В настоящее время на международном уровне широко обсуждаются вопросы перехода от индустриального общества к научно-коммуникационному, перехода от действий, имеющих локальное значение, к глобализации. Сегодня имеется острая необходимость социума в специалистах, отличающихся социально-профессиональной мобильностью, этической культурой, готовностью к освоению новых знаний, умений, практического опыта и развитию моральных ценностей в различных сферах деятельности. Отсюда требования к образованию в университете должны складываться с учётом этих тенденций развития общества. Важно отметить, что современное образование предполагает формирование личности с твердой жизненной позицией, человека, обладающего не только профессиональными, но и этическими знаниями, необходимыми для диалога культур, принятия решения, совершения выбора в этически-сложных ситуациях, в частности профессионально-этических. Следовательно, для того, чтобы будущий специалист стал профессиональной личностью, необходимо на занятиях формировать у него понимание значимости этических норм, ценностей, т.е. обращаться к этическим знаниям. По нашему мнению, этические знания предполагают верное суждение с точки зрения этических категорий как ценностей о поведении человека и понимание того, что любой человек всегда находится в ситуации морального выбора. К этическим категориям мы относим добро и зло в нравственной жизни человека, проблему морального выбора поступков, долг и ответственность, достоинство и честь человека, проблемы справедливости и свободы, совесть как нравственный самоконтроль личности, а также высшие жизненные ценности, к которым относятся счастье, радость, любовь, смысл жизни.
В данной статье мы хотим проанализировать реальные знания студентов университета не о правах и нормативных обязанностях, а об основных этических, нравственных понятиях (категориях), представление студентов о нормах морали, их ориентацию в мире этических ценностей. В целях выявления актуального уровня сформированности теоретических этических знаний студентов, как возможности нравственного выбора, мы провели исследование в Оренбургском государственном университете. Программа изучения этических знаний студентов была составлена таким образом, чтобы можно было:
1) выявить отношение к понятию этики и представление об этических нормах, нравственном поведении;
2) уточнить знания основных этических категорий;
3) определить этическую (нравственную) ориентацию, как взгляд на проблему ситуации морального выбора.
Отметим, что в ходе анализа эксперимента был зарегистрирован в целом низкий уровень этической образованности студентов, т.е. студенты практически не имеют специальных этических знаний, слабо ориентируются в этических понятиях и ценностях, не осознают их важности в структуре профессиональных качеств специалиста, в ситуациях морального выбора действуют интуитивно, затрудняются сформулировать и объяснить мотивы выбора.
С учетом результата эксперимента, показывающего когнитивный уровень этических знаний студентов, эмоционально-ценностный и практический уровни, т.е. степень их этического осмысления, ориентирования в ситуациях морального выбора, можно выделить три уровня этической образованности студентов (высокий, средний, низкий) и соответственно выделить три группы студентов.
В первую группу мы отнесли студентов, которые имеют достаточные теоретические этические знания, обладают собственными оценочными суждениями и способностью анализа своего поведения и поведения окружающих, имеют осмысленную этическую позицию, готовы идти на компромисс и к поиску альтернативных решений. Джон К. Максвелл подчеркивает, что «каждый руководствуется своими собственными эталонами, которые меняются от ситуации к ситуации. Усложняет ситуацию тот факт, что человек склонен снисходительно относиться к себе, оценивая свои поступки скорее с нестрогих позиций, чем наоборот. При этом он использует в других более высокий стандарт и судит их по худшим поступкам» [1, с. 17]. Мы полагаем, что знающий человек, делая выбор в сложной ситуации, руководствуется «золотым правилом этики», которое гласит: «любое твое действие в этом мире найдет ответ, или поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам», при этом пытается найти оптимальный путь решения проблемы, проявляет заинтересованность в изучении и осмыслении нравственных норм поведения.
Во вторую группу вошли студенты, которые обладают недостаточным объемом этических знаний, затрудняются в четком представлении этических понятий, ценностей и оперировании ими в проблемных ситуациях и дискуссиях, категоричны в своих решениях, действуют эгоистично, ориентируясь на собственную выгоду и интересы. Прослеживается явное недооценивание данными студентами роли этики, моральных ценностей в жизни человека и его взаимоотношениях с окружающим миром.
В третью группу мы определили студентов с низким уровнем этических знаний и неопределенной этической позицией, которые в своих ответах на поставленные вопросы и задачи предпочитали отвечать «не знаю» или оставляли вопрос без ответа, т.е. не проявляли интереса, способности к анализу, размышлениям. Данный уровень мы трактуем как отсутствие этических знаний. Студенты характеризуются малой активностью и неустойчивой нравственной позицией.
Анализ результатов эксперимента показал, что среди опрошенных (120 студентов) 50 % имеют низкий уровень теоретических этических знаний, у 29 % студентов отмечался средний уровень, 21 % обладают относительно достаточным объемом этических знаний.
Теперь рассмотрим, на какие вопросы студенты затруднялись ответить, а какие не вызвали особых сложностей при ответе.
В определении термина «этика», области ее знаний и предмете изучения у студентов возникли затруднения. Положительно на вопрос: «Что такое «этика» и какова область ее знаний?» ответили только 12 % респондентов. Приведем лучшие ответы:
– «Этика – это наука о морали, подразумевает тактичное и гуманное отношение друг к другу».
– «Этика – это наука о нравственных законах, которые регулируют поведение людей в различных жизненных ситуациях».
– «Этика рассматривает нравственные отношения, т.е. те, которые отвечают нормам морали».
В ходе эксперимента было выявлено, что многие студенты, представляют этику как определенный набор правил поведения в обществе, культуру общения и считают ее наукой о поведении, относящейся к области культурологии или психологии, не отличают понятие этики от юридического законодательства, ассоциируют этику с законом, подменяют понятие «этика» «этикетом». К примеру: «Этика произошла от слова «этикет» и предполагает правила изучения этикета».
Мы обратили внимание студентов на то, что понятия «этика» и «этикет» значительно различаются. Современными мыслителями этика трактуется как раздел философии, изучающий поведенческий аспект человека, в котором усматриваются фундаментальные основания. Этика является философской наукой о морали, которая рассматривает человека в ситуации морального выбора и является областью деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование его личности и общества в целом (А.А. Гусейнов, Е.В. Золотухина, А. Швейцер и др.) [2–4]. При этом понятия «этическое» (от греч.), «моральное» (от лат.), «нравственное» (от рус.) часто выступают синонимами, или близкими по смыслу. Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определенной социальной сфере. Таким образом, «этикет» представляет собой свод прописанных правил поведения в различных профессиональных и жизненных ситуациях, а «этика» – это ядро философского знания, знание тех понятий, норм и ценностей, которое дает человеку ориентиры, помогающие осознанно совершить моральный выбор, по большому счету учит, как сделать свой жизненный путь более удачным с помощью знаний и воспитания личностной культуры. Этика является востребованной и необходимой, поскольку является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и зле в жизни людей. Студентам было дано разъяснение, что мораль, нравственные ценности существуют веками, как способ регуляции отношений человека с другими людьми, с природой. А правила этикета вторичны, они вырабатываются на принципах морали, права. В этом смысле современный этикет может выступать в роли современной «малой этики». Следовательно, «этика» не может подменяться «этикетом».
Среди ответов студентов встречалось мнение, что «этика – форма торможения основных человеческих инстинктов и приведение его к общему стандарту, что убивает нашу индивидуальность». Данное утверждение свидетельствует о недостаточном знании и недооценивании студентами осознания того, что человек живет в мире сложных взаимосвязей с природой и обществом, важности поведенческого аспекта, который определяет во многом линию жизни человека. Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению практических смысложизненных и поведенческих проблем.
Наряду с недопониманием важности этики нами выявлено, что знание и осознание этических категорий, таких как достоинство, долг, ответственность, совесть, свобода, и других у студентов является неполным.
Большинство студентов подчеркивали безусловную важность этической категории достоинства, отмечали, что достоинство должно быть присуще каждой личности, но затруднялись объяснить, что такое «достоинство».
– «Достоинство должно быть у каждого человека независимо от статуса».
– «Достоинство возвышает человека».
Отметим, что достоинство – это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в собственной индивидуальности и определенной независимости в свободе выбора. В.М. Хвостов считает важным, что в сравнении с долгом и счастьем именно чувство человеческого достоинства является основным психологическим фундаментом нравственного принципа и подчеркивает, что мотивом действий для нравственного человека служит – достоинство и ему стыдно отступить от идеала, даже если служение добру ведет к утрате счастья [5, с. 273].
Нами выявлено, что вместе с недопониманием категории «достоинства» знание такой этической ценности, как «долг», у студентов является неполным, однако студенты отмечали важность данной категории в регуляции человеческих отношений.
– «Долг – это необходимость человеческих отношений, долг помогает сделать мир справедливым».
– «Долг – необходимое чувство, без долга не было бы взаимодействия между людьми и люди не чувствовали бы себя членами единого общества».
Мы видим, что студенты хотя и затрудняются в определении понятия «достоинство», «долг», но чувство достоинства, долга и осознание их необходимости присутствует в ответах.
Однако встречались и такие ответы:
– «Долг – это предрассудок, так как человек от рождения никому ничего не должен. Его можно заменить понятием «общественное рабство».
– «Это та ноша, которую мы несем на плечах всю жизнь, а она очень трудная и тяжелая. Она нам мешает, не стоит на этом зацикливаться».
– «Долг – это пустой звук для моего поколения, чтобы это понятие ни значило».
– «Это некая обязанность, мешающая счастливому существованию».
– «Я никому ничего не должен!».
Такую позицию можно рассматривать как самообман, отказ от чувства долга по отношению к другим свидетельствует об отсутствии элементарных этических знаний, ценностей. Долг трактуется как личная нравственная задача конкретного лица в определенной ситуации, которую человек решает сам на основе своих этических знаний и нравственных убеждений. Согласно И. Канту поступать нужно «так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» [6, с. 270]. Следовательно, необходимо осознанно подходить к любому своему суждению, решению или действию.
Отметим, что нравственные нормы, которые существуют в нашем обществе, не зависят от желания каждого отдельного человека. Человек вступает в жизнь, где моральные нормы уже существуют и когда человек становится способным к самостоятельным действиям, он сталкивается с гранями, которые нельзя переступать, которые нужно элементарно знать.
Подобную картину недостаточных этических знаний мы наблюдаем при осмыслении понятия «совесть». Только 39 % человек смогли правильно оценить и сформулировать понятие «совесть». Встречались такие ответы как:
«Совесть – душа человека».
«Совесть – это контроль над собой и своими действиями».
«Совесть – это такое качество человека, которое помогает ему переступать свои желания».
«Совесть не оставляет человека равнодушным, заставляет его переживать…»
Однако встречались и следующие ответы:
«Совесть – бесполезное качество человека».
«Совесть – нехорошая вещь. От греха не спасет, но потом отравляет все удовольствие от него».
«Совесть – это петля на шее. Когда ты творишь добро, ее не заметно, но стоит только сделать шаг в сторону зла, бессердечия, безразличия, как петля начинает потихоньку затягиваться».
«Совесть – это предрассудок, для меня нет такого понятия».
Следует отметить, что «совестливость», являясь нравственной основой всей жизнедеятельности человека, представляет собой критическое осмысление и переживание своих поступков. Совесть является категорией этики, которая характеризует возможность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутренний самоанализ с точки зрения соответствия собственных действий моральным требованиям, самостоятельно определять для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Русский философ Н.О. Лосский считал, что «совесть можно назвать «голосом Божиим в человеке» [7, с. 101]. Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.
Мы привели ответы студентов на некоторые вопросы, и в целом наш эксперимент показал незнание и существенное недооценивание студентами роли этических ценностей и значимости этических категорий, поэтому не удивительно, что повсюду мы наблюдаем грубость, неуважение друг к другу. Большинство современной молодежи не имеет достаточных моральных знаний. Однако во все времена нравственные ценности, знания выражали глубочайшие устремления человечества, открывали перспективу совершенствования общества, придавали человеческой жизни смысл. Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность всегда образовывали и образуют ценностный каркас нравственной культуры человека и общества.
Таким образом, мы хотим подчеркнуть, что нравственность, мораль, добро должны перестать быть отвлеченными понятиями, а должны стать необходимой составляющей жизни. С нашей точки зрения, процесс непосредственного формирования специалиста как личности и профессионала представляет собой внутренний разносторонний процесс и должен включать в себя обогащение и накопление не только профессиональных, но и этических знаний, а также передавать студентам опыт ценностного отношения к действительности. Будущему специалисту необходимо сформировать в процессе обучения в университете твердые нравственные убеждения, активную жизненную позицию, умение определить свою роль в обществе и овладеть способностью к адекватной нравственной оценке собственных профессиональных действий и решений. Социально-личностные качества выпускников, нравственно-ценностные ориентации, коммуникабельность являются первостепенными критериями при устройстве на работу в организации, так как большие технологические возможности современного общества приводят к тому, что результаты действий сотрудников имеют колоссальную общественную значимость. Необходимые этические знания студент может получить в процессе обучения в университете в рамках специальных этических дисциплин, а также изучение морально-нравственных проблем может и должно стать междисциплинарным.
По нашему мнению, образование в университете в целом должно играть ключевую роль в этом процессе этического просвещения. Таким образом, необходимо спроектировать педагогический процесс на основе комплексного подхода к формированию нравственной культуры личности, через единство в практике преподавания когнитивного, эмоционально-ценностного и практического компонентов. Помимо предоставления, в рамках программы университета качественного образования, необходимо актуализировать высокие этические ценности, ввести практику решения морально-этических проблем, сформировать достойное поведение в социуме.