Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INNOVATIVE PEDAGOGY – IS THE BASIS FOR LIFE-LONG EDUCATION

Chervyakova L.D. 1 Ponomarenko E.B. 1
1 Peoples’ Friendship University of Russia
Recent conceptual and methodological change in teaching and learning has brought to light the issue of functions of education for society: an institutional perspective, the interaction theory, the concept of self-fulfilling prophecy. The subject of the experiment is the analysis of related to education researches of priority: educational innovation; innovating pedagogy; socio-pedagogical, psychological, psycho-pedagogical criteria for innovation classification; methodological and digital technological tools for effective implementation of advanced teaching experience into practice. The experiment was based on the object and the process approaches to the classification of innovations, on the level and pedagogic criteria for their description and on the project-based method of teaching. The conducted research of the concept of pedagogic innovation as a kind of pedagogic activities was directed to test and implement the achievements of pedagogу as a science, technology and exemplary pedagogic experience to design experimental innovating environment. The implementation of up-to-date digital technologies as a key objective of the innovating pedagogy, of the web 2.0 communication promoted shaping a cooperative learning environment with the assistance of the social wiki– source. Constructing creative environment provided molding of crucial skills required to become proficient learners: communication, teamwork, understanding the nature of knowledge, assessing the validity of partners’ claims and arguments, awareness of complexity and diversity of knowledge, developing reliable scientific method, empathy with others, risk and daring. The findings provoked visible shifts in educational practice; helped to explore new forms of teaching, learning and assessment; contributed to the personal growth; resulted in identity change and increased self-understanding; motivated students for life-long and life-wide learning.
pedagogic innovation
innovating pedagogy
institutional perspective
the interaction theory
project-based method of teaching
social wiki– source
identity change

Определение приоритетов в развитии науки и технологий в настоящее время всё чаще связано с открытыми инновациями поскольку они меняют внутренние процессы управления научно-исследовательской работой в сторону их открытости, объединения усилий ряда университетов, лабораторий, компаний, потребителей, консорциумов.

В качестве основных критериев оценки перспективных проектов за основу берутся актуальность, степень научной новизны исследования, научная значимость предполагаемых результатов исследования и реальная возможность практического использования полученных или предполагаемых результатов научного поиска в экономике и социальной сфере [1, с. 20] Программа Европейского союза по научным исследованиям и инновациям на 2014–2020 гг. «Горизонт 2020» с бюджетом 80 млрд. евро объединяет участников инновационной сети, отводя активную роль в этом направлении вузам и содействуя их деятельности [2, c. 16].

Необходимость перехода России на путь инновационного развития и приоритетные направления в развитии технологий в вузе определены в ряде документов: в решении коллегии Госкомвуза РФ «О технологиях обучения в высшей школе», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в Государственной программе «Развитие науки и технологий на 2012–2020 годы», в Законе РФ «Об образовании в РФ», в Постановлении Правительства РФ от 07.04. 2018 № 421 «Об утверждении Правил разработки и корректировки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Правил мониторинга реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», в Проекте Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», в обновленной версии проекта закона Минобрнауки России о научной деятельности в РФ [3].

Инновации в сфере образования – все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта, это – система из целей обучения, содержания образования, мотивации, средств преподавания, участников образовательного процесса и результатов деятельности.

Происходящие на рынке современного высшего образования процессы развиваются главным образом в трёх направлениях:

- стратегический менеджмент качества высшего образования;

- повышение спроса со стороны государства и бизнеса на высшее образование;

- смены структурной парадигмы системы высшего образования в ответ на социальные вызовы.

Социальная составляющая эффективности образования ориентирована на максимальное использование образования как фактора социального развития общества.

Социологи в основном следуют определению образования как целенаправленной социализации. Среди функций образования (интегрирующей, дифференцирующей, структурирующей и социокультурной) особое место отводится социальной функции внедрения инноваций в образовательный процесс. Определение функций образования – первостепенная задача социологии образования в предметном поле, его главная институциональная роль отведена поддержанию целостности общества как социальной системы в процессе ее воспроизводства. Смысл обращения к функциям образования заключается в определении сферы институциональной ответственности образования, рациональном устройстве его организационной структуры на всех уровнях [4].

Цель данной работы: проанализировать результаты исследований мирового уровня в социальной сфере, образовании, инновационной педагогике, психологии, интернет-технологиях; определить возможности практического использования особенностей характеристик инновационных процессов, педагогических, психологических и социально-психологических основ построения процесса образования для организации непрерывного образования с мотивацией выпускников вуза к постоянному росту собственной интеллектуальности через проектную учебную деятельность на примере преобразования результатов своего исследования в вики-страницы, – подтвердить утверждение о том, что основная задача такой организации процесса образования заключается в подготовке социально настроенного специалиста.

Материалы и методы исследования

Массовое общественное социально-педагогическое движение, широкий интерес к понятиям «новация», «инновация», «новатор», «инноватор», «инновационный процесс», откликаясь на требования социокультурной реальности, способствовали изменению педагогической деятельности, её средств, технологий, целевых установок и ценностных ориентиров. В связи с этим появилось много определений вышеупомянутых терминов.

В одной из своих работ за 2018 г. исследователь С.В. Иванилова классифицирует их в зависимости от конкретных научных целей по основным подходам к пониманию сути термина как [5]:

– объектный;

– процессный;

– объектно-утилитарный;

– процессно-утилитарный;

– финансово-инвестиционный.

Другой обстоятельный анализ классификаций инноваций и их специфики предлагает В.А. Иванов: он анализирует 22 существующих определения термина «инновация», критически рассматривает классификации А.И. Пригожина (5 принципов), П.Н. Завлина (12 признаков), Д.М. Степаненко (38 критериев), но в итоге подчёркивает, что распространены в основном три точки зрения:

– инновация отождествляется с новшеством;

– инновация рассматривается как процесс создания новой продукции или технологии в сфере организации и управления производством;

– инновация характеризуется как процесс внедрения в производство новых, качественно отличных от предыдущих изделий или технологий [6].

Для описываемого эксперимента важен сам факт существования такого внимания к этому вопросу, описание сущности каждого элемента вышеперечисленных классификаций не входит в задачу данной статьи. Для данной работы важен вопрос, как и какие инновации влияют на формирование целевых установок и ценностных социальных ориентиров, поэтому для обоснования теоретического подхода к эксперименту и для его эффективного проведения были выбраны объектный и процессный подходы: объектный подход – как результат научно-технического прогресса, процессный подход – как комплексный процесс из трёх этапов: разработки новой технологии или организационной формы, их внедрения и коммерциализации.

Формирование целевых установок и ценностных социальных ориентиров требует анализа педагогических инноваций, одобрения общества, наличия социального заказа, так как именно он способствует интенсификации инновационных процессов в педагогике.

В научно-педагогических исследованиях обсуждают несколько классификаций инновационных процессов [6,7]:

- по типам: по целеполаганию в области образования и по типу новшества, особенностям инновационного процесса;

- по структуре:

– компонентные: трёхкомпонентные (три блока в структуре инновационных процессов в системе образования); многокомпонентные, полиструктурные (7 структур);

– уровневые: на микроуровне индивидуального новшества; на макроуровне (взаимодействие нововведений); многоуровневые – (четырёхуровневые) адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный уровни;

- по педагогическим критериям:

– цель новшества – совершенствовать теорию и практику обучения и воспитания;

– организационно-педагогическая модель реализации реальных инновационных образовательных процессов.

Для проведения описываемого в данной статье экспериментального исследования в качестве основных критериев использовались уровневые и педагогические критерии, которые шире используются и больше зависят от личностных качеств новаторов.

Теоретическую базу для проведения данного эксперимента составили не только вышеперечисленные исследования, неоценимый вклад в описание анализируемого эксперимента внесли теоретические работы, исследующие [6–9]:

- концепции формирования информационной образовательной среды (С.В. Бондаренко, В.А. Плешаков, В.А. Ясвин);

- социальную компетентность как основу способности личности к самореализации (Б.Г. Ананьев, Л.А. Баранова, А.И. Савенков и др.);

- систему формирования профессиональной компетенции (М.Д. Ильязова);

- систему непрерывного образования (А.А. Вербицкий, Н.А. Рыбакина, Д.К. Каменова);

- проблему проектирования образовательных систем (Н.Г. Алексеев, Г.Л. Ильин, В.Д. Шадриков и др);

- основы организации интерактивного обучения на базе технологии вики (М.О. Ильяхов, Ю.Ю. Маркова, Д.О. Сидоров);

- инновационный образовательный процесс как основу педагогической интеграции (Б.К. Джабатырова, М.Ш. Даурова );

- нововведения в области образования в работах отечественных педагогов и психологов: (О.Г. Юсуфбекова, О.И. Истрофилова, И.И. Торбина, Г.Л. Ильин и др.);

- широко распространённая в отечественной педагогической науке классификация педагогических технологий (Г.К. Селевко).

Теоретико-практическая направленность проведённого эксперимента определила выбор методов описания экспериментального опыта: методы теоретического осмысления действительности: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.; эмпирические методы: наблюдения, педагогический эксперимент; анализ продуктов учебной деятельности – «вики-страниц», созданных студентами; методы системного и семиотического подхода к процессу инновационного обучения.

В качестве экспериментальной базы исследования служила кафедра иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов – РУДН, работа проводилась со студентами-лингвистами – магистрами 1-го курса.

Анализ характеристик инновационных процессов позволил выдвинуть предположение о том, что инновационные технологии успешно выполняют свою результативную функцию в обучении при соблюдении определённого алгоритма действий: постановки проблемы; выявлении противоречий; определении личностных смыслов; творческой переработки и переосмысления личного опыта; рефлексии.

Результаты исследования и их обсуждение

В научной педагогической литературе описаны четыре вида инновационной деятельности: 1) локальная, 2) модульная 3) системная и 4) проектирование образовательных систем на основе определённой концепции образования (В.С. Лазарев), которые в более поздних работах по педагогическим инновациям были дополнены (Г.Н. Ильин): была выдвинута идея рассматривать инновации на уровне методологии образовательных процессов с учётом основных проблем во всех сферах образования: появления непрерывного образования, смены педагогической парадигмы, повышения качества образования, внедрения новых педагогических технологий [9]. В контексте перечисленных проблем акцент в эксперименте был сделан на проблемно-методологическую модель обучения.

Поскольку образование перестало быть объектом исключительно педагогики и превратилось в социальную активность обучаемого, оно требует как педагогического, так и социально-психологического изучения: взаимоотношения педагогики с психологией и социологией в решении педагогических проблем; социально-психологического содержания образовательной инновационной деятельности; определения психологических качеств у человека, ориентированного на инновационную деятельность. Интерес представляет психолого-педагогическая модель готовности выпускника вуза к инновационной деятель-ности, предложенная А.З. Воцким: проанализировав результаты исследований С.Р. Яголковского, Н.В. Сербиновской, В.Д. Шадрикова и Ю.А. Карповой в этой области, он представил свою точку зрения и одновременно уточнил:

- двустороннюю инновационную компетенцию как способность продуцировать новые идеи (креативность), дорабатывать их, развивать и внедрять в практику;

- качества личности, нацеленной на инновационное поведение: восприятие, принятие, освоение и использование оригинальных и творческих идей;

- особенности, лежащие в основе успешной деятельности инновационной личности, среди которых особенно важны аспекты интеллекта и креативности, ценностные ориентации, способность принимать самостоятельные решения;

- способность к творчеству как доминирующую компетенцию генерировать всё новое [10].

В новых условиях экономической и социальной деятельности соответствие идеалов личности её готовности к инновационной деятельности вызвало смену целей образования с акцентом на глубокое освоение конкретных специализированных знаний в сочетании с широким общекультурным образованием, то есть на фундамент непрерывного образования – реальность современной социальной системы.

Непрерывность образования в педагогике исследуется во всех звеньях образовательной системы и трактуется в результатах научных исследований по-разному [11]:

– как развитие социальных и креативных возможностей человека через освоение новых профессиональных знаний;

– как постоянно развивающуюся систему государственных, общественных и частных институтов;

– как социально-педагогический принцип построения современной системы образования;

– как необходимое условие социального прогресса за счёт инновационных творческих процессов в течение всего жизненного цикла.

Главная идея непрерывного образования – направить познавательную деятельность субъекта познавательной деятельности из прошлого знания и опыта в будущую профессиональную деятельность. Практически это – переход к практико-ориентированному непрерывному образованию на всех его уровнях без утраты основ фундаментального образования, осуществляемый на практике с позиции шести подходов, как [12]:

- отождествление с непрерывным обучением в учебной аудитории в течение всей жизни;

- дополнение базовых структур образования дополнительным образованием;

- обеспечение преемственности содержания дошкольного, школьного, вузовского и дополнительного профессионального образования;

- адаптация образовательных программ к нуждам быстро меняющихся технологий производства, (возможно во вред фундаментальному образованию);

- разграничение между системой непрерывного образования и процессом непрерывного образования личности;

- компетентность – как инвариант непрерывного образования.

Опыт создания инварианта компетентности ранее был описан в исследовании М.Д. Ильязовой, но не в контексте непрерывного образования; фактически были прописаны качества личности специалиста с пятью компетенциями: ценностно смысловой, мотивационной, инструментальной (знания, умения, навыки), индивидуально-психологической и конативной (способность к саморегуляции своей деятельности [13].

Несмотря на расхождения в трактовках сущности непрерывного образования цель непрерывного образования во всех работах красной чертой проходит одна и та же: формирование социокультурной компетенции для профессиональной деятельности; непрерывное образование – атрибут инновационной педагогики.

Большое количество научных работ по инновационной педагогике, рассматривающих перспективы использования педагогических нововведений в образовании и формировании социокультурной компетенции на основе различных социальных сервисов и служб сети Интернет нового поколения, информационно-компьютерных технологий свидетельствует о её актуальности (Л.К. Раицкая, М.О. Ильяхов, Д.О. Королева, Е.Д. Кошеляева, Ю.Ю. Маркова, А.В. Самарская, Д.О. Свиридов и др.). Для данного эксперимента была использована одна их современных интернет-технологий Веб 2.0 – «вики-технология» на основе [14, 15]:

- учёта выявленных уровневых и педагогических критериев;

- проблемно-методологической модели обучения в контексте непрерывного образования;

- главной идеи непрерывного образования;

- определённого алгоритма действий: постановки проблемы – определения личностных смыслов – творческой переработки и переосмысления личного опыта – рефлексии;

- реальных возможностей проектного метода обучения;

«Вики-технология» была выбрана по своим отличительным признакам: публичному доступу к проекту, её нелинейности – отсутствию необходимости хронологии в работе, доступу к истории создания проекта, мультимедийности, гипертекстовой структуре и условиям для развития социокультурных умений студентов.

В основу описываемого эксперимента был положен проектный метод для исследования проблемы развития эквивалентности перевода в западноевропейской школе студентами-магистрами 1 курса. Организация проекта строилась на организационно-содержательном методическом подходе, включающем:

– принципы: коммуникативности, автономии, интерактивности и информатизации обучения;

– организационные формы: очную и дистантную формы обучения;

– методы обучения и средства обучения: информационно-рецептивные, коммуникативные, интерактивные методы и метод проектов [16].

Работа с проектом осуществлялась по определённому алгоритму:

– знакомство с формализацией требований к проекту;

– подготовительный этап (ознакомление с целью «вики-проекта», с правилами размещения информации на «вики-странице», показательное занятие), создание домашней страницы для дальнейшей работы;

– процессуальный этап (деление на группы, определение частей общей темы для исследования, мозговой штурм, поиск и подбор материала, написание и размещение в интернете первой версии «вики-документа», обсуждение, корректировка, публикация и презентация итогового документа);

– оценочный (оцениваются содержание, структура «вики-документа», лексические, грамматические, стилистические, особенности, рефлексивные навыки) (рис. 1).

chervjk1.tif

Рис. 1. История создания «вики-страницы» студенткой 1 курса магистратуры в течение декабря 2016 г.

Непременным условием проекта была формализация регламента, сроков работ, шаблона плана работ, основных этапов проектной деятельности и сроков выполнения каждого этапа.

Формализацию требований часто критикуют как нежелательную, однако формализация требований к результатам проекта способствует устранению психологического эффекта боязни незнакомого, страха и неуверенности перед началом работы благодаря наличию инструкций, алгоритмов деятельности, наличию базовых шаблонов, примеров и требований к работе, которые ни в коей мере не ограничивают творческую деятельность студентов.

Успех будущего «вики-проекта» зависел от начального этапа, в котором была прописана роль преподавателя:

– создание возможностей для обучения, обеспечение доступа к информации;

– поддержка обучения в виде регулирования сложных заданий;

– помощь студентам в исследовании и использовании когнитивных процессов;

– оценка прогресса, предотвращение проблем, предоставление обратной связи и оценка работы в целом.

Создание возможностей для обучения заключалось в ознакомлении студентов с инструментами совместной работы через интернет:

– системой управления проектом,

– системой совместной работы над документами,

– системой взаимодействия на базе списков, подборок, коллекций и заметок,

– системами публикации в интернете, что под силу только цифровому и сетевому поколению, для которого интернет-технологии – норма жизни.

Выводы

Создание учебного «вики-проекта», как педагогической и методической инновации, в рамках курса теории перевода способствовало развитию социокультурной компетенции, способствовало увеличению объема учебного материала, использованию более сложных итоговых презентаций, повышению интенсивности, творчества и развитию общепрофессиональных и социальных компетенций.

Использование «вики-технологии» в организации самостоятельной исследовательской работы с использованием инструментов интегрированного «вики-сайта» способствовало:

1) развитию умений самоорганизации, планирования содержания коллективной работы и реализации намеченного плана,

2) расширению взаимодействия с другими участниками проекта:

– в умениях организовывать собственное рабочее время (чаще стали выходить на связь для обсуждения материала и для консультации),

– в умениях взаимодействовать (чаще стали общаться, социализироваться),

– в навыках оценивать свою собственную работу и работу своих студентов-партнёров по процессуальному критерию, что способствовало развитию навыков совместной работы, интеграции как необходимой предпосылки для активного участия в будущей социальной жизни;

3) осуществлению непрерывного образования: ознакомление с дополнениями и комментариями сторонних посетителей студенческих «вики-страниц» требовало от них не только повторение пройденного материала, но и поиск дополнительной информации для продолжения своего исследования.

Важной особенностью проведённого исследования с презентацией сделанных самостоятельно «вики-страниц» является непрерывность этого процесса. В описанном эксперименте это проявилось в дополнении студенческих «вики-страниц» сторонними лицами спустя несколько месяцев, так как «вики-страницы» находятся в открытом доступе. «Вики-страницы» были завершены в январе 2017 г., а комментарии поступили 30 мая 2018 г., правда они не имели непосредственного отношения к теме «вики», так как добавленный материал был взят из немецкой википедии про тёзку лингвиста Отто Каде, а именно про немецкого композитора и музыковеда [16]. Но так или иначе материал для студентов был новый. В результате студенты были вынуждены ознакомиться с дополнениями и дать свои комментарии на них, что потребовало не только повторения пройденного материала, но и поиска дополнительного материала для ответного комментария как элемента непрерывного образования (рис. 2).

chervjk2.tif

Рис. 2. Комментарии к студенческой «вики-странице», внесённые сторонним участником спустя 16 месяцев

«Вики-технологии» и интегрированный «вики-сайт» оказались оптимальными инструментами для организации самостоятельной исследовательской образовательной деятельности с интерактивным обучением.

Осуществление проблемного обучения с особой гипертекстовой структурой материала как его дидактического свойства, организация индивидуальной и групповой работы с возможностями коллективного доступа через Интернет, дистанционный контроль за самостоятельной деятельностью студентов, интерактивное взаимодействие благодаря мультимедийности – всё это инновационные ситуационные условия для развития навыков коллективной работы, инструментальных, общенаучных и профессиональных компетенций студентов-магистров, повышения мотивации студентов к непрерывному образованию. Несомненно, модель обучения на основе «вики-технологии» – неотъемлемая часть эффективной системы непрерывного мотивированного образования.