Основным способом достижения качества образования, соответствующего запросам современного общества, является компетентностный подход [1–3], который определяет требования к результатам обучения и психолого-педагогическим условиям, необходимым для достижения этих результатов. Однако в практике основной школы задача реализации этих требований решается недостаточно удовлетворительно. Это можно объяснить следующими причинами:
– несоответствие содержания учебного материала методическим требованиям к качеству разработки учебных текстов, формирующих те или иные необходимые компетенции;
– низкий уровень проработки контрольно-измерительных материалов, по которым можно было бы осуществить диагностику уровня сформированности у учащихся основной школы базовых компетенций и рефлексивных умений соответственно;
– слабая готовность конкретного учителя-предметника к разработке компетентностно ориентированных обучающих текстов и формированию целостного пакета материалов, диагностирующих уровень сформированности базовых компетенций и степень развития рефлексивных умений обучающегося.
В связи с выявленными недостатками на кафедре «Информатика и защита информации» Владимирского государственного университета совместно с педагогическим коллективом средней общеобразовательной школы № 6 г. Владимира проводится работа в рамках инновационного проекта «Изучение состава и структуры базовых компетенций и способов их фиксации в содержании учебных предметов основной школы».
Целью данной деятельности является разработка системы дидактического инструментария для формирования рефлексивных умений как основы базовых компетенций учащихся основной школы.
Основными задачами, сформулированными в Программе инновационной работы, являются:
1. Изучение современных научно-методических подходов к процессу формирования и развития базовых компетенций у учащихся основной школы.
2. Разработка предметных учебно-методических комплексов, обеспечивающих необходимый уровень развития рефлексивных умений и как следствие формирование требуемых базовых у учащихся основной школы.
3. Мониторинг уровня развития базовых компетенций в условиях применения компетентностно-ориентированных учебно-методических комплексов.
В работе были запланированы следующие методы исследования: изучение научно-методической литературы по теме работы, анкетирование, изучение продуктов ученического творчества, сбор и регистрация данных и их статистическая обработка.
В данной статье рассмотрены отдельные результаты этапа разработки и апробации дидактических средств для формирования общекультурных компетенций. Анализ сформированности отдельных компонентов общекультурных компетенций учащихся основной школы показал невысокий уровень их развития. Одной из причин этого мы считаем недостаточную разработанность вопроса о способах включения в содержание текста учебного предмета, структурных элементов (способов фиксации), формирующих ту или иную компоненту общекультурной компетентности. Данный вывод подтверждается также результатом проведенного нами анализа содержания дидактических материалов для основной школы по английскому и русскому языкам, обществознанию, информатике, географии, музыке. Мы выявили отсутствие в содержании указанных выше учебников учебных элементов, которые целенаправленно формировали бы у учащихся знания и представления об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, а также опыт освоения учеником научной картины мира. Сложившаяся ситуация приводит к субъективному, т.е. зависящему от желания учителя, формированию у школьников общекультурных компетенций.
Цель этапа исследования: разработать методические подходы к формированию способов фиксации общекультурных компетенций в содержании учебных предметов основной школы.
Задачи исследования:
1. Изучение состава и структуры общекультурных компетенций и способов их формирования.
2. Разработка дидактических комплексов для организации компетентностно-ориентированного учебного процесса.
3. Апробация методических разработок, определение условий и результатов их применения.
В ходе исследования применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, статистическая обработка полученных данных.
В структуре общекультурных компетенций, подлежащих фиксации в содержании учебного предмета, можно выделить следующие компоненты: информационную, деятельностную, ценностно-целевую [4–6].
В рамках нашей экспериментальной работы определим взаимосвязь компонентов общекультурной компетенции с видами учебных текстов.
Опираясь на выделенные Ю.Н. Кулюткиным виды учебных текстов [7] и предложенные одним из авторов статьи способы фиксации в них знаний и умений рефлексивной деятельности [8, 9], информационную компоненту общекультурных компетенций в содержании учебника мы зафиксировали с помощью предметно-ориентированных, инструментально-ориентированных и ценностно-ориентированных текстов. Мы придерживаемся положения о том, что содержание учебного текста должно в явном виде содержать в себе структуры, организующие, независимо от желания учителя, формирование ключевых компетенций у школьников.
Зафиксируем полученную взаимосвязь в виде так называемой матрицы соответствия (таблица), где в ячейках выделено содержательное наполнение учебного текста в соответствии с формируемой компонентой общекультурной компетенцией.
Матрица соответствия
Информационная компонента |
Деятельностная компонента |
Ценностно-целевая компонента |
|
Предметноориентированный текст |
Социальные роли, этика трудовых и гражданских отношений, способы организации свободного времени |
||
Инструментальноориентированный текст |
Примеры и инструкции действий при решении бытовых и производственных отношений |
||
Ценностноориентированный текст |
Вопросы, направленные на выявление важности базовых ценностей мировой и национальной культуры для личностного и общекультурного развития |
С помощью предметно-ориентированных текстов была зафиксирована информационная компонента общекультурной компетенции. То есть учебные тексты этого типа содержали знания об основных социальных ролях, традиционных ценностях (семьи, общества, народа, человечества), этике трудовых и гражданских взаимоотношений; элементах художественно-творческих компетенций; роли и влиянии на жизнь человека науки и религии; путях и способах организации свободного времени. За основу разработки таких текстов были взяты предметные тексты из учебников основной школы.
Рассмотрим пример предметно-ориентированного текста, фиксирующий знания и представления об этике трудовых и гражданских взаимоотношений. Нами был взят фрагмент текста из учебника 7 класса по английскому языку [10, c. 213] «Schools in England and Wales».
В качестве структур, фиксирующих знания об этике трудовых и гражданских отношений, авторами учебника использовано описание правил поведения английских школьников. Практика использования этого учебного текста в целях формирования общекультурных компетенций показала его недостаточную эффективность в деле информирования учащихся об этике трудовых и гражданских взаимоотношений. Причиной этого, на наш взгляд, является отсутствие в учебном тексте в явном виде структур, организующих осознанное восприятие этого вида знаний учащимися.
В качестве таких структур мы использовали вопросы после текста, которые формируют осознанное восприятие учащимся знаний об этике трудовых и гражданских взаимоотношений.
Приведем пример разработанных нами вопросов к учебному тексту: «О каких правилах поведения английских школьников ты узнал, прочитав текст? Отличаются ли эти правила от правил для школьников российских школ? Чем?».
Одним из главных назначений инструментально-ориентированных текстов – продемонстрировать методы и приемы решения задач, программы и инструкции, указывающие на способ достижения цели или целей. С помощью инструментально-ориентированных текстов мы фиксировали деятельностную компоненту общекультурных компетенций. То есть учебные тексты содержали практические примеры и инструкции, определяющие действия учащегося в семейных и бытовых ситуациях, в сфере трудовых взаимоотношений, определяющие его место и роль в окружающем мире, в семье и т.д.; где и в какой ситуации могут пригодиться знания о типичных социальных ролях, о культурных нормах и традициях, элементы художественно-творческих компетенций, как эффективно организовать свое свободное время.
Содержащиеся в тексте четкие инструкции, вопросы после текста, побуждающие ученика обратиться к своему внутреннему миру, задания на самостоятельное формулирование правил составления плана предложенного текста создают условия для формирования у учащихся компетенций, необходимых для продуктивной работы над текстами различной тематики.
С помощью ценностно-ориентированных текстов мы фиксировали ценностно-целевую компоненту общекультурных компетенций. То есть этот вид учебных текстов подчеркивал для учащихся важность ориентации на базовые ценности мировой и национальной культуры в своем личностном и общекультурном развитии.
Приведем фрагмент разработанного нами предметно- и ценностно-ориентированного учебного текста, содержащего ориентацию на базовую ценность мировой культуры – музыку: «Использование свободного времени для духовного и физического самосовершенствования. Свободное время используется личностью для развития своих духовных и физических способностей. Оно предполагает формирование и развитие личности в таких направлениях, как общественная деятельность, развитие образовательного уровня, культурное взаимодействие, продуктивный досуг, индивидуальное творчество. Досуг – это деятельность человека, основанная на личном интересе, которой он занимается в свое свободное время. Необходимо отметить, что досуг определяется во многом уровнем развития и интересами личности. Он может быть как творческим, продуктивным, так и разрушительным для личности. Например, одним из примеров созидательного подхода к организации свободного времени является увлечение музыкой. Как говорил древнегреческий философ и математик Фалес, из всех трудностей наибольшая – познать самого себя. Это утверждение прекрасно сочетается с известным высказыванием композитора Ф. Листа о том, что восприятие музыки – это познание самого себя. Как ты думаешь, почему? Здесь проблема заключается в отсутствии владения отдельными людьми необходимыми элементами музыкальной культуры, что прежде всего выражается в неумении правильно отобрать музыкальные произведения для прослушивания. Прослушивают все подряд. Подумай и реши для себя, какой результат получится от такого способа прослушивания? Произведения для прослушивания лучше отбирать в соответствии с определенной целью, которую вы хотите достичь на данный момент времени. Например, это могут быть тематические подборки – для релаксации, для мотивации, для изучения творчества какого-либо определенного композитора. Другим вариантом формирования музыкальных подборок может явиться, например, желание приобрести знания в области музыкальной культуры, расширить свой кругозор…»
Ценность музыки как средства познания себя и обогащения своей личности фиксируют следующие вопросы в тексте: «Как ты думаешь, почему восприятие музыки – это познание себя?» «Подумай и реши для себя, какой результат получится от такого способа прослушивания?» Они подталкивают учащегося к раскрытию понятия музыкальной культуры и пониманию влияния музыки на личность человека. Вопросы после текста (на самостоятельное соотнесение способов проведения досуга к определенной категории и обоснование этого выбора) побуждают ученика обратиться к своему внутреннему миру, своему опыту. Таким образом, у учащихся формируется осознанная ориентация на расширение своей культуры, интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Заключение
Примененные в ходе данного этапа исследования способы фиксации общекультурных компетенций в виде специализированных дидактических комплексов были апробированы в учебном процессе. Динамика формирования компонент общекультурной компетенции отслеживалась с помощью опросника, с применением показателей знаниевого критерия оценки. При анализе результатов обучения была выявлена положительная динамика процесса формирования информационной, деятельностной и ценностно-целевой составляющих общекультурной компетенции у учащихся экспериментальных классов в сравнении с учащимися контрольного класса (на 15 %, 17 % и на 10 % соответственно).
В соответствии с программой экспериментальной работы будет продолжена разработка и исследование специализированных дидактических комплексов для формирования базовых компетенций учащихся основной школы. В перспективе на их основе будут обобщены методические подходы и разработана дидактическая модель фиксации базовых компетенций в содержании учебного предмета.