Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

WAYS OF IMPROVEMENT OF TACTICAL AND TECHNICAL ABILITIES OF STUDENTS-VOLLEYBALL PLAYERS AT THE GAME IN ATTACK

Ertman Yu.N. 1 Geraskin A.A. 2 Averyanov I.V. 1
1 Siberian State University of Physical Culture and Sports
2 Omsk State Technical University
In modern volleyball, high demands are placed on the technical and tactical preparedness of the players, the level of development of which largely determines the results of the competitions. This is typical for student teams, which are the closest reserve teams of masters. The advantage of an attack over the actions of protection should be supported by the efforts of players and coaches, in conjunction with specialists in sports science. The effectiveness of the attacking actions is possible due to sufficient technical preparedness of the players, to fulfill the tactical plan of the coach. To maintain the effectiveness of the game of volleyball players, it is important to maintain the advantage of an attack over the actions of defense, which must be supported by the efforts of coaches and athletes, in conjunction with specialists in sports science. In the process of improving the preparedness of volleyball players, the development of the speed of movement, hopping endurance, speed and reliability of the execution of the gaming methods of attack, in consistently complicated conditions of activity was undertaken. During the training, various exercises were used to develop concentration, distribution, attention switching, the speed of specific reactions, the speed of movement, orientation in situations of varying complexity with the use of visual and audio signals. The means of volleyball, mobile and sports games from other sports have been used in a targeted way. The improvement of the game actions of female volleyball students in an attack must be of a systemic nature, affecting various aspects of preparedness.
volleyball
attacking actions
students

К особенностям нападения в волейболе относится тот факт, что оно является началом противоборства соперников, а защита – ответом на атаку. Поэтому нападающая команда имеет возможность постоянно владеть инициативой в игре, что представляет ряд преимуществ перед защитой [1, 2]. С целью затруднения атакующих действий в волейболе периодически изменяются отдельные положения правил и методики судейства. Это, например, размещение антенн на сетке для ограничения фронта атак, ослабление требований к качеству приёма мяча с подач и нападения противника, введение в составы команд игроков амплуа либеро и т.д. С другой стороны, растёт качество индивидуальных и групповых действий блокирующих и игры защитников, что существенно затрудняет реализацию действий атакующих спортсменов [3]. Для организации блока в центральных зонах располагаются высокорослые игроки, повысилась быстрота перемещений на блоке и организация взаимодействия блокирующих, применяется групповое блокирование с участием трёх блокирующих. Игра в защите в поле имеет также изменения, свидетельствующие о росте индивидуального мастерства и качества коллективных взаимодействий между защитниками в глубине площадки и блокирующими. Растёт мастерство игроков либеро; повышается уровень разносторонней индивидуальной подготовленности, универсализации игроков. Наблюдается рост успешной игры в защите высокорослых игроков, растёт качество «общей игры» волейболистов [4, 5].

Неудачное выступление женской национальной сборной на последнем чемпионате Европы выявило существенные изъяны в технико-тактических действиях наших спортсменок в нападении [6]. В числе недостатков в технике и тактике нападающих действий проявились следующие: слабый приём мяча с подач и при игре в защите, что не позволяло связующим игрокам завязывать комбинационную игру и обеспечивать нападающих качественными передачами; нестабильность атак основных форвардов, слабая реализация ими накопленного потенциала, особенно в наиболее ответственных матчах, возникновение у нападающих тактических и технических ошибок в несложных ситуациях; слабая организация атакующих действий в центре сетки; недостаточные технико-тактические связи связующих с нападающими первой и второй линий атаки; недостаточные навыки индивидуальной и групповой борьбы с одиночным и групповым блоком противника; слабое владение игроками атакующими действиями с некачественных вторых передач от связующих и передач от других партнёров, в частности – из глубины площадки, что в ряде случаев вело к отказу нападающих от выполнения ударов и переходу к перебрасыванию мяча на сторону противника. Эти факты свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих подходов в процессе становления мастерства волейболисток и совершенствования нападающих действий и требуют разработки новых подходов подготовки в этом направлении.

Отметим, что не только мощные удары, но и обманные действия являются эффективным средством борьбы в нападении. Использование обманных ударов, быстрых «скидок» за блок, в сочетании со скоростным и мощным нападением позволяет нападающим экономить силы, расшатывать оборону противника, усложнять ему прогнозирование развития ситуаций, ставить перед соперниками сложные психологические задачи, преодоление которых не менее трудно, чем стандартное нападение [7, 8]. Авторы настоящей работы убеждены, что освоение спортсменами широкого арсенала технических приёмов и их разновидностей, тактических действий, использование в тренировочном процессе моделирования соревновательной деятельности с помощью традиционных педагогических воздействий и использования тренажёрно-исследовательских средств является одним из «ключей» к повышению эффективности нападения.

Проблема исследования состоит в необходимости разработки и апробации новых подходов повышения эффективности технико-тактических действий в нападении в женских студенческих волейбольных командах.

Цель работы: изучение эффективности применения технико-тактических средств ведения игры, обеспечивающих результативность действий студенток-волейболисток в нападении.

Методика исследования на первом этапе работы содержала элементы педагогического контроля, которые содержали педагогические наблюдения, анализ и оценку результатов атакующих действий волейболисток в тренировочном процессе и в соревновательной обстановке. Критериями оценки служили результаты атакующих действий, при которых команда выигрывала очко, либо мяч оставался в игре или был проигран сопернику.

Наблюдения в условиях состязаний выполнены на материале шести турниров, с участием сильнейших женских студенческих волейбольных команд г. Омска. В турнирах анализировалась игра команд Сибирского государственного университета физической культуры (СибГУФК), Омского государственного технического университета (ОмГТУ), Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), Омского государственного медицинского университета (ОмГМУ). Возраст тестируемых в группах составлял от 17 лет до 21 года. Квалификация испытуемых следующая: КМС – 6 человек, 1 разряд – 13 человек, 2 разряд – 15 человек, 3 разряд – 14 человек. Выявлено, что каждая из команд имела сбалансированный состав представителей всех разрядов. Тем самым команды были равны в отношении их квалификации.

В ходе педагогических наблюдений изучены и проанализированы результаты 18 матчей. В процессе исследования использовалось открытое наблюдение, играющие знали, что за ними наблюдают. Технология наблюдений была следующая:

1. Регистрировались показатели выигранных и проигранных мячей в результате нападающих действий. При этом не учитывались мячи, которые были оставлены в игре.

2. Устанавливалась результативность действий каждого игрока отдельно и команды в целом.

3. С помощью видеозаписи анализировались нападающие действия, для уточнения характера игровых действий отдельных игроков и команды в целом.

4. Полученные результаты после их обработки и анализа представлялись исследуемым коллективам.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования, в командах было выявлено 3 способа (манеры) ведения коллективных нападающих действий, условно названные: классический, при котором команда тяготеет к размеренному розыгрышу мяча в нападении; быстрый, когда игроки стараются использовать скоростной розыгрыш атак; смешанный, при котором происходит сочетание атак с классическим розыгрышем, с атаками, выполняемыми в быстром темпе. Каждый из перечисленных способов организации нападения характеризуется отличительными особенностями, носящими как положительные, так и отрицательные стороны, которые кратко раскрываются в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика способов (манеры) ведения игры сильнейших женских студенческих волейбольных команд города Омска

Способ ведения игры

Краткая характеристика

Положительные стороны (+)

Отрицательные стороны (–)

Быстрый

– высокая скорость передач для выполнения атакующих действий;

– возможность выполнять атаки на минимальной высоте над сеткой при одиночном блоке;

– у игроков противника имеется минимальное время для организации защитных действий

– высокие требования к качеству приема мяча с подачи или после удара, для обеспечения возможностей выполнения скоростных передач связующими игроками из передней зоны;

– использование исключительно низких траекторий полета мяча

Классический

– преимущественно высокие траектории передачи мяча;

– у связующего имеется возможность исправить некачественный приём мяча. При передачах со средней или высокой траектории у нападающего игрока имеется достаточное время для коррекции темпа выхода к мячу, принятия решения и выполнения атаки;

– возможности выполнения передач связующему, с использованием приема-передачи мяча двумя руками снизу;

– возможности для атакующих, используя высокие передачи, нападать поверх блока противника или играть от блока в аут

– при высокой траектории полета мяча у соперника имеется достаточный «бюджет» времени для одиночного и группового блокирования и организации защитных действий игроков в «поле»

Смешанный

– использование высоких и низких траекторий передач, в зависимости от качества приема мяча. При хорошем приеме – быстрая передача, при некачественном – средняя или высокая;

– для противника затрудняется прогнозирование высоты и скорости предстоящих передач атакующим;

– возможности для связующего игрока варьировать темпом атак, скоростью передач мяча, выводить нападающих в атаку на слабо подготовленный блок или атаковать без блока противника

– требуется высокая технико-тактическая подготовленность игроков нападения, так как при таком способе ведения игры раскрываются возможности использования разнообразных тактических схем для атакующих действий

В процессе исследования результатов выступлений наблюдаемых команд установлено, что каждая из команд использует в игре преимущественно один из представленных выше способов ведения игры. Выявлено, что к классическому ведению игры тяготеют команды ОмГУПС, ОмГМУ. Быстрой манерой игры отличается команда ОмГТУ. Команда СибГУФК применяет смешанный способ ведения игры в нападении. Установлено также, что команда СибГУФК организовывает свои действия с использованием трех или четырех нападающих игроков, в то время как соперники используют в игре только двух или трех игроков нападения и преимущественно используют небольшое число лидеров атак, тем самым существенно ограничивают свой тактический арсенал.

При изучении качества нападающих действий критерием являлась их результативность. Подсчитывалось общее количество атак команды в играх с соперниками. Из общего числа атакующих действий выявлялось количество выигранных и проигранных командой мячей либо мячей, оставшихся в игре после завершения атак. Результаты исследования представлены табл. 2.

Таблица 2

Показатели реализации нападающих действий женских студенческих волейбольных команд в официальных соревнованиях

 

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Х±m

Р

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

 

СибГУФК

124

145

126

143

130

144

126

142

130

142

131

144

127,8 ± 2,9

143,3 ± 1,2

<0,05

ОмГТУ

126

148

125

140

129

148

126

141

127

148

132

143

127,5 ± 2,6

144,7 ± 3,8

<0,05

ОмГУПС

128

144

127

139

132

145

127

139

132

146

132

141

129,7 ± 2,6

142,3 ± 3,1

<0,05

ОмГМУ

123

145

124

144

127

147

125

149

128

151

129

144

126,0 ± 2,4

146,7 ± 2,9

<0,05

Примечание. В – выигранные мячи; П – проигранные мячи.

Сезон соревнований начался в октябре 2015 года. Первоначальные данные нападающих действий СибГУФК были незначительно ниже команд соперников, разница с командами ОмГУПС, и ОмГТУ составила 2–4 мяча, а с командой ОмГМУ 1 мяч. Во втором месяце наблюдений отметился спад результативности команд ОмГУПС и ОмГТУ. Это объясняется фактом увеличения нагрузки в тренировочном процессе, так как у перечисленных команд велась активная подготовка к основным соревнованиям сезона. Команды СибГУФК, ОмГМУ незначительно повысили свои результаты, на 1–2 мяча.

В декабре качество атакующих действий имеет тенденцию к повышению результативности всех команд. В последние два месяца соревновательного сезона 2015–2016 гг. результативность атакующих действий во всех командах также незначительно повышается.

Таким образом, данные соревновательного сезона 2015–2016 гг. показывают следующее. Среднее число забитых мячей за сезон у команды СибГУФК – 127,8; ОмГТУ – 127,5; ОмГУПС – 129,7; ОмГМУ – 126,0. Это говорит о том, что результативность нападающих действий команды СибГУФК была выше показателей сборной ОмГМУ и находилась она примерно на одном уровне с командой ОмГТУ, но была ниже данных команды ОмГУПС.

На следующем этапе исследования, в целях повышения результативности нападающих действий волейболисток СибГУФК были проведены тренировочные мероприятия по совершенствованию тактической подготовленности студенток. В эксперименте, путём разработки и использования направленных педагогических воздействий, мы добивались формирования уровня подготовленности, направленного на повышение следующих характеристик подготовленности:

– развитие общей и специальной физической подготовленности;

– развитие тактического мышления и технической оснащённости игроков;

– повышение быстроты ориентировки при взаимодействиях с партнерами;

– повышение вариативности и эффективности использования тактико-технических действий в нападении в соревновательной обстановке;

– повышение уровня постоянной соревновательной активности;

В процессе совершенствования физической подготовленности внимание обращалось на развитие быстроты перемещений, прыжковой выносливости, быстроты и надёжности выполнения игровых приёмов нападения, в последовательно усложняемых условиях деятельности. В ходе практических занятий применялись разнообразные упражнения для развития сосредоточенности, распределения, переключения внимания, быстроты специфических реакций, быстроты перемещений, ориентировки в ситуациях различной сложности с использованием зрительных и звуковых сигналов. В этих целях направленно использовались средства волейбола, подвижных и спортивных игр из других видов спорта [9, 10].

В тактической подготовке обращалось внимание на развитие интеллектуальной подготовленности занимающихся. Велись теоретические занятия, где раскрывались теоретические основы техники и тактики, их взаимосвязи, пути совершенствования. В качестве иллюстративного материала использовалось изучение видеоматериалов проведённых игр, анализировались ошибки спортсменок технико-тактического плана, раскрывались пути их исправления, развивались способности игроков к самостоятельному анализу качества выполненных приёмов в условиях тренировки и состязаний. В процессе теоретической подготовки использовались занятия на макетах площадки, изучались учебные видеоматериалы, использовались методы тактической подготовки, но с учетом специфики тактики нападения.

На практических занятиях применялись специальные упражнения по развитию эффективности тактики индивидуального и группового нападения. В частности, применялись упражнения по развитию групповых и командных взаимодействий, с поэтапным усложнением требований к ведению нападающих действий. С целью повышения надёжности игровых действий применялось многократное выполнение технико-тактических элементов и тактических упражнений, которые связывались в единую систему игры.

Для повышения уровня постоянной соревновательной активности применялись индивидуальные, групповые, командные упражнения, учебные и товарищеские игры с различным уровнем подготовленности соперников. Акцент делался на устранение наиболее значимых недостатков и развитие сильных сторон технико-тактической подготовленности команды. У спортсменок поддерживался высокий уровень желания участвовать в состязаниях.

Второй этап исследования результативности нападающих действий соревновательного сезона 2016–2017 гг. начался в октябре. Команда СибГУФК тренировалась с применением разработанных тактических взаимодействий и комбинаций, другие команды готовились по традиционной методике. Результаты исследования нападающих действий по данным успешности и отрицательных результатов выполнения атак командами представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели результативности нападающих действий студенческих женских волейбольных команд в сезоне 2016–2017 гг.

Команды

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Х ± m

Р

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

В

П

СибГУФК

130

132

135

127

137

129

136

133

143

126

149

124

138,3 ± 6,7

128,5 ± 3,5

<0,05

ОмГТУ

126

150

127

141

130

137

127

133

128

152

131

151

128,2 ± 1,9

144,0 ± 8,1

<0,05

ОмГУПС

127

142

128

144

133

142

127

148

129

151

132

149

129,3 ± 2,6

146,0 ± 3,8

<0,05

ОмГМУ

122

155

124

147

127

153

126

147

128

142

130

144

126,2 ± 2,9

148,0 ± 5,1

<0,05

Примечание. В – выигранные мячи; П – проигранные мячи.

В течение первого месяца исследования результаты атакующих действий команды СибГУФК оказались выше других коллективов. Разница результатов с командой ОмГТУ, ОмГУПС составила 3–4 мяча, а с командой ОмГМУ 8 мячей. В следующем месяце состязаний у волейболисток СибГУФК наблюдается значительный прирост результатов атак, до 5 мячей, в то время как у других команд такая динамика составила 1–2 мяча. В декабре значительных изменений в результативности команды СибГУФК не наблюдается, в то время как у других команд происходит некоторое повышение результатов. На наш взгляд, это связано с увеличением нагрузки в тренировочном процессе команды СибГУФК, так как в этот период акцент был сделан на развитие физической подготовленности волейболисток, с одновременным формированием и тактико-технических умений. Такой подход привёл к положительным результатам. В марте и апреле результаты СибГУФК существенно возрастают, в то время как результаты остальных команд повышаются незначительно.

Полученные данные свидетельствуют, что в целом за соревновательный сезон 2016–2017 гг. среднее число выигранных мячей (положительного выполнения атак) у команды СибГУФК составляет 138,3 мяча, что значительно выше результатов команд соперников: ОмГТУ – 128,2; ОмГУПС – 129,3; ОмГМУ – 126,2 мячей.

По окончании исследования результативности нападающих действий в сезонах 2015–2016 гг. и 2016–2017 гг. имеется возможность представить обобщенные данные (табл. 4).

Таблица 4

Результаты изучения качества нападающих действий женских студенческих волейбольных команд, в сезонах 2015–2016 и 2016–2017гг.

Команды

Сезон

2015–2016 гг.

Достоверность различий

Сезон

2016–2017 гг.

Достоверность различий

В

П

В

П

СибГУФК

127,8 ± 2,9

143,3 ± 1,2

Р < 0,05

138,3 ± 6,7

128,5 ± 3,5

Р < 0,05

ОмГТУ

127,5 ± 2,6

144,7 ± 3,8

128,2 ± 1,9

144,0 ± 8,1

ОмГУПС

129,7 ± 2,6

142,3 ± 3,1

129,3 ± 2,6

146,0 ± 3,8

ОмГМУ

126,0 ± 2,4

146,7 ± 2,9

126,2 ± 2,9

148,0 ± 5,1

Полученные результаты свидетельствуют, что в начале исследования положительная результативность атак у команды СибГУФК составляет 127,8 ± 2,9, число проигранных мячей составило – 143,3 ± 1,2. После внедрения разработанного в исследовании комплекса педагогических воздействий результативность нападения в команде существенно повысилась и составила 138,3 ± 6,7 мяча. Разница результатов атакующих действий до и после применения разработанных тактических комплексов составила 10,5 мячей. Наблюдается также и снижение числа проигранных атак. В сезоне 2016–2017 гг. она составляет 128,5 ± 3,5, а разница показателей между сезонами достигла 14,8 мячей.

У команд соперников в сезонах 2015–2016 гг. и 2016–2017 гг. значительного прироста в результатах не наблюдается. В команде ОмГТУ средний прирост выигранных мячей составил 0,7, проигранных 0,7 мяча. У команды ОмГУПС наблюдается спад в результативности выигранных мячей на 0,4 мяча, а результаты проигранных атак увеличиваются. Разница составила 3,7 мяча. Команда ОмГМУ показала также незначительное увеличение результативности атак. Прирост показателей успешности нападения этой команды составил 0,2 мяча. При этом, одновременно наблюдается и увеличение проигранных атак (на 2,7 мяча).

Таким образом, данные исследования свидетельствуют, что результативность игры в нападении женских студенческих волейбольных команд находится на недостаточном уровне эффективности, что требует существенного изменения организации тренировочного процесса, характера применяемых педагогических воздействий, применения в процессе подготовки системного, комплексного подхода к развитию подготовленности, содержащего разностороннее направленное формирование тактико-технических умений занимающихся.

Заключение

Спорт студенческой молодёжи является ближайшим резервом команд мастеров. Однако к настоящему времени техническая, физическая, подготовленность женских студенческих волейбольных команд находится на недостаточном уровне развития. Для поддержания результативности игры волейболисток важное значение имеет сохранение преимущества нападения над действиями защиты, которое должно поддерживаться усилиями тренеров и спортсменок, в содружестве со специалистами спортивной науки. Результаты нападающих действий в условиях соревнований, в значительной степени зависят от уровня технико-тактической подготовленности волейболисток. Процесс совершенствования игровых действий студенток-волейболисток в нападении должен носить системный характер, затрагивать разнообразные стороны подготовленности, с использованием в тренировочном процессе системного совершенствования, разработки и использования в практике подготовки новейших подходов.