Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH INSTITUTIONS OF CULTURE AS A FORM OF HIGHER EDUCATION DIVERSIFICATION

Babaeva E.V. 1 Gаnshina G.V. 1 Zavarina S.Yu. 1 Myraveva Zh.V. 1
1 State University of Humanities and Technology
The reform of modern education assigns higher education institutions with the task of restructuring the learning process, giving it a creative character. The objective need for diversification of higher education requires the development of a new model of education and socialization of the individual. The construction of an integrated educational process in the university assumes the creative interaction of the university with various state structures and public organizations. A special place among them is given to cultural institutions that can have a significant influence on the formation of professional competence of future specialists in the humanitarian field. The result of interaction between the university and cultural institutions is the development and implementation of significant social and cultural projects and programs in which students are given the opportunity to apply the theoretical knowledge, practical skills and skills that have been put into practice and introduce innovative technologies in organizing joint events. The article presents a constructive experience of the social cultural partnership between the Moscow City Pedagogical University and the State University of Humanities and Technology with the cultural and educational institutions of Moscow and the Moscow Region that have made a significant contribution to the revival of the national and spiritual culture of Russia and to prepare students for professional work in the new social and economic conditions. The inclusion of students in the social and cultural space of the university, city and region promotes the development of creative thinking, the realization of the creative potential of the individual, spiritual and cultural growth, providing wide opportunities for self-actualization and personal development.
interaction
modern university
cultural institution
diversification of higher education
student
teacher
professional experience
social and cultural partnership

Принятие новых профессиональных стандартов, конструктивные перемены в социокультурной сфере, динамичное развитие отечественной науки, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений обострили потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования. Стратегические задачи реформирования системы образования определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. [1]. В документе предусматривается формирование гибкой и диверсифицированной системы современного образования, готовой к серьезным переменам, как в части корректировки и разработки новых образовательных программ, так и в материально-техническом оснащении процесса обучения, отвечающих всем требованиям современного рынка труда и нуждам инновационной экономики. Социально-культурные институты, влияющие на процесс формирования профессионального опыта у молодого поколения, также вовлечены в процесс поиска новых технологических моделей образования и социализации личности [2, с. 956].

Традиционные воспитательные и образовательные ресурсы современного вуза не в состоянии действенно ответить на вызовы, с которыми сталкивается трансформирующееся общество. Для этого нужно перестроить процесс обучения, придав ему созидательный характер. В решении этой задачи важным ресурсом является творческое взаимодействие вуза с учреждениями, способными внести существенный вклад в формирование конкурентоспособных профессионалов. Партнерство вуза с учреждениями культуры создает новую модель диверсификации системы высшего образования. Результатом диверсификационного процесса в образовании является всесторонне развитая личность, подготовленная к профессиональной деятельности, способная самостоятельно удовлетворять сформированные познавательные запросы, материальные и духовные потребности.

Целью данного исследования является обоснование роли взаимодействия вузов с учреждениями культуры в диверсификации системы высшего образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Совершенствование форм и методов образовательной деятельности вузов, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных и др.), с другой, создают объективные предпосылки для участия учебных заведений в качестве одного из полноценных партнёров социокультурного сотрудничества. Современный вуз является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоёв общества. Неоднородность социальных групп с разнообразными культурными и информационными потребностями определяют философию деятельности учреждений культуры и образования, организующих взаимодействие между собой и с окружающим социумом [3, с. 12].

Сегодня традиции социокультурного партнёрства получили новый импульс и широкое распространение в вузах России. Их определяющим началом служит ориентация на процесс сотрудничества с другими организациями, предприятиями, местной властью, отдельными лицами. Поиск и разработка инновационных методов работы в рамках социального партнёрства обусловили участие вузов в различных проектах и программах, в рамках которых вуз имеет возможность осуществлять реализацию своих традиционных образовательных функций, а также заниматься преобразованием и оптимизацией уже накопленного опыта и тем самым вносить новшества в сложившийся состав функций учреждения.

Для подготовки студенческой молодежи к ответственной и осмысленной жизнедеятельности, формирования ценности социального взаимодействия, социокультурного творчества, для самореализации личности возникает потребность в создании качественно новой системы социокультурного образования гуманистической личности и выявлении особенностей диверсификации высшего образования [4, с. 23].

На основе анализа исследований Л. Влацена, Р. Маклипа, Т. Хюсена, И.С. Агаповой, В.И. Байденко, Г.Я. Кипермана, О.В. Купцова, А.Г. Смирнова, Б.С. Сурганова, Е.В. Ткаченко и др. Т.Э. Мангер выявлены концептуальные подходы к понятию «диверсификация»:

а) диверсификация – это процесс организационно-структурного реформирования, создания образовательных учреждений нового типа;

б) диверсификация отражает современный период развития образовательной системы, ее образовательную парадигму;

в) диверсификация как принцип структурирования системы высшего образования;

г) диверсификация как многоуровневость образования, тенденция развития разносторонних социокультурных образовательных программ, систем, форм, характера и содержания образовательной деятельности;

д) диверсификация как путь к формированию социокультурной компетенции личности [5, с. 18].

Необходимость диверсификации системы высшего образования посредством налаживания партнерских отношений с учреждениями культуры вытекает из сложившихся противоречий: с одной стороны, наблюдается процесс гуманизации отечественного образования, возрождение национальной и духовной культуры России, с другой стороны, развитие образовательной среды не успевает за стремительным ростом социально-экономического потенциала страны; с одной стороны, наблюдаются интеграционные процессы в деятельности учреждений культуры и образования; с другой стороны, внедрение инновационных социально-культурных технологий в деятельность образовательных и социокультурных учреждений происходит недостаточно оперативно; с одной стороны, назрела объективная необходимость в диверсификации системы высшего образования, обновлении образа жизни и формировании качественно нового уровня интеллектуальной деятельности; с другой стороны, в настоящее время система высшего образования не имеет концептуально обоснованной научной и материально-технической базы для осуществления подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях экономики, формирования креативной, всесторонне развитой личности.

Совокупность указанных противоречий обусловила проблему исследования – какова роль взаимодействия вузов с учреждениями культуры в диверсификации высшего образования.

Модернизация системы высшего образования, основанная на компетентностном подходе, применении современных образовательных технологий, направлена на формирование у студентов основ демократической культуры, гражданской активности, осознанный профессиональный выбор, адаптацию молодёжи к изменяющимся социальным условиям. Ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования для студентов является свободное от занятий время. Это требует расширения сферы социального партнёрства высших учебных заведений и институтов социального воспитания. Эффективность процесса модернизации и диверсификации высшего образования должна обеспечиваться устойчивым сетевым взаимодействием учреждений, входящих в систему высшего и дополнительного образования, клубной системы деятельности по месту жительства, потенциалов молодежных общественных объединений, учреждений отдыха и оздоровления.

Одним из важнейших компонентов социализации современной молодежи становится научно-исследовательская и культурно-просветительская работа музеев, в деятельности которых органично сочетаются научные методы, методы социокультурного проектирования и средства художественного выражения. Занимая весомую позицию в системе учреждений культуры, привлекая к потреблению музейных услуг различные категории населения, современные музеи становятся поликультурными центрами духовного и нравственного воспитания, неким форпостом в деле изучения, сохранения, трансляции социальной информации и опыта [6, с. 3]. В музейных комплексах разрабатываются и внедряются образовательные проекты, которые ориентированы как на детскую, так и на взрослую аудиторию, проводятся тематические выставки, интерактивные экскурсионные программы, квесты и мастер-классы ведущих специалистов различных областей образования и культуры [7, с. 17].

Обладая огромным образовательным потенциалом, музеи тесно сотрудничают с различными учебными заведениями. В целях решения задач государственной программы «Культура Москвы 2012–18 гг.», «превращение музеев в принципиально новые учреждения культуры, передовые культурные институции – культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни столицы, объединяющих традиционную деятельность и инновационные формы работы» [8, с. 17], кафедрой социально-культурной деятельности института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ был разработан проект «Пространство просвещения». В апреле 2014 г. проект «Пространство просвещения» был представлен на конкурс «Лучший научный проект МГПУ» и стал победителем в номинации «Самый инновационный проект». Реализация социокультурного партнерства вуза и музеев столицы (ГБУК города Москвы «Государственный музей спорта», ГБУК города Москвы «Картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова», ГБУК города Москвы «Галерея искусств Зураба Церетели», ГБУК «Музей истории и культуры городского поселения Малаховка») осуществляется по нескольким направлениям. В рамках научно-исследовательской работы ежегодно проводятся совместные научно-практические конференции, научно-практические семинары, круглые столы: «Актуальные проблемы культурной политики Москвы: теория и практика», «Особенности внедрения интерактивных методов обучения в практику социокультурных учреждений», «Организация молодежного досуга средствами рекреативных технологий», «Анимационные технологии в структуре молодежного досуга» и др. Привлечение студентов к участию в научно-практических мероприятиях, проводимых в стенах музея, позволяет подготовить их к осуществлению своих научных исследований с учетом основных тенденций социального-культурного и духовно-нравственного развития общества. В международных и межвузовских сборниках опубликованы совместные научные статьи преподавателей, студентов и сотрудников музеев по проблеме социокультурного партнерства вуза и учреждений культуры, диверсификации высшего образования в социально-культурной сфере и внедрению инновационных технологий в организацию культурно-просветительной деятельности музеев – партнеров проекта.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией и проведением производственной практики студентов вузов в учреждениях музейного типа [9, с. 96]. Организация производственной практики в музеях существенно расширяет социально-культурное пространство вуза, повышая интеллектуальный и профессиональный уровень студентов, формируя опыт социального взаимодействия и творческого развития, предоставляя широкие возможности для самореализации личности. Под руководством преподавателей кафедры социально-культурной деятельности студенты принимают активное участие в анимационных программах, которые проводятся в современных учреждениях музейного типа с целью популяризации музейных услуг и активизации посетителей. Активное участие студентов-практикантов в разработке и реализации анимационных программ в качестве педагогов-аниматоров позволяет не только знакомиться с особенностями музейной анимации, но и в интегрированной форме приобретать опыт практического воплощения знаний, полученных при изучении учебных дисциплин в рамках теоретического обучения в вузе. Студенты являются бессменными участниками общегородских проектов «Дни исторического и культурного наследия», «Всей семьей в музей!» а также культурных акций «Ночь в музее» и «Ночь искусств». Студенты и сотрудники музея работают с различными возрастными категориями (от дошкольников до людей преклонного возраста), выполняя функцию тьютора, сопровождая участников по всему прохождению маршрута (объясняют правила игры, выдают путеводители, проверяют правильность выполнения заданий, помогают, при надобности, в выполнении заданий, вручают сувениры и сертификаты).

Важной формой диверсификации высшего образования в условиях партнерства вузов и учреждений культуры стал ежегодный межвузовский студенческий форум «Молодежь в галерее Ильи Глазунова». Организатором форума является ГБУК города Москвы «Картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова». В этом году в апреле пройдет VII студенческий форум, который вновь соберет студентов, преподавателей, представителей культуры из 15 учреждений образования и культуры Москвы и Подмосковья. В программе форума традиционное обсуждение проблем исторической преемственности, сохранения культурных ценностей и традиций, предопределяющих настоящее и будущее культурной идентичности России. Для каждой делегации проводятся экскурсии по залам галереи: «Россия Ильи Глазунова», «Образ защитника Отечества в произведениях Ильи Глазунова», «Вечная женственность в творчестве Ильи Глазунова» и др. В рамках форума силами сотрудников музея, педагогов вузов и колледжей для студентов организуются конкурсы научных и творческих работ, проводятся викторины, мастер-классы и творческие лаборатории. Победители награждаются дипломами, а участники получают сертификаты. Тщательно подготовленное мероприятие позволяет встретиться на дискуссионных площадках музея будущим специалистам в сферах образования, культуры и искусства, экономики и туризма, юриспруденции и таможенного дела. Педагогический потенциал художественного творчества Ильи Сергеевича Глазунова способствует формированию духовно-нравственных ценностей и гражданской позиции современной молодежи. Высокое искусство великого мастера создает неповторимую атмосферу эмоционального воздействия на участников форума и гостей музея.

В рамках сотрудничества Государственного гуманитарно-технологического университета (г. Орехово-Зуево) с музеями города, постоянно организуются выездные занятия и мероприятия для студентов и преподавателей в Музее истории музыкальных традиций, Музее боевой славы, Зоологическом музее ГГТУ. В Музее рода промышленников Морозовых регулярно проходят научно-практические семинары и круглые столы с участием сотрудников музея, преподавателей и студентов кафедры истории ГГТУ. В сентябре 2017 г., накануне столетия г. Орехово-Зуево, в городском историко-краеведческом музее состоялась научно-практическая конференция «Время и город», которую подготовили преподаватели ГГТУ совместно с директором музея Д.В. Смирновым. В мероприятии приняли участие преподаватели и студенты юридического факультета. Перед началом заседания доцент К.В. Булавкин провёл экскурсию у здания 3 корпуса ГГТУ, представив историю редкого старинного здания – бывшей богадельни, построенной в самом начале XX столетия на средства Марии Федоровны Морозовой. Краеведам, внесшим значительный вклад в сохранение культурного наследия города, были вручены почетные грамоты Московской областной Думы и памятные медали «100 лет городу Орехово-Зуево». Среди награжденных были доценты ГГТУ В.Н. Алексеев и К.В. Булавкин. Перед участниками конференции выступила прапрапраправнучка С.В. Морозова – Марина Смольянинова, которая рассказала о вкладе семьи Морозовых в развитие города. На конференции из прозвучавших докладов можно было узнать об истории микрорайона Новая стройка, Ореховского хлопчато-бумажного комбината, литературных традициях города и многом другом. В заключение была сделана памятная фотография студентов и преподавателей ГГТУ с потомком рода Морозовых – Андреем Михайловичем Маркевичем. Участие студентов в таких масштабных социальных проектах и культурных акциях способствует не только расширению представлений о музее, как о социокультурном институте, призванном поддерживать традиционные культурные стандарты на высоком уровне, обеспечивать преемственность гуманитарных ценностей и производство мировоззренческих смыслов, но и формирует у студентов проектное мышление как неотъемлемый компонент конкурентоспособной личности [10, с. 35].

Расширение образовательной функции современного вуза способствует созданию конструктивных партнерских отношений с учреждениями индустрии досуга, основной миссией которых является организация массовых зрелищно-развлекательных, культуротворческих, рекреативных, этнокультурных программ. Участие в разработке и реализации досуговых мероприятий формирует у студентов способность применять интерактивные технологии в деятельности учреждений культуры и образования в процессе организации содержательного досуга различных категорий населения, что отвечает потребностям современного рынка труда в квалифицированных специалистах социально-культурной сферы.

Интеграция образовательного и культурного потенциала вуза и учреждений культуры города Москвы послужила для педагогов кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ основанием разработки в 2015 г. научно-исследовательского проекта «Социально-культурное партнерство: вуз – музей – библиотека в условиях инновационного развития», продолжающего поиск эффективных средств, форм и методов диверсификации высшего образования в социально-культурной сфере [10, c. 41]. В рамках сотрудничества вуза с учреждениями культуры 8 января 2018 года волонтеры-аниматоры представили увлекательную раус-программу в Московской областной государственной детской библиотеке. Рождество – самый волшебный и загадочный праздник. В рамках рождественского праздника волонтеры-аниматоры организовали веселые хороводы, игры, твистинг, аквагрим. Дети с удовольствием принимали участие в игровых программах, водили хоровод, с радостью получали в подарок от аниматоров фигурки из шариков, а также выстраивались в большую очередь на аквагрим. Хочется отметить, что студенты не только провели интерактивную программу, но и с большим интересом познакомились с деятельностью такого масштабного учреждения культуры, как МОГДБ, увидели, какие познавательные и развлекательные мероприятия организуются в стенах этого полифункционального социально-культурного центра Московской области.

С целью апробации теоретических знаний и практических навыков, полученных на аудиторных занятиях, формирования профессиональных компетенций проводятся выездные практические занятия на базе учреждений культуры и образования. В институте культуры МГПУ стало традицией в дни празднования широкой масленицы не только с размахом отмечать ее в стенах вуза, но и выезжать со студентами в рамках дисциплины «Социально-культурная анимация» на различные площадки города Москвы. Более пяти лет студенты, под руководством доцента Г.В. Ганьшиной, музыкальных руководителей И.А. Аксеновой и Ж.И. Хворовой, организуют анимационные программы «Широкая Масленица» в дошкольных подразделениях ГБОУ Школа «Спектр» и ГБОУ № 1028 г. Москвы. Нарядные костюмы, веселые хороводы, игры, пляски, песни и, конечно, вкусные блины – непременный атрибут этого праздника, – позволяют подарить всем присутствующим много позитивных эмоций, тепла и радости. Волонтеры-аниматоры увлекают всех детей в удивительный мир народных традиций, волшебства и сказки.

Ежегодно в конце декабря в стенах университетской школы МГПУ ярко и весело проходят новогодние представления для учащихся школы, детей и сотрудников вуза. В фойе для ребят организуется увлекательная анимационная программа, подготовленная студентами направления подготовки «Социально-культурная деятельность» под руководством ведущих педагогов кафедры социально-культурной деятельности. Интересные мастер-классы, аквагрим, твистинг, занимательные игры, танцы, хоровод со сказочными волшебниками, феями, скоморохами и веселыми зверушками дарят много добрых и светлых минут как детям, так и взрослым. В актовом зале зрителей всегда ждут завораживающие по сюжету и исполнению спектакли, где главные роли исполняют студенты вуза. Чудеса перевоплощения, замечательная игра актеров, яркие костюмы, песни, танцы, непосредственное общение со зрителями во время спектакля очаровывают сердца детей и взрослых, заряжая всех радостным новогодним настроением.

Исторические и социально-экономические условия развития конкретного общества формируют соответствующие средства и методы воспитания и образования, которые отвечают определенному культурному уровню развития личности и общества в целом [11, с. 167]. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь: культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг [12, c. 20]. Продуманная организация учебного и свободного времени студентов формирует у них потребность в содержательном культурном досуге на долгие годы, желание реализовывать свой творческий потенциал, расширять кругозор, общаясь с интересными людьми, посещая учреждения культуры, научно-технические кружки, наполняя свой мир яркими событиями и красками [13, с. 65]. Так, на педагогическом и юридическом факультетах ГГТУ систематически создаются условия для интеграции студентов в социокультурное пространство вуза, города, области, что способствует развитию их творческой активности, духовному и культурному совершенствованию, освоению основных профессиональных ролей организаторов досуга, волонтеров, куратор учебных группы, руководителей студенческих объединений. Сотрудничество ГГТУ с Центральной городской библиотекой им. М. Горького (г. Орехово-Зуево) представляет широкие возможности для реализации научного и творческого потенциала студентов вуза. В рамках деятельности студенческого научного кружка «Мое родное Подмосковье» (руководитель Е.В. Бабаева) в библиотеке прошли городские научно-практические семинары «Савва Морозов в литературе» и «Их именами названы улицы нашего города». 2 апреля 2017 года студенты исторического факультета приняли участие в мероприятии Библионочь-2017. Они успешно преодолели все этапы исторического квеста и были награждены книгами. Такое включение студентов в социокультурное пространство библиотеки, установление партнерских взаимоотношений с сотрудниками учреждения формирует у молодежи способность к продуктивному действию – созиданию, проявлению инициативы, самостоятельности, толерантности и ответственности.

Выводы

Важным условием диверсификации высшего образования является расширение социокультурного пространства вуза, включение студентов в различные формы корпоративного сотрудничества, укрепление и развитие контактов с профессиональными педагогическими и культурными сообществами. Создание практико-ориентированной образовательной среды на основе взаимодействия вуза и учреждений культуры способствует не только формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов, но и готовит их к будущей многофункциональной педагогической деятельности с учетом современных тенденций социально-культурного развития подрастающего поколения и общества в целом.