Сегодняшняя ситуация, когда наблюдается социально-экономический кризис, сопровождающийся деформацией существовавшей системы духовно-нравственных ценностей, вытеснением приоритета ценностных ориентиров бескорыстного служения Родине, стремлением подрастающего поколения к богатству, индивидуализму, актуализирует проблему духовного оздоровления нации, требующую изменения образовательной стратегии всей системы образования. Негативные тенденции духовно-нравственного развития подрастающего поколения и необходимости их преодоления нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1]. Как было отмечено в предыдущих исследованиях авторов данных строк, А.В. Ивановой, Н.А. Ивановой, и В.Н. Эверстовой, проблеме единства нравственных и эстетических ценностей посвящены исследования современных философов (А.И. Арнольдова, А.И. Бурова, А.Ф. Ершеева, М.С. Каган, В.А. Разумный, В.Я. Синенко, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.И. Толстых и др.), а также педагогов (Е.С. Григорьев, Е.В. Квятковский, Т.С. Колесниченко, Б.Т. Лихачев, Л.Я. Рубина и др.) [2].
Анализ научной литературы по избранной теме позволяет заключить, что, хотя вопросам духовно-нравственного развития учащихся уделяется огромное внимание в исследованиях философов, педагогов, нами обнаружено, что данной проблеме в основном посвящены исследования по гуманитарным предметам, в частности по литературе, истории. Возникает необходимость исследовать влияние предметов естественнонаучного цикла, в частности, математики, на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника.
Вопросы воспитания нравственных качеств у младших школьников при обучении решению текстовых задач привлекают внимание математиков-методистов. «В младшем школьном возрасте дети в различных ситуациях овладевают простыми нормами нравственности. В условиях современной школы, когда содержание образования значительно увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, особенно возрастает роль учебного процесса в нравственном воспитании. Поскольку нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам» [3, с. 110].
Останавливаясь на вопросах воспитания нравственных качеств у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач, А.В. Тихоненко указывает на важность использования следующих видов деятельности: «вводные беседы для разбора и уточнения содержания арифметических задач, которые должны соответствовать социальному опыту младших школьников, быть краткими; составление учащимися задач по определённой теме, связанной с жизнью и опытом людей города, района, фермерского хозяйства, данной местности, которые служат источником знаний, обогащают нравственный опыт учащихся; организация коллективной работы учащихся на уроке; проведение внеклассной работы по математике, предусматривающей развитие творческих способностей младших школьников; иллюстративный материал учебников, который имеет немаловажное значение для нравственного воспитания учащихся, он делает содержание задач наглядным, доступным, помогает формировать творческое воображение, воспитывает чувство красоты, пропорции, чёткости выполнения заданий и др.» [4].
«Наше будущее зависит от того, какие ценности будет исповедовать человек XXI века. Концепция устойчивого развития рассматривает перспективы человека не только в экономических («материалистических») параметрах, но и, прежде всего, в ценностных категориях достойной человеческой жизни» [5, с. 70].
В материале нашего исследования под духовно-нравственным развитием средствами математики мы понимаем определенным образом организованный педагогический процесс, в ходе которого формируется личность, умеющая строить свою деятельность в соответствии с морально-этическими нормами поведения.
Цель исследования: определить педагогические условия деятельности учителя начальных классов по духовно-нравственному развитию учащихся посредством использования задач, включающих заранее продуманные беседы, обогащающие духовный мир и способствующие развитию нравственных ценностей у младшего школьника.
Гипотеза исследования. Процесс духовно-нравственного развития личности учащихся начальных классов будет эффективным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические условия:
- организация учебно-воспитательного процесса по духовно-нравственному развитию личности учащихся базируется на основе приобщения их к общечеловеческим культурным ценностям с учетом того, что математика – часть общечеловеческой культуры;
- система задач включает в себя заранее продуманные беседы, обогащающие духовный мир и знания о морально-этических нормах поведения, и способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
В процессе духовно-нравственного развития личности приоритетное значение имеет младший школьный возраст, так как в этом возрасте идет начальный этап становления личности, где происходит первая фаза (адаптация) социализации школьника, формирование интереса к учебной деятельности, мотивов учения, закладываются механизмы преобразования, саморазвития самого себя для позитивного роста.
В курсе математики начальных классов текстовые задачи являются связующим звеном между теорией и практикой обучения. Система расположения текстовых задач подчинена логике развертывания вводимых понятий, ознакомления с арифметическими действиями и их свойствами и т.д., так как усвоение теоретических знаний идет через решение задач. На решение задач не отводится отдельное время, а органически связывается с арифметикой целых неотрицательных чисел и основных величин, элементами алгебры и геометрии.
Результаты исследования и их обсуждение
Базой исследования явились начальные классы СОШ № 33 г. Якутска. В эксперименте приняли участие 126 учащихся (63 из экспериментальной группы, 63 из контрольной группы) в 2016–2017 учебном году.
Для того, чтобы определить уровень духовно-нравственного развития у учащихся, мы выбрали критерии, выделив три уровня их проявления:
I. Высокий – ученики имеют знания о значимости духовно-нравственных ценностях (любовь, доброта, сочувствие, долг и ответственность и т.д.), могут самостоятельно дать оценку явлениям, поступкам людей, умеют руководствоваться имеющимися знаниями в поведении.
II. Средний – ученики имеют знания о духовно-нравственных ценностях, но могут руководствоваться ими не всегда, для них важно мнение окружающих.
III. Низкий – ученики к духовно-нравственным ценностям относятся равнодушно, им присуща склонность к негативному поведению.
Следует отметить, что перед проведением экспериментальной работы был проведен констатирующий эксперимент. По его результатам учащиеся и экспериментальной, и контрольной групп по уровню духовно-нравственного развития существенно не различались. Для диагностики результатов исследования использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа. Наблюдение за учащимися в различных видах коллективной деятельности обнаружило разницу в поведении учащихся. Умение строить свою деятельность в соответствии с морально-этическими нормами поведения проявляется в умении работать в коллективе, проявляя уважение и терпимость к другим людям, соблюдая морально-этические нормы поведения, в осознании того, что данные ценности являются основой их образа жизни. После проведения опытно-экспериментальной работы по результатам контрольного этапа исследования выявлено, что в экспериментальной группе большой интерес стали вызывать решение задач с духовно-нравственным содержанием и беседы с воспитательной направленностью, соответственно, значительно возросло число учащихся, которым интересно изучать математику (с 54 % до 72 %). Экспериментальная группа существенно превосходит контрольную по количеству учащихся, у которых духовно-нравственные ценности сформированы на высоком уровне (с 26 % до 43 %), а процент находящихся на среднем уровне уменьшился (с 66 % до 57 %), в то время как учащиеся с низким уровнем сформированности духовно-нравственного развития в экспериментальной группе отсутствовали, а в контрольной группе таких учеников оказалось 8 %.
Учителя-экспериментаторы (Камшекина Нина Михайловна, Голокова Вера Александровна) старались научить младших школьников принять каждого человека таким, какой он есть, уважать его индивидуальность, самобытность, находить в нем ценные положительные качества, особое внимание уделяли формированию мировоззрения – одного из основополагающих направлений духовно-нравственного развития личности ученика, что выражалось в освоении социального опыта через познание самого себя, затем его усвоение, показателем которого является умение строить свою деятельность в соответствии с морально-этическими нормами поведения.
Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, реализация предложенных педагогических условий деятельности учителя по использованию задач и бесед с воспитательной направленностью повышают уровень восприятия духовно-нравственного содержания изучаемого материала, пробуждают ассоциативное состояние ученика, способствуют тому, что духовно-нравственные ценности становятся личностно значимыми.
Размышляя над сюжетами задач и бесед при их анализе, ученики приходят к выводу о том, что математика как часть общечеловеческой культуры способствует развитию самосознания, причастности ко всеобщему процессу существования, познавательной самостоятельности и творческой деятельности. Через математику можно воспитать в себе отзывчивость, доброту, уважительное отношение к окружающим, ценностное отношение к жизни.
Учителя-экспериментаторы отмечают, что ученики на этапе ознакомления с условием задач с духовно-нравственным содержанием и в процессе бесед с воспитательной направленностью осваивают их содержание на личностно значимом уровне, постигают мотивы поступков персонажей через переживание, соучастие, что позволяет организовать и активизировать познавательную активность, повышает мотивацию учения, приводящую к развитию интереса к изучению предмета, что способствует осознанному усвоению учебного материала. Учащимся в процессе опытно-экспериментальной работы систематически предлагалось составить задачи в качестве домашнего задания. Предварительно ученикам объяснялось, как составляются задачи, что они могут включать в себя сведения из окружающей жизни и содержать математический смысл.
Рассматривая математические задачи, включающие заранее продуманные беседы обогащающие духовный мир и способствующие развитию нравственных ценностей у младшего школьника, как средство духовно-нравственного развития личности младшего школьника, их педагогические возможности, выявили путем анкетирования и в процессе доверительных бесед следующее:
- во-первых, учеников привлекает интересная подача материала во время ознакомления с сюжетом задач, содержащих интересные факты из окружающей действительности, способствующих эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- во-вторых, большинство опрошенных видят в занятиях математикой средство, позволяющее им регулировать контакты между сверстниками, отношение к происходящим событиям в жизни, деятельности человека, где проявлялись его лучшие качества, воспитать в себе такие качества, как доброта, любовь, чуткость и милосердие, умение выражать свое мнение;
- в-третьих, ученики отметили, что им нравится, что на уроках происходит обмен мнениями между учителем и учениками об услышанных фактах во время беседы перед тем, как они приступали к решению задачи, обсуждение тех или иных мыслей и предложений. Детям нравилось, что учитель не назидает, а ведет разговор на равных, не навязывая, советует, помогает, отвечает на возникающие вопросы.
Воспитывающий потенциал математики, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, можно усилить, проведя беседы, способные поднимать проблемы нравственного выбора поступка, поведения во время обсуждения текстового содержания задачи. После проведения беседы обсуждаются смысловые действия персонажей, например, при изучении темы «Формирование временных представлений» в 3 классе при решении задачи «Полёт первого в мире космонавта Юрия Гагарина продолжался 108 минут. Сколько это часов и минут?» (с. 75 учебника М.И. Моро, С.И. Волковой и др.) проводится беседа: Дети, все вы знаете полковника, Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина, который 12 апреля 1961 года на борту советского космического корабля первым в мире облетел Землю за 108 минут. Этот день отмечается как день космонавтики. Проведя беседу, учитель формирует у учащихся чувство гордости за свою родину, достижения в освоении космоса. Такой подход пробуждает положительный эмоциональный настрой школьников к нахождению способа решения задач, развивает интерес к изучению предмета, основного мотива учения, что приводит в целом к осознанному усвоению математического материала.
В 4 классе при изучении раздела «Числа от 1 до 1 000 000» по теме «Умножение и деление» решаются задачи в 3, 4 действия, содержащие сложение, вычитание, умножение, деление. В процессе их решения были проведены беседы – «знакомства» с русским математиком, создателем неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским, с первой в мире женщиной – профессором математики С.В. Ковалевской, с древнегреческим ученым Архимедом, французским философом и математиком Рене Декартом, с Великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Донским (с детьми проводится беседа: «Его заслуга состоит в том, что он объединил разрозненные русские княжества в единое государство. При нем в 1367 г. был построен Кремль в Москве. Он известен тем, что возглавил вооруженную борьбу против монголо-татар, также в 1380 г. в Куликовской битве (верховья Дона) показал выдающийся полководческий талант. И за это был прозван Донским»), с государственной Третьяковской галереей – крупнейшим в мире музеем русского искусства (беседа: «Ее основателем является русский купец Павел Михайлович Третьяков, который посвятил всю свою жизнь коллекционирование произведений отечественной школы. Галерея расположена в доме Третьяковых, в ней хранятся шедевры, созданные в течение более тысячи лет, сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая шедевры, созданные более чем за тысячу лет. Коллекция музея насчитывает более 100 тысяч единиц хранения»).
Такие беседы способствуют формированию чувства гордости за выдающиеся открытия в науке, за трудовой подвиг и т.д. и показывают положительный пример.
Итак, анализ полученных данных свидетельствует о том, что целенаправленное использование задач, включающих заранее продуманные беседы с духовно-нравственным содержанием, на уроках начального курса математики способствует развитию гуманистически ценных человеческих качеств, что приводит к формированию личности, умеющей руководствоваться в своей деятельности морально-этическими нормами поведения.
Заключение
В исследовании показана педагогическая целесообразность, возможность и реализуемость осуществления деятельности по духовно-нравственному развитию личности младшего школьника на уроках математики посредством текстовых задач, включающих заранее продуманные беседы с воспитательной направленностью, и реализации предложенных педагогических условий: расширение представления о математике как средстве приобщения к культурным ценностям, познания окружающей действительности и расширения картины мира на основе показа, что математика – часть общечеловеческой культуры.
Благодаря реализации предложенных педагогических условий в учебно-воспитательном процессе на уроках математики решается ряд образовательных и развивающих задач: формирование интереса к изучению математики, расширение кругозора и развитие познавательной активности, воспитание духовно-нравственных качеств на примере героев, представленных в сюжетах задач и бесед.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что в процессе изучения начального курса математики посредством задач и бесед с воспитательной направленностью формируется личность, умеющая строить свою деятельность в соответствии с морально-этическими нормами поведения.
В целом реализация предложенных педагогических условий позволяет активное включение учащихся в специально организованную математическую среду на уроках для их духовно-нравственного развития, где школьники убеждаются в том, что математика отражает реальный мир, учатся применять ее в решении конкретных практических задач на основе нравственного выбора поступка.