Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ORGANIZATION OF TRAINING SESSIONS ON HARMONIZATION OF RELATIONS BETWEEN PRESCHOOL CHILDREN AND THEIR PARENTS

Bakaeva O.N. 1 Gamova S.N. 1 Faustova I.V. 1
1 Bunin Yelets State University
The problem of relations between children and parents (persons who replace them) in the family remains one of the most relevant and important in modern psychological and pedagogical science. This is determined, first, by the position of parents to the issues of family education, and secondly, by the growth of the number of disadvantaged families, which leads to social and psychological maladaptation of both young children and adolescents. The reason for this lies in the changes that are taking place today in the economy, politics and social sphere. Not only material conditions, but also the spiritual atmosphere of the family were complicated, the tension in the communication of parents (persons replacing them) with the child increased, the level of anxiety of preschool children increased, the claims of parents to their children in the conditions of modern social requirements increased.. Adult family members are not always able to help them to cope with the difficulties, and sometimes they themselves cause a disturbing state of the child due to the lack of the necessary psychological and pedagogical knowledge and unresolved personal problems. A harmonious family is a primary and necessary condition for the formation of a multi-faceted personality of the child, which optimally meets their life needs. This article describes the concept of «harmonious parent-child relationship» and proposes a system of training sessions aimed at the harmonization of family relations between parents (persons replacing them) and older preschoolers, which includes 10 classes based on the principles: from simple to complex, from close and distant, from theory to practice, focus, availability, reliability, science, systematic and consistent. All trainings are in the form of group work and involve joint activities with children of preschool age and their parents (persons who replace them).
family education
preschool education in the family
parent-child relations
harmonization of parent-child relations
training sessions
organization of training session

Для ребенка от рождения до 7 лет семья является целым огромным миром, в котором он живет, растет, развивается, осуществляет различные виды деятельности, действует с предметами и игрушками, трудится, делает новые открытия, учится любить близких, ненавидеть, радоваться, сочувствовать, переживать и пр. Будучи одним из главным членом семейного коллектива, он вступает в разнообразные отношения со взрослыми: родителями (лицами, их заменяющими) и прародителями, братьями и сестрами, оказывающими на него как положительное, так и негативное влияние. В зависимости от детско-родительских отношений ребенок растет, с одной стороны, доброжелательным, открытым и общительным, а с другой, наоборот – тревожным, грубым, лицемерным и лживым. Согласно исследованиям А.Я. Варги, В.В. Столина, А.А. Шведовской и др. под родительскими отношениями понимаем «систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его характера, личности и поступков» [1, с. 8]. Малыш приходит в этот мир беспомощным и беззащитным, его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей (лиц, их заменяющих). Он верит в их бескорыстную любовь, доброе отношение и надеется на своевременную помощь, поддержку и защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, – это стресс, вызываемый страхом и тревогой потери близких людей и отсутствия общения с ними. В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Выделим некоторые причины детской тревожности: социальная нестабильность семьи; потеря (или угроза потери) взрослыми своей социальной позиции; неуверенность в себе и в завтрашнем дне; чувство вины за семью, обеспеченную хуже, чем у других (друзей, коллег, соседей, знакомых); стремление выместить негативные последствия на своих детях, жестокое обращение с ними и др. (К. Бютнер, М. Раттер и др.).

Проблема семейного воспитания привлекает внимание многочисленных ученых и практиков (Ю.П. Азаров, Т.В. Андреева, О.Л. Зверева, С.В. Ковалев, Т.А. Куликова, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, А.И. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания детей и поведенческие реакции родителей на их действия, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, семейные роли и позиции, особенности личности родителей (лиц, их заменяющих), характер супружеских взаимоотношений и т.д. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний в области семейной педагогики и психологии (А. Адлер, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.М. Даринская, Х. Джайнотт, А.И. Захаров, Г.И. Репринцева, Е.В. Сидоренко, В. Сатир, Э. Фромм, А.А Шведовская, Э.Г. Юстицкий и др.).

Для полноценного развития личности дошкольника в семье должны складываться благоприятные условия, напрямую зависящие от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главным их проявлением является любовь, которая определяет доверие к малышу, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой, они характеризуются требовательностью и контролем. Конфликт между ними вызывает самые сильные противоречия детско-родительских отношений в семье, а их гармонизация позволит повысить степень ее благополучия и создаст оптимальный психологический микроклимат в ней (В.М. Даринская, Г.И. Репринцева, Г. Хоментаускас и др.) [2–4]. Под гармоничными детско-родительскими отношениями, вслед за В.М. Даринской, понимаем «отношения, в основе которых лежит согласованность основных компонентов, входящих в их внутреннюю структуру, проявляющиеся в поведенческих реакциях, свидетельствующих об уравновешенном стиле общения по гуманным принципам, без ущемления интересов как родителей, так и детей» [2, с. 6].

В связи с этим была определена цель исследования – организация помощи семье в установлении гармоничных отношений между родителями (лицами, их заменяющими) и старшими дошкольниками посредством системы совместных тренинговых занятий, служащих основным материалом и инструментарием гармонизации детско-родительских отношений в разных типах семей (полных и неполных; однодетные, малодетные и многодетные и др.). Представим этапы работы в таблице.

Этапы организации совместных тренинговых занятий

п/п

Этап

Цель

Содержание работы

1

От прошлого к настоящему

Осознавать свои чувства и эмоции в данный момент, сосредотачивать внимание на настоящем

Умение делиться своими чувствами и эмоциями, выражать ожидания от предстоящего занятия

2

Повторение

Делиться новым опытом взаимодействия с ребенком в ходе выполнения домашнего задания (игровых ситуаций, упражнений), делать выводы

Закрепление пройденного материала, умение делиться удачами и неудачами, достижениями и трудностями в выполнении домашних заданий. Ответ на вопрос об изменениях в отношениях с ребенком

3

Информация

Получить новую информацию и расширить представления родителей о семейном воспитании

Обсуждение интересующих родителей вопросов, знакомство с новой информацией по данным вопросам

4

Закрепление

Закрепить полученные знания в общении с ребенком

Участие в выполнении и обсуждении ситуаций, упражнений и игр

5

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Обсуждение и анализ конкретных ситуаций реальной жизни, в которых можно использовать приобретенный опыт

6

Присоединение к будущему

Наметить дальнейшие шаги действия

Определение шагов, которые можно сделать в применении нового опыта

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на исследования И.М. Марковской, Н.В. Клюевой и Е.В. Шитовой, в систему тренингов были включены 10 циклов занятий, строящихся на принципах: от простого к сложному, от близкого и далекому, от теории к практике, целенаправленность, доступность, достоверность, научность, систематичность и последовательность. Все занятия носили только групповую форму работы с совместным участием родителей (лиц, их заменяющих) и детей [5–7]. Приведем пример проведенных тренинговых занятий:

1. «Знакомство с родителями и детьми в круге». Цель: знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

2. «Мы и наши дети в общении». Цель: создание группового единства. Тренинговое занятие предполагало проведение двух упражнений: 1) «Имя», его цель заключалась в знакомстве с особенностями характера участников всей группы, подчеркивании их индивидуальности. Каждому участнику предлагалось назвать свое имя и охарактеризовать себя по первой его букве (например, Женя – жизнерадостный, Лена – ласковая, Ольга – остроумная и т.д.); 2) «Расскажи о своем ребенке», цель – составление рассказа об особенностях ребенка.

3. «В лучах яркого солнца!» Цель: адекватное оценочное принятие индивидуальности ребенка. Всем участникам раздавались рисунки солнца, разделенного на две части: первая половина требовала называния положительных качеств и достоинств, наблюдаемых у ребенка; вторая – качеств, которые хотелось бы видеть в ребенке. Было замечено, что при назывании положительные качества старших дошкольников у большинства родителей (лиц, их заменяющих) совпадают. А качества, которые они хотели бы видеть у своего ребенка, у них вызвали значительные затруднения. По мнению взрослых членов семьи, это объяснялось тем, что ребенку достаточно тех качеств, которые у него уже есть.

Впоследствии было предложено выполнить упражнение «Кукла». Цель: проследить, как часто в речи взрослых употребляется слово «Нельзя!». Родители, по очереди, говорили, что запрещается их ребенку (нельзя бегать, кричать, прыгать, размахивать руками, показывать пальцами, стучать ногами, топать и т.д.), и одновременно кукле завязывались ленточками ноги, руки и т.д. В итоге вся кукла оказалась перевязанной с ног до головы. В связи с этим был сделан вывод о том, что мы невольно «связываем» детей, требуя от них выполнения инструкций и требований.

4. «Ассоциации». Цель: принятие индивидуальности ребенка. Все что требовалось – прослушать задание и постараться записать первые впечатления и образы, которые пришли в голову.

5. Тренинг, направленный на совместное занятие с родителями и их детьми. Цель: знакомство с детьми, описание родителей «глазами» детей, определение «узких» зон взаимопонимания между родителями и детьми, создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. Первоначально участникам было предложено ответить на вопрос: «Кто здесь собрался?». Дети и взрослые придумывали разные варианты ответов (люди, друзья, знакомые, мамы и дети, соседи, коллеги и т.д.). Затем знакомились с детьми, просили каждого по очереди назвать имя и рассказать о своей маме (папе), для того, чтобы угадать по описанию, кто из присутствующих – его родители. Ответы должны быть наиболее полными, чтобы угадать, о ком идет речь. При этом задавались наводящие вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит делать?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?» и др. Дети называли, кто, по их мнению, самый заботливый родитель, самый ответственный человек, самый веселый, самый большой выдумщик, самый трудолюбивый, самый добрый и пр. После этого следовало еще раз повторить все имена участников тренинга, с цель их запоминания.

С детьми и их родителями проводились две игры: 1) «Угадай, у кого конфета», цель – выявить наиболее «подозрительных» личностей в группе; 2) «Угадай, чьи это руки», цель – установление близких отношений детей и родителей, закрепление атмосферы доверия и дружелюбия в коллективе.

6. Совместный анализ ситуаций. Цель: сближение родителей (лиц, их замещающих) друг с другом, их раскрепощение, настраивание на дальнейшее общение, оказание помощи в решении схожих семейных проблем. В результате анализа ситуаций о гиперопеке или гипоопеке, проходившего в виде активной дискуссии, было установлено, что многие взрослые оказались против них. Но при этом ведут себя приблизительно так же, как и в предложенных ситуациях, не задумываясь о последствиях.

7. «Сказкотерапия». Цель: оказание помощи родителям в понимании и осознании вреда чрезмерной опеки (гиперопеки), объяснение ошибок и направление на курс их избегания. Детям и родителям была предложена сказка «Птенец», помогающая дать оценку роли в семье, осмыслить ее и попытаться выйти на новый уровень взаимоотношений «Родитель – Ребенок».

8. «Полярности – «нападающие» и «защищающиеся». Цель: понимание конфликтных сторон и получение опыта активного отстаивания своей точки зрения. Игра проводится для того, чтобы родители почувствовали себя «в шкуре ребенка», который отстаивает свои интересы и взгляды.

9. «Наказание и поощрение». Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и умелое применение методов наказания и поощрения в семейном воспитании. Для того, чтобы настроить родителей на общение и создать у них положительный эмоциональный тон, включалась легкая классическая музыка. Перед тем как приступить к работе, был проведен небольшой эксперимент. Предлагалось родителям (лицам, их заменяющим) разбиться на пары и выполнить задания, поругать и похвалить друг друга. А после этого ответить на примерные вопросы: «Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?», «Что было легче – хвалить или ругать?» и др.

В следующем задании рассказывалось о проблемах, которые возникают в процессе общения родителей с детьми, была прочитана мини-лекция на тему: «Методы семейного воспитания: поощрение и наказание», в процессе которой обращалось внимание родителей на следующие положения: «Если ребенок чувствует поддержку, он учиться быть уверенным в себе», «Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться», «Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя». Лекция предполагала подведение итога о том, что наказание и поощрение – это два основных метода семейного воспитания. В их применении следует знать меру и не «перегибать палку». «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», – подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. А.С. Макаренко советует родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Были даны следующие рекомендации:

1) Помните, что дети не должны постоянно находиться под страхом вашего гнева и наказания.

2) Старайтесь вести себя в соответствии с ситуацией: проявлять либо требовательность, либо снисходительность.

3) Р. Дрейкурс сказал: «Детям нужно поощрение, как растению вода». Поощрение дает детям информацию о том, что они достаточно хороши такие, какие есть на самом деле.

4) Как можно чаще говорите «ободряющие» и «подбадривающие» слова, позволяющие детям быть уверенными в том, что их уважают и ценят за уникальность без всяких рассуждений.

10. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье. Проводились следующие игры: 1) «Ладошки», цель – создание положительной атмосферы, повышение самоценности родителей и детей, развитие доверия между ними. Сидя или стоя на расстоянии вытянутых рук с закрытыми глазами, по команде руки родителей и детей должны были «найти друг друга», познакомиться и выполнить какое-либо действие (проявить симпатию, потанцевать, подраться, помириться, попрощаться и т.д.). У детей данный вид тренинга вызвал бурю положительных эмоций, независимо от этапов его прохождения. Родители же сказали, что данное занятие помогает стать ближе к ребенку, почувствовать его простыми прикосновениями, которым в обычной жизни не уделяется должного внимания. 2) «Водитель», цель – создание положительной атмосферы, развитие доверия между детьми и родителями, осознание необходимости оказания помощи и поддержки друг другу. Осуществлялось свободное передвижение по аудитории парами, при этом один участник должен находиться за спиной у другого, направляя его за плечи. Глаза «направляемого (ведомого)» закрыты, он должен полностью довериться своему «водителю» в том, чтоб их пара не столкнулась с другой. Через несколько минут участники менялись местами. 3) «Совместный рисунок», цель – совместное выполнение деятельности, создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. Детям и родителям было предложено по очереди создать одной рукой карандашом или фломастером совместный рисунок, соблюдая условие – нельзя договариваться и разговаривать друг с другом. После того, как все закончили рисовать, каждая пара представляла свой рисунок. Ребенок рассказывал, кто (что) нарисован, кто являлся инициатором идеи. Было замечено, что все участники интересно и живо представляли свой «шедевр». А вот инициаторами идей в основном были дети. Следует отметить, что было занимательно наблюдать за совместной деятельностью детей и родителей, когда они без помощи речи, без криков и упреков просто понимали друг друга, догадывались о мыслях другого, радовались тому, что получалось. Считаем, что это не что иное, как совместная победа над собой.

Завершающим этапом тренинговых занятий было проведение итоговой дискуссии с родителями (без присутствия детей), в процессе которой они делились своими воспоминаниями из их детства. Задавались уточняющие вопросы типа: «В какие игры играли?», «Как вели себя?», «Ругались ли на родители?», «Обижались ли они?», «Чего боялись?», «Что любили?», «Что в мире взрослых тогда казалось непонятным и загадочным?». Все взрослые охотно делились своими воспоминаниями. И в большинстве своем они больше всего боялись наказаний родителей, безумно на них обижались, злились и кричали. Тогда, как они признались, не понимали взрослых и не осознавали того, как можно кричать на маленького ребенка.

Выводы

Проведенные совместные тренинговые занятия вызвали эмоциональный отклик у взрослых и детей старшего дошкольного возраста. Тренинги позволили родителям (лицам, их заменяющим) задуматься о том, что дети проходят весь путь, который прошли они в своем детстве. И сейчас, в процессе организованной работы, они, уже умудренные опытом, вернулись в свое детство, вспомнили, какими были, как вели себя, на что обижались, чему радовались и огорчались, что их расстраивало и т.д. Им выпала уникальная возможность взглянуть на детские проблемы по-новому. Считаем, что подобная система работы позволит взрослым членам семьи наладить и урегулировать взаимоотношения со своими детьми, что будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений в семье.