Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ESSENCE AND IMPORTANCE OF PROJECT ACTIVITY FOR MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Chernobrovkin V.A. 1 Pustovoytova O.V. 1
1 Magnitogorsk State Technical University
The present article is dedicated to the study of the essence and significance of project activity in the educational and educational process of a modern pre-school educational organization. The work substantiates the actual significance of modern project activity, determines the factors of its success, the key objectives of project training; principles, types, technologies of the organization and carrying out of stage-by-stage work, results and products of modern designing, influence of design activity on development of various abilities of children of preschool age are considered. The main directions of work and themes of various types of modern project activity are presented, the implementation of the TEMP educational project in the conditions of the city of Magnitogorsk is actualized. In terms of identifying the essential importance of project activities in the pre-school organization, its effectiveness in ensuring continuity of preschool and primary general education, the continuity of education in general, reveals the main findings and prospects for the development of project activities. The essence and significance of the project activity in the modern preschool educational organization are summed up, concerning the fact that the project methodology in pre-school education integrates the educational process, allows increasing the independence, purposefulness of children, contributing to the development of their creative thinking, imagination, experimentation, activity of the child.
preschool education
project activities in the OED
the principles of organization of project activities
educational project
content and structure of the project

Современные тенденции развития общества, изменения, происходящие в социальной сфере и в первую очередь в образовании, обусловлены желанием потребителей образовательных услуг получить не только теоретические знания, но и практические навыки их применения. Современная государственная образовательная политика ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся на всех уровнях. В этой связи всё большую актуальность и популярность в педагогической среде приобретает метод проектной деятельности, который способствует развитию познавательной активности обучающегося, формированию мотивационной готовности к учебной деятельности, продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Исследователь А.В. Хуторской полагает, что ценность проектного обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание итогового продукта проектной деятельности, на достижение практического результата [1, с. 338].

B.В. Гузеев называет метод проектов «технологией четвертого поколения», которая позволяет решать задачи инновационного характера, предполагает интерактивную форму взаимодействия всех участников образовательного процесса, что способствует развитию творческого потенциала личности [2, с. 194–207].

Особое место проектный метод обучения занимает в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО). Для ДОО проектная деятельность является инновационной педагогической технологией. Успех проектной деятельности в ДОО обусловлен многими факторами, среди них: обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества педагога с воспитанниками и их родителями, формирование у детей раннего социального позитивного опыта реализации собственных идей, оригинального мышления, способности принимать нестандартные выводы при решении поставленных задач. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [3, с. 13].

Данные положения обусловили выбор тематической направленности настоящего исследования и определили в качестве основной цели – выявление сущности и значения проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации, определение ключевых задач проектного обучения, факторов успешности, принципов, видов, технологий организации и проведения поэтапной работы, результатов и продуктов современного проектирования, влияния проектной деятельности на развитие различных способностей детей дошкольного возраста, представление тематики реализации видов проектной деятельности на примере ДОО г. Магнитогорска.

Одной из ключевых целей проектной деятельности и проектного обучения является создание особых условий, при которых у обучаемых появляется стимул для самостоятельного поиска требуемых и недостающих знаний, который может реализовываться из различных источников. В этом отношении в проектной деятельности обнаруживаются черты сходства с концепцией развивающего обучения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г., который вступил в действие с 01.01 2014 г., определен портрет современного выпускника ДОО, обозначены целевые ориентиры. У дошкольника должны быть сформированы такие качества, как умение следовать правилам и нормам, принятым в обществе; в отношении сформированности социально-коммуникативных компетенций: умение взаимодействовать, сочувствовать, сопереживать, содействовать, уважать других людей, оказывать помощь; развития художественно-эстетического вкуса: способность понимать и воспринимать произведения искусства, в частности музыку, художественную литературу, фольклор, сопереживать персонажам художественных произведений, проявлять самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.).

Проектная деятельность также представляет собой вид педагогической работы, которая востребована в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в работе дошкольных образовательных организаций. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует содержание и структуру основной образовательной программы дошкольного образования. Она должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей (познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, речевое развитие), в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей и сферой их интересов. Проектная деятельность полностью отвечает данному требованию и способствует, как отмечают многие современные педагоги, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [4, с. 172].

Практический опыт педагогов показывает, что правильная организация проектной деятельности способствует развитию социально-коммуникативных и регуляторных способностей ребенка. В процессе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки: дети становятся внимательнее и терпимее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и нормами и правилами, принятыми в обществе. Наблюдения показывают, что меняется характер и содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников, они становятся более разнообразными, сложно структурированными, приближенными к реальной действительности.

О пользе применения метода проектной деятельности в образовательном процессе ДОО говорит тот факт, что благодаря ему можно развивать творческие и умственные способности ребенка, воспитывать такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, стремление к постоянному обогащению знаний о мире. Перед педагогом стоит непростая задача, а именно активизировать познавательную и творческую активность ребенка, способствовать формированию уверенности при выборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольной образовательной организации должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. Значимость дошкольного периода обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходит общее физическое и психическое развитие ребёнка, которое впоследствии становится фундаментом для выбора им ценностных и нравственных ориентиров, для выстраивания отношений с окружающим миром и самим собой. Именно дошкольное детство является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов формирующейся личности.

В основу организации проектной деятельности в ДОО должны быть положены такие важные принципы проектирования, как открытость, диалогичность, рефлексивность, создание условий для мотивации и стимулирования интересов детей, выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве; учет возрастных особенностей, индивидуальных, интеллектуальных и физиологических возможностей личности, системности, обеспечения взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Педагог, прежде всего, должен создать условия, мотивирующие ребенка на осуществление проектной деятельности, ситуацию успеха, где дошкольник будет активным субъектом, деятелем. В ходе такой работы дети проживают созданную ими ситуацию, испытывают положительные или отрицательные эмоции. Реализация проектной работы в ДОО предполагает, что педагог, воспитатель должен овладеть технологией организации и проведения проектной деятельности, так как проектирование – это всегда совместное творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.

Работа по созданию проекта начинается с определения темы, ее актуальности для современной действительности. Далее формулируется цель проекта, ставятся задачи, решается вопрос о материально-техническом оснащении и собственно осуществляется подготовка к реализации проекта и получению продукта проектной деятельности. Достижение поставленной цели оказывается возможным при совместной деятельности дошкольников с педагогом и родителями, важным условием является должное оснащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО. На завершающем этапе воспитанники демонстрируют полученный результат, продукт деятельности.

Продуктами проекта могут быть макеты и модели, газеты выставки, альбомы, праздники, игры, книги, сделанные в совместной деятельности со взрослыми, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для реализации проектной деятельности особо важным является соблюдение правила, касающегося того, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

В дошкольной образовательной организации могут использоваться различные виды проектов: исследовательские, творческие, сюжетно-ролевые, нормативные. В настоящее время, в русле особой необходимости развития патриотической направленности, одной из актуальных является тема Родины. Например, можно реализовать проект с таким названием, как «Мой родной край», для детей старшего дошкольного возраста и родителей. В ДОО г. Магнитогорска многие педагоги работают по программе, разработанной профессором кафедры дошкольного образования Е.С. Бабуновой «Наш дом – Южный Урал». Дошкольники с особым интересом узнают об историческом наследии Южного Урала, коренном населении, традициях и обычаях. Материалы успешно используются детьми и педагогами при подготовке проектов.

В рамках приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому реализуются проекты с тематикой, посвященной празднованию Дня Победы. Продуктом проектной деятельности могут быть фотовыставки о героях и лицах Великой Отечественной войны, экскурсии в Магнитогорский краеведческий музей и к монументу «Тыл – фронту», выставки детских рисунков «День Победы в моей семье», которые проводятся в Магнитогорской картинной галерее.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях активно реализуется образовательный проект ТЕМП, т.е. технология, естествознание, математика – приоритеты образования, согласно приказу «Об утверждении комплекса мер по созданию образовательного технопарка «ТЕХНОСИТИ» в городе Магнитогорске». Образовательный проект представляет собой способ организации деятельности обучающихся, предусматривающий комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. Целевыми направлениями проекта ТЕМП в ДОО являются создание мотивационных условий для выбора обучающимися актуальных для региона профессий и специальностей уже на уровне дошкольного образования, формирование инновационной инфраструктуры для развития технологического, естественно-математического образования, технического творчества детей. Реализация образовательного проекта ТЕМП позволяет сформировать у детей определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

В ДОО г. Магнитогорска в рамках реализации проекта ТЕМП осуществляются следующие виды деятельности в условиях технологического направления: легоконструирование, робототехника с использованием наборов LEGO DUPLO, LEGO WEDO, LEGO DACTA, ROBOLAB RCX, конструирование («Бумажное ателье», Кормушки для птиц), авиамоделирование («Мы строим Космодром», «Летим к звёздам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия»). В рамках естественнонаучного направления проводится опытно-экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность (создание метеостанций, разведение огорода, природных зон и другое). В рамках реализации математического направления в образовательных организациях Магнитогорска проводится сенсорное развитие дошкольников, развитие математических представлений, формирование математического, логического и пространственного мышления через использование игр-головоломок, обучение игре в шашки, шахматы, измерение времени, ориентирование в пространстве и др. В итоге, использование детского экспериментирования в педагогической практике работы с дошкольниками является эффективным и необходимым условием развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, понятий об окружающей их действительности, что в полной мере соответствует требованиям концепции «ТЕМП» [5, с. 210].

Тематика по освоению данного образовательного проекта в ДОО может включать такие разновидности профессий, как «Труд на селе зимой», «Профессии на стройке», «Сельскохозяйственные профессии», «Орудия труда. Инструменты» и др. Таким образом, знакомство дошкольников с профессиями позволяет расширить представления о многообразии видов профессий, воспитать уважительное отношение к труду взрослых, обогатить знания детей о трудовой деятельности близких им людей, сформировать понимание значимости профессии для человека и потребности в выборе будущей профессии, выявить желания и формирующиеся предпочтения у дошкольников.

Одним из важных условий подготовки качественного проекта является следование паспорту проекта, который используется на презентации или защите и является своеобразным «удостоверением» проекта. Этот документ содержит основные характеристики проекта, его цель, исполнителей, краткое описание, полную информацию о проекте от начала его разработки до выхода проектного продукта содержится в проектной папке, в наполнении которой принимают участие все исполнители.

Метод проектной деятельности предполагает, что педагог-воспитатель будет реализовывать личностно-ориентированный и развивающий подходы, учитывать интересы и желания детей, выстраивать образовательный маршрут, согласно его потребностям, что является непременным условием современного образования. Немаловажное значение в этом отношении имеет нравственно-эстетическое воспитание дошкольника. Подтверждением этого является мнение современных исследователей, касающееся того, что педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей [6, с. 43].

Проектная деятельность также может рассматриваться как одна из здоровьесберегающих технологий, исходя из подвижности и двигательной активности детей, способствующих снятию усталости и повышению мотивации к обучению при реализации выполнения проектных задач. Поэтому учебно-воспитательная деятельность педагога, являющегося не только непосредственным проектировщиком, режиссером и контролером образовательного процесса, может рассматриваться, как отмечают специалисты, профессионально ответственной личностью за сохранение здоровья детей в процессе обучения [7, с. 95].

Подводя итоги сущности и значения проектной деятельности в современной дошкольной образовательной организации, необходимо сделать следующие выводы:

1. Использование в образовательном процессе метода проектной деятельности способствует всестороннему развитию воспитанников ДОО, позволяет им в дальнейшем успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает полноценную адаптацию ребенка к школе.

2. Проектная деятельность активно влияет на формирование коммуникативных умений, которые необходимы как дошкольнику, так и учащимся школ. Умение слушать, грамотно излагать свои мысли, выстраивать диалог – важные качества современного успешного человека.

3. Проектная деятельность позволяет установить контакт между воспитателем и родителями своих воспитанников, а также сплотить близких друг другу людей единой целью, которая заложена в тематике проекта. На открытых мероприятиях, проводимых в ДОО, родители наблюдают достижения своих детей и сами становятся активными участниками образовательной деятельности.

4. Особенность проектной деятельности заключается в том, что она целиком выстраивается, исходя из интеллектуальных потребностей и интересов детей. Воспитанники самостоятельно выбирают тему проекта и разработают ее совместно с педагогом и родителями. Это создает мотивационный фон для познавательной активности ребенка, так как его деятельность реализуется не на принуждении, а на желании творить, исследовать, экспериментировать.

5. Проектная методология в дошкольном образовании интегрирует воспитательно-образовательный процесс и позволяет повысить самостоятельность, целеустремленность детей, способствует развитию творческого мышления, умственных способностей ребенка, инициирует в детях самостоятельный поиск информации об интересующих предметах и явлениях окружающего мира и использование этой информации для создания новых продуктов и объектов действительности.

Таким образом, в ходе организации и проведения проектной деятельности происходит взаимное обогащение всех участников образовательного процесса; расширяется кругозор, словарный запас, совершенствуется ораторское искусство, формируется целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, отрабатываются навыки поисковой деятельности.