Современное общество характеризуется тесным взаимодействием людей разных национальностей во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Налаживая экономические и политические отношения, представители вступающих в коммуникацию сторон неизбежно сталкиваются с незнакомой для них культурой и узнают ее особенности, в то же время выступая ретранслятором собственной национальной самоидентичности. Уважительное отношение и внимание к культуре контрагента необходимы для осуществления успешного общения, так как способствуют созданию доверительной атмосферы, выражению заинтересованности в сотрудничестве и желания его продуктивного продолжения, а также формированию своего позитивного имиджа [1]. Актуальность и новизна данного исследования обусловлены необходимостью четкого понимания реалий современного социума, характеризующегося тесным взаимодействием культур разных народов, и связанной с этим потребностью воспитывать подрастающее поколение с учетом поликультурности окружающего мира.
Цель исследования: изучение явления поликультурности и его актуализации в рамках современной образовательной системы. Картина мира в начале XX века позволяет говорить о поликультурности, поскольку носители различных культур живут бок о бок и осуществляют активную коммуникацию между собой. На данный момент зафиксировано крайне мало национальных групп, изолированных в своем ареале обитания, не вступающих в контакт с внешним миром, и, следовательно, сохраняющих свою культуру в первозданном, не подвергающемся влиянию извне виде. Подавляющее число населения нашей планеты знакомо с традициями и обычаями сразу нескольких культур, что объясняется политическими, экономическими, географическими и социальными причинами. Также целью своей работы мы видим рассмотрение поликультурности с точки зрения образовательной парадигмы в разных странах (Россия, США). Так, например, на территории Российской Федерации проживает около 160 народностей, каждая из которых бережно хранит свое культурное наследие, однако мирно соседствует и демонстрирует толерантность по отношению к другим социокультурным сообществам.
Материалы и методы исследования
В связи с этим в качестве материала для нашего исследования мы считаем необходимым рассмотреть явление поликультурности в контексте современной образовательной парадигмы. В работе над данной статьей применялись такие методы исследования, как описание, сравнение, анализ, синтез и аналогия.
В Большой советской энциклопедии (составитель Е.С. Рапацевич) поликультурность, или поликультуризм, с точки зрения педагогики определяется как «…создание системы образования на принципе культурного плюрализма, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, комплектующих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, возраста или пола» [2, с. 444].
По мнению Е.В. Бондаревской, поликультурность означает формирование различных культурных уровней, в пределах которых будет осуществляться дальнейшее развитие индивида, приобретающего опыт культурообразующего поведения, что способствует становлению дальнейшей культурной самоидентичности и самореализации способностей и творческого потенциала личности [3].
Любопытен тот факт, что в Соединённых Штатах Америки термин «поликультуризм» применялся в первую очередь в контексте расового сепаратизма и этноцентризма и обладал ярко выраженной отрицательной коннотацией. Однако использование определения данного феномена в негативном значении продолжалось недолго. В 1990 г. Д. Равич, экс-заместитель министра образования США, ввела в академический словарь новый термин «плюралистический поликультуризм» и дала определение понятия поликультурности как положительного социопедагогического явления [3, 4]. В связи с этим одним из центральных вопросов, вставших перед американскими педагогами, был более низкий уровень знаний студентов – представителей национальных меньшинств [4].
Современное российское общество представляет собой своего рода мозаику, состоящую из множества этнических групп, различных не только по социальным, но и по экономическим характеристикам, уровню политической организации, культуре, языку, национальному характеру и духовному складу. Подобное социально-культурное смешение зачастую вызывает двоякое восприятие: с одной стороны, влияние разных культурных традиций имеет положительное воздействие на личность, поскольку способствует расширению кругозора, любознательности и толерантного отношения к инокультурности, но, с другой стороны, культурные, а также этнорелигиозные разногласия – благодатная почва для возникновения различных конфликтов. К сожалению, поликультурность не передается на генетическом уровне, и вот тут в игру вступает гуманистическая образовательная парадигма: именно образование формирует личностные качества человека, его навыки и умения, знания, особенности поведения, мировоззрение, а следовательно, духовный и нравственный потенциал общества [5].
Результаты исследования и их обсуждение
Результатом нашего исследования мы считаем тот факт, что педагогическое сообщество, основной задачей которого является воспитание подрастающего поколения и его социальная адаптация в реалиях окружающего многонационального мира, неизбежно сталкивается с необходимостью обязательного включения культурологического компонента в Федеральный государственный образовательный стандарт. Обучающиеся изучают такие дисциплины, как мировая художественная культура, регионоведение. Также большое внимание культурологическому аспекту уделяется в процессе освоения образовательных программ по предметам гуманитарного цикла – истории, русского и иностранного языков, литературы, обществознания и других.
В организации своей деятельности педагоги активно применяют методы и формы обучения, обусловленные основополагающими принципами полилингвистического подхода к обучению – принципами толерантности, контекстности и полилингвизма.
Неукоснительное соблюдение этих принципов означает уважительное отношение ко всем культурам, способность изучать и использовать родной и иностранные языки (на разном уровне владения и для реализации различных коммуникативных намерений). Принцип полилингвизма, по мнению А.А. Вербицкого, отражает тот факт, что процесс обучения ориентирован не только на развитие и совершенствование полноценной личности, но и обязательно учитывает будущую профессиональную и социальную деятельность реципиентов [6–8].
Кроме того, в соответствии с требованиями современной образовательной парадигмы учебный процесс организуется с использованием лингвокультуроведческого подхода, обеспечивающего знакомство обучающихся с аутентичными текстами различных авторов, лексикой, фразеологией, пословицами и поговорками, которые представляют собой лингвокультуремы, благодаря которым наглядно воссоздается историко-культурный контекст [9]. Язык выступает одновременно и фиксатором явлений культуры, и собственно культурным феноменом.
Тем не менее нельзя не отметить тот факт, что в наши дни в средствах массовой информации, а также в академических кругах широко обсуждается весьма актуальная для нашего социума проблема нивелирования культурных, этических и моральных ориентиров и базовых ценностей общества. Более чем злободневно звучит тезис «Образование – часть культуры». Создавшаяся противоречивая ситуация требует пристального внимания и тщательного анализа: с одной стороны, существует мощная образовательная парадигма, направленная на формирование гармоничной личности индивида, способного выстраивать грамотные ресурсные взаимоотношения в социуме и развиваться в поликультурной сфере, а с другой стороны, необходимо признать невысокий уровень культуры в деловой среде и в межличностном общении. Формирование личности в поликультурном обществе способствует всестороннему ее развитию, толерантному отношению к привнесенной традиции и умению ассимилироваться в инокультурной среде [10].
Образовательные учреждения предоставляют возможность для усвоения, развития и актуализации поликультурных навыков молодыми людьми, так как, включаясь в интеркультурную среду современной школы или вуза, любой из них выстраивает коммуникативный процесс в зоне разных религиозных ценностей и культур. Именно молодежи присуща потребность в коммуникации и социальной активности. Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что учреждения среднего и высшего образования должны учитывать и использовать рассмотренные нами выше факторы для актуализации толерантных и поликультурных качеств индивида в процессе обучения, формируя умения результативного взаимодействия, способствуя овладению технологией партнерства, позволяющей справляться с собственными этно- и культурно-центристскими предубеждениями, мастерски вносить поправки в свои действия с целью достижения взаимопонимания в межкультурном обществе.
Формирование полноценной поликультурной личности подразумевает исследование обычаев своей и чужих культур, так как современное общество породило потребность в выработке новейших цивилизационных ориентиров. Поскольку в Российской Федерации наиболее важной считается поддержка и взаимообогащение равно как русской культуры, преобладающей на ее территории, так и культурной самобытности проживающих в этом же государстве национальных сообществ [11].
Мы можем наблюдать, что некоторые западные страны тоже сталкиваются с похожими проблемами, касающимися поликультурного образования. Предлагается следующее решение данного вопроса – обучающиеся, являющиеся представителями этнических меньшинств, должны приобщаться к доминирующей культуре, не умаляя значение и ценности своего национального лингвокультурного наследия.
Некоторые педагоги (Дж. Бэнкс, Дж. Фарнаш) акцентируют внимание на угрозе того, что поликультурное развитие с его упором на учёт полирасового, полиэтнического общества сохранит (или даже увеличит) дистанцию между этническими группами, поощрит деление. Они полагают, что безошибочно реализованное поликультурное образование должно объединять, а никак не разделять. Согласно вычислениям экспертов США, лишь 20 % преподавателей хотели бы осуществлять свою деятельность в поликультурной среде, 40 % считают себя неподготовленными к подобной работе [12, 13].
В США мультикультурализм стал одной из главных ценностей преподавательского образования. Учтены и внесены проекты высококлассной педагогической подготовки и переподготовки в общенациональной системе и в отдельных учебных заведениях. Подходы к вопросу поликультурности в американской педагогике потерпели высококачественную эволюцию. Сначала предполагалось стремиться к тотальной ассимиляции обучающихся – представителей различных этнических групп и социальных слоёв. Такой аспект носил следы идей сегрегации. Приверженцы теории сегрегации полагали, что афроамериканцы не обладают цивилизационными ценностями, которые необходимо сохранить, что они сами намерены отказаться от своей расовой принадлежности. Дж. Бэнкс, отвергая возможность полноценной культурной ассимиляции, писал, что попытка американского правительства осуществлять принудительную культурную ассимиляцию национальных меньшинств была не чем иным, как попыткой «самоотчуждения национальной идентичности» инокультурных групп населения. Кроме того, подобная практика никогда не являлась залогом полноценного включения национальных меньшинств и цветного населения в жизнь общества.
Спустя время теорию принудительной ассимиляции сменила концепция аккомодации этногрупп посредством воспитания. Данная теория объединяет в себе принципы гуманистического подхода к воспитанию и демократичность, но вместе с тем не устраняет расовых и этнических различий. Следует учитывать продолжительный и довольно активный опыт борьбы с расовой дискриминацией, применяемый в Соединенных Штатах Америки. Тем не менее, мы можем наблюдать случаи расовой дискриминации и межнациональной розни как следствие этого социального феномена [14].
Согласно данным социальных опросов, основными объектами расовой дискриминации в учебных заведениях США становятся латиноамериканские и афроамериканские учащиеся. Такой подход очевиден, в особенности в контексте компетентностного метода оценивания знаний и навыков учащихся; предпочтение при выборе кандидата на вакантную должность также отдается представителю европейской внешности, что напрямую свидетельствует о сохранении сильного влияния теории сегрегации на мировоззрение современников.
Важным аспектом считаем тот факт, что в рамках теории сегрегации и расовой дискриминации бытует мнение, что криминализация общества происходит именно по причине засилья в нем инокультурных национальных групп, сохраняющих свою самоидентичность в той или иной мере. Следует признать, что такое мнение имеет право на существование, поскольку находит подтверждение в объективной действительности: наглядным примером служит неконтролируемая миграция в европейские государства беженцев из стран Ближнего Востока. Особо отметим, что социокультурная политика, проводимая правительствами европейских стран-реципиентов, может считаться неудовлетворительной, поскольку концепция принудительной культурной ассимиляции в данном контексте дает сбой [15].
Заключение
В заключение отметим, что формирование образовательных программ с учетом теории поликультурности представляется нам одним из важнейших аспектов современной педагогической парадигмы, обладающих потенциалом повышения эффективности современного образования, гуманистической ориентированности образовательного процесса с учетом глобализации и построения многополярного мира. Рассмотренные выше вопросы позволяют сделать вывод о том, что культурологический компонент в образовании играет важную роль для формирования полноценной личности. Развитию культурной компетенции и воспитанию толерантности уделяется много внимания на уроках и в рамках внеаудиторной работы.