Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE PROBLEM OF STUDENTS’ ETHICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY

Mokritskaya E.A. 1
1 Orenburg State University
This article discusses a problem of students’ cultural competence increase. The student must be capable to work in the multicultural space, taking into account requirements of modern ethics. Higher educational institutions are directed to play an important role in training of the younger generation for the favorable future. The educational field of the university has to reflect a spiritual aspect of future professional field of students’ activity. The professional ethics should take a special place in the ethical education of students at the university. The University lays the foundation for professional culture of a future specialist, which parts are responsibility of the specialist and following the norms of professional activity. Education, introducing a person into the world of moral values, contributes to the entry of all around in the sphere of personal moral responsibility. The development of ethically educated personality, self-determination and self-realization in society have to become indispensable conditions for modern professional and ethical education. Ethical knowledge is a reference point of cognition and self-improvement, success of professional activity and self-updating.
ethical knowledge
moral standards
ethics in multicultural space
moral values
ethical categories
the moral choice
the valuable relation
professional ethics

В настоящее время на международном уровне широко обсуждаются вопросы перехода от индустриального общества к научно-коммуникационному, перехода от действий, имеющих локальное значение, к глобализации. Сегодня имеется острая необходимость социума в специалистах, отличающихся социально-профессиональной мобильностью, этической культурой, готовностью к освоению новых знаний, умений, практического опыта и развитию моральных ценностей в различных сферах деятельности. Отсюда требования к образованию в университете должны складываться с учётом этих тенденций развития общества. Важно отметить, что современное образование предполагает формирование личности с твердой жизненной позицией, человека, обладающего не только профессиональными, но и этическими знаниями, необходимыми для диалога культур, принятия решения, совершения выбора в этически-сложных ситуациях, в частности профессионально-этических. Следовательно, для того, чтобы будущий специалист стал профессиональной личностью, необходимо на занятиях формировать у него понимание значимости этических норм, ценностей, т.е. обращаться к этическим знаниям. По нашему мнению, этические знания предполагают верное суждение с точки зрения этических категорий как ценностей о поведении человека и понимание того, что любой человек всегда находится в ситуации морального выбора. К этическим категориям мы относим добро и зло в нравственной жизни человека, проблему морального выбора поступков, долг и ответственность, достоинство и честь человека, проблемы справедливости и свободы, совесть как нравственный самоконтроль личности, а также высшие жизненные ценности, к которым относятся счастье, радость, любовь, смысл жизни.

В данной статье мы хотим проанализировать реальные знания студентов университета не о правах и нормативных обязанностях, а об основных этических, нравственных понятиях (категориях), представление студентов о нормах морали, их ориентацию в мире этических ценностей. В целях выявления актуального уровня сформированности теоретических этических знаний студентов, как возможности нравственного выбора, мы провели исследование в Оренбургском государственном университете. Программа изучения этических знаний студентов была составлена таким образом, чтобы можно было:

1) выявить отношение к понятию этики и представление об этических нормах, нравственном поведении;

2) уточнить знания основных этических категорий;

3) определить этическую (нравственную) ориентацию, как взгляд на проблему ситуации морального выбора.

Отметим, что в ходе анализа эксперимента был зарегистрирован в целом низкий уровень этической образованности студентов, т.е. студенты практически не имеют специальных этических знаний, слабо ориентируются в этических понятиях и ценностях, не осознают их важности в структуре профессиональных качеств специалиста, в ситуациях морального выбора действуют интуитивно, затрудняются сформулировать и объяснить мотивы выбора.

С учетом результата эксперимента, показывающего когнитивный уровень этических знаний студентов, эмоционально-ценностный и практический уровни, т.е. степень их этического осмысления, ориентирования в ситуациях морального выбора, можно выделить три уровня этической образованности студентов (высокий, средний, низкий) и соответственно выделить три группы студентов.

В первую группу мы отнесли студентов, которые имеют достаточные теоретические этические знания, обладают собственными оценочными суждениями и способностью анализа своего поведения и поведения окружающих, имеют осмысленную этическую позицию, готовы идти на компромисс и к поиску альтернативных решений. Джон К. Максвелл подчеркивает, что «каждый руководствуется своими собственными эталонами, которые меняются от ситуации к ситуации. Усложняет ситуацию тот факт, что человек склонен снисходительно относиться к себе, оценивая свои поступки скорее с нестрогих позиций, чем наоборот. При этом он использует в других более высокий стандарт и судит их по худшим поступкам» [1, с. 17]. Мы полагаем, что знающий человек, делая выбор в сложной ситуации, руководствуется «золотым правилом этики», которое гласит: «любое твое действие в этом мире найдет ответ, или поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам», при этом пытается найти оптимальный путь решения проблемы, проявляет заинтересованность в изучении и осмыслении нравственных норм поведения.

Во вторую группу вошли студенты, которые обладают недостаточным объемом этических знаний, затрудняются в четком представлении этических понятий, ценностей и оперировании ими в проблемных ситуациях и дискуссиях, категоричны в своих решениях, действуют эгоистично, ориентируясь на собственную выгоду и интересы. Прослеживается явное недооценивание данными студентами роли этики, моральных ценностей в жизни человека и его взаимоотношениях с окружающим миром.

В третью группу мы определили студентов с низким уровнем этических знаний и неопределенной этической позицией, которые в своих ответах на поставленные вопросы и задачи предпочитали отвечать «не знаю» или оставляли вопрос без ответа, т.е. не проявляли интереса, способности к анализу, размышлениям. Данный уровень мы трактуем как отсутствие этических знаний. Студенты характеризуются малой активностью и неустойчивой нравственной позицией.

Анализ результатов эксперимента показал, что среди опрошенных (120 студентов) 50 % имеют низкий уровень теоретических этических знаний, у 29 % студентов отмечался средний уровень, 21 % обладают относительно достаточным объемом этических знаний.

Теперь рассмотрим, на какие вопросы студенты затруднялись ответить, а какие не вызвали особых сложностей при ответе.

В определении термина «этика», области ее знаний и предмете изучения у студентов возникли затруднения. Положительно на вопрос: «Что такое «этика» и какова область ее знаний?» ответили только 12 % респондентов. Приведем лучшие ответы:

– «Этика – это наука о морали, подразумевает тактичное и гуманное отношение друг к другу».

– «Этика – это наука о нравственных законах, которые регулируют поведение людей в различных жизненных ситуациях».

– «Этика рассматривает нравственные отношения, т.е. те, которые отвечают нормам морали».

В ходе эксперимента было выявлено, что многие студенты, представляют этику как определенный набор правил поведения в обществе, культуру общения и считают ее наукой о поведении, относящейся к области культурологии или психологии, не отличают понятие этики от юридического законодательства, ассоциируют этику с законом, подменяют понятие «этика» «этикетом». К примеру: «Этика произошла от слова «этикет» и предполагает правила изучения этикета».

Мы обратили внимание студентов на то, что понятия «этика» и «этикет» значительно различаются. Современными мыслителями этика трактуется как раздел философии, изучающий поведенческий аспект человека, в котором усматриваются фундаментальные основания. Этика является философской наукой о морали, которая рассматривает человека в ситуации морального выбора и является областью деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование его личности и общества в целом (А.А. Гусейнов, Е.В. Золотухина, А. Швейцер и др.) [2–4]. При этом понятия «этическое» (от греч.), «моральное» (от лат.), «нравственное» (от рус.) часто выступают синонимами, или близкими по смыслу. Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определенной социальной сфере. Таким образом, «этикет» представляет собой свод прописанных правил поведения в различных профессиональных и жизненных ситуациях, а «этика» – это ядро философского знания, знание тех понятий, норм и ценностей, которое дает человеку ориентиры, помогающие осознанно совершить моральный выбор, по большому счету учит, как сделать свой жизненный путь более удачным с помощью знаний и воспитания личностной культуры. Этика является востребованной и необходимой, поскольку является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и зле в жизни людей. Студентам было дано разъяснение, что мораль, нравственные ценности существуют веками, как способ регуляции отношений человека с другими людьми, с природой. А правила этикета вторичны, они вырабатываются на принципах морали, права. В этом смысле современный этикет может выступать в роли современной «малой этики». Следовательно, «этика» не может подменяться «этикетом».

Среди ответов студентов встречалось мнение, что «этика – форма торможения основных человеческих инстинктов и приведение его к общему стандарту, что убивает нашу индивидуальность». Данное утверждение свидетельствует о недостаточном знании и недооценивании студентами осознания того, что человек живет в мире сложных взаимосвязей с природой и обществом, важности поведенческого аспекта, который определяет во многом линию жизни человека. Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению практических смысложизненных и поведенческих проблем.

Наряду с недопониманием важности этики нами выявлено, что знание и осознание этических категорий, таких как достоинство, долг, ответственность, совесть, свобода, и других у студентов является неполным.

Большинство студентов подчеркивали безусловную важность этической категории достоинства, отмечали, что достоинство должно быть присуще каждой личности, но затруднялись объяснить, что такое «достоинство».

– «Достоинство должно быть у каждого человека независимо от статуса».

– «Достоинство возвышает человека».

Отметим, что достоинство – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в собственной индивидуальности и определенной независимости в свободе выбора. В.М. Хвостов считает важным, что в сравнении с долгом и счастьем именно чувство человеческого достоинства является основным психологическим фундаментом нравственного принципа и подчеркивает, что мотивом действий для нравственного человека служит – достоинство и ему стыдно отступить от идеала, даже если служение добру ведет к утрате счастья [5, с. 273].

Нами выявлено, что вместе с недопониманием категории «достоинства» знание такой этической ценности, как «долг», у студентов является неполным, однако студенты отмечали важность данной категории в регуляции человеческих отношений.

– «Долг – это необходимость человеческих отношений, долг помогает сделать мир справедливым».

– «Долг – необходимое чувство, без долга не было бы взаимодействия между людьми и люди не чувствовали бы себя членами единого общества».

Мы видим, что студенты хотя и затрудняются в определении понятия «достоинство», «долг», но чувство достоинства, долга и осознание их необходимости присутствует в ответах.

Однако встречались и такие ответы:

– «Долг – это предрассудок, так как человек от рождения никому ничего не должен. Его можно заменить понятием «общественное рабство».

– «Это та ноша, которую мы несем на плечах всю жизнь, а она очень трудная и тяжелая. Она нам мешает, не стоит на этом зацикливаться».

– «Долг – это пустой звук для моего поколения, чтобы это понятие ни значило».

– «Это некая обязанность, мешающая счастливому существованию».

– «Я никому ничего не должен!».

Такую позицию можно рассматривать как самообман, отказ от чувства долга по отношению к другим свидетельствует об отсутствии элементарных этических знаний, ценностей. Долг трактуется как личная нравственная задача конкретного лица в определенной ситуации, которую человек решает сам на основе своих этических знаний и нравственных убеждений. Согласно И. Канту поступать нужно «так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [6, с. 270]. Следовательно, необходимо осознанно подходить к любому своему суждению, решению или действию.

Отметим, что нравственные нормы, которые существуют в нашем обществе, не зависят от желания каждого отдельного человека. Человек вступает в жизнь, где моральные нормы уже существуют и когда человек становится способным к самостоятельным действиям, он сталкивается с гранями, которые нельзя переступать, которые нужно элементарно знать.

Подобную картину недостаточных этических знаний мы наблюдаем при осмыслении понятия «совесть». Только 39 % человек смогли правильно оценить и сформулировать понятие «совесть». Встречались такие ответы как:

«Совесть – душа человека».

«Совесть – это контроль над собой и своими действиями».

«Совесть – это такое качество человека, которое помогает ему переступать свои желания».

«Совесть не оставляет человека равнодушным, заставляет его переживать…»

Однако встречались и следующие ответы:

«Совесть – бесполезное качество человека».

«Совесть – нехорошая вещь. От греха не спасет, но потом отравляет все удовольствие от него».

«Совесть – это петля на шее. Когда ты творишь добро, ее не заметно, но стоит только сделать шаг в сторону зла, бессердечия, безразличия, как петля начинает потихоньку затягиваться».

«Совесть – это предрассудок, для меня нет такого понятия».

Следует отметить, что «совестливость», являясь нравственной основой всей жизнедеятельности человека, представляет собой критическое осмысление и переживание своих поступков. Совесть является категорией этики, которая характеризует возможность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутренний самоанализ с точки зрения соответствия собственных действий моральным требованиям, самостоятельно определять для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Русский философ Н.О. Лосский считал, что «совесть можно назвать «голосом Божиим в человеке» [7, с. 101]. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.

Мы привели ответы студентов на некоторые вопросы, и в целом наш эксперимент показал незнание и существенное недооценивание студентами роли этических ценностей и значимости этических категорий, поэтому не удивительно, что повсюду мы наблюдаем грубость, неуважение друг к другу. Большинство современной молодежи не имеет достаточных моральных знаний. Однако во все времена нравственные ценности, знания выражали глубочайшие устремления человечества, открывали перспективу совершенствования общества, придавали человеческой жизни смысл. Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность всегда образовывали и образуют ценностный каркас нравственной культуры человека и общества.

Таким образом, мы хотим подчеркнуть, что нравственность, мораль, добро должны перестать быть отвлеченными понятиями, а должны стать необходимой составляющей жизни. С нашей точки зрения, процесс непосредственного формирования специалиста как личности и профессионала представляет собой внутренний разносторонний процесс и должен включать в себя обогащение и накопление не только профессиональных, но и этических знаний, а также передавать студентам опыт ценностного отношения к действительности. Будущему специалисту необходимо сформировать в процессе обучения в университете твердые нравственные убеждения, активную жизненную позицию, умение определить свою роль в обществе и овладеть способностью к адекватной нравственной оценке собственных профессиональных действий и решений. Социально-личностные качества выпускников, нравственно-ценностные ориентации, коммуникабельность являются первостепенными критериями при устройстве на работу в организации, так как большие технологические возможности современного общества приводят к тому, что результаты действий сотрудников имеют колоссальную общественную значимость. Необходимые этические знания студент может получить в процессе обучения в университете в рамках специальных этических дисциплин, а также изучение морально-нравственных проблем может и должно стать междисциплинарным.

По нашему мнению, образование в университете в целом должно играть ключевую роль в этом процессе этического просвещения. Таким образом, необходимо спроектировать педагогический процесс на основе комплексного подхода к формированию нравственной культуры личности, через единство в практике преподавания когнитивного, эмоционально-ценностного и практического компонентов. Помимо предоставления, в рамках программы университета качественного образования, необходимо актуализировать высокие этические ценности, ввести практику решения морально-этических проблем, сформировать достойное поведение в социуме.