Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СONTENT-METHODICAL ASPECTS OF FORMATION OF ECONOMIC-GEOGRAPHICAL COMPETENCE OF TRAINING SCHOOLS AT LESSONS OF GEOGRAPHY

Khayaleeva A.D. 1 Gilemkhanov I.R. 1 Gaysin R.I. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
This article examines the main and methodological aspects of the formation of economic and geographical competence of schools in class geography. Currently, in modern schools, teaching methods are going through a difficult period due to changes in the goals of education, the introduction of a new generation of fgos, based on a system-active approach. Orientation of school geographic education to a competency-based approach involves changing teaching methods, moving from simple transfer of educational information to methods aimed at building student skills independently, is ensured by the fact that a modern educational program in geography must meet the real needs of society. The formation of economic and geographical competence of students is a necessary condition for the modern school. In this regard, the content of the socio-economic sections of the course should constantly change and be complemented by innovative pedagogical technologies: GIS technologies, thematic technologies, use in geography lessons, satellite images and remote sensing data of the Earth, GPS navigators that are used for practical work on the ground. The lesson should use statistical materials containing economic information, offer to analyze the articles, answer questions themselves, make up synthesis and conclusions. Reasonable economic and geographical education is the basis for a proper understanding of the world and the organization of effective interaction of students with the environment.
competence
competence
economic geography
geographic education
integration
curriculum
GEF
school
economics
integrated approach

На современном этапе развития российского образования компетентностный подход рассматривается как способ достижения нового качества образования, соответствующего запросам общества. Он определяет изменения образовательного процесса и его содержания. В связи с этим школьное географическое образование постепенно переходит к новым образовательным стандартам, ориентированным на компетентностный подход, предполагающий изменение традиционной методики обучения, а именно переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на развитие умений школьников учиться самостоятельно. Современные учебные программы по географии должны не только определять содержание учебного предмета, но и соотносить с ним виды деятельности, необходимые для формирования системы ценностей подрастающего поколения [1]. Однако в настоящее время появилась тенденция, выражающаяся в недооценке обществом значения географического образования. В учебных планах общеобразовательных школ и педагогических вузов происходит уменьшение количества часов, предусмотренных ФГОС для изучения основных курсов физической, экономической и социальной географии. Безусловно, это приводит к отсутствию в учебном процессе в школах и вузах системности в применении инновационных педагогических технологий: геоинформационных технологий, кейс-технологий, использования на уроках географии космических снимков и результатов дистанционного зондирования Земли, GPS-навигаторов, которые можно применять при выполнении практических работ на местности [2].

Престиж географического образования зависит, прежде всего, от необходимости использования географических знаний и умений в современной жизни, чтобы обучающиеся осознали значимость дисциплины «География», необходимо совершенствовать систему географического образования, начиная со школьной ступени и заканчивая вузом. Подготовка студентов в педагогическом вузе должна быть направлена на формирование у будущих учителей профессиональной компетентности, ядром которой является способность осуществлять учебно-воспитательный процесс, направленный на реализацию предметных, метапредметных, личностных результатов обучения школьников. Предметные результаты обучения предполагают познание обучающимися системы географических знаний, способность их использования на практике для объяснения природных, социально-экономических явлений и процессов окружающей среды. Метапредметные результаты или универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные и регулятивные) обеспечивают формирование ключевых компетенций, составляющих основу современных требований – учиться самостоятельно. Среди них – умение ставить цель и план действия для ее достижения: осуществлять самоконтроль и самооценку, владеть мыслительными операциями [3]. Личностные результаты предполагают формирование в процессе обучения географии всесторонне развитой, образованной личности, имеющей собственные взгляды, мировоззренческие позиции и убеждения. Формирование универсальных учебных действий у школьников – одна из составляющих профессиональной компетентности учителя.

В системе школьного географического образования осуществляется процесс перехода от модели обучения к модели учения. В модели учения предполагаются иные комбинации к организации познавательной деятельности обучающихся на уроках географии, которые должны обогащаться рациональными приемами познания, умениями «находить» самостоятельно необходимую географическую информацию, оперировать ею в соответствии с познавательными задачами. Поэтому географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экономические, экологические, этнонациональные и др. Наряду с традиционными источниками информации современные информационные сети стали необходимыми средствами обучения. Сегодня образовательный процесс становится личностно-ориентированным. В школьном образовании определился компетентностный подход, целью которого является формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-трудовых, ценностно-смысловых, общекультурных. Овладение перечисленными компетенциями создает основу для саморазвития и непрерывного образования обучающихся [4].

Проблемами формирования компетентности обучающихся занимались педагоги и психологи: В.Ф. Габдулхаков, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и другие. В настоящее время в педагогической литературе вопросы формирования «компетентности» и «компетенции» остаются актуальными и требуют тщательного изучения [5–7].

Исследователь А.В. Габдулхакова определяет понятие «компетенция» как способность и готовность личности к продуктивному действию в определенной сфере деятельности, обеспечивающую ее интеграцию в социум и самореализацию, а «компетентность» – как интегральную характеристику личности, отражающую владение обобщенными способами действия, а также способностями и личностными качествами, обеспечивающими возможность эффективной реализации в практической деятельности своих знаний, умений и опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к деятельности [5].

Ключевыми компетенциями выступают компетенции широкого спектра применения, обладающие определенной универсальностью и определяющие реализацию конкретных компетенций.

Приоритетное место среди ключевых компетентностей, формирующихся при изучении географии, занимает учебно-познавательная, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Под ней понимается способность обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность по решению познавательных задач. Это творческая работа сопровождается овладением знаний, умений по переработке полученной информации с помощью приемов мыслительной деятельности.

Школьное географическое образование – важная составляющая социального созревания, самореализации личности в социуме, адаптации к жизни в условиях рыночной экономики. Экономическую подготовку школьников следует рассматривать как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования качеств личности, мышления, способности ориентироваться в нестабильной экономической ситуации, находить для себя сферу деятельности, руководствуясь как личными, так и общественными интересами. Системная экономическая подготовка школьников развивает творческое начало, воспитывает готовность и способность выявлять проблемы и находить нестандартные пути решения. Процесс обучения географии способствует раскрытию естественнонаучной, технико-экономической и социально-экономической основы общественного производства, охраны природы и рационального природопользования [5, 7].

В связи с этим появляется возможность выделить экономико-географическую компетентность обучающихся как интегративное качество личности, предполагающее использование полученных географических, экономических и социальных знаний, умений и навыков в повседневной практической деятельности. Формирование экономико-географической компетентности обучающихся является необходимым условием получения качественного географического образования.

Особое значение при формировании экономико-географической компетентности обучающихся приобретает методика обучения географии, задачами которой является отбор содержания географического материала, включающего основные компоненты географического образования. Методическая наука опирается на дидактические принципы: научности, системности, последовательности, непрерывности, преемственности, наглядности, учета межпредметных связей, краеведческий принцип. Ярким примером может послужить пособие В.П. Максаковского по курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс), в котором выделены методические основы курса, основанные на дидактических принципах, прежде всего, это – отбор и генерализация учебного материала; обеспечение организующей роли теории по отношению к фактам; рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов познания учебного материала; системный, проблемный подход; ориентация обучающихся на самостоятельное добывание знаний и умений [8].

Можно подчеркнуть, что методические основы курса, выделенные В.П. Максаковским, соответствуют предъявляемым требованиям к результатам обучения: предметным, метапредметным, личностным требованиям, предъявляемым к результатам обучения школьников [8].

В Государственном стандарте общего образования выделены следующие содержательные линии географического образования:

а) научное знание как понятие об объективно объясняющие и отражающие все закономерности Земли;

б) природные и социальные объекты планеты, которые отражают структуру и пространственную неоднородность;

в) явления и процессы на Земле, определяющие ее жизнедеятельность;

г) духовные и материальные ценности, демонстрирующие опыт познания и существования человека в пространстве;

д) типовая структура характеристики территории [9].

Среди главных задач современной школьной экономической и социальной географии следует назвать задачу всестороннего изучения населения, в 9 классе при изучении географии России, в 10 классе при изучении географии мира. В обоих курсах изучается численность, половозрастная, социальная, конфессиональная структура населения, городское и сельское население (основные черты размещения населенных пунктов, их виды и типы в различных регионах мира), типы и черты урбанизации. Процесс преподавания географии в школе необходимо сделать более оживленным и интересным, используя современные статистические данные, геоинформационные технологии и другие средства обучения. На сегодняшний день использование ГИС-технологий в школе является важным этапом в познавании предметов, позволяющим быстро и углубленно изучить материал [2, 8]. Кроме того, данная технология имеет свойство быстрого обновления по сравнению с традиционными средствами обучения. Безусловно, умение использовать такие технологии со школьной скамьи повысит результативность обучения школьной географии.

Не менее важным для формировании экономико-географической компетентности у учащихся, а также качественного усвоения учебного материала является использование межпредметных связей. Большинство экономико-географических понятий не могут быть усвоены школьниками без элементарных знаний по обществознанию, экономике, физике, химии, математике и другим предметам. Роль межпредметных связей в повышении качества экономико-географических знаний и умений школьников важна особенно при усвоении понятий, представлений, установлении причинно-следственных связей и понимании мировоззренческих идей. В этой связи в преподавании географии особое место должны занимать комплексные географические практикумы, семинары, конференции. Практикум в обучении географии следует рассматривать в самом широком аспекте, как систему практических работ со статистическим материалом, с презентацией, с картой, рисунками, таблицами и др. В основе этих работ должна лежать самостоятельная деятельность, направленная на решение географических задач, в первую очередь геоэкономического и геоэкологического содержания [10].

В условиях модернизации образования приоритетными направлениями развития школьной географии, по мнению В.Д. Сухорукова, являются такие процессы, как гуманизация, экономизация, гуманитаризация, социологизация, глобализация и др. [11]. Социологизация школьной географии ярко выражена в общественной жизни. Тенденция развития этого направления заключается в введении материалов социального характера, раскрывающих особенности жизнедеятельности населения и его структурные характеристики. Особенностью экономизации в обществе считается не только изучение общих экономических параметров, экономических методов, экономических расчетов, но и полное представление о рациональном расслоении социума. С помощью познаний в сфере экономики общество может удовлетворять свои потребности в условиях современной рыночной экономики, для этого необходимо опираться на систему государственных законов, которые отражают современные требования социально-экономической политики государства.

В процессе изучения социально-экономической географии школьники знакомятся с особенностями процессов глобализации, которые проявляются на всех уровнях социально-экономического развития; самостоятельно анализируют любую экономическую, политическую и социальную информацию; оценивают экономическую ситуацию с использованием ГИС [2]. В условиях рыночных отношений в общеобразовательных школах и гимназиях необходимо увеличить количество часов в учебных планах на преподавание дисциплины географии, усовершенствовать методику обучения дисциплины. Школьная география позволяет овладеть на должном уровне познаниями и опытом, а также становится все более востребованной наукой в современном мире.

Отсутствие комплексного подхода при изучении школьной географии приводит к разрыву в содержательном и методологическом аспекте между физической и экономической (общественной) географией, которое отражается в содержании школьного курса. Для дальнейшего развития методологических основ географии желательно углубленное исследование ее объектно-предметной сущности, а также процессов формирования метагеографии как мощных интеграторов частных географических дисциплин. Не теряют своей актуальности поисковые исследования пространственно-временных систем, общегеографических законов, подходов, принципов и методов [4].

Анализируя содержание современного курса школьной социальной и экономической географии в 9–10 классах, отметим, что особое внимание уделяется вопросам региональной экономики и экономико-географическим особенностям конкретных территорий, для которых актуальным является изучение географии с использованием краеведческого принципа, способствующее решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить, участвовать в жизни родного края, социально-экономическом и культурном обновлении.

Как показывает проведенное исследование, уровень усвоения знаний у учащихся на уроках географии в 9-х и 10-х классах экспериментальных групп с использованием инновационных педагогических технологий выше на 27 %, чем в контрольных группах аналогичного возрастного периода.

В заключение можно отметить, что ведущие направления географического образования: глобализация, экономизация, социологизация – способствуют формированию научного мировоззрения школьников. В связи с этим география как дисциплина естественного цикла носит мировоззренческий характер, что, в свою очередь, способствует необходимости повышения количества часов в учебных планах на дисциплину «География».

В последние годы в условиях современной экономики экономическая и социальная география претерпели существенные изменения. Поэтому содержание социально-экономических разделов курса необходимо постоянно изменять, дополнять в соответствии с существующими изменениями в обществе. Школьный курс экономической и социальной географии России, основываясь на знаниях о природных условиях и природных ресурсах страны, ставит целью вооружить обучающихся знаниями о населении и трудовых ресурсах, особенностях хозяйства страны, его структуры, закономерностях развития и размещения производства. На уроках географии следует использовать статьи, статистические материалы, содержащие социально-экономическую информацию, анализировать современную географическую литературу, статьи, отвечать самостоятельно на вопросы географии современного мира, делать обобщения и выводы.

Формирование экономико-географической компетентности обучающихся способствует пониманию реального мира в форме пространственных образов и понятий, что имеет большое значение в образовательном процессе. Повышение роли географии, и особенно общественной географии, в образовании позволяет формировать человека-мыслителя, обладающего навыками и приемами созидательной деятельности. Разумное экономико-географическое образование является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия обучающихся с окружающей средой.