Термином «педагогический дизайн» [1, с. 36–42; 2, с. 61–64; 3, с. 5–7] в современной педагогике обозначается стройная конструкция, описывающая гармонично выстроенную структуру элементов, традиционно включаемых в понятие педагогическая система (цель, принципы, содержание образования, формы организации учебной деятельности, методы, средства). Предлагаемый нами вариант дизайна модульного построения процесса обучения будущих учителей начальных классов в магистратуре разработан и эмпирически проверен в рамках реализации магистерских программ по подготовке будущих учителей начальных классов.
Переход современного педагогического образования от «знаниевой» к «компетентностной» парадигме и смещение акцентов в характере управления образованием с государственно-общественного на общественно-государственный ознаменовался поиском новых путей подготовки будущего педагога-профессионала в высшей школе. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предлагают в качестве ориентиров уже не знания, умения и навыки, полученные выпускником университета, а перечень компетенций, определяющих готовность выпускника высшей школы активно включиться в социально-культурную среду, гармонично войти в профессиональное сообщество и достичь высокого уровня профессионализма в собственной педагогической деятельности.
В условиях современного подхода к содержанию и организации образовательного процесса в магистратуре активно обозначается позиция профессионального сообщества и работодателя, выраженная в стремлении влиять на подготовку педагогических кадров с целью усиления функционально-деятельностного компонента. Рассмотрение запросов работодателя в качестве значимых целевых ориентиров современного педагогического образования побудило разработчиков образовательных программ при определении образовательного результата соотносить требования профессионального сообщества и стандартов образования, стало важным шагом на пути приведения современного педагогического образования в соответствии с задачами нашего времени.
Результаты теоретического исследования научной литературы (Б.Г. Ананоев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.) по проблемам подготовки педагогов в магистратуре для уровня начального образования позволили выявить следующие закономерности:
1. Содержание образовательных программ подготовки педагога в магистратуре определяется интеграцией требований общества (работодателя, профессионального сообщества) и государства посредством соотнесения двух нормативных документов: Федерального государственного стандарта высшего образования и профессионального стандарта.
2. Организация образовательного процесса в условиях гибкого уровневого высшего образования вынуждена учитывать общекультурные и профессиональные особенности подготовки поступивших в магистратуру.
Целью разработки концепции подготовки педагогических кадров в магистратуре стало создание необходимых условий для становления педагога-профессионала в интересах общества и государства: определение совокупного образовательного результата; отбор интегративного содержания; сочетание традиционных и поиск новых рефлексивно-деятельностных образовательных технологий; создание системы оценки и измерительных материалов, позволяющих определять динамику освоения обучающимся трудовых функций посредством овладения общекультурными и профессиональными компетенциями.
Достижению цели способствует построение инновационного образовательного процесса, требующего решения определенных концептуальных задач:
1. Представить совокупный образовательный результат подготовки профессионала в магистратуре по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», учитывающий требования работодателя и стандарты высшей школы.
2. Разработать модель проектирования образовательных программ, компонентами которой являются образовательный результат, закономерности, принципы и подходы к организации обучения.
3. Предусмотреть возможность для магистранта выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с учетом собственных профессиональных характеристик, потребностей работодателя, личностных особенностей овладения профессиональной деятельностью.
4. Интегрировать в рамках модуля различные виды учебной, научной и профессиональной деятельности обучающихся в направлении достижения магистрантом образовательного результата по модулю и программе в целом.
5. Определить концептуальные положения, определяющие вариативное содержание образовательных программ подготовки педагога-профессионала.
Основные базовые идеи, заложенные в основу проектирования и реализации образовательных программ магистратуры в условиях модульного построения образовательного процесса, определяют следующие принципы:
1. Принцип технологичности. Содержание ообразовательной программы строится по отдельным функциональным блокам-модулям, освоение которых позволяет магистранту овладеть определенными образовательной программой трудовыми функциями, действиями. Модуль как функциональный блок программы включает в себя: описание образовательного результата, рабочие программы и фонд оценочных средств по элементам модуля (дисциплинам, практике, научно-исследовательской работе и другим образовательным событиям) и модулю в целом. Выбор модулей, их интеграция в программе и определение последовательности изучения составляют основу проектирования образовательных программ на модульной основе.
2. Принцип опоры на активные технологии обучения. Модульное обучение отражает психолого-педагогическую закономерность, согласно которой эффективность достижения обучающимися образовательного результата повышается, если в образовательный процесс вводятся такие стимулирующие звенья, как проблемная ситуация, визуализация информации, профессионально-прикладная направленность, рефлексия, коучинг, событийность. Опора на этот принцип позволяет повысить мотивационный компонент в профессиональном становлении педагога, выстроить осознаваемые обучающимися образовательные перспективы, активизировать учебно-профессиональную деятельность [4, с. 135–140].
3. Принцип вариативности. Принцип направлен на обеспечение адресной дифференциации содержания программы, форм организации образовательного процесса, технологий и методов обучения в зависимости от профессиональной подготовки и личностного развития магистранта за счет построения индивидуальной траектории освоения программы, а также создание условий обучающимся для индивидуального темпа (срока) продвижения по различным вариантам модульной программы: полному или ускоренному.
4. Принцип рефлексивно-деятельностного подхода к содержанию и организации образовательного процесса. Реализация принципа предполагает активное достижение обучающимися образовательного результата не только в учебных аудиториях, но и в ходе многочисленных и разнообразных видов практической работы, с привлечением профессионального опыта и иных событий образовательной, научной и трудовой деятельности.
5. Принцип непрерывного мониторинга профессионального развития. Этот принцип обеспечивает управление образовательным процессом посредством создания балльно-рейтинговой системы контроля и самоконтроля в достижении обучающимися образовательного результата модуля, что позволяет информационно-контролирующие функции преподавателя перевести в собственно-координационные функции обучающегося.
На основе принципов проектирования и реализации образовательных программ в условиях модульного построения образовательного процесса содержание подготовки педагога-профессионала в магистратуре определяется сочетанием интерналистского и экстерналистского подходов к построению дидактических систем в высшей школе. Разумная интеграция этих подходов дает возможность разработчику образовательных программ проектировать содержание модульной образовательной системы с учетом предыдущего профессионального уровня подготовки обучающегося и его профессиональных потребностей в интересах работодателя, социума и требований государства.
Проблема удовлетворения профессионального интереса будущего педагога-профессионала с учетом его предыдущей профессиональной подготовки в современной магистратуре решается с помощью вариативного содержания, которое обеспечивается спектром профилей магистерских программ в области уровня начального образования, библиотекой модулей, наличием вариативного компонента в каждом элементе дидактической системы программы.
К основным концептуальным положениям, определяющим вариативное содержание образовательных программ подготовки педагога-профессионала, относятся:
1. Спектр профилей программы определяется требованиями ФГОС НОО, который обязывает педагога-профессионала на высоком уровне владеть психолого-педагогическими основами профессиональной деятельности и быть компетентным в различных предметных областях: филологии и лингвистике, математике и информатике, естествознании. Так, для абитуриента с первоначальным уровнем подготовки в одной предметной области выделяются профили, ориентированные на психолого-педагогическое образование магистранта в сфере начального образования. Для выпускников профильных для начального образования программ подготовки бакалавриата или специалитета, в том числе уже работающих в гимназических классах, в образовательных организациях с предметным обучением в начальной школе или ориентированных на расширение сферы своей профессиональной деятельности в области проектирования и организации внеурочной деятельности младших школьников, их дополнительного образования, разрабатываются программы с углубленной предметной подготовкой в области филологии и лингвистики, математики и информатики, естествознания и др.
2. Вариативность модулей, представленных в модульной библиотеке, определяет трудовые функции профессионального стандарта. Система модульной библиотеки представляет собой уровневую структуру. Первый уровень – базовый, носит обязательный характер освоения для укрупненной группы направлений подготовки и нацелен на подготовку магистрантов к научно-исследовательской деятельности. Модули второго уровня дифференцированы по адресным группам: профильным для начального образования и непрофильным. Так, для магистрантов с непрофильной для начального образования предыдущей профессиональной подготовкой в библиотеке представлен модуль по основным проблемам современной системы общего образования. Магистрантам с профильным базовым образованием разработчики программ предлагают для глубокого освоения отдельные аспекты современной системы образования: проблемы индивидуализации или дифференциации в организации работы с обучающимися разных категорий, вопросы проектирования образовательной деятельности в образовательной организации, особенности современных подходов к оценке и мониторингу основных образовательных результатов обучающихся, специфика методов и технологий организации образовательного процесса в современной школе и др. Модули третьего уровня носят прикладной характер и дифференцируются по частным методическим проблемам подготовки профессионала.
3. Вариативность дидактических систем магистратуры в целом определяется дифференциацией содержания внутри каждого модуля посредством включения в него вариативных дисциплин, курсов по выбору и иных профессионально значимых событий; за счет применения различных форм и методов организации теоретического обучения и практики, в том числе в рамках самостоятельной работы; с помощью применения вариативных технологий проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации, в том числе с учетом личных профессиональных достижений обучающихся.
Ключевая роль в разработке содержания программы отводится руководителю. Подход руководителя образовательный программы к проектированию и реализации содержания подготовки педагога-профессионала для начального образования должен определяться в первую очередь научными интересами самого педагога, результатами его исследований по проблемам программы. Кроме нормативных требований ФГОС ВО к руководителю программы необходимо добавить следующие критерии: активное участие в деятельности направлений научной школы, соответствующих профилю магистратуры; признание профессионального сообщества; ответственность за профессиональную подготовку педагога-профессионала; заинтересованность в подготовке профессиональных кадров, обеспечивающих преемственность поколений с учетом современных требований и в рамках заданного научно-практического вектора профиля программы.
Третьей стороной, определяющей содержание образовательных программ для уровня начального образования, является работодатель, интересы которого в соответствии с требованиями ФГОС учитываются разработчиком ОП на всех этапах проектирования и реализации образовательного процесса.
Таким образом, в условиях интеграции интерналистского и экстерналистского подходов к проектированию содержания профиля магистратуры руководителю программы магистратуры важно выдержать баланс интересов собственных, обучающихся, работодателя и государства.
В этих условиях эффективное проектирование содержания ОП, актуальное для всех заинтересованных сторон, возможно при правильном решении проблемы отбора и структурирования содержания образования: описания планируемого обобщенного образовательного результата, составления модульного учебного плана и проектирования содержания модуля, построения образовательной траектории обучающегося.
Основной идеей определения планируемого обобщенного образовательного результата магистерских программ для подготовки педагога начального уровня образования является соотнесение общепрофессиональных и профессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО, с трудовыми действиями (функциями) профессионального стандарта педагога. Освоение трудовых функций предполагает сформированность рефлексивного отношения магистранта к осваиваемому трудовому действию, что, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение необходимыми для каждого вида профессиональной деятельности компетенциями. Ориентация программ магистратуры на профессиональный стандарт усиливает практико-ориентированную составляющую образовательного процесса, что соответствует запросам работодателя [5, с. 160].
Формирование у выпускников магистратуры по начальному образованию общепрофессиональных и профессиональных компетенций в контексте требований профессионального стандарта педагога способствует освоению ими трудовых действий педагога в рамках следующих трудовых функций:
1. Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»:
- Трудовая функция:
- обучение;
- воспитательная деятельность;
- развивающая деятельность.
2. Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»:
- педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования;
- модуль «Предметное обучение. Математика»;
- модуль «Предметное обучение. Русский язык».
Интеграция требований ФГОС ВО и профессионального стандарта прослеживается в установлении соответствия между трудовыми действиями и общепрофессиональными компетенциями в русле каждой обобщенной трудовой функции. Для всего спектра магистерских программ уровня начального образования на основе соотнесения общепрофессиональных компетенций с трудовыми действиями первой обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» планируется обобщенный образовательный результат, который определяет отбор модульного содержания для универсальной части программ укрупненной группы «Образование и педагогика» и не затрагивает особенности планирования результата и описания содержания в области частных, прикладных, психолого-педагогических проблем начального образования и по предметным областям (математика, русский язык).
Соотнесение требований профессионального стандарта в части обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ» и профессиональных компетенций позволяет описать планируемый обобщенный образовательный результат в соответствии с профилем программы в области частных психолого-педагогических проблем начального образования и в контексте предметных областей. Планируемый таким образом обобщенный образовательный результат определяет содержание вариативной части программы.