных принципов и задач дошкольного образования, изложенных в действующем ФГОС ДО (п. 1.4, 1.6), достаточно отчетливую связь с идеями теории развивающего обучения имеют:

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их нравственных, эстетических, социальных, интеллектуальных, физических качеств, активности, самостоятельности и ответственности ребенка;

– формирование благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и задатками, развитие творческих способностей и потенциала каждого ребенка как субъекта социально-коммуникативных отношений со взрослыми и обучающимися;

– реализация образовательной деятельности на основе субъективных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок может проявлять активность в выборе содержания своего образования, является его субъектом;

– поддержание творческой активности детей в различных видах их деятельности в образовательном процессе;

– непринужденное партнерское сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;

– единство обучения и воспитания в целостный воспитательно-образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе морально-поведенческих норм в интересах ребенка, семьи, общества [8].

Таким образом, по оценке современных ученых, внедрение ФГОС дошкольного и общего образования предполагает новое осмысление принципов развивающего обучения с ориентацией на реализацию деятельностного подхода, а также формирование универсальных учебных действий, в комплексе представляющих собой способность к самонаучению [9, с. 21].

По основным показателям состояния системы дошкольного образования Челябинской области за прошедший год в г. Магнитогорске функционирует 138 официально имеющих лицензию дошкольных образовательных организаций, 135 из них находятся в ведении муниципалитетов и 3 детских сада – частные. По данным Росстата в рейтинге УрФО по охвату детей 1–7 лет дошкольным образованием за Челябинской областью продолжает сохраняться 1 место, в рейтинге субъектов РФ – 8 место [10, с. 6, 12]. По дифферециации образовательной направленности муниципальные ДОО Магнитогорска имеют широкий спектр: от общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего вида до различного рода студий и центров ребенка. Кроме этого, в Магнитогорске интенсивно осуществляют образовательную деятельность различного рода коммерческие детские развивающие центры: центр раннего развития детей, школа скорочтения и раннего развития интеллекта, студия развития детей, детский центр интеллектуального развития, клуб интеллектуального развития, студии иностранных языков и др. Ключевым понятием, лежащим в основе воспитательно-образовательной деятельности инициаторов отдельных учреждений Магнитогорска, является развивающее обучение, которое во многом использует и реализует основные идеи теории развивающего обучения.

Теория развивающего обучения стала центральной и объединяющей научные интересы ученых XI Международной научно-практической конференции «Мир детства и образование», проведенной на базе кафедры дошкольного и специального образования института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Участниками конференции стали не только российские преподаватели и ученые ближнего зарубежья – Республики Беларусь, Украины: Луганск, Татарстана, Казахстана, Башкирии, но и делегация педагогов из Бразилии. Тематика выступлений Пленарного заседания конференции была посвящена проблемам реализации идей развивающего обучения в различных образовательных уровнях и направлениях подготовки: Теория развивающего обучения как основа формирования статистических понятий в процессе преподавания статистики в школах Бразилии (Андрэ Луис Араужо Куниа, Институт образования, науки и техники, Бразилия, г. Гояния); О подготовке преподавателей английского языка в государственном университете Гояс (Алсидес Хермис Териса Мл., Государственный университет штата Гояс, Бразилия). Формирование самооценки в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова (Э.В. Витушкина, МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики», Россия, г. Магнитогорск); Принципы развивающего обучения (О.В. Гневэк, директор института гуманитарного образования МГТУ им. Г.И. Носова); Значение культурно-исторической теории в развитии дистанционного обучения (Рената Луиза да Коста, Федеральный Институт образования, науки и техники штата Гояс, Бразилия). Согласно мнению бразильских коллег, дистанционное обучение, предполагающее проявление практически полной самостоятельности при обучении, благодаря использованию высокого уровня информационных технологий, активизирует заинтересованность и мотивацию обучающихся к самостоятельному поиску, получению знаний и раскрытию их творчества.

Выводы

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо сделать выводы:

1. Историко-педагогический аспект теории развивающего обучения представлен к настоящему времени достаточно большим количеством теоретических разработок и педагогических технологий, как в отечественном, так и в зарубежном образовательном пространстве. Их качество, возможно, при отсутствии ещё общей системности взглядов, варьируется, исходя из уровня, направленности, содержания, методов образовательного процесса. Однако сегодня с полной уверенностью можно говорить об объективности обоснования педагогической целесообразности и востребованности идей развивающего обучения в современном образовании.

2. Одной из ключевых общих задач, которые стоят перед образованием в настоящее время, является подготовка нового поколения детей: креативного, творческого, адаптированного к сложностям современной общеобразовательной школы и обладающего навыками самостоятельного отыскания и использования знаний.

3. Теоретическая исследованность и экспериментально-практическая апробированность положений развивающего обучения обусловили её жизненную востребованность и интерпретированность в преподавание разных уровней, сфер знания и направлений подготовки в системе образования, включая и дошкольное образование.

4. Актуальность исследования проблемы внедрения в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений основополагающих вопросов теории развивающего обучения вызвана не только её педагогическими приоритетами, но и введением в действие ФГОС ДО, требования которого во многом соотносятся с некоторыми положениями теории развивающего обучения и переосмысливают её идеи.

5. Представители научно-педагогического сообщества г. Магнитогорска различного уровня образовательных организаций, включая дошкольное образование, активно обсуждают и используют, наряду с практикой традиционных форм образовательной деятельности, идеи и основополагающие положения теории развивающего обучения, которые выступает интегрирующей средой, порождающей новые подходы к решению проблем современного образования.